«Умелые ручки» для детей 5 – 7 лет
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Тупикина Любовь Васильевна

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

                                          Мы чудо сотворить сумеем сами

                                                                 Вот этими умелыми руками.

 

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruki.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольная образовательная организация «…» (назвать по Уставу)

Принята на заседании педсовета                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

Протокол №                                                             Приказ №        от

От «       »  ___________20___г                                           Директор  ДОО «…»

___________________________

                                                                           

                                                                   

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа  художественно-творческой направленности «Умелые ручки»

для детей 5 – 7 лет

Автор: Тупикина

Любовь Васильевна

Кротовка, 2016


Содержание

Пояснительная записка.

Учебно-тематический план.

Содержание изучаемого курса.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Список литературы.

  1. Пояснительная записка.

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

                                          Мы чудо сотворить сумеем сами

                                                                 Вот этими умелыми руками.

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

       Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании и моделировании с помощью маленького инструмента ( зубочистки), бумажных полосок шириной в несколько миллиметров и при помощи полученных форм создавать самые различные композиции, очень нравится детям. Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”, за одну две минуты из радуги полос бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Срок проведения: с 1 сентября по 29 мая

Возрастная группа: дети 5-7 лет

Количество занятий в год: 18

Периодичность занятий: 2 раза в месяц

Форма организации: подгрупповая

Длительность занятий: 25 минут

Место проведения кружка: групповая комната

Цель программы кружка «Умелые ручки» - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи программы кружка:

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

·        Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.                        

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

  

наименование тем

всего

часов

в том числе

форма

контроля

теоретических

практических

1

 Знакомство с искусством квиллинга, бумажной филигранью, бумагокручением

1

1

0

2.

 Изготовление волшебных полос из бумаги

1

0

1

 

3.

 Изготовление деталей разной форы

1

0

1

выставка

4.

 Изготовление поделки «Божья коровка»

1

0

1

выставка

5.

 «Яблонька»

1

0

1

выставка

6.

  «Гусеница»

1

0

1

выставка

7.

«Новогодняя ёлочка»

1

0

1

выставка

8.

 «Барашек».

1

0

1

выставка

9.

«Виноград»

1

0

1

выставка

10.

 «Рябинка»

1

0

1

выставка

11.

«Мимоза»

1

0

1

выставка

12.

«Гриб мухомор»

1

0

1

выставка

13.

«Учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька»

1

0

1

выставка

14.

 «Дождик»

1

0

1

выставка

15.

«Первые листочки»

1

0

1

выставка

16.

 «Верба»

1

0

1

выставка

17.

 «Цветок»

1

0

1

выставка

18.

«Ландыш»

1

0

1

3. Содержание программы дополнительного образования.

Занятие 1.

Тема: Знакомство с искусством квиллинга, бумажной филигранью, бумагокручением.

Цель: Познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль).

Оборудование: ИКТ (презентация про квиллинг), зубочистки, полоски бумаги.

Ход занятия: Познакомить детей как родилась бумага, историю ее  возникновения, и её свойствах. Разнообразие бумаги, ее виды. Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки. Дети на практике знакомятся с видами бумаги(писчая, оберточная, обойная, впитывающая, копировальная)и её свойствами (прочность, водопроницаемость)

Занятие 2.

Тема: Изготовление волшебных полос из бумаги.

Цель: умение резать ножницами ровные полоски по заранее. Развивать усидчивость и внимание.

Оборудование: ножницы, лист бумаги (А4) с начертанными линиями.

Ход занятия: Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала: листы цветной двусторонней бумаги (формат А4), из которого нарезается в длину полоски шириной 5 мм. Деревянные зубочистки, (кончик отрезается и делается небольшой надрез). Клей ПВА. Техника квиллинга. Для изготовления элемента (формы) полоску вставляют в отверстие, и плотно наматываем на зубочистку.  Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и между пальцами раскручиваем на нужный диаметр (дети делают на глаз). Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

Занятие 3.

Тема: Изготовление деталей разной формы.

Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги.

Ход занятия: Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины Учить детей правильно накрутить рол,  рассказать о технологии изготовления форм “капля”, “треугольник”, “долька”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

Занятие 4.

Тема: Изготовление поделки «Божья коровка».

Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль”, и наклеивать на основу,  развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Божья коровка» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и наклеить на картонное основание, изображая кружочки на крыльях у «Божьей коровки».

Занятие 5.

Тема: «Яблонька»

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Дерево» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и наклеить на картонное основание, изображая кружочки на кроне дерева плоды яблони (яблоки).

Занятие 6.

Тема: «Гусеница».

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Листок» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и наклеить на картонное основание, изображая кружочками гусеницу.

Занятие 7.

Тема: «Новогодняя ёлочка».

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Ёлка» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и наклеить на картонное основание, изображая кружочками игрушки на ёлке.

Занятие 8.

Тема: «Барашек».

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Барашек» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и наклеить на картонное основание, изображая кружочками каракуль барашка.

Занятие 9.

Тема: «Виноград».

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона   на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и наклеить на картонное основание, изображая кружочками ягоды винограда.

Занятие 10.

Тема: «Рябинка».

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Ветка» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и наклеить на картонное основание, изображая кружочки на ветке кисть рябины.

Занятие 11.

Тема: «Мимоза».

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Ветка» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и наклеить на картонное основание, изображая кружочки на ветке цветок мимозы.

Занятие 12.

Тема: «Гриб мухомор»

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “свободная спираль” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Гриб» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и наклеить на картонное основание, изображая кружочки пятна на шляпке мухомора.

Занятие13.

Тема: «Учить детей скручивать и делать элемент (форму) – капелька»

Цель:   учить детей скручивать элемент (форму) “капелька” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги.

Ход занятия: Накрутить спирали и сжимать кружок с одной стороны, чтоб получилась капля.

Занятие 14.

Тема: «Дождик»

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “капелька” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Облака» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и сжимать кружок с одной стороны, чтоб получилась «капля». Наклеить на заготовку в виде капелек дождя.

Занятие 15.

Тема: «Первые листочки»

Цель: учить детей скручивать элемент (форму) “капелька” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Крона дерева» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и сжимать кружок с одной стороны, чтоб получилась «капля». Наклеить на заготовку в виде листочек..

Занятие 16.

Тема: «Верба».

Цель: развивать творческое воображение; воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона «Ветка» на каждого ребенка.

Ход занятия: Накрутить спирали и сжимать кружок с одной стороны, чтоб получилась «капля». Наклеить на заготовку в виде листочек и цветка мимозы..

Занятие 17.

Тема: «Цветок».

Цель: Воспитывать желание испытывать удовольствие от конечного результата своей деятельности.  Развивать интерес к конструированию из бумаги.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона  

Ход занятия: Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки.

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

Занятие 18.

Тема: «Ландыш»

Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) “капелька”, “свободная спираль” и наклеивать на основу. Развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества. Воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

Оборудование: зубочистки, полоски бумаги, заготовки из картона.

Ход занятия: Контролировать выполнение необходимых заготовок для открытки.

Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу.

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования:

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

1.     О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

2.     Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3.     Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4.     Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

5.     Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6.     А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

7.     Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

8.     Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

9.     http:/stranamasterov.ru

II. Материалы из опыта работы педагога

1.     Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2.     Инструкционные карты сборки изделий

3.     Образцы изделий

 

 

 

5. Список использованной литературы.

1. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

2. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

3. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

4. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.

5. Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.

6. С. Соколова . Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.

7. С. Соколова.  Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Умелые ручки" для детей 3-7 лет

Содержание занятий кружка «Умелые ручки» по каждому разделу составлено с учётом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.   Детское творчество...

Дополнительная образовательная программа по художественно-творческому развитию детей «Умелые ручки» для детей: 5-7 лет

Целью образовательной деятельности является научить детей нетрадиционной технике художественного труда (декоративно-прикладного искусства). В процессе обучения дети знакомятся с такими техниками худож...

НОД "Умелые ручки" для детей 2-3 лет, посещающих консультативный пункт в ДОУ.

Занятие знакомит  с игровыми приемами по активизации  лексики по теме «Фрукты», с  элементами  самомассажа....

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» для детей младшей группы (3–4 года)

Государственное бюджетное образовательное учреждение«Образовательный центр» с. Лопатиноструктурное подразделение «Детский сад»м.р. Волжский Самарской области...

Программа дополнительного образования детей в изобразительной деятельности «Умелые ручки», для детей 3-7 лет.

В программу по изобразительной деятельности «Умелые ручки» вошли занятия по рисованию и знакомству с изобразительным искусством. Главной задачей в среднем дошкольном воз...