"Родной свой край - люби и знай"
проект (средняя, старшая группа) по теме
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект: "Родной свой край - люби и знай" | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №62»
ПРОЕКТ
«Родной свой край люби и знай»
Составила: воспитатель
Гантелева О.И.
2016 г.
Дзержинск
“Ты вспоминаешь не страну большую,
которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую,
какой её ты в детстве увидал”
Симонов
Актуальность.
Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
В связи с тем, что проблема воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученых и практиков на многие годы, то перед нами, педагогами дошкольного образования, стоит задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого - в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые
доступные для ребенка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине.
С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования:
- обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества;
- формирование межличностных отношений и т. д.
Задача воспитания чувства патриотизма, любви к малой Родине традиционно решалась в ДОУ, но необходимо усилить работу в данном направлении, наполнить ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями города и края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Мой родной Дзержинск!»
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников и их родителей. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Гипотеза.
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил край, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель: Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям.
Задачи:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного города: познакомить с символикой, достопримечательностями.
- Дать знания детям о родном крае: история, символика города, экологическая обстановка.
- Формировать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира в рамках ознакомления промыслов (Нижегородской области: дымка, городец, хохлома)
- Воспитание у ребёнка любви и чувства сопричастности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Пополнить знания педагогов и родителей о Нижегородской области, о своём городе.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном городе, крае.
- Дети и родители примут активное участие в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
- Дошкольники приобретут навыки социального общения с взрослыми.
- Педагоги и родители пополнят знания о Нижегородской области, о своём городе.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению
Участники проекта
- Дети среднего - старшего возраста
- Родители (законные представители) и семьи воспитанников
Сроки реализации
Два года 2015 – 2017
Реализация проекта:
1 этап Информационно-накопительный:
- Изучение интереса детей для определения целей проекта.
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
- Обращение к специалистам.
2 этап. Разработка проекта
- Анкетирование родителей.
Цель: выявить знания о родном крае, их готовность пополнить эти знания; уровень готовности родителей к проблеме.
- Довести до участников проекта важность данной проблемы.
- Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
3 этап Выполнение проекта
Формы и методы работы :
с детьми:
Игровая деятельность:
- Дидактические игры:
- «Достопримечательности города Дзержинска»
- «Дымковская мозаика»,
- «Домино»,
- «Что изменилось?»,
- «Художественный салон»,
- «Третий лишний»,
- «Цветные капельки»,
- «Разрезные картинки»,
- Развивающие кубики «Промыслы»
- Дидактическая книга «Нижегородская область»
- Сюжетно – ролевые игры
с родителями:
- Беседы с родителями о важности данной проблемы
3. Оформление папки-передвижки «Люби и знай свой край родной» макет города «Дзержинск» 4.Конкурс совместных творческих работ «Мой город». 5.Семейный фото – каллаж «Путешествие нашей семьи по родному краю» 6.Консультация для родителей «Роль семьи в патриотическом воспитании» 7.Консультация для родителей «Художественно – эстетическое воспитание в семье» 8.Выставка «Любимая бабушкина игрушка» с социумом 1. Экскурсия « в парк» 2.Экскурсия в Краеведческий музей «Историческое прошлое города» «Земля Нижегородская» 3.Экскурсия к Вечному огню 4.Экскурсия на главную площадь города 5.Экскурсия в библиотеку 6.Экскурсия в ЦХР 7.Экскурсия в музыкальную школу 8.Целевая прогулка «Город весной» |
4 этап. Презентационно - завершающий
- Представление проекта в форме слайд-шоу на родительском собрании
- Оформление уголка краеведения «Мой любимый город»
- Открытое занятие “Моя Родина – Нижегородский край”
- Выставка продуктов детской деятельности.
5 этап. Контрольно-рефлексивный
- Подведение итогов.
- Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
- Анкетирование родителей
- Педагогическая диагностика
Перспективный план работы по проекту
2015-2016 учеб.г.
Знакомство с городом Дзержинск
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя | |
Октябрь | Растения | Птицы | |||
Беседа: «Растения нашего города» Целевая прогулка в парк Создание гербария | д/и «Узнай, чей лист?» | Целевая прогулка в парк «наблюдение за птицами» | д/и «Птички на ветках» | ||
Ноябрь | Реки и озёра | Рыбы | |||
Беседа: «Реки и озёра нашего города» Рассматривание альбома | Макет: «Реки и озёра Дзержинска» | видео презентация «Рыбы наших рек и озёр» | д/и «Весёлая рыбалка» | ||
Декабрь | Мой город | Архитектура прошлого и настоящего | |||
Беседа: «Мой город Дзержинск» Рассматривание альбома «Дзержинск» Знакомство с гербом города Дзержинск | Макет: «Дзержинск – город в котором мы живём» | Экскурсия в Краеведческий музей: «Историческое прошлое города» | д/и «Достопримечательности города Дзержинска» | ||
Январь | Великие люди города | ||||
Рассматривание альбома «Знаменитые люди Дзержинска» | д/и «Чем прославились эти люди» | Экскурсия к памятнику: «Ф.Э.Дзержинского» | д/и «Памятники города Дзержинск» | ||
Знакомство с Нижегородской областью | |||||
Февраль | Дымка | Знакомство с городом Киров | |||
Беседа: «Дымковская игрушка» Рассматривание альбома | д/и «Дымковская мозаика» | Компьютерная презентация: «г.Киров – родина дымковской игрушки» Знакомство с гербом города Киров | Дидактическая книга (внесение на карту Нижегородской области) Д/и «Собери герб города» | ||
Март | Городец | Знакомство с городом Городец | |||
Беседа: «Рождение городецкой росписи» Рассматривание альбома | д/и «Третий лишний» | Экскурсия в Краеведческий музей: «Земля Нижегородская» | Дидактическая книга (внесение на карту Нижегородской области) Д/и «Собери герб города» | ||
Апрель | Великие Люди области | ||||
Компьютерная презентация: И.П.Кулибин, К. Минин | д/и «Чем прославились эти люди» | Экскурсия в библиотеку им. А.П. Чехова | Дидактическая книга(создание страницы - Великие люди области) |
Перспективный план работы по проекту
2016-2017 учеб.г.
Знакомство с Нижегородской областью
месяц | 1-я неделя | 2-я неделя | 3-я неделя | 4-я неделя |
Октябрь | Растения | Птицы | ||
Беседа: «Растения Нижегородской области» | д/и «Подбери листья» | Рассматривание альбома «Птицы нашей области» | Дидактическая книга (создание страницы – Птицы Нижегородской области) | |
Ноябрь | Реки и озёра | Рыбы | ||
Компьютерная презентация «Реки и озёра Нижегородской области» Фотоколлаж «На каких реках и озёрах мы бывали» | Дидактическая книга (создание страницы – Реки, озера Нижегородской области) | Рассматривание альбома, беседа: «Рыбы Нижегородской области» | д/и «Рыбки» | |
Декабрь | Городец | Знакомство с городом Городец | ||
Экскурсия в Центр Художественных Ремёсел | д/и «Разрезные картинки» | Компьютерная презентация: «г.Городец – зарождение городецкой росписи» | Дидактическая книга (создание страницы – Промыслы Нижегородской области) | |
Январь | Великие Люди области | |||
Компьютерная презентация: Н.И. Лобачевский В.П. Чкалов | д/и «Узнай и назови знаменитых людей» | Экскурсия в музыкальную школу им.А.Н .Скрябина | Дидактическая книга (пополнение страницы – Великие люди области) | |
Февраль | История защиты Отечества | |||
Оформление альбома «Наши защитники» | д/и «Узнай по описанию» | Экскурсия на аллею славы к вечному огню | д/и «Что делают солдаты» | |
Март | Хохлома | Знакомство с поселком Хохлома | ||
Слушание рассказа: «Чудо роспись – хохлома» Рассматривание альбома: «Хохломская роспись» | д/и «Художественный салон» | Компьютерная презентация: «посёлок Хохлома – колыбель хохломской росписи» | Дидактическая книга Развивающие кубики «Промыслы» | |
Апрель | Народные костюмы Нижегородской области | ВОВ | ||
Рассматривание фото кукол в народных костюмах Нижегородской области Беседа: «История возникновения русских народных костюмов Нижегородской области» | д/и «Оденем куклу» | |||
Беседа по картинам: «Памятник солдату», «Победа» Экскурсия к вечному огню | Встречи – беседы с ветеранами ВОВ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".
Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина" поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...
конспект "Родной свой край люби и знай"
В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....
Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"
Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...
НОД В соответствии с проектом «Родной свой край – люби и знай» Блок – « Мой дом, моя семья, моя страна» Тема: «Семья и родной дом» Возрастная группа: старшая
Тема "Семья и родной дом"...
Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»
Данный материал направлен на знакомство детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....