План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по рисованию на тему

Годовой план работы воспитателя  по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи, актуальность, формы, методы. приёмы, результативность. Перспективный план работы отражает ежемесячную работу самого воспитателя, работу  с детьми и  родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazoanie_2012-2013.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Золотой петушок» с.Бутырки

План

работы по самообразованию

 воспитателя

Хлебниковой И.А. 

2012-2013 учебный год

Тема:

«Изучение народных промыслов России с целью

развития художественных способностей детей

дошкольного возраста»

Цель:

  1. Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
  2.  Расширить знания о народных промыслах
  3. Закрепить умения детей при составление декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
  2. Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  3. Систематизировать изученную литературу.

Актуальность

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства.  Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.

Формы и методы работы:

  1. Проведение тематических занятий,
  2. Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
  3. Изготовление  народных игрушек, поделок, рисунков.
  4. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  5. Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
  6. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
  7. Экскурсия в «Русскую избу».
  8. Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
  9. Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
  10. Организация народных подвижных игр (ежедневно).
  11. Изучение программы по возрастным группам детей.
  12. Работа с методической литературой  
  13. Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
  14. Обработка анкетных данных.  
  15. Подготовка и оформление документации.

 Приёмы и методы:

  1. Словесный
  2. Практический
  3. Наглядный
  4. Работа с книгой
  5. Видеометод
  6. Продуктивный
  7. Проблемный
  8. Частично-поисковый
  9. Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
  10. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)

Результативность

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

 Вывод

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.

Литература

Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.

Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.

Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.

Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.

Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.

Перспективный план работы

Раздел плана

Форма работы

Практические выходы

Отчет о выполнении

Сентябрь

Работа с детьми

Организация народных подвижных игр (ежедневно).

Коммуникация Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. Беседа о русской народной культуре, предметах мтарины, о традиционных украшениях. Рисование расписных платочков

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Формировать потребность в двигательной активности.

Учить рассуждать и делать адекватные объяснения при работе со словарными словами, развивать интерес к национальной культуре.

Работа с родителями

Посещение семей.

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения.

Запись детей старшей группы в кружок «Гусельки»

Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными и музыкальными  способностями.

Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания  детей в дошкольном учреждении.

Развитие музыкально одарённых детей в кружок народной направленности.

Самореализация

Изучение программы по возрастным группам детей.

Работа с методической литературой  

Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития.

Изучить для всех возрастных групп, систематизировать

Октябрь

Работа с детьми

Продуктивная. Лепка народной игрушки «Козлёнок».

Коммуникативная. Рассматривание изделий с городецкой росписью.

Продуктивная. Упражнение по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи и усвоению технических приёмов.

Проведение осенних праздников в старшей группе с использованием народных традиций

Рисование барышень с использованием элементов декоративной росписи.

Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу.

Рекомендуется всем детям для развития моторики.

Расширять знания о городецкой росписи, выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения «Городец».

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Развивать интерес к народным промыслам.

Работа с родителями

Проведение собрания:

 «Знаете ли вы своего ребёнка» (старшая)

Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.

Подведение итогов выявления одарённых детей.

Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность.

Самореализация

Работа с методической литературой (ж/л «Дошкольное воспитание»)

Повышение знаний, сбор материала.

Ноябрь

Работа с детьми

Продуктивная. Декоративная роспись фигурок (игрушек) в технике дымковской по мотивам народных узоров.

Коммуникативная. Беседа о видах городецкой росписи.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи.

Работа с родителями

Выступление на собрании.

Подведение итогов диагностики физического развития детей.

Самореализация

Обработка анкетных данных.  

Подготовка и оформление документации.

Сбор информации для выбора направления работы с детьми.

Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития.

Декабрь

Работа с детьми

Коммуникативная. Продуктивная. Рассказ о дымковской росписи, игрушках.

Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Оформление стенда «народная песня , как средство воспитания».

Оказание методической помощи родителям.

Самореализация

Взаимопосещения занятий воспитателей других групп.

Обмен опытом.

Сбор аналитической информации.

Январь

Работа с детьми

Работа с родителями

Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания» (ст)

Консультации:

«Играйте с детьми в народные подвижные игры» (ст)

Предоставление педагогической информации родителям по данной теме.

Самореализация

Февраль

Работа с детьми

Продуктивная. Расписывание детьми под хохлому силуэтов деревянной посуды.

Развивать интерес к художественному творчеству.

Работа с родителями

Собрание в старшей группе «Семейные традиции».

Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания.

Самореализация

Посещение методических объединений.

Обмен опытом.

Март

Работа с детьми

Участие в праздниках:

 - «Терешечка» (стар)

 - «Весенние потехи и забавы» (ср)

Декоративное рисование. Роспись посуды для кукол. Узор в стиле народной росписи (хохломской. Дымковской, городецкой).

Выставка поделок на тему «Народные промыслы».

Развивать интерес к декоративному рисованию.

Работа с родителями

Участие в праздниках:

  1. «Терешечка» (стар)
  2. «Весенние потехи и забавы» (ср)

Выставка поделок на тему «Народные промыслы».

Самореализация

Сбор информации.

Пополнение методической копилки

Апрель

Работа с детьми

Мониторинг.

Лепка индюка из целого куска глины по мотивам дымковской игрушки.

Декоративное рисование: гжельские узоры (нанесение узора синей краской на шаблон посуды, вырезанной из белой бумаги).

Роспись глиняного индюка по мотивам дымковской игрушки.

Рисование на тему «Кукла в русском национальном костюме».

Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов.

Развивать интерес к изобразительной деятельности.

Работа с родителями

Создание уголка народных промыслов.

Повышение эффективности воспитательного процесса.

Самореализация

Анализ заболеваемости детей на протяжении всего учебного  года.

Сбор аналитической информации.

Май

Работа с детьми

Декоративное рисование: роспись силуэтов гжельской посуды соответствующими элементами (гжельская роза, травка).

Развитие интереса к народным промыслам.

Работа с родителями

Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных и музыкальных способностей детей.

Самореализация

Обмен опытом через Интернет.

Распространение педагогического опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...

Тема самообразования:«Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Тема самообразования  воспитателя подготовительной к школе группы Кузьминых С.И.: «Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольно...

САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

САМООБРАЗОВАНИЕНА ТЕМУ:«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ«Самым высоким видом искусства,самы...

Консультации для родителей «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»

Консультации для родителей«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»Знакомство детей с бытом и традициями русского народа им...

"Изучение народных промыслов России с целью повышения творческих способностей детей дошкольного возраста"

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяе...

Самообразование на тему: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. КалининП...

План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"

План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста" (средняя группа)...