План воспитателя по самообразованию 2019-2020 уч. год
методическая разработка

Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.

Цель:

Изучить особенности формирования первичных экономических представлений о финансовой грамотности, организации материальной стороны окружающего пространства в младшем дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Подобрать методическую литературу по данной теме. 
  2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
  3. Определить направления работы в режимных моментах по формированию финансово - грамотного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ и в семье.
  4. Положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования

     Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям и педагогам в решении этой воспитательной задачи.

Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

Перспективный план работы по самообразованию

Период

Работа с детьми в режимных моментах

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы.

Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

 

Разработать анкету «Финансовая грамотность».

Провести анкетирование

Октябрь

Дидактическая игра «Заветные желания», Чтение художественной литературы о труде.

 «Кошкин дом»; «Ох и Ах идут в поход». «Уроки тетушки Совы», 2 серия «Ценные вещи»;

«Этическая беседа о бережливости вещей»

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

Видео урок «Уроки тетушки Совы», 7 серия «Потребности и возможности»;

Выставка рисунков «Кем я буду»,

ЧХЛ К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

Этическая беседа о труде.

Консультация «Формируйте у детей разумные потребности»

Декабрь

Отгадывание загадок о профессиях. ЧХЛ: русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», «Кому что нужно?».

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

Январь

С/р «Магазин»

«Уроки тетушки Совы»: 1 серия «Что такое деньги?»; ЧХЛ «Петушок и бобовое зернышко». Этическая беседа «Чужие деньги».

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Февраль

Детская мастерская «Изготовление подарков для папы».

«Уроки тетушки Совы», 6 серия «Работа и зарплата»;

ЧХЛ В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;

С. В. Михалков «А что у вас?».

Пословицы и поговорки о бережливости.

Картотека пословиц и поговорок о бережливости.

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Март

ЧХЛ: Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

Виртуальная экскурсия в банк. Работники банка.

«Уроки тетушки Совы», 10 серия «О банке».

 

Встреча с интересными людьми «Моя мама работает в банке или в магазине».

Апрель

Дидактическая игра «Доход-расход», «Семейный бюджет», «Магазин».

ЧХЛ Ш. Перро «Кот в сапогах».

Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет».

Май

«Уроки тетушки Совы»: 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»; Викторина по теме «Финансовая грамотность».

Буклет «Экономический словарь»

         Литература по теме самообразования


1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

4. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

5. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

6. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

8. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

 

Приложение 1

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамотность»

(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

- Да.

- Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

- Да.

- Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

Спасибо!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2019-2020.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №123 «АБВГДейка»

План по самообразованию

на 2019-2020 учебный год

воспитателя

Федькушовой Надежды Вячеславовны

Архангельск

2019

Тема: Организация образовательного процесса в режимных моментах по формированию предпосылок финансовой грамотности младших дошкольников.

Цель:

Изучить особенности формирования первичных экономических представлений о финансовой грамотности, организации материальной стороны окружающего пространства в младшем дошкольном возрасте.

Задачи:

  1. Подобрать методическую литературу по данной теме. 
  2. Определить условия, направленные на формирование первичных экономических представлений и компетенций детей.
  3. Определить направления работы в режимных моментах по формированию финансово - грамотного поведения детей младшего дошкольного возраста в ДОУ и в семье.
  4. Положить начало формированию финансово-экономического мышления;
  5. Проанализировать работу по формирования финансово грамотного поведения детей младшего дошкольного возраста.

Актуальность включения основ экономического воспитания в образовательную деятельность на уровне дошкольного образования

     Необходимость принятия в повседневной жизни тех или иных финансовых решений, а также затруднения, возникающие при использовании современных финансовых инструментов, обуславливают важность приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финансов. Под словом «финансы» в данном конкретном случае следует понимать всю совокупность личных и семейных денежных средств, которыми будет распоряжаться человек в течение жизни. Недостаточный уровень финансовой грамотности мешает родителям привить детям правильные навыки по управлению финансами, сформировать систему позитивных установок, которая позволит им в будущем принимать грамотные решения. Нередко родители жалуются, что дети не знают цену деньгам, не ценят и не берегут вещи, игрушки, требуют дорогих подарков. Включение в образовательную деятельность ДОУ основ экономического воспитания может помочь родителям и педагогам в решении этой воспитательной задачи.

Правильное отношение к деньгам закладывается в детстве. Человек с рациональным отношением к деньгам выберет наиболее подходящую финансовому устройству общества стратегию финансового поведения.

Перспективный план работы по самообразованию

Период

Работа с детьми в режимных моментах

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы.

Подбор материала по данной теме, необходимого для работы с детьми и родителями.

Разработать анкету «Финансовая грамотность».

Провести анкетирование

Октябрь

Дидактическая игра «Заветные желания», Чтение художественной литературы о труде.

 «Кошкин дом»; «Ох и Ах идут в поход». «Уроки тетушки Совы», 2 серия «Ценные вещи»;

«Этическая беседа о бережливости вещей»

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Ноябрь

Видео урок «Уроки тетушки Совы», 7 серия «Потребности и возможности»;

Выставка рисунков «Кем я буду»,

ЧХЛ К. И. Чуковский «Муха-цокотуха»; С. В. Михалков «Как старик корову продавал»

Этическая беседа о труде.

Консультация «Формируйте у детей разумные потребности»

Декабрь

Отгадывание загадок о профессиях. ЧХЛ: русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»; Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», «Кому что нужно?».

Рекомендация «Учите видеть связь между трудом и деньгами»

Январь

С/р «Магазин»

«Уроки тетушки Совы»: 1 серия «Что такое деньги?»; ЧХЛ «Петушок и бобовое зернышко». Этическая беседа «Чужие деньги».

Рекомендация «Учите ребенка выбирать и покупать товар»

Февраль

Детская мастерская «Изготовление подарков для папы».

«Уроки тетушки Совы», 6 серия «Работа и зарплата»;

ЧХЛ В. В. Маяковский «Кем быть?»; Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;

С. В. Михалков «А что у вас?».

Пословицы и поговорки о бережливости.

Картотека пословиц и поговорок о бережливости.

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Март

ЧХЛ: Э. Н. Успенский «Бизнес крокодила Гены»

Виртуальная экскурсия в банк. Работники банка.

«Уроки тетушки Совы», 10 серия «О банке».

Встреча с интересными людьми «Моя мама работает в банке или в магазине».

Апрель

Дидактическая игра «Доход-расход», «Семейный бюджет», «Магазин».

ЧХЛ Ш. Перро «Кот в сапогах».

Консультация «Учите ребенка планировать семейный бюджет».

Май

«Уроки тетушки Совы»: 3 серия «Семейный бюджет»; 4 серия «Карманные деньги»; 5 серия «Умение экономить»; Викторина по теме «Финансовая грамотность».

Буклет «Экономический словарь»

        Литература по теме самообразования


1. Программа «От рождения до школы» - под. ред. Н. Г. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.

3. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л. Дошкольное образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред. В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.

4. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.

5. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016. 336 с.

6. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. № 8. С. 349–351.

7. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада // Дошкольное воспитание, 1995. № 9.

8. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.

9. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48 с.

10. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. 256 с.

Приложение 1

Анкета для родителей

«Мой ребенок и финансовая грамота»

(Уважаемые родители, просим вас уделить анкете чуть-чуть Вашего драгоценного времени и обвести в кружок Ваш ответ)

1.Нужно ли детям рассказывать о деньгах?

- Да

- Нет.

2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?

- Да.

- Нет.

3. Как Вы относитесь к желанию детей иметь копилку?

- Положительно.

- Отрицательно.

4. Должны ли дошкольники иметь карманные деньги?

- Да.

- Нет.

5.Замечаете ли вы интерес у ребенка к домашней работе?

- Да.

- Нет.

6. Как ребенок относится к труду?

- Охотно принимается за дело.

-Неохотно принимается за дело.

7.Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?

- Да.

- Нет.

8.Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих

покупок?

- Да.

- Нет.

9. Знают ли дети профессии родителей?

- Да.

- Нет.

10.Знает ли ребенок на, что тратятся деньги?

- Да.

- Нет.

11.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

- Да.

- Нет.

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию 2019-2020 уч.год

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре посредством ознакомления с художес...

План самообразования 2019-2020 Воспитателя группы №3 «Теремок» Усовой М.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №12 «Белочка»      План самообразования2019-2020Воспитателя группы №3 «Теремок...

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019 - 2020 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию....

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г.

Индивидуальный план работы по самообразованию 2019-2020 г....

План работы по самообразованию 2019-2020 уч.г.

Данный материал содержит план работы по самообразованию и отчет о проделанной работе за год....