Комплекс методик по диагностике изобразительных знаний, умений и навыков, разработанных для детей младшей группы (3-4 лет)
картотека (младшая группа)

Глимбоцкая Татьяна Анатольевна

Методики по диагностике изобразительных знаний, умений и навыков для детей младшей группы (3-4 лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki.docx24.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс методик по диагностике изобразительных знаний, умений и навыков, разработанных для детей младшей группы (3-4 лет)

Методика №1. «Спрячь картинку!»

          Цели: исследование навыков рисования, умения держать карандаш (фломастер); самостоятельного рисования; формирование интереса к изобразительной деятельности.

          Материалы: карандаши или фломастеры; листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей).

Ход занятия

          Для группового занятия необходимо сделать заготовки: нарисовать в центре каждого листа бумаги небольшое изображение. Предмет должен быть знаком ребенку (зайчик, мишка, пупсик, птица, пирамидка, мяч, кубик, неваляшка и т.д.), а рисунок простым. Контур предмета нарисован карандашом или фломастером одного цвета. На заготовках можно изобразить один и тот же предмет или разные предметы. На индивидуальном занятии изображение можно нарисовать на глазах у ребенка.

       Раздайте детям листы бумаги с нарисованным контуром какого-либо предмета и по одному карандашу или фломастеру. На этом занятии можно использовать только один цвет, который должен совпадать с цветом контурного изображения на бумаге (чтобы после закрашивания картинка не была видна), либо использовать черный цвет.

        Покажите детям, как надо держать карандаш. При необходимости помогите взять его правильно — расположите пальчики малыша на карандаше и, держа руку малыша в своей руке, нарисуйте несколько линий, давая возможность ребенку почувствовать силу давления на карандаш.

image2

Воспитатель. У вас на листах бумаги нарисованы мышки. Давайте их спрячем от кошки! Или: Посмотрите, что у вас нарисовано на бумаге. Маша, у тебя что нарисовано? (Кукла.) А у тебя, Ваня, что нарисовано? (Машина.) Сегодня картинки будут играть в прятки. Давайте их спрячем.

Покажите малышам, как можно зарисовать изображение, проводя поверх него линии в направлениях вверх и вниз (рис. 2). Предложите спрятать картинки, зарисовав их. Когда все изображения будут зарисованы, обыграйте результат.

Воспитатель. Вот теперь все картинки спрятались. Их не видно.

Такое упражнение можно повторять многократно. Чтобы детям было легче, поначалу можно предлагать для закрашивания изображения небольшого размера.

Методика № 2. «Раскрась фрукты и овощи в нужный цвет»

          Цель: исследование умения использовать в рисунке нужный цвет.

          Материалы: цветные карандаши, листы с изображением овощей и фруктов.

Ход занятия

          Для группового занятия необходимо сделать заготовки: нарисовать в центре каждого листа бумаги изображение фруктов и овощей. На индивидуальном занятии изображение можно нарисовать на глазах у ребенка.

Раздайте детям листы бумаги с изображением предметов, карандаши или фломастеры. Покажите детям, как надо держать карандаш. При необходимости помогите взять его правильно — расположите пальчики малыша на карандаше и, держа руку малыша в своей руке, нарисуйте несколько линий, давая возможность ребенку почувствовать силу давления на карандаш.

Воспитатель. К нам в гости пришла кукла Катя. Она хочет позвать гостей, но не знает, чем их угостить. У вас на листах бумаги нарисованы фрукты. Давайте поможем Кате выбрать то, что нужно! Или: Посмотрите, что у вас нарисовано на бумаге. Маша, у тебя что нарисовано? А у тебя, Ваня, что нарисовано? Какой цвет нужно выбрать для этого предмета?

Покажите малышам, как можно зарисовать изображение, проводя поверх него линии в направлениях вверх и вниз.  Когда все изображения будут зарисованы, обыграйте результат.

Методика №3. Тест: «Дорисовывание кругов»

          Цель: исследование фантазии, образного мышления, стимулирование творческих способностей.

        Материал: карандаши или фломастеры; листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей).

Ход занятия

          Для группового занятия необходимо сделать заготовки: альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см).

Раздайте детям листы бумаги с изображением кругов, карандаши или фломастеры. Покажите детям, как надо держать карандаш. При необходимости помогите взять его правильно. Предложите детям рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво. Если ребёнок затрудняется с ответом, взрослый может предложить малышу несколько вариантов.

Ребенок может согласиться с одним из предположений взрослого или выдвинуть свое предложение.

Методика №4. Тест: «Каляки-маляки»

          Цель: исследование умения видеть в линиях и их пересечениях предметы; формирование интереса к рисованию.

          Материалы: карандаши или фломастеры; чистые листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей).

Ход занятия

          Раздайте детям листы бумаги и карандаши или фломастеры (на этом занятии можно использовать только один цвет). Предложите малышам порисовать. Обычно дети с удовольствием начинают черкать — проводить хаотические линии на бумаге. При этом некоторые из них могут комментировать свой рисунок. В других случаях малыши просто наслаждаются появлением на бумаге линий, не задумываясь об их значении.

          После того как рисунок будет закончен, взрослый спрашивает ребенка, что он нарисовал. Если он затрудняется с ответом, взрослый может предложить малышу несколько вариантов.

Воспитатель. Может быть, это рыбка? Или птичка? Смотри, вот у нее ножки, а вот клюв. А это у тебя что? Наверное, дом? Давай нарисуем окошко.

Ребенок может согласиться с одним из предположений взрослого или выдвинуть свое предложение. После того как будет определен сюжет, взрослый на глазах у ребенка дорисовывает детали рисунка, чтобы лучше обозначить предмет. После того как все дети дорисуют свои работы, можно устроить выставку и обсудить рисунок каждого ребенка.

          Основная цель таких занятий — научить детей видеть в линиях и их пересечениях изображение предмета (нескольких предметов). Это поможет детям перейти на новый этап рисования. В противном случае малыши могут надолго задержаться на этапе рисования каракулей, так как они обычно вполне довольны результатом своих усилий. 

Методика №5. Тест «на что похоже?»

          Цель: исследование умения определять предметы заданной формы;  исследование формообразующих движений.

          Материал: карандаши или фломастеры; чистые листы бумаги для рисования формата А4 (по количеству детей).

Ход занятия

           В начале занятия объясните детям, что они будут учиться рисовать круги. Сначала нарисуйте в воздухе указательным пальцем большой круг и попросите малышей отгадать, что вы нарисовали, и повторить за вами движение. Затем нарисуйте в воздухе маленький кружок.

Воспитатель. Отгадайте, что я нарисовала в воздухе? (Большой круг.) Нарисуйте в воздухе большой круг, как сделала я. Молодцы! А теперь что я нарисовала? Да, маленький кружок. Нарисуйте в воздухе маленький кружок. А теперь нарисуем кружочки на бумаге. А теперь давайте посмотрим, на что похож круг? Найди предмет круглой формы.

          Покажите детям, как нужно рисовать круги — рисуйте на доске или на листе бумаги, закрепленном на мольберте. Обратите внимание малышей на то, что круги могут быть большие и маленькие, используйте разные цвета. Можно предложить обвести пальчиком по внешнему краю тарелку, по внутреннему краю обруч. Раздайте детям листы бумаги и предложите по одному карандашу или фломастеру любого цвета на выбор. Для формирования правильного навыка в начале обучения следует каждому ребенку показать, как надо рисовать круги, двигая его рукой. От исходной точки необходимо провести окружность по часовой стрелке или против нее и вернуться. В дальнейшем предложите детям рисовать круги самостоятельно.

          Для закрепления навыка предложите детям выполнить это задание несколько раз. А чтобы малышам было интересно, разнообразьте задания: попросите нарисовать большие, средние, маленькие круги только красные или только синие, или разноцветные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Помощь пожарных» Конспект организованной образовательной деятельности по пожарной безопасности и расширению знаний о назначении пожарной машины (для детей младшей группы ДОУ)

Данный конспект поможет воспитателям научить детей избегать возникновения пожаров и предвидеть последствия своих неправильных действий поведения в быту, а так же осознанно действовать в сложившейся об...

Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.

Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой....

Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.

Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, занят...

Средства диагностики экологических знаний, умений и навыков в детском саду

Диагностика   экологических знаний, умений и навыков   в детском саду для детей 5-7 лет....

Выявление уровня умений и навыков речевого общения детей в группе раннего возраста

Выявление уровня умений и навыков речевого общения детей в группе раннего возраста...

Игровые технологии воспитания природоохранных знаний, умений и навыков общения у детей с природой.

Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, занят...

Комплекс дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром «Познаем мир» для детей младшей группы

Дидактические игры для дошкольников – это такая детская деятельность, при которой ребёнок получает или закрепляет информацию, полученную из повседневной жизни или на специальных занятиях, о...