"Родной свой край - люби и знай"
проект (средняя, старшая группа) по теме

Гантелева Ольга Ивановна

“Ты вспоминаешь не страну большую, 

  которую изъездил и узнал

  Ты вспоминаешь Родину такую,

  какой её ты в детстве увидал”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад №62»

ПРОЕКТ

«Родной свой край люби и знай»

Составила: воспитатель

Гантелева О.И.

2016    г.

Дзержинск

                                                                                          “Ты вспоминаешь не страну большую,

                                                        которую изъездил и узнал.

                                                       Ты вспоминаешь Родину такую,

                                                   какой её ты в детстве увидал”

Симонов

Актуальность.

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.             

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

 В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования,  стоит  задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые

доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.

 С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:

  1. обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  2. воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
  3. формирование межличностных отношений и т. д.

Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой родной Дзержинск!»

В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города  и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Гипотеза.

Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города,  края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Цель:  Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.

Задачи:

  • Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города: познакомить с символикой, достопримечательностями.
  • Дать знания детям о родном крае: история, символика города, экологическая обстановка.
  • Формировать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира в рамках ознакомления промыслов (Нижегородской области: дымка, городец, хохлома)
  • Воспитание у ребёнка любви и чувства сопричастности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
  • Пополнить знания педагогов и родителей о Нижегородской области, о своём городе.

Предполагаемый результат:

  1. У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
  2. Дети и родители примут активное участие  в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
  3. Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
  4. Педагоги и родители пополнят знания о Нижегородской области, о своём городе.

Продукт проекта:  пополнение материалом уголка по краеведению

Участники проекта

  • Дети среднего - старшего возраста
  • Родители (законные представители) и семьи воспитанников

Сроки реализации

Два года 2015 – 2017

Реализация проекта:

1 этап  Информационно-накопительный:

  • Изучение интереса детей для определения целей проекта.
  • Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
  • Обращение к специалистам.

2 этап. Разработка проекта

  1. Анкетирование родителей.

Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания; уровень готовности родителей к проблеме.

  1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
  2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

3 этап   Выполнение проекта

Формы и методы работы :

            с детьми:

Игровая деятельность:

  1. Дидактические игры:  

- «Достопримечательности города Дзержинска»

-  «Дымковская мозаика»,

- «Домино»,

-  «Что изменилось?»,

- «Художественный салон»,

-  «Третий лишний»,

- «Цветные капельки»,

-  «Разрезные картинки»,

- Развивающие кубики «Промыслы»

  1. Дидактическая книга «Нижегородская область»
  2. Сюжетно – ролевые игры

с родителями:

  1. Беседы с родителями о важности данной проблемы
  1. Альбом «Дзержинск»,

     3. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной»

        макет города «Дзержинск»

          4.Конкурс совместных творческих работ «Мой город».

     5.Семейный фото – каллаж «Путешествие нашей семьи по родному краю»

     6.Консультация для родителей «Роль семьи в патриотическом воспитании»

     7.Консультация для родителей «Художественно – эстетическое воспитание в  

         семье»

     8.Выставка «Любимая бабушкина игрушка»

с социумом

1. Экскурсия « в парк»

2.Экскурсия  в Краеведческий музей «Историческое прошлое города»

«Земля Нижегородская»

3.Экскурсия к Вечному огню

4.Экскурсия на главную площадь города

5.Экскурсия в библиотеку

6.Экскурсия в ЦХР

7.Экскурсия в музыкальную школу

8.Целевая прогулка «Город весной»

4 этап.   Презентационно - завершающий

  1. Представление проекта в форме слайд-шоу на родительском собрании
  2. Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
  3. Открытое занятие “Моя Родина – Нижегородский край”
  4. Выставка продуктов детской деятельности.

5 этап. Контрольно-рефлексивный 

  1. Подведение итогов.
  2. Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
  3. Анкетирование родителей
  4. Педагогическая диагностика

Перспективный план работы по проекту
2015-2016 учеб.г.

Знакомство с городом Дзержинск

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Октябрь

Растения

Птицы

Беседа: «Растения нашего города»

Целевая прогулка

в парк

Создание гербария

д/и «Узнай, чей лист?»

Целевая прогулка в парк «наблюдение за птицами»

д/и «Птички на ветках»

Ноябрь

Реки и озёра

Рыбы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Беседа: «Реки и озёра нашего города»

Рассматривание альбома

Макет: «Реки и озёра Дзержинска»

видео презентация «Рыбы наших рек и озёр»

д/и «Весёлая рыбалка»

Декабрь

Мой город

Архитектура прошлого и настоящего

Беседа: «Мой город Дзержинск»

Рассматривание альбома «Дзержинск»

Знакомство с гербом города Дзержинск

Макет: «Дзержинск – город в котором мы живём»

Экскурсия в Краеведческий музей: «Историческое прошлое города»

д/и «Достопримечательности города Дзержинска»

Январь

Великие люди города

Рассматривание альбома «Знаменитые люди Дзержинска»

д/и «Чем прославились эти люди»

Экскурсия к памятнику: «Ф.Э.Дзержинского»

д/и «Памятники города Дзержинск»

Знакомство с Нижегородской областью

Февраль

Дымка

Знакомство с городом Киров

Беседа: «Дымковская игрушка»

Рассматривание альбома

д/и «Дымковская мозаика»

Компьютерная презентация: «г.Киров – родина дымковской игрушки» Знакомство с гербом города Киров

Дидактическая книга

(внесение на карту Нижегородской области)

Д/и «Собери герб города»

Март

Городец

Знакомство с городом Городец

Беседа: «Рождение городецкой росписи»

Рассматривание альбома 

д/и «Третий лишний»

Экскурсия в Краеведческий музей: «Земля Нижегородская»

Дидактическая книга

(внесение на карту Нижегородской области)

Д/и «Собери герб города»

Апрель

Великие Люди области

Компьютерная презентация:

И.П.Кулибин,

К. Минин

д/и «Чем прославились эти люди»

Экскурсия в библиотеку им. А.П. Чехова

Дидактическая книга(создание страницы -  Великие люди области)

Перспективный план работы по проекту
2016-2017 учеб.г.

Знакомство с Нижегородской областью

месяц

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

Октябрь

Растения

Птицы

Беседа: «Растения Нижегородской области»

д/и «Подбери листья»

Рассматривание альбома «Птицы нашей области»

Дидактическая книга (создание страницы – Птицы Нижегородской области)

Ноябрь

Реки и озёра

Рыбы

Компьютерная презентация «Реки и озёра Нижегородской области»

Фотоколлаж «На каких реках и озёрах мы бывали»

Дидактическая книга (создание страницы – Реки, озера Нижегородской области)

Рассматривание альбома, беседа: «Рыбы Нижегородской области»

д/и «Рыбки»

Декабрь

Городец

Знакомство с городом Городец

Экскурсия в Центр Художественных Ремёсел

д/и «Разрезные картинки»

Компьютерная презентация: «г.Городец – зарождение городецкой росписи» 

Дидактическая книга (создание страницы – Промыслы Нижегородской области)

Январь

Великие Люди области

Компьютерная презентация:

Н.И. Лобачевский

В.П. Чкалов

д/и «Узнай и назови знаменитых людей»

Экскурсия в музыкальную школу

им.А.Н .Скрябина

Дидактическая книга (пополнение страницы – Великие люди области)

Февраль 

История защиты Отечества

Оформление альбома «Наши защитники»

д/и «Узнай по описанию»

Экскурсия на аллею славы к вечному огню

д/и «Что делают солдаты»

Март

Хохлома

Знакомство с поселком Хохлома

Слушание рассказа: «Чудо роспись – хохлома»

Рассматривание альбома: «Хохломская роспись»

д/и «Художественный салон»

Компьютерная презентация: «посёлок Хохлома – колыбель хохломской росписи»

Дидактическая книга

Развивающие кубики «Промыслы»

Апрель

Народные костюмы Нижегородской области

ВОВ

Рассматривание фото кукол в

народных костюмах Нижегородской области

 Беседа: «История возникновения русских народных костюмов Нижегородской области»

д/и «Оденем куклу»

Беседа по картинам: «Памятник солдату», «Победа»

Экскурсия к вечному огню

Встречи – беседы с ветеранами ВОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....