Говорим правильно
консультация

Федотова Ольга Юрьевна

Презентация к консультации для педагогов ДОУ: «Культура речи педагога как компонент педагогической компетентности».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл govorim_pravilno.pptx2.51 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №341» городского округа Самара Культура речи педагога как компонент педагогической компетентности Подготовила Федотова Ольга Юрьевна, учитель-логопед

Слайд 2

Цель: повышение культуры речи педагога как компонента педагогического мастерства. Задачи: способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов. уточнить и закрепить знания педагогами приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей; совершенствовать умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.

Слайд 3

В фильме «Доживем до понедельника» учительница начальных классов заставляет сорваться на крик интеллигентного героя Вячеслава Тихонова: «Я им говорю, не ложьте ! А они все ложат и ложат !» – «Таисия Ивановна! Голубушка! Нет такого глагола в русском языке!» (Из книги М. Аксёновой «Знаем ли мы русский язык?»)

Слайд 4

К речи педагога предъявляются высокие требования : содержательность, точность, логичность; лексическая, фонетическая, грамматическая, орфоэпическая правильность; образность, смысловая выразительность; эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная громкость; хорошая дикция; соблюдение правил речевого этикета умелое использование невербальных средств общения (жесты, мимика, пантомимические движения).

Слайд 5

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для его воспитанников. От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.

Слайд 6

«Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» Л.И. Скворц ов

Слайд 7

Литературная норма – это принятые на данном этапе развития языка правила (произношения, построения предложений, словоупотребления и т.д.) Норма имеет объективный характер не придумывается никем проистекает из законов языка предписывает всем носителям языка следовать ей.

Слайд 8

Еёшний и Евоный Гуляли по вагонам: «Ну, чё , када позв О нишь ?» « Када меня догонишь...» В тра Н вае сорок первом Люд Я м трепали нервы, Ка Н потом не нап И лись , А рассуждать пустились... Язык, простите, русский Не выдержит нагрузки...

Слайд 9

«Страшные» ошибки « Ложить », « покласть », « ляжь » … Оба, обе и «обои» « Ихняя », « еёный », « еёная » Кого мы «надеваем»? Что мы «одеваем»? «Мне постоянно кто-то звОнит и звОнит …» Не попить ли нам кофейку?

Слайд 10

В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок: орфоэпические грамматические семантические (лексические)

Слайд 11

Орфоэпические ошибки неправильное произношение звуков в словах неправильная постановка ударения в словах

Слайд 12

Произнесите правильно слова Что - Конечно - Скучный - Грустный - Возрастной - Властный - Индекс - Проект - Компьютер - шт о коне шн о ску шн ый гру сн ый возра сн ой вла сн ый инд э кс про э кт компьют э р

Слайд 15

брал бралА брАло брАли взял взялА взЯло взЯли гнал гналА гнАло гнАли зАнял занялА зАняло зАняли нАчал началА нАчало нАчали пОнял понялА пОняло пОняли прИнял принялА прИняло прИняли ЗАПОМНИТЕ!

Слайд 18

Грамматические ошибки - это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций

Слайд 20

Ушел без тУфель из Яслей. Не простЫнь без простЫнь . .

Слайд 23

НЕВЕРНО!

Слайд 24

Для существительных мужского и среднего рода Для существительных женского рода Оба, обоих, обоим, обоим обои ! Например: Оба окна. На обоих окнах. Обе, обеих, обеим, обеими Например: Обе сестры. С обеими сестрами. Когда речь идет о двух предметах, мужского и женского рода, употребляется "оба". Например: Брат и сестра. Оба пьют компот. Мальчик и девочка закрылись в комнате, их обоих ищут друзья.

Слайд 25

ЕГО телефон ЕЁ помада ЕВОНЫЙ телефон ЕЁНАЯ помада ИХНИЕ вещи ИХ вещи

Слайд 26

Любезный друг, не надо забывать, Что «одевать» не значит «надевать» ; Не надо путать эти выражения, У каждого из них свое значение! Одеть можно кого-то , а надеть что-то! Первый глагол всегда сочетается с предметами одушевлёнными, а второй – с неодушевлёнными.

Слайд 27

Надежду одевают Одежду надевают

Слайд 28

Например: Положить Положу Сложите ЛОЖИТЬ ЛОЖУ ЛОЖИМ ЛОЖИШЬ ЛОЖИТЕ ЛОЖАТ по –за- вы- с- при- и др. ПОКЛАСТЬ ПОКЛАДУ ВЫКЛАДЕМ ЗАКЛАДЕШЬ ПРИКЛАДЕТЕ СКЛАДУТ Например: Класть Кладу Кладешь Например: Положить Положу Сложите

Слайд 29

Бежать Махать Сесть Ехать Лечь Образуйте форму повелительного наклонения глаголов:

Слайд 30

Хочешь ЕХАТЬ ? ПОЕЗЖАЙ ! Но не едь и не езжай . ЗАЕЗЖАЙ и ПРИЕЗЖАЙ ! Ехай — не употребляй! ЕХАТЬ Поезжай Заезжай Приезжай ЕДЬ ЕЗЖАЙ ЕХАЙ

Слайд 31

ЛЯЖЬ ЛЯГ ЛЯГТЕ

Слайд 33

ПОБЕДИТЬ УБЕДИТЬ ПЫЛЕСОСИТЬ одержу победу заставлю поверить, склоню к чему-нибудь почищу пылесосом В употреблении не рекомендуется победю побежду убежу убежду пропылесосю пропылесошу

Слайд 34

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ. При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕ Ч ЕМ ,ПЕ Ч ЕШЬ, ПЕ Ч ЕТЕ, ПЕ Ч ЕТ, ПЕ К УТ . Но НЕ: пекем , пекешь , пекете , пекет . НОРМА: ЖГУ, Ж Ж ЕМ, Ж Ж ЕШЬ, Ж Ж ЕТЕ, Ж Ж ЕТ, Ж ГУТ . Но НЕ: жгем , жгешь , жгете , жгет . НОРМА: СТРИГУ, СТРИ Ж ЕМ, СТРИ Ж ЕШЬ, СТРИ Ж ЕТЕ ,СТРИ Ж ЕТ, СТРИГУТ . НО НЕ: стригем , стригешь , стригете , стригет .

Слайд 35

род чёрн ЫЙ кофе ( муж. род )

Слайд 36

Определите род существительных и употребите слово в правильной форме: Лицо скрыто (вуаль)… Окна занавешены (тюль)… Голова покрыта (шаль) … Вымою голову (шампунь) … Крышу кроют (толь)…

Слайд 37

ПРИМИТЕ К СВЕДЕНИЮ! сильн ЫЙ пенальти нов ЫЙ евро грустн ЫЙ гну разноцветн ЫЙ какаду весел ЫЙ шимпанзе Если речь идет о самках животных, то : гну кормил А , какаду летел А , шимпанзе несл А

Слайд 38

Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи.

Слайд 39

Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении (шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему): подсказать стихотворение, подсказать ход решения , а также в переносном значении (навести на мысль): опыт подсказывает иное решение . Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, пожалуйста, как пройти... Подсказать -сказать

Слайд 40

Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. Слово кушать не употребляется в форме 1 лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде ( кушай, кушайте, пожалуйста) , где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно. Есть - кушать

Слайд 41

Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Докладчик оперировал с непроверенными данными. У обоих подруг были длинные волосы. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. Заведующий больницы встретил нас приветливо. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Вы все отксерили ? Ребята, пошлите на улицу! Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Найдите ошибки в предложениях

Слайд 42

Постоянная работа педагога над собой, соблюдение норм литературного языка, повышение уровня культуры собственной речи будут способствовать росту его педагогической компетентности. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе .

Слайд 43

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык К.Г.Паустовский Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И. Куприн Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык К.Г.Паустовский Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И. Куприн

Слайд 44

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....