Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ "Магнит и магнетизм"
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему
Данный мастер- класс будет интересен для воспитателей для развития познавательно- исследовательской активности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master.docx | 23.78 КБ |
prezentatsiya_k_master-klassu.pptx | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм»( слайд №1)
Описание: Данный мастер-класс будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.
Слайд №2.
Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково– исследовательскую деятельность.
Задачи:
- Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
- Представить педагогам одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно–экспериментальной деятельности ,способствующей познавательной активности дошкольников;
- Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Материалы и оборудование:
На каждого ребёнка : магниты, автомобильные трассы нарисованные на листе формата А 4, большие скрепки, стакан с водой.
Трикотажная перчатка; красивая коробка, блюдо с рассыпанными на нём скрепками;1 большой поднос и 2 маленьких; мелкие предметы из разных материалов (деревянные фигурки; пластмассовые ложки; металлические скрепки, гайки, болты, ключи; цветы из ткани; резиновые игрушки; бумажные салфетки, картон)
Ход мастер – класса
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а начнем со словесной игры «ДА-нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?
(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.
(слайд №3)
Современный ребёнок старшего дошкольного возраста стремится, как можно больше узнать, попробовать, исследовать, поэкспериментировать. А игры-эксперименты дают ребёнку большую возможность самостоятельно узнать, попробовать, испытать, открыть для себя окружающий мир. Целью нашего исследования станет: изучение физических свойств магнита, определение областей применения в повседневной жизни, через игру с элементами эксперимента.
На слайде №4 представлены два варианта последовательности детского экспериментирования. Предлагаю выбрать правильный вариант.
Вариант №1 Вариант №2
- Выдвижение гипотезы, - Проблемная ситуация.
- Проверка предположения, - Целеполагание
- Целеполагание, - Выдвижение гипотез.
- Проблемная ситуация, - Проверка предположения
- Формулировка вывода, - Если предположение
подтвердилось:
- Новая гипотеза. формулировка вывода
- Если предположение не
подтвердилось:
возникновение новой
гипотезы.
Что такое магнит и магнетизм.? Всё ли притягивает магнит? Почему поворачивается стрелка компаса? Можно ли намагничивать предмет?
На эти и другие вопросы можно найти ответ играя, экспериментируя и путешествуя.
Организационный момент:
Мы занятие начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно вам узнать
На столе коробка с «волшебной» рукавицей, пластмассовая ложка, металлическая ложка, теннисный мячик, деревянный кирпичик, металлическая крышка, большой гвоздь.
В: Ребята! Я купила в магазине рукавицу, да не простую, а волшебную. А в чем волшебство заключается, я не знаю! А еще с рукавицей в коробке лежали разные предметы.
В: Что это? (показ предметов)
Д:( ответы детей)
В:Посмотрите. ( подносит руку в перчатке к подносу со скрепками). Вот так чудо чудное. Перчатка «поймала» все скрепки.
В: Почему рукавица волшебная? Как вы думаете? (ответы детей). Может быть, кто-нибудь из вас сможет разгадать секрет?
В: Это, ребята, обычный магнит
Много секретов в себе он хранит.
А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук. Не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром.
(слайд №5)
Побыстрее входим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили,
Хорошенько их закрыли.
Начинаем отсчёт от 1 до 10.
(Воспитатель переодевается в халат, очки и шапочку профессора)
В: Открыли глаза. Добрый день, вы прибыли в школу волшебных наук. Я – профессор Знайкина, а это наша научная лаборатория. Ребята, в волшебной школе есть свои правила поведения. Разгадать нам их помогут эти волшебные картинки.
(картинки по безопасности)
Ход опытов:
В: У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите.
- Какой он на ощупь?
Д: Холодный, твердый, тяжелый.
( слайд №6,7,8,9)
Опыт №1. «Всё ли притягивает магнит?»
В: У вас на столе лежат разные предметы, разберите предметы таким образом: на поднос черного цвета, положите все предметы, которые магнит притягивает. На поднос оранжевого цвета, положите, которые магнит не притягивает.
В: Как мы это проверим?
Д: С помощью магнита.
В: Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами.
-Приступаем!
(Дети берут по одному предмету и подносят к нему магнит. Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет. Результаты заносятся в исследовательскую карту
Бумага-
Ткань-
Пластмасса-
Дерево-
Железо+
Резина-)
Расскажите, что вы делали ? И что получилось?
Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
В: А какие предметы магнит не притянул?
Д: Магнит не притянул: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш, ластик.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
( слайд № 10,11,12)
Опыт №2. «Не замочи руки»
В: Действует ли магнит через другие материалы ?
В: Ребята, а как достать скрепку, не замочив рук?
Д: Версии детей.
В: Надо вести магнит по внешней стороне стакана.
(Дети выполняют)
В: Расскажите, что получилось?
Д: Скрепка следует за движением магнита вверх.
В: Что же двигало скрепку?
Д: Магнитная сила.
В: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила может действовать через стекло и воду.
Физминутка (с мячом).
Игра «Притягивает – не притягивает»
В:Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы ловите, и говорите «Притягивает», если магнит его притягивает и «Не притягивает», если магнит не притягивает.
( слайд 13,14,15)
Опыт №3. Игра «Бумажные гонки».
В: Ребята, а как вы думаете можно ли завести бумажную машинку?
Д: Ответ детей.
В: Давайте положим машинку на лист картона, магнит под картон. Затем двигаем машину по нарисованным дорожкам.
- Приступаем к гонкам.
В: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Магнитная сила проходит через картон.
Опыт №4. Оказывается у магнита есть разные полюса. Когда мы сближаем одинаковые полюсы-они отталкиваются. Когда сближаем разные, то они притягиваются.
( слайд №16)
Подвижная игра «Магнитики»
В: А теперь каждый из вас превратится в магнит с двумя полюсами.
Дети одевают на руки разного цвета перчатки- синюю на левую, красную на правую. Разбегаются в разные стороны. По сигналу « Магнитики притянулись» дети должны взяться за руки: синие ладошки за красные и наоборот.
Игра-опыт №5 «Сила магнита» ( слайд № 17,18)
В: Ребята, я хочу вам показать небольшой фокус. (показ).
Вывод: Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.
В: Молодцы! Как и в любой школе у нас есть домашние задания. Вот специальные наклейки (стикеры), с помощью которых нужно отметить где в вашей группе можно встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства. За правильно выполненное задание вас ждет сюрприз.
В: Побыстрее входим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили,
Хорошенько их закрыли.
Начинаем отсчёт от 10до 1.
В: Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук? Что интересного вы узнали? Давайте проверим ваши знания с помощью игры «Верно-неверно»
Круги синие-да, красные-нет.
1.Магнит притягивает металлические предметы.
2.Сила магнита не действует через преграду.
3.Вода и стекло не мешают действию магнита.
4.У магнита разные полюса.
5.магнит может притягивать деревянные предметы.
В: За ваши старания вас ждет сюрприз от профессора Знайкиной – магнитики на холодильник.
( слайд №19)
Вывод мастер-класса: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. ( слайд №20)
Уважаемые коллеги, я благодарю группу за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности и конкретных представлений о магните через поисково - исследовательскую деятельность. Задачи: Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность; Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста; Для развития познавательной активности дошкольников сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности . Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта. Цели и задачи мастер-класса.
Современный ребёнок старшего дошкольного возраста стремится, как можно больше узнать, попробовать, исследовать, поэкспериментировать. А и гры-эксперименты дают ребёнку большую возможность самостоятельно узнать, попробовать, испытать, открыть для себя окружающий мир. Целью нашего исследования стало: изучение физических свойств магнита, определение областей применения в повседневной жизни, через игру с элементами эксперимента. Что такое магнит и м агнетизм.? Всё ли притягивает магнит? Почему поворачивается стрелка компаса? Можно ли намагничивать предмет? На эти и другие вопросы можно найти ответ играя, экспериментируя и путешествуя.
Два варианта последовательности детского экспериментирования Вариант 1 - выдвижение гипотезы - проверка предположения - целеполагание - проблемная ситуация - формулировка вывода - новая гипотеза Вариант 2 -проблемная ситуация. - целеполагание . -выдвижение гипотез. -проверка предположения е сли предположение подтвердилось: формулировка вывода - е сли предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы
Опыт №1 «Все ли притягивает магнит?»
Опыт №2 «Не замочи рук»
Опыт №3.Игра «Бумажные гонки»
Игра- опыт №4 «Магнитики»
Игра-опыт №5. «Сила магнита»
Вывод: познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса для педагогов и родителей по теме: «Развитие творческого потенциала детей. Применение методов ТРИЗ в детском саду и дома»
Цели и задачи: • Познакомить педагогов и родителей с технологией ТРИЗ; • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий; • Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технол...
Конспект мастер-класса с педагогами
Конспект мастер-класса с педагогами...
Конспект мастер – класса для педагогов «Внедрение в практику педагогов ДОУ метода экспериментирования на основе сказки Золушка»
Мастер - класс для педагогов детских садов. Мастер класс разработам на основе сказки "Золушка" с элементами экспериментальной деятельности....
Конспект мастер - класса по повышению профессионального мастерства педагогов - участников мастер класса по экспериментированию. как метода музыкального воспитания и развития дошкольников
Педагогам показать, как можно использовать опыты со звуком в ээкспериментальной деятелььности детей....
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм»
Даный мастер класс для педагогов дошколного образования....
Конспект мастер-класса по познавательно-исследовательской деятельности «Магнит и магнетизм»
Развивать у детей интерес и конкретные представления о магните и его свойствах через опытно – экспериментальную деятельность детей;- продемонстрировать свойства магнита, развивать познавательную...
Конспект мастер-класса (семинара) для педагогов по занятию «Отважные моряки» с использованием образовательных модулей Ф. Фрёбеля
Тема: Занятие по STEM – технологии с использованием образовательного модуля Ф. Фрёбеля.Название НОД: «Отважные моряки»Цели НОД: Представление опыта работы по использованию игрового н...