Программа по развитию памяти.
рабочая программа (старшая группа) на тему

    Представленная программа включает в себя не только упражнения на развитие разных видов памяти, но и физические упражнения, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

В занятиях используются словесный и наглядный материал, соответствующий возрасту детей. При составлении заданий и упражнений для занятий учитывались психологические и индивидуальные особенности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_pamyati_diplom.docx57.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Пояснительная записка.

   Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет  накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего  мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности.

    Память – самая долговечная из наших способностей.

Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. (Р.С.Немов)

Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени,  чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности.

    Память – психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного.

    Если классифицировать память по времени, то можно выделить такие ее виды, как кратковременная, оперативная и долговременная. Кратковременная память хранит информацию не более 20 секунд. Оперативная память сохраняет текущую информацию, необходимую лишь для выполнения определенного действия.

Долговременная память ориентирована на будущее, на сохранение индивидуального опыта личности в течение дня, месяца, года или всей жизни.

    Человек получает информацию благодаря разным органам чувств: зрения, слуху, обонянию, осязанию, вкусу. Следовательно, выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.

Особое значение имеет деление памяти на непосредственную и опосредовательную по критерию  развитости процессов запоминания. Непосредственная память отличается слабой обработкой запоминаемого материала. В таких случаях материал просто заучивается, благодаря многократному повторению, зазубривается.

Опосредованная память – это качественно более высокое запоминание, логическое, когда человек ищет способы запоминания, анализирует, сравнивает материал.

Произвольное запоминание – запоминание по установке на запоминание.

Непроизвольное запоминание – запоминание без намерения запомнить.

Важно осуществить как можно быстрее переход непроизвольной памяти в произвольную. Этот переход осуществляется поэтапно:

- выделение  и осознание ребенком цели запоминания;

- формирование действий и операций запоминания ( для этого занятия по смысловой группировке слов, установлению ассоциативных связей между запоминаемым предметом и хорошо знакомыми предметами. Используются наглядные образы для запоминания. Сравнительные исследования непроизвольного и произвольного запоминания показали, что при глубоком проникновении в смысловое содержание материала, при мыслительной переработке воспринятого материал сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно, но без активной интеллектуальной деятельности. Поэтому так важно развивать смысловую (словесно – логическую память), которая заключается в запоминании и воспроизведении мыслей.

Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики ребенка. Память в детском возрасте, является одной из центральных, основных психических функций, в зависимости от которых строятся все остальные функции. С точки зрения психического развития: не мышление, и в частности не абстрактное мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка. При хорошо организованной психолого – педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям.

В предлагаемом курсе  развивающих занятий мы ставили следующие цели:

1.Развитие памяти.

- расширение объема памяти;

- развитие зрительной, слуховой памяти;

- развитие логического, ассоциативного и образного запоминания.

2.Формирование познавательной активности.

3. Профилактика и развитие мелкой моторики и физического самочувствия детей.

4. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям.

5. Создание атмосферы доверия и дружеского расположения друг к другу.

   

    Представленная программа включает в себя не только упражнения на развитие разных видов памяти, но и физические упражнения, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Известно, что без движения ребенок не обучается. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.

В занятиях используются словесный и наглядный материал, соответствующий возрасту детей. При составлении заданий и упражнений для занятий учитывались психологические и индивидуальные особенности детей.

Занятия проводились в групповой и индивидуальной форме, в хорошо проветренном помещении, при хорошем освещении. Кабинет оснащен удобной мебелью, по возрасту детей (столы, стулья). Численность группы составляет 5 человек, возраст 5-5,5 лет. Длительность занятий 20 - 25 минут по два раза в неделю.

                     

                       

                     Развивающая программа.                  

                                                Занятие № 1

                   Цель: развитие слуховой памяти и внимания.                            

1. «Давайте поздоровается»

Автор: Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки в группе.

Инструкция: « Ребята, в начале каждого нашего занятия мы с вами будем здороваться необычным способом. Каждый из вас будет поворачиваясь друг к другу, прикладывать свои ладошки к ладошкам соседа. При этом произносим «здравствуй».

Ход упражнения.

Дети сидят на стульчиках, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

2. Упражнение на развитие слуховой памяти

Автор Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Стимульный материал: набор односложных слов.

Инструкция: «Запомни и повтори слова: вилка, вата, воск, ворот, венок, вишня, виноград, варенье»

Ход упражнения.

Участникам предлагается запомнить слова. Взрослый говорит цепочку слов, в произвольном порядке. Задача ребенка – повторить цепочку слов без ошибок»

 3. «Похлопай в ладоши»

Автор: С. Хромова «Психологические игры для детей»

Цель: развитие памяти и слухового внимание.

Стимульный материал: бубен.

Инструкция: «Сейчас, я простучу в бубен в определенном ритме, а ты должен в точности повторить его»

     Ход упражнения.

Психолог бьет в бубен, выстукивая простой ритмический рисунок. Задача игроков – хлопая в ладоши, в точности его повторить. Постепенно ритмический рисунок нужно усложнять: увеличивать его длительность, делать более сложным в плане исполнения.

4. Пальчиковая гимнастика.

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие слуховой, двигательной памяти, мышления, речи, внимания.

Стимульный материал: «Вот дедушка, вот бабушка, вот папочка, вот мамочка, вот деточка моя. А вот и вся семья».

Инструкция: «Давайте поиграем с пальчиками. Я сейчас покажу, как мы будем играть с пальчиками. Смотрите внимательно.

 Ход гимнастики.

 Психолог произносит слова, показывает движения пальцев. После показа, выполняет вместе с детьми.

5. «Назови овощи»

Автор Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие слуховой памяти.

Стимульный материал: стихотворение «Овощи» Я. Тувим

Инструкция: «Я сейчас причитаю стихотворение. А вы постарайтесь его запомнить. После того как я его прочитаю, вы повторите стихотворение».

Ход упражнения.

Участникам предлагается послушать стихотворение и запомнить его. Задача ребенка – повторить стихотворение без ошибок.

6.«Прощание»

Автор: Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция: « Ребята, в начале каждого нашего занятия мы необычно здороваемся, а в конце занятия будем необычно прощаться. Сейчас я покажу, как мы будем это делать.

Ход упражнения.

Дети стоят по кругу, психолог объясняет и показывает, как будет проходить ритуал прощания. После объяснения дети начинают выполнять упражнения.

                                           Занятие № 2

                         Цель: Развитие зрительной памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Автор Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки в группе.

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться улыбаясь друг другу, будем дарить улыбки. При этом произносим «здравствуй».

Ход упражнения.

Дети сидят на стульчиках, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

2.  Игра «Магазин»

Автор Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие зрительной памяти.

Стимульный материал: карточка с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочках с различным узором, карточки с изображением пустых тарелочек, карточки с фруктами.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы отправимся в продуктовый магазин, покупать фрукты. Это прилавок с фруктами (психолог показывает карточку с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочке) каждый фрукт лежит на своей тарелочке. Вы внимательно посмотрите на какой тарелочке лежит каждый фрукт (затем психолог убирает карточку с фруктами). У вас у каждого есть пустая тарелочка, вы должны взять себе тот фрукт который лежал именно на вашей тарелочке».

Ход упражнения.

Детям предлагают для запоминания карточку с изображением разных фруктов, лежащих на тарелочках с различным узором. Затем детям предъявляется карточки с изображением пустых тарелочек, а детям нужно взять, тот фрукт, какой лежал в данной тарелочке.  

 3. Упражнение на развитие зрительной памяти

Автор Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие зрительной памяти.

Стимульный матерал: 4 цветных картинки различной формы с изображенными на них значками.

Инструкция: « Сейчас я покажу вам карточки, нужно запомнить их цвет, форму и то что на них изображено. После этого я даю вам такие же карточки только без рисунка, вы должны нарисовать в карточках рисунки самостоятельно».

Ход упражнения.

Детям предъявляются 4 цветные различной формы с изображенными на них значками. Затем детям предлагаются точно такие же по цвету и форме карточки, только без изображенных на них значков. Дети по очереди изображают эти знаки на доске, при необходимости исправляя друг друга.

 4. Дыхательная гимнастика

Автор Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по

подготовке детей к школе».

Цель: развитие слуховой, двигательной памяти, мышления, речи, внимания.

Стимульный материал: «Здравствуй, солнце золотое!

                                            Здравствуй, небо голубое!

                                            Здравствуй, вольный ветерок!

                                            Здравствуй, маленький дубок!

                                            Мы живем в большом краю –

                                            Всех я вас приветствую! ».

                                                                                          Т.Сикачева

Инструкция: «Давайте поиграем с пальчиками. Я сейчас покажу, как мы будем играть с пальчиками. Смотрите внимательно».

 Ход гимнастики: Психолог произносит слова, показывает движения -пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками. После показа, выполняет вместе с детьми.

5. Упражнение «Найди вазу»

Автор Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие зрительной памяти.

Стимульный материал: картинка с изображение 8 ваз с разными узорами и 2 вазы с одинаковым узором.

Инструкция: «Сейчас я вам покажу вазу с узором, вы ее рассмотрите внимательно и запомните рисунок на вазе. Вазу я уберу,  вам нужно выбрать из нескольких ваз одну с таким же узором».

Ход упражнения.

Детям предлагают внимательно посмотреть на вазу и запомнить ее. Через минуту ваза убирается, а дети рассматривают несколько ваз, выбирают нужную.

 

 6. Игра «Вспомни цвет игрушки»

Автор С. Хромова «Психологические игры для детей»

Цель: развитие зрительной памяти (в данном случае на цвет), учить детей определять предмет по его форме.

Стимульный материал: стол, небольшая коробка или мешочек, повязка на глаза, несколько игровых однотонных предметов.

Инструкция: «Ребята у меня в руках волшебный мешочек, если опустишь в него руку, то можно угадать, что в нем лежит. Внимательно рассмотрите каждый предмет на столе, обратите внимание на его цвет и форму.

Все предметы я убираю в волшебный мешочек. Теперь, каждый из вас будет брать из мешочка предмет называть его, говорить какого он цвета».

Ход упражнения.

Психолог показывает детям мешочек и рассказывает, что этот мешочек волшебный. Дети внимательно рассматривают каждый предмет, особое внимание обращая, на его цвет и форму.

После этого психолог поочередно складывает в мешочек все игровые предметы.

Как только все предметы будут сложены в мешок, психолог предлагает поиграть. Выбирает среди детей первого игрока, завязывает ему глаза и просит достать из волшебного мешочка любой из предметов. После того как игрок делает это, ведущий просит его распознать предмет на ощупь и вспомнить, какого он цвета.

Для того, чтобы достать другой предмет из мешочка, ведущий выбирает следующего игрока. После того как игроки распознают все предметы из мешочка и вспоминают их цвета, игра считается законченной.  

7. «Прощание»

Автор: Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция: «

Ход упражнения.

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

                                      Занятие № 3

      Цель: развитие двигательной, словесной памяти.

1. «Давайте поздоровается»

Автор Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки в группе.

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться только кивая друг другу головой, при этом произносим «доброе утро».

Ход упражнения.

Дети сидят на ковре, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

2. Игра «Ласковая просьба»

Автор: С.Хромова «Психологические игры для детей» 

Цель: развитие словесной памяти, коммуникативных навыков.

Стимульный мариал: карточки с нарисованными на них различными предметами.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем с вами в семью. Вы будете моими детьми, а я буду вашей мамой. Я буду давать вам разные поручения. А вы их внимательно слушайте и запоминайте, чтобы выполнить их без ошибок.»

Ход игр: Психолог изображает маму, а все остальные игроки – дети. Игра является сюжетно-ролевой. Мама дает разнообразные поручения детям по поводу того, что они должны принести для дома – дети внимательно слушают мамины просьбы и выполняют их. Особенностью этих просьб состоит в том, что мама просит каждого ребенка принести сразу несколько вещей (карточек изображающих эти вещи). Например: «Таня, давай-ка сварим вкусные щи. Из чего варятся щи? Правильно, из капусты, картошки, морковки. Принеси, пожалуйста, мне капусту, картошку и морковку». Ребенок берет соответствующие карточки и приносит воспитательнице. Если игрок все сделал правильно, то мама хвалит его, а если нет, то ни в коем случае не упрекает, а просто повторяет свою ласковую просьбу и просит ребенка принести то, чего пока недостает. Тут же она обращается с ласковой просьбой и к другому ребенку: «Давай купим игрушки Маше, Оленьке и Саше. Сходи в магазин и купи там куклу, зайчика и машинку». После того как требуемые вещи нашлись, игрок  раздает их тем, кому они адресованы, и т.д. Важно, чтобы каждый ребенок мог активно поучаствовать в игре. Остальные дети, пока еще не вступившие в игру, тоже внимательно слушают поручение и проверяют, правильно ли оно было выполнено игроком.

3. Игра «Танцуем от печки»

Автор: С.Хромова «Психологические игры для детей»

Цель: развитие навыков двигательной памяти, координации движений.

Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную танцевальную игру. Я буду подходить к каждому углу, и выполнять в нем определенное движение. Вы смотрите на меня, и запоминайте, какое движение я показываю в первом углу, какое во втором, какое в третьем, какое в четвертом углу. После того как я покажу все движения, вы по очереди их выполняете в той же последовательности».

Ход упражнения: Психолог должен поочередно подходить ко всем углам помещения и в каждом углу выполнять какое-то несложное движение (или принимать позу). Например, в первом углу он встает прямо, держа руки на поясе, во втором – приседает, в третьем – разводит руки в стороны, выставив вперед правую ногу с вытянутым носком, а в четвертом - кружится

на месте. Дети должны внимательно понаблюдать за психологом, после чего, в свою очередь, выполнить все игровые движения в том же порядке и каждое на своем месте. Если игрок правильно справился с заданием, нужно его похвалить, если немного запутался, ненавязчиво подсказать ему то, что забылось.

4. Игра «Повтори мне в тон»

 Автор: С. Хромова «Психологические игры для детей»

Цель: развитие словесной памяти.

Стимульный материал : слова – трактор, тарелка, мышь, книга, подушка, щетка, зима, карандаш, кубик, утюг.

Инструкция: «Ребята, сейчас я буду говорить слова, вы внимательно слушаете их и постарайтесь запомнить. После того как я назову все слова, вы по очереди,  их повторите».

Ход игры: Психолог называет десять слов в произвольной последовательности. Дети по очереди получают слова и называют их самостоятельно. Желательно, чтобы слова по значению не связывались между собой. Задача ребенка – повторить слова в той же последовательности.

5. «Прощание»

Автор: Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу

Инструкция: «

Ход упражнения.

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

                                  Занятие № 4

                 Цель: развитие слуховой памяти.

1. «Давайте поздороваемся»

Автор Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»              Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки в группе.

Инструкция: « Ребята, сегодня мы будем здороваться очень необычно. Вы все закроите глазки, после этого каждый, начиная с меня, будет брать соседа за руку, говорить ему «доброе утро», а сосед должен в это время открыть глаза и тоже сказать «здравствуй или доброе утро».

Ход упражнения.

Дети стоят, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнения.

 2. Игра «Раз, два, три, четыре, пять….»

Автор: С.Хромова «Психологические игры для детей»

Цель: развитие слуховой памяти.

Стимульный материал: набор цифр – 5, 2, 10, 1, 3, 8, 7 .

Инструкция: Ребята, сейчас я буду называть цифры, вы внимательно слушаете их и постарайтесь запомнить. После того как я назову все цифры, вы по очереди,  их повторите

Ход игры.

 Психолог называет цепочку из цифр, располагая их в произвольном порядке. Ребенок должен повторить цепочку чисел без ошибок. Если ребенок  не справляется с заданием сразу, то психолог еще раз повторяет цепочку из чисел, проговаривая ее немного медленнее, чтобы ребенок имел возможность все запомнить.

 3. Игра «Я нашел на чердаке»

Автор: С.Хромова «Психологические игры для детей»

Цель: развивать слуховую память, учить запоминать цепочки слов.

Инструкция: «Ребята сейчас мы отправимся с вами в очень интересное помещение, которое называется чердак. Чердак – это место в доме, куда складываются старые вещи, и поэтому, заглянув на чердак, мы можем найти там самые разные и порой неожиданные вещи. И так представьте, что мы на чердаке, а что вы там увидели, каждый из вас, по очереди нам скажет. Но начинать говорить нужно со слов «Я забрался на чердак и увидел там….» Итак начинаем игру, первой говорить буду я. Психолог: «Я забралась на чердак и нашла там старые бусы». Следующий обязательно должен сказать фразу, которую я сказала и то, что я нашла. Дальше, следующий должен назвать все предметы которые нашли до него».

Ход игры.

 Сначала С.Хромова «Психологические игры для детей» психолог объясняет детям, что такое чердак. Психолог объясняет, что ребята по очереди будут рассказывать о том, какие удивительные и неожиданные вещи они нашли на чердаке. При этом каждый игрок начинает свою реплику словами: «Я забрался на чердак и нашел там….(далее следует название какой – либо вещи, якобы обнаруженной на чердаке)». Второй участник, рассказывая о своей находке, должен сначала назвать вещь, о которой рассказал первый игрок, а потом уже назвать свою. Третьему игроку, таким образом, придется назвать то, что нашли два предыдущих игрока, и только потом называть и свою находку.

Например:

Психолог: Я забрался на чердак и нашел там пишущую машинку.

Первый игрок: А я забрался на чердак и нашел там пишущую машинку и старые тапочки. Второй игрок: А я забрался на чердак и нашел там пишущую машинку, старые тапочки и живую обезьянку и т.д.  

4. пальчиковая гимнастика

Автор Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие слуховой, двигательной памяти, мышления, речи, внимания.

Стимульный материал: «- Ножка, ножка, поскарей!

                                              Двигай домик мой сильней».

                                                                                          Л.Савина

Инструкция: «Давайте поиграем с пальчиками. Я сейчас покажу, как мы будем играть с пальчиками. Смотрите внимательно.

 Ход гимнастики.

 Психолог произносит слова, показывает движения – подушечками пальчев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперед весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем. После показа, выполняет вместе с детьми.

5. Упражнение «Запомни фразы»

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие слуховой памяти

Стимульный материал: фразы: Осенью идут дожди.

                                                        Дети любят играть.

                                                        В саду растут яблони и груши.

                                                        В небе летит самолет.

                                                        Мальчик помогает своей бабушке.

Инструкция: «Ребята, я сейчас скажу предложения. Вы внимательно их слушаете, постарайтесь запомнить. После того как я их назову, вы постарайтесь повторить их без ошибок.

Ход упражнения.

Психолог читает детям фразы, после прочтения предлагает их повторить.

6. «Прощание»

Автор: Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу

Инструкция: «

Ход упражнения.

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

                           

                                      Занятии № 5.

Цель: развитие зрительной, слуховой ассоциативной памяти.

 1. «Давайте поздороваемся»

Автор Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Цель: развитие воображения и создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы будем с вами здороваться носиками. Каждый из вас будет прислоняться носиком друг другу. При этом не забывайте говорить «доброе утро», и сосед должен в это время тоже сказать «здравствуй или доброе утро».

Ход упражнения.

Дети стоят, по кругу, психолог объясняет как они будут здороваться, после объяснения дети начинают выполнять упражнение.

2. игра на развитие зрительной ассоциативной памяти.

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие зрительной ассоциативной памяти.

Стимульный материал: 7 цветных карточек, произвольно сгруппированных с предметными картинками попарно: капуста – красная, белка – синяя, цветок – белая, шуба – желта, редиска – зеленая, полотенце – оранжевая, портфель – фиолетовая.

Инструкция: «Ребята, сейчас я покажу вам цветные карточки с картинками. Внимательно посмотрите на них, постарайтесь запомнить, на какой из карточек находится каждый предмет. Карточки я убираю. А сейчас буду показывать вам цветные карточки без картинок. Вы должны мне назвать какая картинка была на красной карточке, какая на синей, белой и т.д.»

Ход упражнения.

 Психолог показывает детям 7 цветных карточек, просит их запомнить. После, предъявляются пустые цветные карточки, а дети называют картинку соответствующую этой карточке.

3. Упражнение « Расскажи сказку»

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие зрительно – слуховой и ассоциативной памяти.

Стимульный материал: Сказка «Лиса и рак». Пиктограммы по содержанию сказки.

Инструкция: «Сейчас я расскажу вам сказку «Лиса и Рак» с помощью рисунков (пиктограмм). Постарайтесь запомнить ее, потом будем пересказывать, глядя на рисунки (пиктограммы).

Лиса встретила Рака и говорит ему:

- Давай с тобой перегоняться.

- Ну, что ж, Лиса, давай.

Начали перегоняться.

Как только лиса побежала, Рак уцепился ей за хвост.

Добежала Лиса до места, обернулась посмотреть, далеко ли Рак ползет, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит: «А я тебя тут давно жду!»

Ход упражнения.

Психолог дает установку на запоминание. Рассказывает сказку с помощью пиктограмм. После прочтения сказки, предлагает пересказать детям.

4. Упражнение «Повтори движение»

5. Упражнение на развитие ассоциативной памяти.

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие слуховой и ассоциативной памяти.

Стимульный материал: пары слов – праздник – подарок, лимонад – прохлада, стол – пирог, шапка – шарф, ваза – цветок, пчела – мед, дом – окно, будка – собака.

Инструкция : « Сейчас я буду называть слова, добавляя к ним другие. Которые связанны с первым по смыслу. Слушайте внимательно, запомните эти слова.

Ход упражнения.

Психолог зачитывает слова, дети слушают. После прочтения повторяют их.

6. «Прощание»

Автор: Р.Р.Калинина «Тренинг развития личности дошкольника»

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу

Инструкция: «

Ход упражнения.

Дети стоят по кругу, вместе с психологом выполняют упражнение.

                                              Занятие №6

               Цель: развитие зрительной  памяти, внимания.

1. «Слепые фотографы (М.Сигимова)»

Автор: Жадько Е.Г.,Широкова Г.А. Практикум для детского психолога,  Феникс,Ростов -на-дону,2005 г

Цель-развитие памяти, внимания, тактильной чувствительности.

Возраст-4-5 лет

Стимульный материал- несколько игрушек, кубики.

Ход упражнения - детям предлагают запомнить (сфотографировать) несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают им глаза и перемешивают предметы. Играющие должны на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали.

 2. «Запомни движение»

Автор: Л.М.Шипицина,О .В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А.Нилова Азбука общения,Детство-пресс,СПб.2002г

Цель- упражнение развивает зрительно-моторную память и внимание.

Ход упражнения- Педагог выходит на середину комнаты.Дети внимательно следят за движениями его рук и запоминают их.Затем педагог останавливается,а дети должны повторить те движения,которые он им показал.

3. «Чего не стало?»

Автор: Л.М.Шипицина,О .В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А.Нилова Азбука общения,Детство-пресс,СПб.2002г

Цель.Игра развивает зрительную память.

Стимульный материал- муляжи фруктов и овощей.

Ход игры- на столе у педагога разложены муляжи фруктов и овощей. По просьбе педагога дети закрывают глаза, а он убирает со стола один из овощей. Дети по сигналу педагога открывают глаза и называют тот овощ, которого не стало.

4. «Поиск»

Автор: Жадько Е.Г., Широкова Г.А. Практикум для детского психолога,  Феникс, Ростов -на-дону,2005 г

Цель: развитие зрительной памяти, внимания.

Ход упражнения-дети в течение 10-15 секунд должны внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить как можно больше предметов одного и того же цвета. Затем взрослый дает задание перечислить все красные предметы (или синие).Один ребенок начинает перечисление, а другие ему помогают. Повторяться нельзя.

5. Упражнение «Отдыхаем»

Автор: Л.М.Шипицина, О .В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова Азбука общения,Детство-пресс,СПб.2002г

Цель - упражнение учит расслабляться.

Ход упражнения. Педагог предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глаза. Мы сидим удобно. Отдыхаем. Мы  спокойны. Руки очень легкие, опущены вниз, свободно свисают. Лицо неподвижно. Голова немного опущена.Тело расслаблено.Ноги вытянуты вперед, расслаблены. В комнате тихо. Все сидят тихо. Слушают тишину. Мы отдыхаем. Мы должны посидеть спокойно, чтобы отдохнуть, быть свободными, легкими, ловкими, быстрыми, смелыми. Мы будем стараться стать такими. Мы обязательно станем такими.

                                                     

                                               Занятие №7

            Цель: развитие слуховой памяти и слухового внимания.

1. Игра"Повстречались

Автор: Л.М.Шипицина, О .В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова Азбука общения,Детство-пресс,СПб.2002г

Цель- в процессе игры дети тренируют тонкие движения пальцев рук и закрепляют знания об особенностях голосовых реакций животных.

Ход игры. Вначале текст произносит педагог, а затем дети, исполняют роли животных.

Инструкция: «Педагог. Повстречались два котика.(Соединяет свой мизинец правой руки с мизинцем правой руки ребенка.)

Ребенок. Мяу-мяу!

Педагог. Два щенка.(Соединяет безымянные пальцы.)

Ребенок. Гав-гав!

Педагог. Два жеребенка.(Соединяет средние пальцы.)

Ребенок. Иго-го!

Педагог. Два поросенка.(Соединяет указательные пальцы.)

Ребенок. Хрю-хрю!

Педагог. Два бычка.(Соединяет большие пальцы.)

Ребенок. Му-у!»

2. Упражнение "Кто больше знает имен"

Автор: Л.М.Шипицина,О .В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова Азбука общения, Детство-пресс,СПб.2002г

Цель - Упражнение развивает слухоречевую память.

Ход упражнения. Педагог объясняет детям, что он будет называть какое-нибудь имя рядом сидящему.Тот должен повторить его и назвать следующему участнику свое имя и т.д., по кругу.

3. Игра «Я положил в мешок»

Автор: Г.А.Широкова, Е.Г.Жадько. Практикум для детского психолога, Ростов-наДону,"Феникс".2005г.

Цель: Развитие слуховой памяти, внимания.

Ход игры. Взрослый начинает игру словами:"Я положил в мешок яблоки",- следующий играющий добавляет еще одно слово:"Я положил в мешок яблоки и ананасы",-третий говорит:"Я положил в мешок яблоки, ананасы и апельсины",- и т.д.

4. Игра "Плавает, летает, рычит."

Автор: Л.М.Шипицина,О.В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А.Нилова.Азбука общения. Детство-пресс. СПб 2002г.

Цель: Игра развивает слуховую память и слуховое внимание.

Стимульный материал: карточки с изображением птиц, зверей, рыб; бубен.

Инструкция: сейчас мы  вместе с вами встанем в круг. Я покажу вам как можно изобразить то или иное движение: рыба- плавает, птица - летает, зверь- рычит.

Ход игры: педагог показывает одну из трех картинок (рыба, птица, зверь), а дети самостоятельно имитируют движения или действия, характерные для рыбы, птицы или зверя. В момент смены картинки педагог ударяет в бубен.

5. Упражнение на расслабление

Автор: Л.М.Шипицина О .В.Защиринская,А.П.Воронова,Т.А.Нилова Азбука общения,Детство-пресс,СПб.2002г

Цель: Упражнение снимает напряжение с мышц туловища, расслабляет их.

Ход упражнения. Педагог сообщает, что давно не было дождя и овощи

завяли: сначала опустились головки, потом- листики, а потом согнулся весь стебелек до земли. Дети показывают, как завяли овощи. На счет "раз"- опускают головы,"два"- роняют руки вдоль туловища, "три"- приседают на корточки.

Педагог. Вдруг закапал дождик, и овощи начали оживать.(Дети повторяют упражнение в обратном порядке.)

Педагог. Подул ветерок.(Дети поднимают руки над головой.) Зашумели стебельки.(Покачивают руками.) Затих ветерок. (Дети опускают руки вниз)

                                           

                                        Занятие № 8

                        Цель: развитие слуховой памяти

1 «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание комфортной,  дружеской обстановки.

Инструкция: ребята, сегодня мы будем здороваться ручками. Сейчас я вам покажу.

Ход упражнения: дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться.

После объяснения дети вместе с психологом начинают выполнять упражнение.

2. Игра-имитация "Дождь"

Автор: Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова  Азбука общения, Детство-пресс, СПб, 2002 г.

Цель: развитие слуховой, двигательной памяти, речи, внимания.

Инструкция. Психолог читает стихи, дети выполняют соответствующие движения.

Инструкция: « Ребята, я вам буду читать стихотворение, и показывать движения. Вы смотрите, и повторяйте за мной.

Плыли тучи дождевые: - Лей, дождь, лей!-

(Дети изображают тучки)

Дождинки пляшут, как живые: -Пей, рожь, пей!

(Дети подпрыгивают на носочках, протягивают руки, чтобы напоить рожь.)

И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.

(Дети склоняются, как колоски, делают движения, как пьют водичку.)

А теплый дождь неугомонный льет, льет, льет...

(Дети стучат пальчиками по полу, быстро и звонко хлопают в ладоши.)

Вышла Женя погулять,

Стала дождик умолять:

"Дождик, дождик, подожди,

Дождик, дождик, не дожди.

(Дети поднимают руки вверх и просят дождик перестать.)

Ты нам не нужен, не нужны и лужи."

Дождик Жене не мешал, дождик дальше побежал.

(Дети быстро- быстро топают ножками.)

3. «Кто больше знает имен»

Автор: Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова  Азбука общения, Детство- пресс, СПб, 2002г

Цель:Упражнение развивает слухоречевую память.

Ход упражнения.Педагог объясняет детям, что он будет называть какое-нибудь имя рядом сидящему.Тот должен повторить его и назвать следующему участнику свое имя и т.д., по кругу.

4. «Сонар- улавливатель звуков» (М. Сигимова)

Автор: Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько.  Практикум для детского психолога, Ростов-на-Дону, "Феникс", 2005г.

Цель: Развитие слуховой памяти и слухового внимания.

Ход упражнения. Психолог предлагает представить, что у них есть волшебный прибор, который помогает услышать любые звуки. И вот этот прибор включен. Что можно услышать в комнате?А на улице?

5. упражнение на развитие слуховой памяти.

Автор: Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько.  Практикум для детского психолога, Ростов-на-Дону, "Феникс", 2005г.

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция: сейчас я прочитаю 10 слов, а вы постарайтесь их  запомнить и потом

рассказать мне, кто что запомнил.

Ход упражнения: психолог зачитывает слова, например:ветка, тигр, лепесток, воробей, лист, соловей, волк, ствол, попугай, лиса.Затем спрашивает у каждого из детей, что он запомнил.  

6. Упражнение « На берегу»

Автор: Л. М. Шипицина, О.В.Защиринская, А. П. Воронова, Т.А. Нилова.

Азбука общения, Детство-пресс, СПб, 2002г.

Цель: упражнение учит расслабляться.

Ход упражнения. Психолог предлагает детям представить, что они оказались на берегу моря. Вокруг вас теплый, ласковый песок. Вам предлагается почувствовать, как тепло и приятно вашим головам. Вы можете протянуть руки и ощутить в ладонях теплоту песка, пропустить его через пальцы.Дети могут представить его ласковое и приятное прикосновение. Представляют, как ласково греет солнышко.

7. «Прощание»

Автор: Р.Р.Калинина. Тренинг развития личности дошкольника.

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция:  Ребята, наше занятие закончено.Давайте попрощаемся. Вставайте в круг, ставьте свои кулачки в столбик.

Ход упражнения: Дети стоят по кругу, Психолог показывает и объясняет, как будет проходить ритуал прощания.

   

                               

                                   Занятие № 9    

                Цель: Развитие смысловой памяти.

  1. «Давайте поздороваемся»

Автор:Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника.

Цель: развитие воображения, создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы будем здороваться носиками. Сейчас я вам покажу».

Ход упражнения: Дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться. После объяснения, дети вместе с психологом начинают выполнять упражнения.

  1. Упражнение «Подбери слово»

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие смысловой памяти и логического мышления.

Стимульный материал: набор слов: стол, вода, снег, дым, луна, трава, день, окно, крик.

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова – признаки. Например: холод (зимний), солнце (теплое, желтое, яркое и т.д.) »

Ход упражнения: Психолог называет слова, дети произносят слова – признаки.

   3. Упражнение «Узнай и назови»

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие знаково-символической функции памяти.

Стимульный материал: разные символы, изображенные на карточках, 10 карточек. К каждой карточке соответствующее слово: сказка (сердце), река(волнистая линия), дождь (стрелка влево), солнце (три кружка), горка (наклонная линия), топор (зигзаг), цветок (треугольник), мышка (овал), дверь (прямоугольник), дерево (крестик).

Инструкция: «Дети, перед вами карточки с изображением разных символов, вам нужно запомнить слова, обозначающие эти символы. Сейчас я их назову».

Ход упражнения: Психолог показывает карточки, при этом к  каждой карточке называет соответствующее слов. Дети внимательно смотрят, запоминают.

4.Упражнение «Назови по смыслу»

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие смысловой памяти и логического мышления.

Стимульный материал: 6 пар слов, связанных между собой, по смыслу: яйцо – курица – (цыпленок),

Лес – дерево – (доска), дом – город (улица), река – озеро – (море), шуба – холод – (мороз), птица – полет – (гнездо).

Инструкция:

«Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова которые подходят по смыслу. Например: ночь – луна – звезды».

 Ход упражнения: Психолог называет слова, дети произносят слова подходящие по смыслу.

    5. Упражнение «Разговор с лесом»

Автор: Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, Азбука общения, Детство – пресс, СПб, 2002г

Цель: упражнение развивает умение расслабляться.

Ход упражнения: психолог сообщает детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени. Психолог называет то,  что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы и др. Психолог предлагает детям «пообщаться» с лесом : мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо свежему ветерку.

    6. «Прощание»                                                                                          Автор:Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника.

Цель: объединить детей, все дни занятий в единую прграмму.

Инструкция: «Ребята, наше занятие закончено. Давайте попрощаемся. Ставьте в круг, свои кулачки в столбик.

Ход упражнения: Дети стоят по кругу, психолог напоминает, как будет проходить ритуал прощания.  

                                   Занятие №10

                    Цель: развитие зрительной памяти.

   1. «Давайте поздороваемся»

Цель: развитие воображения, создание комфортной,  дружеской обстановки.

Инструкция: ребята, сегодня мы будем здороваться щечками. Сейчас я вам покажу.

Ход упражнения: дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться. После объяснения дети вместе с психологом начинают выполнять упражнение.

   2. Игра «Веселые колокольчики» (пальчиковая гимнастика)

Автор: Л.М. Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова, Азбука общения, Детство- пресс, СПб, 2002 г

Цель: игра дает возможность детям убедиться в широких возможностях пальцев своих рук через прочувствование мышечных ощущений.

Инструкция: «послушайте потешку про пальчики и вслед за мной поочередно загибайте пальцы рук.

Пальчик - пальчик,

     Где ты был? С этим братцем-

В лес ходил,

(Дети загибают первый пальчик.)

С этим братцем - Щи варил,

(Дети загибают второй пальчик.)

С этим братцем - Кашу ел,

(Дети загибают третий пальчик.)

С этим братцем - Песни пел!

(Дети загибают четвертый пальчик.)

Пел, пел и уснул.

(Все пальцы сжаты в кулак.)»

    3. Упражнение «Что изменилось»

Автор: Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько,  Практикум для детского психолога, Ростов на Дону, "Феникс", 2005 г.

Цель: развитие зрительной памяти, навыков счета.

Ход упражнения: из палочек выкладывают фигуры, затем один из детей отворачивается, а другой что- то меняет в фигуре ( убирает палочки или добавляет их). Теперь первый должен сказать, что именно изменилось: какая фигура, сколько палочек убрано или добавлено.

    4. Игра «Как упали палочки?»

Автор: Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько,  Практикум для детского психолога, Ростов на Дону, "Феникс", 2005 г

Цель: развитие зрительной паияти и внимания.

Стимульный материал: палочки.

Ход игры: психолог бросает палочки на стол и предлагает детям на счет "раз, два, три " запомнить, как они легли, затем он закрывает палочки и дает задание детям взять столько же палочек и так же разложить их. Потом работы детей сравнивают с оригиналом.

    5. Упражнение «Что не так?»

Автор: Л. М.Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова, Азбука общения , Детство- пресс, СПб, 2002 г.

Цель: упражнение тренирует зрительную память.

Стимульный материал: палочки.

Ход упражнения: психолог делит детей на две команды: мальчиков и девочек. В роли отгадчиков вначале может выступать команда мальчиков. Психолог договаривается с девочками о каких- то изменениях в деталях одежды и прически (развязанный бант, разная обувь на ногах, неправильно или сзади застегнутые пуговицы, разного цвета носки или гольфы и т. д.).Девочки вместе с психологом предлагают мальчикам отгадать, что изменилось в их внешности.

Затем команды меняются ролями.

    6. Упражнение «Отдыхаем»

Автор: Л. М.Шипицина, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова, Азбука общения , Детство- пресс, СПб, 2002 г.

Цель - упражнение учит расслабляться.

Ход упражнения. Педагог предлагает детям сесть на стульчики и закрыть глаза.

Инструкция: «Мы сидим удобно. Отдыхаем. Мы  спокойны. Руки очень легкие, опущены вниз, свободно свисают. Лицо неподвижно. Голова немного опущена.Тело расслаблено.Ноги вытянуты вперед, расслаблены. В комнате тихо. Все сидят тихо. Слушают тишину. Мы отдыхаем. Мы должны посидеть спокойно, чтобы отдохнуть, быть свободными, легкими, ловкими, быстрыми, смелыми. Мы будем стараться стать такими. Мы обязательно станем такими».

7. « Прощание»

Автор:  Р.Р.Калинина. Тренинг развития личности дошкольника.

Цель: Объединить детей, все дни занятий в единую программу.

Инструкция:  Ребята, наше занятие закончено.Давайте попрощаемся. Вставайте в круг, ставьте свои кулачки в столбик.

Ход упражнения: Дети стоят по кругу, Психолог показывает и объясняет, как будет проходить ритуал прощания.

                          Занятие № 11 (дополнительное)

                      Цель: Развитие смысловой памяти.

  1. «Давайте поздороваемся»

Автор:Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника.

Цель: развитие воображения, создание комфортной, дружеской обстановки.

Инструкция: «Ребята, сегодня мы будем здороваться носиками. Сейчас я вам покажу».

Ход упражнения: Дети встают в круг, психолог объясняет и показывает, как они будут здороваться. После объяснения, дети вместе с психологом начинают выполнять упражнения.

  1. Упражнение «Подбери слово»

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие смысловой памяти и логического мышления.

Стимульный материал: набор слов: стол, вода, снег, дым, луна, трава, день, окно, крик.

Инструкция: «Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова – признаки. Например: холод (зимний), солнце (теплое, желтое, яркое и т.д.)

Ход упражнения: Психолог называет слова, дети произносят слова – признаки.

   3. Упражнение «Узнай и назови»

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие знаково-символической функции памяти.

Стимульный материал: разные символы, изображенные на карточках, 10 карточек. К каждой карточке соответствующее слово: сказка (сердце), река(волнистая линия), дождь (стрелка влево), солнце (три кружка), горка (наклонная линия), топор (зигзаг), цветок (треугольник), мышка (овал), дверь (прямоугольник), дерево (крестик).

Инструкция: «Дети, перед вами карточки с изображением разных символов, вам нужно запомнить слова, обозначающие эти символы. Сейчас я их назову».

Ход упражнения: Психолог показывает карточки, при этом к  каждой карточке называет соответствующее слов. Дети внимательно смотрят, запоминают.

4.Упражнение «Назови по смыслу»

Автор: Ю.В. Останкова «Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе».

Цель: развитие смысловой памяти и логического мышления.

Стимульный материал: 6 пар слов, связанных между собой, по смыслу: яйцо – курица – (цыпленок),

Лес – дерево – (доска), дом – город (улица), река – озеро – (море), шуба – холод – (мороз), птица – полет – (гнездо).

Инструкция:

«Ребята, я буду называть вам слова, а вы должны подобрать к этим словам, слова которые подходят по смыслу. Например: ночь – луна – звезды».

 Ход упражнения: Психолог называет слова, дети произносят слова подходящие по смыслу.

 

  5. Упражнение «Разговор с лесом»

Автор: Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова, Азбука общения, Детство – пресс, СПб, 2002г

Цель: упражнение развивает умение расслабляться.

Ход упражнения: психолог сообщает детям о том, что их ожидает необычное путешествие. Вначале им предлагается мысленно перенестись в лес. Дети закрывают глаза, кладут мягкие, расслабленные руки на колени. Психолог называет то,  что находится вокруг них в лесу: деревья, кустарники, травы, цветы, птицы и др. Психолог предлагает детям «пообщаться» с лесом : мысленно потрогать листочки, траву, понюхать цветы, воздух, подставить лицо свежему ветерку.

    6. «Прощание»                                                                                          Автор:Р.Р. Калинина. Тренинг развития личности дошкольника.

Цель: объединить детей, все дни занятий в единую прграмму.

Инструкция: «Ребята, наше занятие закончено. Давайте попрощаемся. Ставьте в круг, свои кулачки в столбик.

Ход упражнения: Дети стоят по кругу, психолог напоминает, как будет проходить ритуал прощания.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию произвольной памяти у дошкольников.

Программа по развитию произвольной памяти у дошкольников....

Программа по развитию памяти,фантазии и воображения у ребенка

Данная программа поможет педагогам с ромощью несложных упражнений развить у детей память.воображение и фантазию...

Корекционно-развивающая программа направленная на развитие памяти у старших дошкольников

Система занятий по развитию памяти у детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации общеобразовательной программы «От рождения до школы»...

Программа занятий по развитию памяти старших дошкольников

Программа занятий по развитию памяти  старших дошкольников Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы...

Программа по преодолению проблем в развитии памяти, когнитивных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста с учетом характера диагностируемых трудностей

Программа нацелена на воспитанников старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов.Цель: преодоление проблем в развитии интеллектуальной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста с ...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по развитию логического мышления, внимания, памяти и математических способностей «Развивайка» у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые ...