Конспект
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2 «Березка»
Конспект организованной образовательной деятельности
«Выращивание кристаллов соли»
Воспитатель: Чинчикас С.В.
г. Моршанск
2014 г.
Тема: «Выращивание кристаллов соли»
Направление: познавательное развитие
Цель: Изучить условия образования кристаллов соли.
Задачи:
Образовательные
- Познакомить детей с понятием «кристалл»;
- Учить детей в бытовых условиях выращивать кристаллы из поваренной соли;
- Обогащать словарь (словесная игра «Что бывает солёным, сладким») ;
- Формировать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными: словарная игра «Скажи наоборот») ;
- Систематизировать представления детей о соли и ее свойствах;
Развивающие
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
- Развивать умение действовать по алгоритму, делать не сложные выводы и умозаключения.
- Развивать диалогическую речь (беседа по вопросам) .
Воспитательные
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности, вызывать радость открытий, полученных из опытов. Предварительная работа:
- Загадывание загадок про соль и сахар;
- Рассматривание иллюстраций «Как добывали соль раньше»;
- Беседы о применение соли в медицине, кулинарии, косметологии;
- Посещение соляной пещеры;
- Заучивание пословиц и поговорок о соли.
Словарная работа:
- Соляная пещера;
- Сталактиты;
- Морская соль;
- Кристаллы соли;
- Эксперимент, опыт.
Материал и оборудование: стеклянный сосуд с водой, соль, сахар, лупы по количеству детей, 2 стеклянные баночки пустые, разные виды соли, одноразовые стаканчики на каждого ребёнка, тарелочки с солью на каждого ребёнка, ложечки для каждого ребёнка, спринцовка для воспитателя, пипетки для детей, нитка, иллюстрации.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Физическое развитие
Художественно-эстетическое развитие
Виды деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Восприятие художественной литературы
Учебные средства и методы:
Игровой
Словесный
Наглядный
Практический
Ход ООД:
I. Организационный момент
Воспитатель:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём,
И к гостям здороваться пойдём!
Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся, повернёмся к друг другу и прикоснёмся ладошками к их ладошкам.
- Ладошки тёплые? Дети добрые и поделились своим теплом друг с другом.
Воспитатель: - Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводятся разные опыты, эксперименты.
- А кто работает в лаборатории? (Ответы детей).
- Чем они занимаются?
Проходите в нашу лабораторию.
Загадки про соль и сахар:
- Белый он, как снег колючий. Как песок сухой, сыпучий.
Сладкий – сладкий, словно мёд. Чай с ним часто муха пьёт. (сахар)
- В воде родиться, а воды боится. (соль)
- Какая нота и продукт называются одинаково. (соль)
- Бел как снег, в чести у всех, в рот попал – там и пропал. (сахар)
- Белый камень из горы всегда стоит на столе. Кто его не ест, тот вкуса не знает. (соль)
- Что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёчек?
В каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает. (сахар)
- Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна. (соль)
II. Основная часть
Воспитатель: - Ребята, мне нужна ваша помощь. Я знаю, что на одной тарелочки соль, на другой сахар. А как понять? Где и что? Предлагаю описать свойства соли и сахара (варианты ответов детей: по цвету, по форме, по запаху, по вкусу и т. д., если не назовут, предлагаю сама по форме, по цвету и т. д.)
- Молодцы вы всё правильно назвали. Вот в этой тарелочке соль. Давайте мы сейчас с вами уберём сахар, он сегодня больше нам не понадобится.
Опыты с солью:
- Посмотрите перед вами стоят тарелочки с солью. Проводим с детьми опыты для выяснения свойств соли. Дети выполняют работу самостоятельно.
1) посмотрим через увеличительное стекло (похожи на зёрнышки, кристаллики)
2) сделаем игрушечный ветер (разлетаются, соль сыпучая) .
3) в баночку с солью налить немного воды, куда она делась? (она впиталась)
4) налить много воды, что теперь? (соль растворилась) .
Воспитатель: - Определили, что вещество полностью растворилось в воде, цвет и запах не изменился, но изменились вкусовые качества воды – она стала соленой.
Вывод:
соль растворяется в воде, вода меняет свои вкусовые качества.
Воспитатель: - Ребята, а у меня к вам вопрос, откуда взялась соль кто знает?
(ответы детей).
Воспитатель: - Расскажу я вам, ребята сказку про Ивана – купца, как ходил он со своим товаром за тридевять земель по морю – океану. Много стран повидал, торговал – бревнами, тесом да лесом. Вот поднялась в море, буря сильная, выбросило корабль на остров невиданный. Отправился Иван земли разведывать, да набрел на гору великую. Смотрит в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль. Вернулся к берегу, приказал работникам нагрузить корабль солью. Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли – приплыл корабль к городу. Отправился Иван к королю, чтобы позволил тот торговать солью по вольной цене. А король про соль, не слыхивал: во всем его государстве соли - то не ели. Говорит он Ивану с усмешкою: «Да это просто белый песок, за него у нас денег не дают». Опечалился Иван. Вздумалось ему как-то раз посмотреть, как кушанья королю готовят. Стоит на кухне - приглядывает, вот улучил минутку, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все яства да приправы. Наступило время обед подавать: король попробовал, так вкусно ему показалось, как никогда прежде. Приказал король поваров наградить, а те на Ивана – дескать, он что-то в кушанье добавлял. Привели Ивана к королю. И позволил тогда король Ивану солью торговать. И по сей день люди в пищу добавляют соль.
- Как только люди узнали вкус соли, они стали ею дорожить. Местности, где встречались ее залежи, быстро заселялись и делались собственностью какого-нибудь племени. В обмен на соль приобретались различные предметы. Со всех сторон приходили люди за солью. В некоторых местах существовали соляные каменные копи, где добывали соль в больших количествах.
Физкультурная минутка
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
(поднимать и опускать плечи)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
(руки перед грудью, рывки руками)
Мы присядем десять раз.
Мышцы не болят у нас.
(приседания)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
(прыжки на месте)
Мы колени поднимаем –
Шаг на месте выполняем.
(ходьба на месте)
Воспитатель:
- Ребята соль-полезное ископаемое. В Алтайском крае добывают соль в Славгородском районе, в селе Бурсоль (показываю фото)
Соль - природный элемент. В молотом виде она представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. (показ иллюстрации).
Производится соль в разных видах: очищенная, крупного, мелкого помола, йодированная, морская (показать виды соли) .
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, важна ли соль в жизни человека и почему?
Высказывание ребёнка:
Да, конечно, соль придает блюдам особый вкус, но не только за вкусовые качества ее употребляет человек. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани, (показ картинки с пачкой соли) .
Воспитатель:
- Как вы думаете, где можно использовать соль?
Высказывание детей с показом иллюстраций
1. При ангине кристаллы хорошо разогревают на сковородке, после чего больной дышит под простынею этим горячим воздухом. Дышать при ангине лучше ртом. Если же вас замучил насморк – дышите носом.
2. Также помогает при ангине полоскание горла соленым раствором, когда на стакан теплой воды берется чайная ложка кристаллов.
3. Промывают солёным раствором нос при насморке. Удобно для этого использовать бутылочку из-под капель, или просто пипетку.
4. Хорошо горячая соль вытягивает гной, поэтому если у вас появился фурункул или нарыв, нагрейте пару ложек кристаллов, заверните в тканевый мешочек и приложите к больному месту.
5. Если вам надуло ухо, также прикладывайте компресс с солью, он снимет боль и воспаление.
6. Облегчить состояние при насморке можно с помощью теплого компресса, который прикладывают к переносице.
Соль применяют в косметологии:
Ускорить рост волос может массаж с солеными крупинками. С его помощью улучшается кровообращение в коже головы, волосяные луковицы получают больше питания и, волосы, начинают быстрее расти.
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания. Она необходима для усиления вкусовых качеств пищи, (картинка с колбасой)
В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом. Без соли многие продукты безвкусны. Заурядный огурец, умело посоленный на зиму, становится деликатесом. Поэтому соль применяется при засолке овощей, так как соль сохраняет продукты длительное время, (банка солёных огурчиков)
На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Посещение соляных пещер (показ картинки)
Соленая пещера заложена в толще каменной соли. Соляные сталактиты образуют причудливые формы, фантастические фигуры. Соляные пещеры используют в лечебных целях. Воздействие соляной пещеры облегчает дыхание, улучшают состояние кожи, успокаивает нервы, нормализует давление.
Гимнастика для глаз
Глазкам нужно отдохнуть (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вздох, глаза закрыты)
Глаза по кругу побегут (глаза открыты, движения зрачков по кругу)
Много-много раз моргнут (частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо (касание пальцами закрытых глаз)
Увидят мои глазки все (глаза распахнуты, на лице широкая улыбка)
Воспитатель:
- Назовите пословицы, и поговорки о соли.
Пословицы и поговорки про соль:
- «Соль не жалей, так и есть веселей»
- «Кто раз соль попробует, тот за нее все отдаст»
- «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».
III. Итог занятия
Воспитатель:
- Молодцы! Сколько интересного вы знаете о соли. Мы с вами через лупу видели кристаллы соли, (показ иллюстраций кристаллов соли).
- Ребята давайте сейчас сами вырастим кристаллы. Для выращивания нашего кристалла нам понадобится:
• вода;
• два стеклянных сосуда;
• соль;
• нитка.
(Воспитатель проводит опыт, дети наблюдают) .
Наполняем два сосуда водой, добавляем соли до тех пор, пока она не перестанет растворяться, т. е. пока на дне сосудов не появится осадок из кристалликов соли.
Затем ставим наши сосуды на теплое место с постоянной температурой, опускаем один кончик нитки в один сосуд другой кончик в другой, как бы соединяя наши сосуды «мостиком» из нитки.
Теперь необходимо ждать. Мы будем наблюдать каждый день в нашей лаборатории, как растут кристаллы соли.
Для этого заведём тетрадь, и будем в ней делать зарисовки нашего кристалла соли.
- О чём вы узнали в лаборатории?
- Как мы узнали о свойствах соли? Что мы для этого сделали?
- Мы с вами сегодня много говорили о том, что соль полезна для человека и нужна ему.
Рефлексия (вывешено солнце без лучиков)
Воспитатель: Ребята. Посмотрите на солнышко. Если вам было на занятии интересно, все понравилось и все у вас получилось, можете взять повесить свой лучик к солнышку (дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, я так же как и вы повешу свой лучик к солнышку.
- Ребята, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....