Консультация для воспитателей "Основные направления работы с детьми с детским церебральным параличом"
материал на тему

Харитонова Светлана Викторовна

Статья раскрывает как подготовительный этап работы: изучение анамнеза, проведение обследования детей с д.ц.п, так и основные разделы работы с данной категорией детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_napravleniya_raboty_s_detmi_s_dtsp.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления работы с детьми с детским церебральным параличом в условиях Дома ребенка.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми с д.ц.п. складывается из следующих направлений:

- изучение анамнеза, обследование детей;

- определение основных направлений работ;

- составление индивидуальных программ;

- комплексное воздействие, включающее совместную работу педагогического и медицинского персонала.

    Изучение анамнеза детей, поступивших в Дом ребенка с диагнозом «детский церебральный паралич» показывает, что это заболевание не передается по наследству, а развивается вследствие кислородного голодания (асфиксии или гипоксии) и травмы головного мозга ребенка в период внутриутробного развития, а также во время родов на фоне недоношенной или переношенной беременности при несоответствии размеров родовых путей и головки ребенка.

    Факторы, которые приводят к патологии беременности, также могут влиять на возникновение у малыша д.ц.п. К ним относятся: травмы мамы во время беременности и родов, такие заболевания, как сахарный диабет, эндокринные нарушения, нарушения кровообращения головного мозга у плода, токсикозы беременности, угроза прерывания беременности, несовместимость крови матери и плода, обвитие плода пуповиной, сосудистые заболевания матери (атеросклероз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца), гиповитаминоз. Спровоцировать возникновение д.ц.п. у ребенка могут также нерациональное питание матери во время беременности, инфекционные заболевания, приводящие к внутриутробному энцефалиту, менингиту, в результате которых происходит разрушение клеточных структур мозга плода.

    К группе риска детей с д.ц.п. в последнее время относят и таких здоровых детей, у которых до года жизни возникла грубая патология повреждения мозга. В этом случае беременность и роды прошли нормально, но в первые месяцы жизни ребенок заболел, например, менингитом, или мама кормила его продуктами, не соответствующими его возрасту (например, в 6 месяцев часто давала копченое сало), вследствие чего малыш заразился сальмонеллезом, наступила клиническая смерть, гибель мозга и, соответственно, - специфическая неврологическая симптоматика.

    При обследовании детей с д.ц.п. выявляется недостаточность тонких дифференцированных движений пальцев рук. У некоторых детей при достаточном объеме движений, при нормальном мышечном тонусе отмечаются нарушения, которые носят название апраксии (неумение выполнять целенаправленные практические движения, действия). Такие дети с трудом осваивают навыки одевания, раздевания, застегивания пуговиц, затрудняются в конструировании из кубиков, палочек. В ряде случаев двигательная недостаточность проявляется в нарушениях равновесия и координации движений. При некоторых формах заболевания затруднено выполнение всех произвольных движений, главным образом из-за насильственных, непроизвольных движений – гиперкинезов.

    Независимо от степени двигательных дефектов у детей с д.ц.п. встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллекта. Это проявляется в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям, пугливости. У одних детей наблюдаются беспокойство, суетливость, у других – вялость, пассивность, заторможенность. Кроме того, дети, попадающие в Дом ребенка, переживают состояние психической депривации, которое возникает при отделении ребенка от лиц, которые до этого являлись для него источником эмоционального удовлетворения. Интеллектуальное развитие часто неравномерно задержано: одни психические функции развиваются соответственно возрасту, другие значительно отстают.

    У 10-15 % детей с церебральным параличом имеются нарушения слуха, особенно они характерны для больных с гиперкинезами. Отставание в развитии речи у этих детей обусловлено отставанием в овладении ходьбой и манипулятивной деятельностью. В связи с ограниченной подвижностью мышц языка и губ, насильственными движениями в дыхательной и артикуляционной мускулатуре (в мышцах лица, языка) часто нарушается звукопроизношение.

    По окончании обследования составляется индивидуальная программа на ребенка. Определяется приоритетная задача. Решается, чему необходимо научить малыша в первую очередь, а что необходимо закрепить на занятиях и в бодрствовании. Определяется, какие задачи будут реализованы у дефектолога на занятиях, а какие – на занятиях у воспитателя. После того, как ребенок овладел одной из задач программы, в нее вносятся изменения и дополнения.

    Основные разделы работы:

- Воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Развитие двигательных функций происходит поэтапно. Вначале формируем необходимые предпосылки для возможности самостоятельного передвижения: удерживание головы и туловища, равновесия. Большую роль здесь играет работа массажиста, специалиста лфк.

    Развитие ручной моторики проводим как в игровой деятельности, так и в повседневной жизни. На первом этапе учим произвольно брать и опускать предметы, перекладывать их из руки в руку, укладывать в определенное место, выбирать предмет в зависимости от размера, веса, формы, соразмеряя двигательные усилия.

    Важной задачей является обучение ребенка самостоятельному приему пищи. Начинаем с привития навыка подносить руку ко рту, затем брать хлеб и подносить его ко рту, брать ложку, самостоятельно есть (вначале густую пищу), держать кружку и пить из нее.

    Обучаем ребенка различным действиям во время одевания. Эти занятия проводим в игровой форме на специальной раме. Вначале учим расстегивать большие пуговицы, затем маленькие. Учим расшнуровывать и зашнуровывать ботинки. Затем все эти навыки закрепляем в играх на кукле и после этого переносим их на самого ребенка.

- Формирование действий с предметами и подготовка руки к письму.  

    Вначале учим ребенка лежать на животе, для правильной опоры руки должны быть под грудью. После закрепления данного положения переходим к упражнению: поочередно выпрямляем то одну, то другую руку и направляем ее к игрушке. Когда ребенок лежит на спине, помогаем ему направлять руку к видимому предмету, отталкивать его, брать. Учим ребенка ощупывать свои руки, ноги, а также одеяло, игрушки. Все движения, которые возможны (дотянуться до игрушки, оттолкнуть ее, взять, выпустить, отбросить, переложить из руки в руку, постучать, помахать) формируем даже в том случае, если ребенок еще не сидит.

      Формирование целенаправленных движений рук начинаем с обучения простейшим играм: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Щелчки». Эти игры предполагают выполнение определенных действий: погрозить пальцем, указать пальцем предмет, направление, подозвать к себе пальцем, помахать рукой, погладить куклу по голове, постучать в дверь одним пальцем, по очереди несколькими пальцами («игра на пианино», «дождь идет»). Используем имитационные движения («петушок машет крыльями», «дровосек колет дрова», «плотник стучит молотком»).

    При обучении движениям рук и действиям с предметами каждое новое движение показывается рукой ребенка, затем он выполняет его самостоятельно (при необходимости помогаем).

    Проводим подготовительные упражнения с карандашом: садимся справа от ребенка, показываем, как нужно правильно держать карандаш (устанавливаем руку в нужном положении, вкладываем карандаш в руку ребенка и помогаем ему его удержать). Затем ребенок выполняет то же самостоятельно, поправляем ему руку и пальцы, затем данная поза пальцев воспроизводится без карандаша. Ребенок берет карандаш и крепко его удерживает, тянем его вверх, вниз, в стороны. Далее ребенок держит карандаш, как при письме, тремя пальцами. Удерживаем нижний конец карандаша, а ребенок вырывает его, сгибая только пальцы. На поверхности стола натягиваем резинку. Ребенок, сгибая пальцы, старается оттянуть ее карандашом.

    При повышении тонуса в сгибательных группах мышц кисти работу для развития движений пальцев начинаем после расслабления кисти руки: плавными движениями потряхиваем руку ребенка, начиная от плеча.

    Учим ребенка ставить на бумаге точки на различном расстоянии, вертикальные, горизонтальные, косые линии. Затем овалы, круги, полукруги контрастных размеров, рисуем «улитку», начиная с большого витка, не отрывая карандаша, чертим все меньше и меньше витков и заканчиваем точкой.

      Развитие координации движений: рисуем квадраты один в другом от большего до точки, круги один в другом, цветки с лепестками, флажки, дома. Рисунки должны быть небольшие, так чтобы элементы их вырисовывались движениями пальцев.

    - Сенсорное воспитание включает развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия (восприятия движений).

    Зрительное восприятие у детей с д.ц.п. может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксаций взора, снижения острот зрения. Для развития зрительного восприятия в поле зрения ребенка медленно перемещаем яркую игрушку: вначале по горизонтали, затем по вертикали и диагонали, добиваясь плавного движения глаз. Позже эти же движения ребенок выполняет по словесной инструкции, например, просим найти глазами в комнате окно, дверь, часы.

    Учим различать цвета предметов и понимать их названия, подбирать одинаковые по цвету предметы, группировать их.

    Для узнавания геометрических фигур используем ящики и доски с прорезями различной формы, в которые ребенок опускает фигуры.

    Различаем и закрепляем понятия «большой», «маленький» в играх с пирамидками, матрешками, строительным материалом.

    У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания предметов кончиками пальцев таких детей сравнимы с теми, когда мы берем предмет в плотных перчатках. Развиваем тактильные ощущения, например, в игре «Чудесный мешочек». В мешочек из ткани помещаем разные предметы, ребенок опускает руку и достает нужный предмет, например, мягкий или круглый.

    При формировании пространственных представлений на первом этапе формируем представление о схеме тела, перемещении его в пространстве, ориентации в пространстве. На втором этапе – формируем пространственные представления в игровой, предметно-практической и конструктивной деятельности.

    Упражнения для развития представлений о схеме тела. Сажаем ребенка лицом к зеркалу и просим потрогать глаза, нос, лоб, уши, плечи.

    При тяжелой двигательной патологии упражнения проводятся с помощью взрослого (он дотрагивается рукой до указанных частей тела). Затем все эти упражнения на себе проводятся с закрытыми глазами. Ребенок называет ту часть тела, которую трогает. Далее упражнения проводятся на кукле, потом на картинках. Сажаем ребенка лицом к зеркалу, он обводит пальцем контур лица, глаз, носа, рта, затем пальцем обводит контур изображения лица на кукле, картинке.

    Для развития ориентировки в пространстве выполняем упражнения с мячом, флажком или другими предметами перед зеркалом, каждый раз называя свои действия: «Мяч влево, вправо, вверх, вниз». Ребенок копирует движения и тоже проговаривает их. Затем взрослый проделывает упражнения молча, ребенок вновь копирует и проговаривает. Далее ребенок выполняет упражнения один по словесной инструкции.

    Для ребенка, владеющего навыками ходьбы, проводим упражнения по перемещению в пространстве. На полу рисуем линии или выкладываем их веревочками. Ребенок передвигается по ним в заданных направлениях (направо, налево, назад).  Затем эти же линии рисуем на доске, и ребенок пальцем, затем мелом ведет по этим линиям.

    - Формирование представлений об окружающем и развитие речи происходит согласно перспективным планам при ознакомлении с предметами, наблюдении за окружающими явлениями, при ознакомлении с картинным материалом.

    Наряду с проведением специальных упражнений нужно помнить о правильном положении ребенка в течение дня. Нельзя, чтобы он сидел длительное время с согнутыми ногами. Это приводит к стойкой неправильной позе, способствует укорочению задних мышц бедра. Чтобы этого избежать, сажаем ребенка на стул так, чтобы ноги были выпрямлены, и в течение дня несколько раз укладываем его на живот.

    Грамотно организованная коррекционная работа с детьми с д.ц.п. способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного процесса, что позволит в дальнейшем включить значительную часть детей в общий образовательный поток.

Литература:

Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с диагнозом детский церебральный паралич

Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогикаИзобразительнаядеятельностьимеетогромноезначениедляразвитияивоспитаниядетейсограниченнымивозможностямиздоровья. Искусствосоздаетцелостнуюк...

Логопедическая работа в системе ранней абилитации ребенка с детским церебральным параличом

Знание особенностей речевых нарушений у детей с ДЦП позволяет сформулировать основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы при ДЦП....

Изобразительная деятельность с детьми с диагнозом детский церебральный паралич.

Рисование с детьми с ДЦП это - сложная методика. Предлагаю некоторые наработки нашего центра в данной проблеме....

Рабочая программа учителя- логопеда с детьми с нарушениями опорно - двигательного аппарата и детским церебральным паралич

СодержаниеΙ.  Целевой раздел. 1.Пояснительная записка ………………………………………………………. 31.1.Цели и задачи программы ………………….................................................131.2.Особенности образовательног...

Методическая разработка физкультурного занятия с детьми группы с тяжёлыми нарушениями в развитии «Особый ребёнок» с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) по ОО «Физическое воспитание» на тему: «СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ, УМЕЛЫЕ»

Конспект физкулльтурного занятия с детьмигруппы с тяжёлыми нарушениями в развитии «Особый ребёнок» с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) по ОО «Физическое воспитание»...

Статья «Особенности организации работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом в условиях ДОО»

Аннотация: В статье рассматривается проблема организации пребывания детей с детским церебральным параличом в условиях ДОУ; даны рекомендации по построению работы с особенными детьми....