Проект на тему "Экспериментальная деятельность детей"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Недостаточная разработка проблемы развития детского экспериментирования и её несомненная актуальность для теории и практики современного ДОУ послужили основанием для создания данного проекта, который направлен на организацию экспериментальной деятельности с детьми и предполагает развитие мышления, воображения, речи, интереса к внутренней и внешней содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016moy_proekt.doc | 140.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска ДС №37 «Дружная семейка»
Проект на тему «Экспериментальная деятельность детей»
выполнила:
Русских О.А.
Аннотация проекта:
Недостаточная разработка проблемы развития детского экспериментирования и её несомненная актуальность для теории и практики современного ДОУ послужили основанием для создания данного проекта, который направлен на организацию экспериментальной деятельности с детьми и предполагает развитие мышления, воображения, речи, интереса к внутренней и внешней содержательной стороне предметов и явлений окружающего мира. Проект реализуется через осуществление трёх проектных линий: создание и организация работы педагогов; организация работы с детьми и взаимодействие с родителями. Он будет реализован в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. На первом этапе реализации проекта выясняется реальное состояние ДОУ по вопросу детского экспериментирования, организуется смотр-конкурс мини-лабораторий в группах. Во время практического этапа педагогам будут разработаны методические материалы, в том числе система планирования познавательно-экспериментальной деятельности, проводится диагностика уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. На заключительном этапе будет проведён анализ реализации проекта через анкетирование родителей и педагогов, мониторинг знаний, умений, навыков детей.
Обоснование необходимости проекта.
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Обобщая собственный богатый фактический материал, Н.Н. Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
По мнению Н.Н. Поддъякова, «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования».
Между тем, несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получил широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.
Во-первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то как деятельность дошкольников, то как метод обучения.
Во-вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.
Таким образом, выделенные противоречия подтверждают необходимость создания проекта.
Цели и задачи проекта.
Для решения поставленной проблемы была определена цель: создание системы работы в ДОУ по развитию детского экспериментирования как средства развития познавательной активности детей.
Для того, чтобы реализовать цель, я наметила следующие задачи:
- Задачи с педагогами:
- Разработать методические материалы, систему планирования детского экспериментирования;
- Активизировать деятельность педагогов при работе по организации экспериментальной деятельности дошкольников.
- Задачи с детьми:
- Обучать детей поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
- Научить детей проводить простейшие опыты с объектами.
- Развивать коммуникативные качества, мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
- Воспитывать самостоятельность.
- Задачи с родителями:
- Заинтересовать родителей в обеспечении детей материалами для детского экспериментирования.
- Создать условия для активного участия в совместной с детьми познавательной деятельности.
Основное содержание проекта.
Объект педагогического проекта: процесс развития познавательной активности детей 5-7 лет в экспериментировании.
Предмет педагогического проекта: экспериментирование дошкольников с предметами в условиях ДОУ.
Проанализировав работу по познавательному развитию детей в детском экспериментировании, я пришла к выводу, что необходимо использовать более эффективные методы и приемы развития познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности при участии родителей. Была отработана следующая система работы:
1. Мониторинг уровня развития познавательной активности родителей.
2. Создание условий для детского экспериментирования дома.
3. Организация совместных с детьми опытов в повседневной жизни.
4. Организация детского экспериментирования в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.
Очень важно, чтобы дети исследовали объекты, которые находятся в местности, где они живут.
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. Мы проводим вечера вопросов и ответов, создали специальный стенд, где помещаются ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям. Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т.д.
Для повышения родительской компетентности были подготовлены и проведены следующие методические мероприятия:
1. Собрание «Мы – будущие исследователи»;
2. Составлены рекомендации:
-Как помочь маленькому почемучке;
-Ребенок - маленький исследователь;
-Маленький экспериментатор: как направить энергию ребенка в позитивное русло;
-Игры и наблюдения, поощряющие экспериментирование.
Советовали родителям, что для подготовки ребенка к исследованиям вовсе не обязательно окружать его сложными технологичными штучками, дорогостоящими наборами «Юный химик», «Юный физик». Для развития творческих и аналитических навыков вполне достаточно природной любознательности, ежедневных занятий и простых предметов, которые есть в доме у каждого: лупа, линейка, рулетка, транспортер, микроскоп, весы, фонарик, градусник, бинокль, часы.
Ресурсы.
В своём проекте я использовала следующие ресурсы:
- Информационные: знакомила родителей с проблемой на групповых собраниях; провела консультации с педагогами и родителями; прошли семинары по данной теме; сделала подбор методических материалов.
- Организационные: разработала положения о смотре-конкурсе мини-лабораторий в группах; определила критерии эффективности реализации проекта; повысился профессионализм педагогов в организации экспериментальной деятельности дошкольников.
- Материально-технические: оформила презентацию по результатам реализации проекта; сделала картотеку опытнической деятельности, составила конспекты познавательных занятий с элементами экспериментирования, перспективные планы по возрастным группам.
- Финансовые: приобрела методическую литературу по изучаемой теме; сделала подбор основного оборудования и материала для лаборатории ДОУ;
- Кадровые: была создана творческая группа педагогов, в составе которых 2 воспитателя. Педагоги с высшей категорией и высоким уровнем профессионализма.
Партнёры:
В проекте партнёрами выступали:
- родители, перед которыми стояли следующие задачи: помочь в оснащении мини-лаборатории в группе, участие в смотре - конкурсе мини-лабораторий, в оформлении выставок творческих работ с детьми, создание совместных проектов с детьми;
- педагоги - оформление мини-лабораторий в группах.
Целевая аудитория:
В представленном проекте участвовало 25 детей в возрасте 5-7лет. Дети отбирались с учетом направленности интересов и учетом уровня познавательной активности. Также принимали участие родители детей в количестве 25 человек и 23 педагога.
План реализации проекта:
- Подготовительный этап
Цель: формирование компетентности педагогов
№ | Наименование мероприятия |
1. Организация работы с педагогами | |
1 | Анализ ситуации в ДОУ по проблеме детского экспериментирования |
2 | Анализ программы «Радуги», соотнесение с темой проекта |
3 | Изучение литературы по детскому экспериментированию |
4 | Составление картотеки книг, статей, журналов по созданию мини-лабораторий в ДОУ |
5 | Консультация на тему: «Особенности работы по созданию мини-лабораторий в группах» |
6 | Семинар-практикум «Развитие познавательной активности посредством детского экспериментирования». |
7 | Разработка критериев Конкурса на лучшую мини-лабораторию в группе |
8 | Создание мини-лабораторий в группах |
9 | Смотр-Конкурс мини-лабораторий в группах |
2. Организация работы с детьми | |
1 | Мониторинг уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью |
2 | Проведение ежедневных эвристических бесед |
3 | Неделя экспериментов |
4 | Участие в создании мини-лаборатории в группе |
5 | Составление картотеки опытов |
6 | Совместное с детьми изготовление панно, макетов, коллажей |
3. Взаимодействие с родителями | |
1 | Анкетирование родителей |
2 | Групповое родительское собрание на тему: «Наши дети-будущие исследователи» |
3 | Вовлечение родителей в создание мини-лаборатории в группе. |
4 | Создание рекомендации для родителей: «Игры и наблюдения, поощряющие экспериментирование» |
5 | Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению панно, коллажей, творческих работ |
- Практический этап.
Цель: разработка методических материалов.
Наименование мероприятий | |
1. Организация работы педагогов | |
1 | Разработка системы планирования познавательно-экспериментальной деятельности |
2 | Разработка конспектов проблемных занятий, совместных с родителями мероприятий |
3 | Разработка диагностического материала |
4 | Взаимопросмотр мини-лабораторий в группах |
5 | Создание методических материалов по организации мини-лабораторий в группах ДОУ |
2. Организация работы с детьми | |
1 | Совместная экспериментальная творческая деятельность |
2 | Создание детских проектов |
3 | Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей в мини-лабораториях |
4 | Мониторинг знаний детей о выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности |
3. Взаимодействие с родителями | |
1 | Изготовление совместно с детьми творческих работ |
2 | Участие в мероприятиях с детьми |
3 | Посещение мини-лаборатории в группе |
4 | Конкурс совместных творческих работ с детьми. Оформление выставки: «Творчество умных и сообразительных» ст.возраст |
5 | Анкетирование родителей по результатам создания мини-лаборатории, её роли в развитии детей. |
- 3. Заключительный этап
Цель: оценка и представление результатов реализации проекта.
Содержание | |||
1. Организация работы педагогов | |||
1 | Презентация мини-лабораторий для педагогов внутри ДОУ | ||
2
| Создание методических материалов по организации мини-лабораторий в ДОУ | ||
3 | Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности | ||
4 | Анализ реализации проекта в целом | ||
5 | Итоговый педагогический совет | ||
2. Организация работы с детьми | |||
1 | Выявление уровня умений и навыков исследовательской деятельности | ||
2 | Анализ полученных результатов, выявление проблем и путей их решения на педсовете | ||
3. Взаимодействие с родителями | |||
Анкетирование родителей по результатам создания мини-лаборатории, его роли в развитии детей. |
Для того, чтобы проследить динамику развития познавательной активности через детское экспериментирование были подобраны диагностические методики. Подбору диагностических методик предшествовало четкое определение целей и задач, решаемых в процессе экспериментирования. В процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически. Любая деятельность зависит от отношения к ней субъекта. Таким образом, важно уметь оценить отношение детей к деятельности экспериментирования. Отношение мы оцениваем как: предпочтение к виду деятельности и по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и процессе деятельности. Важным становится не столько результат, сколько процесс работы ребенка в ходе экспериментирования; соответственно, и оценивается не то, какого результата добился ребенок, а то, как он думает, рассуждает. В этом случае мы выделяем такие показатели как целеполагание, планирование деятельности и процесс ее реализации. Безусловно, одним из показателей являются также рефлексивные навыки, т.е. умение детей формулировать выводы, аргументировать свои суждения. Следовательно, показатели сформированности деятельности экспериментирования необходимо исследовать как на внешнем, так и на внутреннем уровнях- то есть, качественные изменения в структуре личности и их проявления.
Показатели | Диагностические методики |
Отношение детей к экспериментальной деятельности | Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности. |
Уровни сформированности экспериментальной деятельностью | Наблюдения педагога, индивидуальная карта показателей овладения детьми экспериментальной деятельностью (по Ивановой А.И.). |
Уровень развития познавательной активности | Анкета для воспитателя «Изучение познавательной инициативы». |
Разработанная методика «Маленький исследователь» предполагает выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изодеятельности, игровой). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор засчитывается 4 балла, за второй – 3 балла, за третий- 2 балла, за четвертый-1 балл.
Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало эксперимента (октябрь-2013г.) в группе распределились следующим образом:
1 место – игровой уголок (50%)
2 место – уголок изодеятельности (30%)
3 место – чтение книг (15%)
4 место - экспериментирование (5%)
Т.е. экспериментирование заняло последнее место.
С целью выявления у детей среднего дошкольного возраста сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности были разработаны показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяли сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.)
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализа- ция | Рефлексия | |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоя-тельно видит проблему. Активно высказы-вает предполо-жения. Выдвигает гипотезы, широко пользуясь аргумента--цией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действу-ет планомерно. Помнит о цели работы на протяже-нии всей деятель-ности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятель-ности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответ-ствие получено-го результата гипотезе. Способен устанавли-вать разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. | |
Средний | В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес | Видит проблему иногда самостоя-тельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказыва-ет предполо-жения, выстраива-ет гипотезу самостоя-тельно или с небольшой помощью других (сверстни--ков или взрослого) | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспери-ментиро-вания, исходя из их качеств и свойств. Проявля-ет настойчивость в достиже-нии результа-тов, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоя-тельно или по наводящим вопросам. Аргументи-рует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. | |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвиже-нии идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвину-тые другими детьми гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточно-го осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели,увлекаясь процес-сом. Тяготеет к однооб-разным, примитивным действи-ям,мани-пулируя предметами. Ошибает-ся в установлении связей и последо-вательностей (что сначала, что потом). | Затрудняет-ся сделать вывод даже с помощью других. Рассужде-ния формаль-ные, ребенок ориентиру-ется на внешние, несущест-венные особеннос-ти материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержа-ние. |
Индивидуальные карты обследования и наблюдения педагога за степенью овладения экспериментальной деятельностью показали, что дети среднего возраста на период обследования ( ноябрь 2013 г.) имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание.
В апреле 2014 г.( конец года) снова был проведен контрольный мониторинг. Выявилось, что 1 место отдали предпочтение игровому уголку 43% детей; на 2 месте стоит также изодеятельность – 32%; на 3 месте-чтение книг 18% детей и 4 месту дети предпочли экспериментирование, что составило 7%. Экспериментирование занимает также последнее место. Наблюдения за экспериментальной деятельностью показали, что дети среднего возраста на конец учебного года имеют низкий уровень- 84%; средний уровень-16%; высокого уровня нет. Познавательный интерес у детей стал более устойчив; видят проблему с небольшой подсказкой взрослого. Есть дети, которые могут уже самостоятельно выбрать материал для экспериментирования, выводы делают по наводящим вопросам.
В октябре 2014 года с детьми старшего дошкольного возраста проведена та же диагностика. Результаты были следующими: изодеятельность перешла на 1 место -40% детей; на 2 место сместилась игровая деятельность 30 % детей; 3 место-чтение книг 20%; 4 место- экспериментирование-10%. Уровни сформированности экспериментальной деятельностью: высокого нет; средний уровень-24%; низкий уровень-76% детей. Дети проявляют в большинстве случаев активный познавательный интерес, настойчивость в достижении результата, стараются высказывать самостоятельно предположения, пробуют аргументировать свои суждения.
В апреле 2015 г.( конец года)проводилась контрольная диагностика. Результаты улучшились. На 1 месте- чтение ( 25%); 2 место поделили уголок по изодеятельности и экспериментирование (30%); на 3 месте-игровая деятельность (15%). Уровни сформированности экспериментальной деятельности: высокий уровень- 38% детей; средний уровень-47%; низкий уровень-15%. Дети стали проявлять инициативу в решении проблемных задач, выдвигают гипотезы, осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной экспериментальной деятельности, действуют планомерно, доводят дело до конца, делают попытки в формулировании в речи достигнутого результата.
В октябре 2015 г с детьми подготовительной группы проводилась очередная диагностика. Результаты исследования предпочитаемого детьми вида деятельности показали, что предпочтения детей на начало года в группе распределились следующим образом: на 1 месте-чтение 30%детей; на 2 место вышло экспериментирование-50%; на 3 место- изодеятельность 15% и 4 место - игровая деятельность 5% детей. Соответственно, изменились уровни сформированности экспериментальной деятельности: высокий уровень-57% детей; средний уровень-33%; низкий уровень-10% детей. Познавательное отношение стало устойчивое, дети выделяют гипотезы, используя аргументации, помнят цели работы на протяжении всей деятельности, делают выводы.
В апреле 2016г. провела заключительную контрольную диагностику с детьми подготовительной группы. На конец эксперимента предпочтения детей виду деятельности распределились следующим образом: 1 место-экспериментирование 65% детей; на 2 месте - чтение 20%; 3 место – изодеятельность 10%; 4 место - игровая деятельность 5%детей. Уровни сформированности экспериментальной деятельностью: высокий уровень-94% детей; средний уровень-6%; низкого уровня нет.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта у дошкольников развиваются умения:
- активно познавать окружающий мир,
- действовать согласно алгоритма познания,
- умение применять разные способы детского экспериментирования,
- ставить новые вопросы и искать самостоятельно на них ответы,
- доказательно объяснять полученный результат,
- формируются предпосылки учебной деятельности.
У родителей повышается компетентность в вопросах детского экспериментирования.
Перспективы дальнейшего развития проекта:
Данный проект по проблеме детского экспериментирования как средства развития познавательной активности будет полезен широкому кругу педагогов ДОУ, где осуществляется деятельностный подход к воспитанию детей независимо от реализуемых программ. Планируется продолжить проект , расширив контингент участников, начав работу с детьми 3-4 лет .В перспективе, на базе ДОУ, создание кружка «Юный экспериментатор» с детьми старшего дошкольного возраста, так как этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребёнка, которая развивает продуктивные формы мышления.
Список литературы:
1.Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. [Текст] / Э.А.Баранова. – СПб., 2005.- С.32-33.
2.Богоявленская, Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей. [Текст] / Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве/ Д.Б.Богоявленская. Сборник статей / Под общей редакцией к.пс.н. А.С. Обухова. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С. 44-50.
3.Годовикова, Д. Формирование познавательной активности. [Текст]/ Д. Годовикова // Дошкольное воспитание. – 1974. - № 5.
4.Гризик, Т.И. Познавательная игротека [Текст] / Т.И.Гризик // Детский сад от А до Я. – 2004.- № 2.
5.Доронова,Т.И; Короткова, Н.А. Материалы и оборудование для детского сада [Текст] / Т.И.Доронова, Н.А.короткова. – М., 2003.
6.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом [Текст]/ О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина – М., 2001.
7.Егорова, Т.А. Развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе коммуникативной деятельности [Текст] / Т.А. Егорова// Исследовательская работа школьников. – 2004. - №2. – С. 83-91.
8.Зарипова, А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду [Текст] /А. Зарипова // Дошкольное воспитание. – 1994, № 7.
9.Иванова, А.И. Детское экспериментирование как метод обучения [Текст] /А.И.Иванова // Дошкольное воспитание. – 2004, №4.
10.Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников [Текст] / Н.А.Короткова// Ребенок в детском саду. – 2003, № 5
11.Куликовская, И. Э., Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование старший дошкольный возраст[Текст]/ И.Э.Куликовская, Н.Н.Совгир. - Учебное пособие. – М., 2003.
12.Савенков, А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И.Савенков.- Ярославль: Академия развития, 2002.- C.160.
13.Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] /А.И.Савенков // Дошкольное воспитание. – 2005, №12. – С. 3-11
14.Савенков, А.И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании [Текст] / А.И.Савенков // Дошкольное воспитание. – 2006, № 1. – С. 25-31
15.Селевко, В.Г. Современные образовательные технологии [Текст]/ В.Г.Селевко. – М., 1998.
16.Чиркова, Е.К. Проектная и исследовательская деятельность в рамках предметов базисного учебного плана [Текст] /Е.И.Чиркова // Исследовательская работа школьников. – 2004. №1. – С. 137-139.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста "На границе"
Рассмотрены педагогические возможности игровой деятельности в патриотическом воспитании старших дошкольников....
Тема проекта: «Организация экспериментальной деятельности детей в детском саду»
Тема проекта: «Организация экспериментальной деятельности...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие познавательной деятельности детей посредством детского экспериментирования»...
Педагогический проект: "Познавательно - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста"
Вид проекта: информационно - исследовательский. Продолжительность проекта: сентябрь - май. Возраст детей 6 - 7 лет. Цель проекта: Развить творческую, познавательно - исследовательскую акт...
Проект "Организация исследовательской деятельности детей на тему "Мальчики и девочки".
В конспекте представлены разные методы,приемы,способы,добычи информации для самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста....
проект по театрализованной деятельности детей 6-7 лет: "Гуси - лебеди"
Проект по театрализованной деятельности. Сказка "Гуси - лебеди" силами воспитателя (без помощи музыкального руководителя) подготовительная группа....
Проект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы по духовно-нравственному воспитанию
Конспект непосредственной образовательной деятельности по теме: "Храмовая архитектура" ....