План воспитателя по самообразованию. Тема: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по рисованию на тему
Годовой план работы воспитателя по самообразованию по теме "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Представлены цель, задачи, актуальность, формы, методы. приёмы, результативность. Перспективный план работы отражает ежемесячную работу самого воспитателя, работу с детьми и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazoanie_2012-2013.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с «Золотой петушок» с.Бутырки
План
работы по самообразованию
воспитателя
Хлебниковой И.А.
2012-2013 учебный год
Тема:
«Изучение народных промыслов России с целью
развития художественных способностей детей
дошкольного возраста»
Цель:
- Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития художественных способностей детей.
- Расширить знания о народных промыслах
- Закрепить умения детей при составление декоративной композиции на основе того или иного народного искусства использовать характерные для него элементы узора и цветовую гамму.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу народных промыслов России;
- Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
- Систематизировать изученную литературу.
Актуальность
Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т.к. предоставляет мне необходимую нравственно-эстетическую среду общения с миром ценностей, созданным русским народом, с учётом регионального компонента, позволит вам наследовать основы рукотворного мастерства на примере взаимодействия различных видов искусства. Актуальность обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе, развитием познавательных интересов и творческих способностей детей.
Формы и методы работы:
- Проведение тематических занятий,
- Оформление серии выставок для детей по русским народным промыслам.
- Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
- Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
- Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
- Экскурсия в «Русскую избу».
- Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
- Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
- Организация народных подвижных игр (ежедневно).
- Изучение программы по возрастным группам детей.
- Работа с методической литературой
- Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей.
- Обработка анкетных данных.
- Подготовка и оформление документации.
Приёмы и методы:
- Словесный
- Практический
- Наглядный
- Работа с книгой
- Видеометод
- Продуктивный
- Проблемный
- Частично-поисковый
- Метод формирования сознания (рассказ, беседа)
- Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (одобрение, похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации, пример)
Результативность
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Народное искусство способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Вывод
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Литература
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.
Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008.
Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997.
Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006.
Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008.
Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
«Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.
Перспективный план работы
Раздел плана | Форма работы | Практические выходы | Отчет о выполнении |
Сентябрь | |||
Работа с детьми | Организация народных подвижных игр (ежедневно). Коммуникация Беседа-объяснение о значении старинных слов, их происхождении. Беседа о русской народной культуре, предметах мтарины, о традиционных украшениях. Рисование расписных платочков | Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность. Формировать потребность в двигательной активности. Учить рассуждать и делать адекватные объяснения при работе со словарными словами, развивать интерес к национальной культуре. | |
Работа с родителями | Посещение семей. Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения. Запись детей старшей группы в кружок «Гусельки» | Изучение индивидуальных особенностей ребенка. Выявление детей с художественными и музыкальными способностями. Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания детей в дошкольном учреждении. Развитие музыкально одарённых детей в кружок народной направленности. | |
Самореализация | Изучение программы по возрастным группам детей. Работа с методической литературой | Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития. Изучить для всех возрастных групп, систематизировать | |
Октябрь | |||
Работа с детьми | Продуктивная. Лепка народной игрушки «Козлёнок». Коммуникативная. Рассматривание изделий с городецкой росписью. Продуктивная. Упражнение по рисованию элементов цветочного узора городецкой росписи и усвоению технических приёмов. Проведение осенних праздников в старшей группе с использованием народных традиций Рисование барышень с использованием элементов декоративной росписи. | Развивать умение работать с пластилином и глиной по образцу и собственному замыслу. Рекомендуется всем детям для развития моторики. Расширять знания о городецкой росписи, выражать положительные эмоции при прослушивании стихотворения «Городец». Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность. Развивать интерес к народным промыслам. | |
Работа с родителями | Проведение собрания: «Знаете ли вы своего ребёнка» (старшая) Помощь в проведении осенних утренников: изготовление костюмов, атрибутов, исполнение ролей. | Подведение итогов выявления одарённых детей. Развивать эмоциональную сферу, Формировать гармоничную личность. | |
Самореализация | Работа с методической литературой (ж/л «Дошкольное воспитание») | Повышение знаний, сбор материала. | |
Ноябрь | |||
Работа с детьми | Продуктивная. Декоративная роспись фигурок (игрушек) в технике дымковской по мотивам народных узоров. Коммуникативная. Беседа о видах городецкой росписи. | Развивать интерес к изобразительной деятельности. Развивать умение поддерживать беседу о городецкой росписи. | |
Работа с родителями | Выступление на собрании. | Подведение итогов диагностики физического развития детей. | |
Самореализация | Обработка анкетных данных. Подготовка и оформление документации. | Сбор информации для выбора направления работы с детьми. Сбор и обработка данных. Оформление личных дел, карт развития. | |
Декабрь | |||
Работа с детьми | Коммуникативная. Продуктивная. Рассказ о дымковской росписи, игрушках. | Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности. | |
Работа с родителями | Оформление стенда «народная песня , как средство воспитания». | Оказание методической помощи родителям. | |
Самореализация | Взаимопосещения занятий воспитателей других групп. | Обмен опытом. Сбор аналитической информации. | |
Январь | |||
Работа с детьми | |||
Работа с родителями | Выставка педагогической литературы по теме «Народные промыслы как средство патриотического воспитания» (ст) Консультации: «Играйте с детьми в народные подвижные игры» (ст) | Предоставление педагогической информации родителям по данной теме. | |
Самореализация | |||
Февраль | |||
Работа с детьми | Продуктивная. Расписывание детьми под хохлому силуэтов деревянной посуды. | Развивать интерес к художественному творчеству. | |
Работа с родителями | Собрание в старшей группе «Семейные традиции». | Методическая помощь родителям. Оказание педагогической помощи в решении возникших трудностей воспитания. | |
Самореализация | Посещение методических объединений. | Обмен опытом. | |
Март | |||
Работа с детьми | Участие в праздниках: - «Терешечка» (стар) - «Весенние потехи и забавы» (ср) Декоративное рисование. Роспись посуды для кукол. Узор в стиле народной росписи (хохломской. Дымковской, городецкой). Выставка поделок на тему «Народные промыслы». | Развивать интерес к декоративному рисованию. | |
Работа с родителями | Участие в праздниках:
Выставка поделок на тему «Народные промыслы». | ||
Самореализация | Сбор информации. | Пополнение методической копилки | |
Апрель | |||
Работа с детьми | Мониторинг. Лепка индюка из целого куска глины по мотивам дымковской игрушки. Декоративное рисование: гжельские узоры (нанесение узора синей краской на шаблон посуды, вырезанной из белой бумаги). Роспись глиняного индюка по мотивам дымковской игрушки. Рисование на тему «Кукла в русском национальном костюме». | Подведение итогов развития творческих способностей путём изучения народных промыслов. Развивать интерес к изобразительной деятельности. | |
Работа с родителями | Создание уголка народных промыслов. | Повышение эффективности воспитательного процесса. | |
Самореализация | Анализ заболеваемости детей на протяжении всего учебного года. | Сбор аналитической информации. | |
Май | |||
Работа с детьми | Декоративное рисование: роспись силуэтов гжельской посуды соответствующими элементами (гжельская роза, травка). | Развитие интереса к народным промыслам. | |
Работа с родителями | Подведение итогов работы. Рекомендации по поводу продолжения развития художественных и музыкальных способностей детей. | ||
Самореализация | Обмен опытом через Интернет. | Распространение педагогического опыта. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"
В материале отражена подробная работа воспитателя по самообразованию на тему "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста". Работа предст...
Тема самообразования:«Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Тема самообразования воспитателя подготовительной к школе группы Кузьминых С.И.: «Изучение дымковского народного промысла России с целью развития художественных способностей детей дошкольно...
САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ: «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
САМООБРАЗОВАНИЕНА ТЕМУ:«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста» АКТУАЛЬНОСТЬ«Самым высоким видом искусства,самы...
Консультации для родителей «Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»
Консультации для родителей«Изучениенародных промыслов Россиис целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста»Знакомство детей с бытом и традициями русского народа им...
"Изучение народных промыслов России с целью повышения творческих способностей детей дошкольного возраста"
Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяе...
Самообразование на тему: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"
laquo;Самым высоким видом искусства,самым талантливым, самым гениальнымявляется народное искусство, то есть то, что запечатлено народом,сохранено, что народ пронес через столетия».М.И. КалининП...
План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста"
План по самообразованию педагога: "Изучение народных промыслов России с целью развития художественных способностей детей дошкольного возраста" (средняя группа)...