Консультация для педагогов - Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
статья на тему
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons.vospit.hud_.lit_.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк»
Консультация для педагогов
«Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»
Составила:
Воспитатель Чечель С.А.
С. Мильково, Камчатский край
- 2016 -
«Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.
Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.
Под средствами в педагогике понимают предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. К средствам эмоционального развития детей следует отнести развивающую среду, игру, музыку, детское художественное творчество, художественную литературу. Одним из средств развития эмоционального мира детей является художественная литература.
Охарактеризуем возможности художественной литературы в расширении познания и кругозора детей, обогащения его эмоциональной сферы, именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих их людей.
Именно через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.
В художественных произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок легко учиться понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе. С помощью художественной литературы можно метафорично воспитывать ребенка, помогая ему преодолевать негативные стороны формирующейся личности.
Художественная литература является действенным средством для развития эмоционального мира детей.
Алгоритм работы с литературным произведением:
• Чтение произведения.
• Беседа о прочитанном.
• Рассматривание иллюстраций.
• Игры-беседы детей с персонажами.
• Этюды на выражение эмоций у детей.
• Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.
• Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.
Рассмотрим условия реализации данного алгоритма
Главное условие воздействия художественного произведения на ребенка на этапе чтения является, эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Выразительно читая книгу, педагог побуждает детей к прочувствованию глубины содержания художественного произведения. Одного лишь прочтения произведения, недостаточно.
Чтобы помочь ребенку глубже почувствовать события и поступки персонажей после прочтения произведения проводится беседа с детьми по осмыслению прочитанного. Воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребенка к прочитанному. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Огромную роль в осмыслении материала, как познавательного, так и эмоционального характера, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, то как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Главным принципом остаётся стремление вызвать у ребёнка не только сопереживание героям, но и сочувствие
Иногда после чтения практикуется прием "построения пирамиды". Из плотной бумаги вырезается контур пирамиды. Дети должны расположить героев следующим образом: на самых верхних ступенях тех, которые понравились больше всего, а на самых нижних тех, которые совсем не понравились, показались злыми, жестокими. Прием "пирамиды" позволит нам более точно определить показатели эмоционального отношения детей к персонажам.
Следующий этап в работе над книгой — это игра-драматизация. Для организации таких игр используются простые и выразительные костюмы, декорации. При проведении игр-драматизаций детям предлагается обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы. Основным звеном в работе над художественным произведением является процесс внедрения ситуаций из произведений в жизнь группы.
При работе над произведением можно использовать, так называемый "барометр настроения", который представляет из себя ширму, оформленную пятью основными пиктограммами (страх, горе, радость, удивление, испуг, куда в нужный кармашек детьми вставляется флажок. Так же детям предлагается определить свое настроение, с каким он пришел в детский сад.
В дошкольном возрасте дети очень любят слушать художественные произведения, так как они раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать несправедливость. А именно этих качеств так не хватает в современном мире.
Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий эмоциональному развитию детей. Чтение ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное время провождения, как приятное доступное ребёнку занятие; напротив, - это очень существенное средство развития в ребёнке тонкого понимания внутреннего эмоционального мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
Детские песенки и русские народные сказки с раннего возраста приучают детей к художественной литературе, дети повторяют знакомые произведения и запоминают их. Через книгу ребёнок может общаться со взр...
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
laquo;В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть...
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.А
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста Еретина О.АСовременные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и н...
Консультация для воспитателей: «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»
Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным обоснованием возможностей обогащения индивидуального мировосприятия детей, поддержкой их субъектной позиции в разных ви...
Консультация для воспитателей: «Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»
Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным обоснованием возможностей обогащения индивидуального мировосприятия детей, поддержкой их субъектной позиции в разных ви...
Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста
laquo;Художественная литература как средство обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста»Современные подходы к педагогике дошкольного детства связаны с поиском и научным ...