Методика ФЭМП в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики – одного из важнейших предметов в школе и всестороннего развития ребёнка.
Каждый воспитатель хочет, чтобы дети на занятии были внимательны, не отвлекались, правильно и с удовольствием выполняли бы задания и т.д. Что же нужно для того, чтобы и воспитатели, и дети получали от занятия удовлетворение? Это можно понять, если составить модель успешного занятия.
Успех занятия во многом зависит от компетентности педагога в той или иной области знаний.(слайд 14)
Компетентный педагог должен владеть определённой терминологией. Методика ФЭМП имеет специфическую, чисто математическую терминологию.
Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная целенаправленная деятельность, в ходе которой педагог ставит перед детьми познавательные задачи и помогает их решать, а это и НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, и ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. К занятиям необходимо тщательно готовиться:
- продумать программное содержание и соотнести с уровнем развития детей, с уровнем их знаний,
- подобрать РАЗНООБРАЗНЫЙ материал,
- продумать формы организации деятельности детей (в парах, в подгруппах и т.д.) (слайд 13)
Математические знания даются детям в строго определённой системе и при этом новый материал должен быть доступен детям. Каждая новая большая программная задача дробится на более мелкие, и решение данной задачи идёт последовательно на нескольких НОД.
При переходе от одной программной задачи к другой очень важно постоянно возвращаться к пройденной теме. Этим обеспечивается правильное усвоение материала.
На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач
1) образовательные - чему ребёнка будем учить (учить, закреплять, упражнять),
2) развивающие – что развивать, закреплять:
- развивать умение слушать, анализировать, умение видеть самое главное, существенное, развитие осознанности,
- продолжить формирование приёмов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).
3) воспитательные - что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов),
4) речевые - работа над активным и пассивным словарём именно в математическом плане.
в НОД по ФЭМП используются следующие методы обучения :
игровые, наглядные, словесные, практические методы обучения…(слайд 5)
Игровые – все занятия строятся в игровой форме, с использованием различных дидактических игр и упражнений.
Словесный метод в элементарной математике занимает не очень большое место и в основном заключается в вопросах к детям.
Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи.
- в младшем возрасте – прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как?
- в старшем – в основном поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем?
Так же используются:
- разъяснения (как выполнить данную задачу),
- указания воспитателя (в основном с детьми),
- план действий старшего дошкольного возраста.
Практическим методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребёнок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП.
Наглядные методы.
- демонстрационный материал, который используется у доски. Он крупного размера, яркий, красочный, разнообразный.
- раздаточный, мелкий материал, который раздаётся каждому ребёнку.
Всё занятие по ФЭМП строится только на наглядности, поэтому и демонстрационный, и раздаточный материал должен быть художественно оформлен, отвечать эстетическим требованиям: привлекательность имеет огромное значение в обучении – с красивыми пособиями детям заниматься интереснее. А чем ярче и глубже детские эмоции, тем полнее взаимодействие чувственного и логического мышления, тем более интенсивно проходит занятие, и более успешно усваиваются детьми знания.
Материала должно быть в достаточном количестве на каждого ребёнка + запасной материал.
Материал должен быть различным на каждом занятии
Материал должен быть понятен детям (заяц должен быть зайцем, шишка – шишкой, морковка – морковкой)
Пособия нужно подбирать соответственно друг другу (белки - шишки, зайцы- морковки, цветочки – бабочки и т.д.)(слайд 4)
Чтобы ребёнок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарём (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики.
Математический словарь можно взять в “Программе”, а так же в книге Метлиной Л.С. “Математика в детском саду”
Образец речи воспитателя – основной приём.
Сопряжённая речь – воспитатель говорит вместе с ребёнком
Отражённая речь – ребёнок повторяет речь воспитателя
Многократное упражнение детей.
(слайд 3) Речь и воспитателя, и ребёнка должна быть точной, краткой, чёткой, ясной (меньше “воды”). В этом случае занятие проходит быстро и интересно. По мере овладения детьми теми или иными навыками, возрастает роль словесных указаний. Воспитатель учит детей ДЕЙСТВОВАТЬ, но необходимо при этом ПРОГОВАРИВАТЬ действия.
Дети должны говорить, ЧТО и КАК они делают.
Дети старшего возраста должны приучаться планировать свои действия в устной форме
Очень важно учить детей слушать ответы товарищей, и при необходимости уточнять, дополнять, исправлять.
модель успешного занятия по ФЭМП выглядит следующим образом (слайд 2).
А как ещё можно развивать познавательный интерес детей и увлечь каждого ребёнка математикой? Можно предложить следующие приёмы и методы (слайд 6) :
Игровые проблемно практические ситуации (слайд 8)
В чём суть игровой проблемно практической ситуации? Педагог знакомит детей с доступными им понятиями, терминами, знаками символами, способами действий, с определённым логически построенным порядком выполнения действий; создаёт особые условия, которые побуждают ребёнка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новое для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения , выдвигая разные пути их решения, рассуждая теоретически или действуя практически , анализируя каждый из них.
Рассмотрим, например, ситуацию «Готовимся к празднику». Дети объединяются в группы по 3-4 человека. Каждая группа получает установку: отправится на ёлочный базар и подобрать ёлку к новогоднему празднику. Какая нужна ёлка? Такая , чтобы она была от пола до потолка и чтобы вокруг неё было бы удобно водить хоровод. На большом общем панно с помощью аппликации сконструирован «ёлочный базар»: ели разной высоты и с различным размахом веток.
Каждая группа получает панно с изображением помещения, где будет установлена ёлка. Одна группа «покупает» ёлку для своих детей, т. е. такую, которая могла бы поместиться в комнате, где они «живут» (по высоте и по ширине). Другая группа играющих «покупает» ёлку для детского сада, в котором зал просторнее и значительно выше, чем комната. Третья группа « готовит» ёлку для большого дворца. его зал значительно выше и шире, чем зал детского сада. Четвёртая группа подбирает ёлку, которая будет установлена на главной городской площади.
В рассматриваемой игровой проблемно-практической ситуации дети начинают поиск способа соизмерения, необходимого для выполнения поставленной задачи. Сначала они обсуждают знакомые им способы сравнения: определить на глаз, примерно, отклеить ёлочку и примерить её к размерам комнаты и др. Тогда «продавец», роль которого выполняет воспитатель, вводит условия, которые усложняют задачу: не допускается использование глазомера, так как нужны чёткость и доказательность решения . Детям, кроме того, из беседы с «продавцом» становится понятно, что известные способы непосредственного соизмерения ( наложение и приложение) невозможны : комнату нельзя отнести на базар а каждую ёлку нельзя принести с базара , чтобы примерить, годится ли она для данного помещения.
Каждая группа подходит к открытию нового способа соизмерения - измерения с помощью условной мерки сначала исходного объекта, задающего условия (высоты и ширины помещения), а затем последовательного измерения различных объектов и выбор из них того, что соответствует заданным параметрам.
Лидерами в таких группах становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наиболее количество вариантов. Словесное обсуждение, продумывание способа решения и его осуществление позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе»: общая ответственность за результат деятельности побуждают их помогать друг другу, контролировать действия партнёров и при необходимости корректировать их.
Таким образом, результаты ряда исследований показали, что использование игровых проблемно-практических ситуаций в дошкольной дидактике имеет свои достоинства:
- появление у детей понимания необходимости занятий при решении нестандартных практических ситуаций;
-приобретение детьми познавательного и практического опыта реализации поисковой деятельности;
-отработка алгоритма поискового поведения;
-усвоение познавательной информации не про запас, а с целью регуляции игровых и учебно-практических действий;
-развитие эстетического мышления;
-исчезновение боязни ошибок;
-возможность прямого и игрового взаимообучения партнёров;
-возникновение «вкуса» к процессу познания.
Математические сказки (слайд 9)
Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и собственно сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет, сказочные персонажи привлекают детей.
Вживаясь в события сказки, ребёнок как бы становится её действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на неё. Живой интерес, который возникает у ребёнка, можно использовать для повышения эффективности обучения.
Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольников в тоже время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить ,аргументировать ход своих решений.
Сюжетно-дидактическая и сюжетно-ролевая игры (слайд 10)
Обучение на НОД - одна из форм прямой передачи знаний в определённой системе и последовательности ,важное звено умственного воспитания в детском саду. Сюжетно-дидактическая игра, организованная после занятий даёт ребёнку возможность практически использовать, закреплять и уточнять полученные представления. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь между содержанием занятий по математике и последующей игрой. Исходя из содержания обучения основам математики и из специфики сюжетной игры, можно выделить следующие принципы построения сюжетно-дидактических игр:
a)Отбор математических знаний, полученных на НОД, для последующего отражения их в играх старших дошкольников.
b)Ознакомление детей с деятельностью взрослых, в которую органически входят действия счёта и измерения.
c)Отображение знакомой детям деятельности взрослых в сюжете и содержании игр.
d)Организация коллективных игр. Привлечение каждого ребёнка^ дополнение ролей, включающих математические действия.
e)Непосредственное участие в игре воспитателя, выполняющего наряду с детьми свою роль.
f)Индивидуальный подход к детям (учёт знаний, интересов, способностей, игровых навыков и умений каждого ребёнка).
g)Переход от практического счёта предметов к действиям счёта в плане представлений, а затем к операциям с числами.
Сюжетно-дидактическая игра «Дом Моделей»
Математические задачи:
>Закрепление порядкового счёта ;
>учить устанавливать сериационный ряд из 10 предметов;
>закрепление умений и знаний о способах измерения;
>закрепление таких математических понятий, как « высокий – низкий», « толстый –тонкий», «длинный – короткий»;
>закрепление знаний о геометрических фигурах;
>закрепление знаний о структурных элементах геометрических фигур (вершины, углы, стороны);
>закрепление речевых навыков использование в речи таких математических понятий , как размер, форма , фигура; называние всех свойств, присущих и не присущих объектам;
>закрепить представления последовательной зависимости 5-10 предметов по величине;
>закрепление представлений об отношениях между числами, об отношениях и зависимостях части и целого, зависимости величины частей от размера целого предмета;
>закреплять умения практического и глазомерного сравнения;
>закрепление умения измерения с помощью условных мерок
Математическое содержание:
-подбор одежды для каждой куклы;
-изготовление новых моделей;
-демонстрация моделей, используя математические термины;
-самостоятельное нахождение способа оценки;
-самостоятельное высказывание о количестве, способах деления, отношениях между величинами;
-действия кройки и шитья.
Моделирование (слайд 7)
Метод моделирования используется в любых науках, на всех этапах научного познания. Он обладает огромной эвристической силой, которая определяется тем, что с его помощью удаётся свести изучение сложного к простому, невидимого и неощущаемого к видимому и ощущаемому, то есть модель может сделать любой объект доступным познанию.
Рекомендации работы с моделями
1. При знакомстве с моделями необходимо указать, что это не просто схема или что-то ещё, а приближенное описание оригиналов.
2.Объяснить детям, что некоторые явления или процессы (например, время), которые мы не видим и не можем потрогать руками, можно изучить только с помощью их моделей.
3.Модели можно строить по-разному. Они могут быть плоскостными (карты, схемы, таблицы) и объёмными.
4.Детьми будет осознавать лишь то содержание воспринимаемого, которое будет выступать как предмет, на который были направлены действия детей.
5.При работе с моделью должно быть совпадение двух типов действий: действия, вызываемые наглядным пособием, и действия, которые ребёнок должен осуществлять для решения поставленной задачи.
6.Моделирование выполняется на знакомом детям материале, с опорой на знания, полученные ими ранее.
7.Перед работой с моделью можно провести вводную, ознакомительную беседу, чтобы познакомить детей с оригиналом.
8.Перед тем как провести занятия с моделью, можно рекомендовать провести 1-2 занятия без моделей.
Головоломки, ребусы, игры-лабиринты (слайд 11)
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. К занимательному математическому материалу относятся и развлечения на математическом материале.
Головоломки бывают арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (разрезание бумаги, сгибание проволоки), буквенными (анаграммы, ребусы). Есть головоломки, рассчитанные на игру фантазии и воображения. Из всего многообразия головоломок в старшем дошкольном возрасте наиболее приемлемы головоломки с палочками. Эти задачи можно объединить в 3 группы:
1.Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.
2.Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3.Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В работе с детьми 5-6 лет используют простые логические упражнения и задачи, с целью развития умений анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно размышлять.
Последовательность выполнения упражнений:
-чем отличается одна картинка от другой? Найти несколько отличий;
-найди два одинаковых предмета (по цвету, форме и т.д.);
-какая фигура лишняя и почему;
-продолжить ряд изображений, уловив закономерность; на основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру; лабиринты.
Лабиринты развивают у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление ,ловкость. Сначала детям предлагают несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется разрешить практическую задачу: помочь белке найти дупло, девочке - выйти из леса. Это переплетение 3-4 линий. В последующем используют более сложные, бессюжетные лабиринты, в которых требуется прокатить шарик, продвинуть предмет, выбирая ходы. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить, воспитывать настойчивость, достижении цели.
Следует отметить, что работа с использованием кроссвордов может осуществляться только при наличии определённых условий: знания детьми алфавита, высокого уровня развития звуковой культуры речи.
Коллекционирование (слайд 12)
Коллекционирование - доступный и интереснейший вид совместной деятельности, который обеспечивает учет индивидуальных интересов детей и взрослых и может удовлетворить потребность «собирательства чудесных сокровищ», которая так присуща маленьким детям. Коллекции можно использовать:
-на познавательных занятиях эстетического цикла как наглядный или раздаточный материал для любования, обследования или экспериментирования;
-в игровой деятельности (игры-исследования, игры-викторины и конкурсы, сюжетно-ролевые игры - «экспедиция», «геологи», «музей», театрализованные - реквизит, предметная среда);
-участие в выставках в ДОУ, в общественных местах;
-в свободной совместной деятельности детей, и взрослых (рассматривание, анализ, сравнение, классификация, исследования и др.);
-в трудовой деятельности;
-в развитии речи (например, развитие связной речи при описании коллекции, рассуждение, повествование, как основа для сочинительства);
-как способ организации индивидуальной деятельности по интересам в том числе досуг, кружковая работа ).
Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов ребёнка, для развития глубокого познавательного общения с взрослым и со сверстниками, и - что не мене важно - для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе ДОУ уголка занимательной математики.
Содержание уголка занимательной математики.
1)Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.
2)Дидактические игры с наглядным материалом, знакомый детям по занятиям.
3)Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
4)Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
5)Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
6)Шашки, шахматы и другие настольные игры.
7)Дополнительный рабочий материал ( цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т. д.).
несколько слов хочется сказать об оценке деятельности детей на НОД (слайд 15).
Не у всех детей одинаковые способности, поэтому воспитатель должен видеть не только всю группу, но и каждого отдельного ребёнка, каждому уделять внимание и на НОД, и вне её. Соответственно, необходимо продумывать оценку деятельности детей. Ведь кроме общей безликой оценки “молодцы” есть и другие: правильно; верно; очень хорошо; молодец, постарался; ты меня сегодня радуешь; ты сегодня активный, внимательный, старательный и т.д.
Комментарии
Гроамотная полезная
Гроамотная полезная консультация СПАСИБО!