Доклад (из опыта работы)
материал (младшая группа) на тему
Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.
Почему данная тема для меня актуальна? Наблюдая за детьми своей группы, я выявила, что у малышей идет системная познавательная активность через все виды деятельности. Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Ежедневно мои воспитанники познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.
3-10 слайды
В процессе развития познавательной активности детей, одним из условий является организация развивающей среды, которая обеспечивает развитие активной самостоятельной детской деятельности. В игре дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.д. Пользуются разнообразными материалами, общаются друг с другом и взрослыми.
Но во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими играми.
Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являются развивающие игры В.В. Воскобовича.
Развивающие игры В.В. Воскобовича легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада.
Например: «Фиолетовый театр», ребёнку даётся возможность расширить свои знания о временах года, когда ребёнок, приклеивает предмет на ковёр, он проявляет свою активность и интерес в познании окружающего мира, мира природы. Так же в группе есть такие развивающие игры В.В. Воскобовича как: «Пуговицы», «Палочки», «Чудо цветик». Особенностями этих игр является широкий возрастной диапозон участников, многофункциональность, где дети проявляют свой творческий потенциал и интерес.
Развивать пространственное воображение детей, а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера. В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность. Можно использовать самые простые головоломки, используя счетные палочки.
Все эти ситуации воспитатель использует для развития речи детей.
В образовательном процессе детям младшего дошкольного возраста предлагается найти предмет на определённый звук и произнести название этого предмета. Ребёнку даётся возможность самому находить предметы, которые его окружают и знакомы ему и сопоставлять со звуком, который он произносит. Тем самым у ребёнка идёт познавательный процесс знакомство с предметами, животными, птицами, растениями и его предназначением в окружающем мире. У ребёнка обогащается словарный запас, развивается память, речь.
11-15 слайды Познавательно – исследовательская
По своей природе дети – первооткрыватели, исследователи. Не осознавая того, они постоянно экспериментируют с материалами, которые находятся под рукой: переливают воду, пересыпают песок и т.д. Такая исследовательская деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мышление.
«Почему дети в опытах активны?»
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить. ОН быстрее идёт на контакт со сверстниками, взрослыми, может сразу видеть и ощущать результат, в процессе исследовательской деятельности. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В группе и на прогулках с детьми мы проводим разные исследования, где дети знакомятся с миром природы, с предметами которые их окружают и ставим простейшие опыты и делаем элементарные выводы.
«Вода, бумага, камень». Дети проводят исследование, делают вывод: что камень тяжелее бумаги, камень тонет в воде, бумага держится на плову.
«Песок или крупа». Дети рассматривают песок затем манную крупу. Делают выводы: определяют цвет (песок тёмный, манка светлая), свойство (песок мельче чем манная крупа), если добавить воды, то песок будет рассыпчатым, а манка слипнется и превратится в липкий комочек.
«Найди воздух» 1.Детям предлагается подумать, где можно найти воздух? Дети с помощью трубочки дуют в стаканчики с водой, вода начинает бурлить, что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
2.Воспитатель предлагает сделать глубокий вздох, набрать в рот воздух и подуть на листочки. Что происходит? (листочки улетают). Да, листочки улетают, благодаря струйке ветра, идущего изо рта. Мы заставили воздух, находящийся во рту двигаться, а он в свою очередь двигает листочки
Вывод: Ветер это движение воздуха. Как можно изобразить ветер? Сделать глубокий вздох и подуть.
На прогулке мы рассматривали дерево. И дети выяснили, что ствол у дерева круглый, большой, шероховатый, коричневого цвета. А дерево высокое по отношению к ребёнку, взрослому.
Провели исследование со снегом, что снег в этот день был липким, мокрым. И легко можно было лепить из него снежные комочки, А так же сделали вывод: что снег это замёрзшая вода, что если держать снег в рукавицах, то он не растает, а если положить на ладошку, от тепла рук снег превращается в водичку.
16,17 слайды Музыкальная деятельность
С особым желанием ребёнок посещает музыкальные занятия, где он эмоционально открывается в музыкальных произведениях. Активно и с удовольствием выполняет движения и действия связанные с творческими заданиями под музыку, знакомится с инструментами народного творчества (ложки), фольклором.
Игровые движения под музыку развивают у ребёнка чувство ритма, слуховые качества, побуждают к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В танцах («поссорились – померились») дети познают, и осваивают уроки культуры общения, используют дружелюбное отношение друг к другу.
18-20 слайды Изобразительная деятельность
Дети с интересом познают разные техники и способы рисования. В своей деятельности я предлагаю нетрадиционные методики рисования. Они способствовают снятию детских страхов, развивают пространственное мышление, учит детей свободно выражать свой замысел, учит детей работать с разнообразным материалом, развивает чувство композиции, колорита, цвета, объема, развивает мелкую моторику рук, творческие способности.
Поролоновые рисунки - вначале дети хаотично рисовали разные фигуры. А затем дети научились рисовать простейшие орнаменты — сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Вот такой красочный букет получился.
Метод палцеграфии - вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальчиками или ладошкой. Дети с удовольствием рисуют ладошками они раскрывают для себя разноцветный мир цветов, бабочек, различных предметов.
Рисование крупой (манной) – дети закрашивали клеем форму в виде яблока, и посыпали манной крупой, лишнее стряхивали.
Рисование зубной щёткой – эта техника довольно распространена, но не устаёт при этом быть интересной. Ведь здесь вместо кисточки мы рисуем зубной щёткой. А детям всегда забавно использовать предмет в необычных целях.
Рисование на песке (манной крупе)- удивительное рисование на песке. Дети создают неповторимые шедевры только своими руками и песком. Удивительным образом горсть песка превращается в солнце, лес, море. У ребенка, занимающегося песочной анимацией, развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развивать познавательную активность у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения; Развивать воображение и творческую активность; Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать; Развивать умение ориентироваться в пространстве; Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности;
Палочки Кюизенера
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/25/picture-74766-1566756030.jpg)
Доклад из опыта работы "Работа над совершенствованием связной и звуковой речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе"
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в дошкольном возрасте. Сформированность звуковой культуры речи является одним из фактором оценки речевой го...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/02/picture-413997-1393766195.jpg)
доклад из опыта работы "Использование приемов мнемотехники в системной коррекционно-развивающей работе по познавательно-речевому развитию"
Сегодня хорошо развитая связная речь ребенка дошкольного возраста, большая редкость. Наши воспитанники имеют разные нарушения речи, словарный запас находится на бытовом уровне. Для работы по познавате...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-723584-1452792246.jpg)
ДОКЛАД из опыта работы по теме: «Использование средств современных ИКТ в работе педагога – психолога ДО»
Использование педагогом-психологом информационно-коммуникационных технологий в ДО, является фактором сохранения психического здоровья детей...
Доклад из опыта работы "Детско-родительская студия как эффективная форма работы с семьей"
Детско-родительская студия – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825616-1475646431.jpg)
Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...
Доклад из опыта работы на тему: «Инновационные формы работы с родителями в процессе активизации познавательно-речевого развития детей»
Взаимодействие с родителями как социальное партнерство, равное участие детского сада и семьи в воспитании ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/18/picture-949224-1505750170.jpg)
Доклад из опыта работы: "Использование коррекционных технологий в индивидуальной работе с детьми"
Доклад из опыта работы...