Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.
методическая разработка на тему
Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровые технологии общения детей с природой. | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.
Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести игру- деятельность, которая преобладает в жизни малышей. Взаимосвязь игры (ведущей деятельности дошкольников) с процессом накопления представлений о природе - вопрос малоисследованный, но, с нашей точки зрения, перспективный. Можно предположить, что нахождение оптимальных путей включения элементов сюжетно- ролевых игр в процесс обучения и формирования у дошкольников системы представлений о природе станет эффективным средством воспитания детей: обеспечит совершенствование методики дошкольного природоведения; обогатит содержание и способы самостоятельной игровой деятельности дошкольников.[29] Особо важным достижением при этом может быть более успешное воспитание у детей бережного отношения к растениям, животным и всему природному окружению, что актуально для решения вопросов экологического воспитания малышей.
В течение долгого времени на игровую деятельность дошкольников обращалось пристальное внимание ведущих психологов и педагогов.
Д.Б. Элькониным вскрыта социальная природа и механизм становления сюжетно- ролевой игры в возрастном развитии ребенка. Исследователем установлено влияние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и нравственно- волевое развитие.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Такого же мнения придерживались ведущие современные педагоги А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей [13] дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр, цель которых - обеспечение наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений.
Исследованиями Е.И. Удальцовой, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокиной, А.П. Усовой, А.К. Бондаренко и других установлено, что дидактическая
игра на занятиях может быть использована и для обучения детей.[22] С ее помощью решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно- волевых, коллективистских качеств.
Хрупкость дидактической игры, быстрое разрушение ее занимательности под натиском учебных задач направленность главным образом закрепления имеющихся у детей знаний, а не на сообщение им новой информации побуждают расширить поиск связей
обучения дошкольников с игрой, в частности с сюжетно- ролевой как основным видом игры этого периода.[5] Такой поиск ведется сейчас разными исследователями. Он особенно важен для экологического воспитания детей дошкольной педагогики.
В настоящее время многие из имеющихся пособий демонстрируют лишь некоторые аспекты воспитательно- образовательной работы с детьми по природе, осуществляемые с помощью дидактических игр (в частности, тренируют умения детей распознавать растения, навыки находить сходства и различия признаков групп животных и растений и др.). Наблюдения природы, беседы по картинам, просмотр диафильмов, чтение художественной литературы природоведческого содержания осуществляется без игры. Знания дети получают посредством прямого обучающего воздействия взрослого.
С другой стороны, наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей показывают, что сведения о природе почти не включаются в нее, отсутствуют сюжеты природоведческого характера, дети не берут на себя роли людей, регулирующих взаимоотношение человека с природой. Включение элементов сюжетно- ролевой игры в процесс формирования у детей представлений о природе создаст эмоциональный фон, который может обеспечить более эффективный результат усвоения знаний. Эмоциональные проявления влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и более широко - на умственную активность ребенка и его творческие способности.
Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира.
Экологическое воспитание также можно осуществлять путем привнесения элементов сюжетно-ролевой игры в процессе обучения дошкольников и формирования у них осознано - правильного отношения к растениям и животным, к себе как части природы, к материалам природного происхождения и предметам, приготовленным из них.
В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. Применяются две группы игр - игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр используют дидактические и подвижные игры.
Дидактические игры – это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющие у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
Настольно – печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Игры сопровождаются словом, которые либо предваряет восприятие картинки, либо сочетается с ним (у детей формируется умение по слову восстанавливать образ), а это требует
быстрой реакции и мобилизации знаний. Подобные игры предназначены для небольшого числа играющих и используются в повседневной жизни.
Словесные игры - это игры, с содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий в повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, снег, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года.
Ценность природного материала - в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов.
Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. Искусное использование игры как средства воспитания дает возможность, не нагружая детей, всесторонне развивать их.
Игра в воспитательном процессе - это образная модель жизненных ситуаций, воспроизведенная в условиях соответствующей предметно-развивающей среды детского сада.
Известно также, что использование игровой методики позволяет добиться устойчивого детского внимания, поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это особенно важно для детей, отличающихся неустойчивым психоэмоциональным состоянием и быстрой утомляемостью.
Использование игры как средства эколого- эстетического воспитания детей важно по целому ряду причин:
*она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья, а, кроме того, соответствует потребностям детей в общении, познании и движении, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании, как в других ее направлениях;
* игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы и общение с ней, проходящие на фоне игры, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
* игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения:
* все игровые действия предусматривают психологическую защищенность ребенка, его эмоциональный комфорт;
* в игровой комплекс, включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и другие);
* Экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Таким образом, обучающие экологические игры являются одним из средств формирования самостоятельной игровой деятельности.
В работе по экологическому воспитанию детей важным является использование разных видов игр, в которых присутствовала бы активная, экологически направленная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами деятельность.
На таких занятиях, прежде всего, необходимо уделять внимание следующим вопросам:[5]
*формирование понимания ценности природы;
*осознанию ребенком себя как части природы;
*воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
*формированию эмоционально- положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
*пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей влечет за собой другие изменения;
*пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;
*формировать у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
*усвоению основ экологической безопасности;
*усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании воды, энергии в быту;
*формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Рассмотрим примеры некоторых сюжетно-ролевых игр.
Характер сюжетно-ролевых игр должен определяться логикой построения занятия, которое направлено на достижение дидактической цели. Поэтому ход игры регламентирован с самого начала и до конца, и определяет его воспитатель, который заранее продумывает, подготавливает, организует и направляет игру в нужное русло. Оптимальной формой привлечения сюжетно- ролевой игры в процесс ознакомления детей с природой являются наблюдения и игровые обучающие ситуации, создаваемые для решения конкретных дидактических задач, входящих в занятия. При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают положительные эмоции, как от самой игры, так и оттого, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Проведение таких занятий требует больших моральных усилий от воспитателя, но компенсируется высокой обучаемостью детей.
Традиционным для детей является сюжет игры в путешествия.
В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещающие новые места, знакомятся с новыми явлениями и объектами в роли путешественников, экскурсантов, туристов, посетителей и т.д. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Важным является то, что игры- путешествия это единственный вид игры, сюжет и роли которой допускает прямое обучение детей, передачу им новых знаний. С целью сформировать у детей интерес к жизни лесных животных и растений, особенностям их приспособленности к лесному образу обитания, воспитать у детей умение правильно вести себя в лесу и бережно относиться к природе, можно провести игру- путешествие [22] « Прогулка в лес». В ходе игры дети встречают разных животных, насекомых, рассматривают растения, помогают убрать мусор на лесной полянке. В течение всего занятия обращают особое внимание на необходимость быть осторожными, чтобы не наступить на муравьев и не помять цветы, быть внимательными, чтобы услышать голоса обитателей леса (пение птиц, жужжание пчелы). Аналогично этому путешествию можно провести игру – путешествие «Посещение музея», в процессе которой дети учатся воспринимать произведения искусства, видеть красоту отраженной природы, понимать, что это впечатления художника о природе, полученные через наблюдения и общение с ней.
Таким образом, на фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознано - правильное отношение к ней.
В воспитании у дошкольников бережно- гуманного отношения к живому необходимо использовать игру, которая затрагивает эмоции ребенка, вызывает радостные переживания.[9]
Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в процессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно- ролевой игры. Сопоставление животного с игрушкой – аналогом и одновременно «обыгрывание» последней позволяет сформировать у детей первые представления о живом и заложить основы правильного обращения с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.
Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, занят...
Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей по речевому развитию
Презентация. Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей по речевому развитию....
Комплекс методик по диагностике изобразительных знаний, умений и навыков, разработанных для детей младшей группы (3-4 лет)
Методики по диагностике изобразительных знаний, умений и навыков для детей младшей группы (3-4 лет)...
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Представление опыта работы....
Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.
Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, занят...
Конспект режимных моментов, умывание (игровой прием воспитания культурно-гигиенических умений и навыков)
Конспект режимных моментов, умывание (игровой приём воспитания культурно-гигиенических умений и навыков)...
Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общения у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Выступление на конкурсе "Педагогический дебют". Публичная лекция из опыта работы на 7 минут - "Социо-игровая технология как средство формирования социально-коммуникативных функций общен...