План воспитателя по самообразованию
олимпиадные задания (средняя группа) на тему
План воспитателя по самообразованию "
«Формирование нравственной самооценки дошкольников в процессе воспитания этической культуры в контексте ФГОС ДО»
"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2._igra_kak_nravstvennoe_vospitanie.docx | 40.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Веневский центр образования №1»
(детский сад комбинированного вида №5)
Педагогический проект
«Воспитание нравственных
качеств дошкольника в игре»
Воспитатель:
Зимина Людмила Александровна
Период формирования проекта: 2015 – 2016г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
Опыт работ………………………………………………………………………..4
Заключение…………………………………………………………… …………13
Литература……………………………………………………………………… 14
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям: матери и отцу. На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: чести, правдивости, чувства дома, любви и уважения к труду. Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.
Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно в этом возрасте у ребёнка начинают закладываться: нравственное поведение, нравственное сознание и нравственное переживание, которые могут повлиять на характер человека и на его дальнейшую жизнь.
Малыши играют, развиваются, осваивают представления о нравственном поведении, получают определенные эмоции. Взрослые, создавая игровую среду, окружая малыша вниманием и любовью, показывая общение на личном примере, играя с детьми, должны формировать нравственные качества у ребенка. Но на самом деле этого не происходит: мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. У детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое равнодушие, жестокость, опустошённость, безразличие.
Таким образом, ребенок, воспитанный в любви и заботе взрослых, тем не менее, не имеет достаточных представлений, чтобы проявить такие нравственные качества, как доброжелательность, заботу, внимание, сопереживание. Вина его равнодушия, нежелания считаться с мнением или действием других, неумения выразить доброту, сопереживание, заботу ложится на нас, взрослых. Это мы, родители и педагоги, не сумели достучаться до сердца ребёнка и заронить в нём доброту и любовь. Наша вина в том, что роль игры в нравственном развитии не осознается в должной мере. Не всегда соблюдаются и правила организации игры. Не во всех семьях есть игровой уголок. Не понимая педагогического значения детской игры, взрослые не учитывают, что в игре малыши по-своему осмысливают взаимоотношения людей, знания, приобретаемый опыт поведения. Путем игры можно воспитать черствого, равнодушного человека, а можно - прекрасного, нужного обществу.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в нравственном воспитании детей рассмотрены в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Дж. Леви, Р. Кайца, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинского, Й. Хейзинги и др.
Психологический анализ роли игры в нравственном воспитании и развитии личности дан Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджериц-кой, И.И. Фришман, Г.1Т. Черного, С.А. Шмакова и многих других.
Таким образом, мнения многих авторов и актуальность проблемы побудили меня к поиску игр, которые будут способствовать нравственному развитию, и при каких условиях формирование нравственных качеств дошкольника в игре будет проходить эффективнее.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста.
Моя работа направлена на решение трёх основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребёнка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяю, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам.
Определила цель и задачи работы.
Цель – создать условия для формирования в детях доброты, заботы, отзывчивости, стремления оказать помощь, культуры поведения, через игру.
Игра может способствовать воспитанию нравственных качеств при соблюдении ряда условий:
- правильная организация и руководство игрой
- правильно сформулированная мотивация
- многообразие детских игр, направленных на развитие положительных качеств дошкольников, их эстетичность и привлекательность.
- учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов.
Данная цель требовала решения следующих задач:
1. Изучение психолого - педагогической литературы по данной проблеме.
2. Классифицировать игры для воспитания нравственных качеств и подготовить их обеспечение.
3. Создание игровой среды в группе и условий эффективности влияния игры на нравственное воспитание детей.
4.Проведение диагностики по воспитанию нравственных качеств.
5.Повысить компетентность родителей в вопросе нравственного воспитания детей.
6. Повысить личную компетентность в данном вопросе.
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
1.Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым.
2. Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье.
3.Общение и совместная деятельность с воспитателем- как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия.
4.Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель).
5.Образные игры-имитации, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные - для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками.
6.Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных.
7.Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях), ориентировки в ближайшем окружении (в группе, ДОУ и в семье).
8.Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
1.«Нравственное воспитание дошкольников в детском саду» под редакцией В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. (В этой книге определены цели и задачи нравственного воспитания дошкольников. Это помогло мне определить и поставить нравственные цели и задачи в игровой деятельности).
2.«Посеешь привычку – пожнёшь характер» Л. И. Каплан (Я узнала и применила в своей работе опыт педагога в формировании полезных привычек у детей).
3.«Воспитание детей в игре» А. К. Бондаренко, А. И. Матусик (Данное пособие помогло мне вовлечь детей в игру, помочь им понять нравственные нормы и представления).
4.«Младший дошкольник в детском саду» Т. И. Бабаева (Эта книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования нравственных качеств).
6.«Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольника» Л. Ф. Островская (применила примеры педагогических ситуаций на родительском собрании, что помогло определить уровень нравственного развития в семье).
7.«Роль игры в воспитании детей» А. П. Усова (Книга помогла мне понять значение игры в нравственном развитии дошкольников).
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным - воспитывать у дошкольников такие нравственные качества: культура поведения, гуманные отношения (доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение), стремление оказать помощь, через игру.
Работу по воспитанию нравственных качеств у младших дошкольников начала во второй младшей группе. В начале года провела диагностику
Таблица 1
Оценка осознания детьми нравственных норм
во второй младшей группе 2014 г.
Критерий | Начало учебного года |
Высокий | 5-18% |
Средний | 14-52% |
Низкий | 8-30% |
Диагностика показала: освоение нравственных качеств у дошкольников в основном на среднем и низком уровне, что позволило наметить пути и способы оказания помощи отдельным детям, предоставить возможность работать с опорой на знания индивидуальных возможностей и интересов каждого ребенка.
Нравственное воспитание осуществляла через совместную, самостоятельную, непосредственно-образовательную деятельность детей. Детей включала в разнообразные виды игровой деятельности: сюжетные игры с игрушками, игры-имитации, сопровождаемые текстом и звукоподражанием, игры со строительным материалом, подвижные игры, дидактические игры.
Использовала игровые ситуации, которые способствуют воспитанию культуры поведения, ласковой, нежной речи, положительному общению друг с другом. Для того чтобы дети закрепили представления « хорошо», «плохо», научились определять положительные и отрицательные поступки сверстников использовала игру: «Добрые превращения». Для закрепления умения определять положительные и отрицательные поступки, познакомила детей с « Хор – Плошей. «Хор – Плоша» - это выдуманная игрушка, которая наблюдает за поступками детей. Рассказала детям о том, что этот персонаж необычный, в нем две половинки. Одна половинка - это добро, другая - зло, если ребенок совершает хорошие поступки, «Хор-Плоша» становится добрым, радушным на лице у него улыбка, а если он видит плохие поступки- становится печальным, расстроенным. С помощью этого персонажа ребенку легче понять, какой поступок плохой, какой хороший.
Богатые возможности в воспитании доброжелательных отношений, дают сюжетные игры. Сюжеты создавала с помощью игровых персонажей. Чтобы вызвать желание помочь тем, кому требуется помощь, создаю проблемную ситуацию (Мишка с Зайчиком шли в гости к Белочке и рассыпали все пуговицы, которые нужны ей для платья. Что же им делать?) В конце игры вместе с игрушечными персонажами обращаем внимание на заботливое и доброе отношение к игрушкам, тем самым воспитывая такие нравственные качества как: отзывчивость, доброжелательность, заботливое отношение к сверстникам и близким людям.
Особое место в работе с дошкольниками занимают дидактические игры, которые воспитывают добрые чувства к партнерам по игре, стремление оказать элементарную помощь. Организуя дидактическую игру «Найди друзей» применила мотивацию к игровой деятельности создала проблемную ситуацию: рассказала детям о том, что животные из разных местностей обитания собрались вместе, стали играть и потеряли своих друзей, спросила у детей: « Что нужно сделать для того, чтобы друзья нашлись?». Выслушав ответы детей, вместе с ними решили помочь зверушкам найти друг друга. После проведения игры использовала « Чудо - дерево», которое дети очень полюбили, прикрепляя листочки, дети рассказывали о положительных моментах в игре (Стася помогла Мире найти рыбку, помогли животным найти друг друга, играли дружно). Организация таких игр помогала мне воспитывать в детях заботливое отношение друг к другу, стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Широко применяла в своей работе по воспитанию чувства коллективизма, доброжелательных и заботливых отношений друг к другу малоподвижные игры, в которых раскрываются нравственные качества ребенка. ( Например: в день рождения каждого ребенка провожу игру «Подарок», дети образуют круг – в середину встает именинник, остальные дети – поздравляющие. Каждый из детей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов преподносит его имениннику. Именинник должен догадаться, что ему подарили и поблагодарить. Затем для дальнейшего развития игры, делаем реальные подарки, которые придумывают дети.
Такие игры воспитывают культуру поведения дошкольника, вызывают желание доставлять радость другим, умение заботится о сверстниках. Очень приятно слышать, когда от детей, без подсказки взрослого, звучат слова благодарности, оцениваются положительные и отрицательные поступки, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результата в игре, все это дает мне знать о том, что маленькие ростки нравственности посеяны в душах детей, формирующие сознательные нравственные поступки.
Для определения уровня нравственных представлений и освоения норм поведения у детей на конец учебного года провела диагностику.
Таблица 2
Оценка осознания детьми нравственных норм
во второй младшей группе 2015 г.
Критерий | Конец учебного года |
Высокий | 7-26% |
Средний | 16-59% |
Низкий | 4-15% |
Работа по освоению нравственных качеств у дошкольников была положительной. У детей появилось желание помочь, успокоить, утешить, сказать ласковые слова сверстникам, близким людям, игровым персонажам.
В работе с детьми среднего возраста я использовала коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры:
- направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»).
- направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»)
- направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях («Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» и др.).
Однако особое влияние на игру всё-таки оказывали знания, приобретённые на занятиях. При ознакомлении с трудом взрослых предпочтение отдавали экскурсиям. Детям не только показывала действия, которые люди выполняют, но и объясняла значимость их труда для окружающих. Обращала внимание на личные качества человека-труженика. Например, объясняла, что продавец – вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь, советует; когда знакомлю с трудом врача, подчёркиваю, что он заботливый, и в дождь и в холодную погоду приходит к заболевшим детям.
Наблюдая за игровой деятельностью детей, я заметила, что каждый играл со своей игрушкой, для совместной игры ребята не объединялись, некоторые из них вообще не играли, а только наблюдали. Часто возникали конфликты из-за игрушек: многим хотелось, например, поиграть с маленькими мишками или большим самосвалом. Я решила объединить детей в совместную игру, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть. Для этого я использовала различные приёмы. Например, Яромир возит грузовую машину, а Миша начал что-то строить, беря детали со стеллажа. Предлагаю Яромиру подвозить детали, а чтобы постройка была закончена быстрее, подключаю к нему Кирилла. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обращала внимание ребят на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. И потом, когда дети начинали что-то строить, они уже объединялись.
Руководя играми, уделяла внимание воспитанию у детей дружбы, вежливости, умению считаться с коллективом. В нужную минуту я включалась в игру, разбирала конфликты.
На конец учебного года получила результаты диагностики:
Таблица 3
Оценка осознания детьми нравственных норм
в средней группе 2011г.
Критерий | Конец учебного года |
Высокий | 10-37% |
Средний | 15-56% |
Низкий | 2-7% |
По результатам диагностики благополучными во взаимоотношениях со сверстниками являются лишь несколько детей, все остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений. Анализируя полученные данные стоит отметить, что способность вступать легко в контакт со взрослым проявили всего лишь 37% из всех детей, 56% общаются со взрослыми, но не очень активно, а 7% не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. Поэтому главной целью в работе с детьми старшего дошкольного возраста стало: помочь им перебороть стеснение, а также сформировать у них положительные взаимоотношения со сверстниками.
В дальнейшем планирую продолжить данную работу в старшей группе.
На 2016-2018 учебный год поставила более сложные задачи:
1.Воспитание любви к своему городу, Родине.
2.Воспитание уважения к профессиям человека.
3.Воспитание уважения к старшим, семье, родителям.
2013год
- «Дискуссия о нравственности»
- Проект по духовно-нравственному воспитанию «Хлеб всему голова»
Данный опыт работы был представлен на методическом объединении воспитателей, на уровне города:
2013г.
-Открытое мероприятие «Поговорим о дружбе» по теме методического дня «Духовно-нравственное воспитание»
Опубликовала в электронной сети работников образования учебно-методический материал «Конспект интегрированного занятия о здоровье»
- являюсь дипломантом 3степени Всероссийского конкурса ЭВРИКА «Лучшее занятие НОД»
В дальнейшем планирую продолжить данную работу в подготовительной группе.
На 2015-2018 учебный год поставила более сложные задачи:
1.Воспитание любви к своему городу, Родине.
2.Воспитание уважения к профессиям человека.
3.Воспитание уважения к старшим, семье, родителям.
Заключение
Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.
Нравственное воспитание – целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников, с целью формирования у них нравственных качеств: культуры поведения, гуманных отношений (доброжелательность, отзывчивость, забота), стремления оказать помощь, соответствующих требованиям общественной морали.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребёнка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Данный вид деятельности благополучно сказывается на взаимоотношениях детей в коллективе. В результате проведенной работы подтвердилось то, что игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Список использованной литературы
1.Карпова С.Н. Лысюк Л.Г. Игра и нравственное воспитание дошкольников./С.Н.Карпова Л.Г.Лысюк- М.: Изд-во МГУ, 1986
2.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание/ И.Ф Свадковский -
М.: Изд-во Москва, 1972
3.Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Весёлый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребёнка, сюжетно-ролевые игры./ Н.А. Купина, Н.Е Богуславская - М.: Изд-во Просвещение, 1992
4.Курочкина И.В. О культуре поведения и этике./ И.В. Курочкина -2003. №1 « Дошкольное воспитание»
5.Курочкина И.В. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. –/ И.В. Курочкина- М.: Изд-во Владос, 2003.
.
6.Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет./ И.Ф. Мулько - М.: Изд-во Москва ,2004.
7.Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада./ С.В.Петерина – М.: Изд-во МГУ 1987.
8.Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации/. В.И. Петрова- М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005.
9.Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.
10.Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Т.Н. Доронова, С. Якобсон, Е. Соловьева, Т. Гризик, В. Гербова. – М.: Изд-во Просвещение, 2003.
11.Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника ./ Е.В. Субботский М.: Изд-во Просвещение, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Годовой план работы воспитателя по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи...
Индивидуальный план воспитателя по самообразованию на 5 лет 2017-2022 г.г.
Раскрыт план работы по самообразованию на межаттестационный период 2017-2022 г.г....
План воспитателя по самообразованию
Совместная деятельность ДОУ и семьи по развитию творческих способностей детей....
Планы воспитателя по самообразованию в детском саду "Березка"
Соотвествует ФГОС ДО....
План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год
Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.Цель:Изучить особенности формирования первичных экономических пр...
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....
Индивидуальный план воспитателя по самообразованию.
Индивидуальный план воспитателя по самообразованию на 2019-2020г....