Программа по развитию памяти "Мнемотехника для дошкольников"
рабочая программа (подготовительная группа)

Программа по развитию внимания, воображения и памяти для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnemotehnika-kruzhok_programma.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрация городского округа «Город Калининград»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка  детский сад № 86

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Мнемотехника для детей»

По развитию памяти у детей от 6 лет.

Возраст обучающихся 6 лет

Срок реализации программы 1 года.

      Автор-составитель:

Матвеева Ольга Ивановна,

воспитатель,

высшая квалификационная категория.

.

г.Калининград

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мнемотехника для детей » имеет  направленность на развитие памяти у дошкольников.

 Актуальность программы.

Развитие в первую очередь таких функций мозга, как память,  внимание и воображение,  необходимо для эффективного усвоения новых знаний. Для успешного обучения мнемотехнике нам понадобятся все шесть свойств внимания, поэтому упражнения на их развитие есть на каждом занятии.

Отличительная особенность программы :

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.). Слово «mnemonikon» происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз. МНЕМОТЕХНИКА — это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Адресат программы.

Дополнительная общеобразовательная  программа познавательной направленности «Мнемотехника для детей» предназначена для детей старшего дошкольного возраста . К занятиям допускаются все желающие дети.

Объем и срок освоения программы.

Срок освоения программы – программа рассчитана на 1 год обучения.

На полное освоение программы требуется 72 часа.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса.

Набор детей в группы осуществляется из детей МАДОУ ЦРР д/с № 86 по заявлению родителей.  

Программа предусматривает групповые формы работы с детьми. Состав групп до 10 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

Общее количество часов в год – 72 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей  6-7 лет 30 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Педагогическая целесообразность:

Необходимость в создании данной программы существует, так как она, предполагает занятия развитию любознательности, познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие. Дети смогут дать волю фантазии, получить положительные эмоции, получить удовольствие от выполняемой деятельности и полученного результата. 

Практическая значимость:

Работа по данной программе позволит детям развить память, внимание, воображение, познавательную мотивацию, творческую активность. Увеличится скорость и объём запоминания любой информации, что облегчит запоминание текстов и их пересказ, заучивание стихов, запоминание цифровой информации и т.д.

Цель программы:

Сформировать устойчивый алгоритм запоминания любой информации.

Задачи программы: 

1.развитие внимания

2. развитие воображения

3. развитие мышления

4.развитие памяти

5.развитие речи

Принципы отбора содержания.

  • Доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности(иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
  • научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
  • личностно- ориентированное взаимодействие и творческое сотрудничество детей и педагогов.

Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями.

Основные формы и методы.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия;  игры, конкурсы и другие.

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год -72 (с сентября по май). Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Планируемые результаты.

  • сформировать у детей навык формирования связей для запоминания информации .
  •  Развить внимание и воображение детей.
  • Научить детей не следовать готовым штампам, образцам, а искать как можно больше собственных решений, развивать в детях самостоятельность мышления, познавательные интересы.
  • Развитие  коммуникативных способностей ,навыков работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

  • Участие в городских и областных конкурсах  «Почемучки», «Здоровый дошкольник» в течение года.
  • открытое занятие для родителей

Механизм оценивания образовательных результатов.

Дети по программе не оцениваются

Учебный план .

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

Диагностика

0,25

0,75

1

Зрительные образы

0,25

0,75

1

Зрительные образы

0,25

0,75

1

Зрительные образы

0,25

0,75

1

Запоминание парами

0,25

0,75

1

Запоминание парами

0,25

0,75

1

Запоминание парами

0,25

0,75

1

Метод историй

0,25

0,75

1

Метод историй

0,25

0,75

1

Метод историй

0,25

0,75

1

Метод историй

0,25

0,75

1

Метод историй.

0,25

0,75

1

Метод запоминания «Цепочка»

0,25

0,75

1

Метод запоминания «Цепочка»

0,25

0,75

1

Метод запоминания «Цепочка»

0,25

0,75

1

Метод запоминания «Цепочка»

0,25

0,75

1

Фотопамять

0,25

0,75

1

Метод запоминания «Цепочка»

0,25

0,75

1

Метод запоминания «Цепочка»

0,25

0,75

1

Запоминание цифр

0,25

0,75

1

Запоминание цифр

0,25

0,75

1

Запоминание цифр

0,25

0,75

1

Запоминание цифр

0,25

0,75

1

Повторение

0,25

0,75

1

Эйдетика

0,25

0,75

1

Эйдетика

0,25

0,75

1

Эйдетика

0,25

0,75

1

Эйдетика

0,25

0,75

1

Метод трансформаций

0,25

0,75

1

Метод трансформаций

0,25

0,75

1

Метод трансформаций

0,25

0,75

1

Метод трансформаций

0,25

0,75

1

Закрепление пройденного материала

0,25

0,75

1

Закрепление пройденного материала

0,25

0,75

1

Закрепление пройденного материала

0,25

0,75

1

Запоминание стихотворений

0,25

0,75

1

Запоминание стихотворений

0,25

0,75

1

Запоминание стихотворений

0,25

0,75

1

Запоминание стихотворений

0,25

0,75

1

Пиктограммы

0,25

0,75

1

Пиктограммы

0,25

0,75

1

Приём запоминания «Ёлка»

0,25

0,75

1

Приём запоминания «Ёлка»

0,25

0,75

1

Приём запоминания «Ёлка»

0,25

0,75

1

Приём запоминания «Ёлка»

0,25

0,75

1

Приём запоминания «Ёлка»

0,25

0,75

1

Приём запоминания «Ёлка»

0,25

0,75

1

Приём запоминания «Ёлка»

0,25

0,75

1

Приём запоминания «Ёлка»

0,25

0,75

1

Запоминание людей

0,25

0,75

1

Запоминание людей

0,25

0,75

1

Запоминание людей

0,25

0,75

1

Закрепление « Космос»

0,25

0,75

1

Закрепление « Насекомые»

0,25

0,75

1

Закрепление « Животные»

0,25

0,75

1

Закрепление « Роботы»

0,25

0,75

1

Закрепление « Пираты»

0,25

0,75

1

Закрепление « Динозавры»

0,25

0,75

1

Закрепление « Собаки»

0,25

0,75

1

Закрепление «7 чудес света»

0,25

0,75

1

Закрепление « Еда»

0,25

0,75

1

Закрепление « Страны мира»

0,25

0,75

1

Закрепление « Человек»

0,25

0,75

1

Закрепление « Экология»

0,25

0,75

1

Игры на развитие воображения

0,25

0,75

1

Игры на развитие внимания

0,25

0,75

1

Игры на развитие мышления

0,25

0,75

1

Игры на развитие память

0,25

0,75

1

Игры на развитие ощущения

0,25

0,75

1

Игры о ментальной арифметике

0,25

0,75

1

Закрепление пройденного материала

0,25

0,75

1

Диагностика

0,25

0,75

1

Общее количество учебных часов- 72.

Содержание программы.

Тема

занятия

Задачи занятия

Методы и приемы

Оборудование

Количество часов

1.

2.

3.

1.

Диагностика

Беседа,

Постановка вопросов проблемного характера

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

2.

Зрительные образы

Научить детей представлять образы в своём воображении, используя 5 органов чувств.

Беседа,

Проблемные вопросы, практическая работа

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

3.

Зрительные образы

Научить детей представлять образы в своём воображении, используя 5 органов чувств. Прорабатываем мнемонический квадрат. Учим детей сразу представлять образы так, как требуют правила мнемонического квадрата: крупными, цветными, объёмными, детальными

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

4.

Зрительные образы

Научить детей представлять образы в своём воображении, используя 5 органов чувств.

Беседа, проблемные вопросы

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

5.

Запоминание парами

Научить детей представлять образы в своём воображении парами, связывая их через сюжет, используя метод историй.

Беседа, практическая работа

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

6.

Запоминание парами

Научить детей представлять образы в своём воображении парами, связывая их через сюжет. Представляем с помощью метода историй связь между двумя словами.

Беседа, проблемные вопросы, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

7.

Запоминание парами

Научить детей представлять образы в своём воображении парами, связывая их через сюжет. Представляем с помощью метода историй связь между двумя словами.

Беседа, проблемные вопросы, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

8.

Метод историй

Познакомить детей с методом историй, позволяющим запоминать последовательность из 10 и более предметов по порядку. Вместе с детьми будем придумывать увлекательную историю. Нужно задействовать все предметы в порядке очереди, главным героем этой истории будет сам ребёнок. Сочиняем историю от первого лица.

Беседа, проблемные вопросы, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

9.

Метод историй

Закреплять использование метода историй для запоминания информации. Начинаем осваивать прием «Ёлка». Рисуем основу ёлки, затем делим слово на слоги и запоминаем.

Например, феррул. Часть карандаша уже нарисована, необходимо дорисовать «игрушки», рядом рисуем образы кодировки (например, феррари и руль).

Беседа, проблемные вопросы, практическая работа

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

10.

Метод историй

Закреплять использование метода историй для запоминания информации. Прилагательные необходимо запоминать через ассоциацию с существительным. Таким образом представляем зрительный образ. Связь между прилагательным и существительным должна быть максимально простой и понятной.

Объяснительно-иллюстративный метод, игровая деятельность

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

11.

Метод историй

Закреплять использование метода историй для запоминания информации. Кодируем слова по созвучию или про слогам и запоминаем

Объяснительно-иллюстративный метод, игровая деятельность

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

12.

Метод историй.

Закреплять использование метода историй для запоминания информации. Используем метод «Цепочка» для запоминания. Кодируем абстрактные понятия через ассоциации.

Объяснительно-иллюстративный метод, игровая деятельность

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

13.

Метод запоминания «Цепочка»

Познакомить детей с методом запоминания «Цепочка». Объяснить правила этого метода. Важно сразу разграничить «Цепочку» и метод историй. Старайтесь объяснять без словесных связок. Только правильные соединения образов:  в один момент времени видим только 2 образа. Вспоминаем, что первый образ неподвижный, а второй примыкает особым способом к первому. Тогда, видя в своем воображении связку, даже самые маленькие дети смогут определить, где первый элемент, а где второй.  Учим детей припоминать сразу после запоминания.

Объяснительно-иллюстративный метод, игровая деятельность

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

14.

Метод запоминания «Цепочка»

Закрепление  использования метода «Цепочка»

Беседа, проблемные вопросы, дидактическая игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

15.

Метод запоминания «Цепочка»

Закрепление  использования метода «Цепочка»

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

16.

Метод запоминания «Цепочка»

Закрепление  использования метода «Цепочка»

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

17.

Фотопамять

Тренируем зрительную память и внимание. Задача запомнить без использования каких либо приемов, с помощью фотопамяти. Затем найти то, что изменилось.  

.

Практический (дидактические игры); наглядный; игровой

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

18.

Метод запоминания «Цепочка»

Закрепление  использования метода «Цепочка»

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

19.

Метод запоминания «Цепочка»

Закрепление  использования метода «Цепочка»

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

20.

Запоминание цифр

Объясняем тему «Образные коды цифр». Не забываем о том, что важны три составляющие: цифра – буква – образ.

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

21.

Запоминание цифр

Запоминание по порядковым номерам. Прорабатываем с детьми связки. Затем закрываем лист и спрашиваем всеми способами: по порядку без цифр, в разброс по цифрам, цифры по образам.

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

22.

Запоминание цифр

Необходимо декодировать образы двузначных чисел. Таким способом тренируем связку «цифра – буква».

Объяснительно-иллюстративный метод, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

23.

Запоминание цифр

Прорабатываем связку «цифра – буква». Дети придумывают образы двузначных чисел самостоятельно. Старайтесь соблюдать правило: первая цифра – «живое» существо, вторая цифра – предмет.

Творческое задание, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

24.

Повторение

Закреплять умение выстраивать ассоциативные связи для заданных понятий. Называем именно предметы, потому что для нас важна визуальная составляющая. Чем больше предметов ребята назовут, тем лучше. Минимум по 4 предмета на каждое слово.

 Проблемные вопросы, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

25.

Эйдетика

Задача – научить детей прикреплять нужную информацию к образному крючку

Объяснительно-иллюстративный метод, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

26.

Эйдетика

Предложить отгадать, какую фразу скрывают  рисунки.

Подготовительный этап к пиктограммам. Необходимо научиться декодировать пиктограммы.  

Объяснительно-иллюстративный метод, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

27.

Эйдетика

Предлагаем детям нарисовать, где ты видишь на картинке названные  слова. Картинка как образный крючок, вписываем туда информацию.

Объяснительно-иллюстративный метод, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

28.

Эйдетика

Познакомить детей с океанами, найти их на карте. Запоминаем океаны, которые расположены на Земле. Кодируем названия тем способом, который подходит в конкретном случае. Тихий, Южный, Северный Ледовитый – по ассоциации. Атлантический – по созвучию. Индийский в зависимости от ситуации (уточняем у детей). Прикрепляем с помощью образных крючков океаны к карте.

Занятие- путешествие, игра Проблемные вопросы, коллективная работа

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

29.

Метод трансформаций

Игра «Волшебник». Дети превращают по порядку геометрические фигуры во что-то совсем другое и запоминают их методом историй. Запоминание фигур по следующей схеме: выбираете тему, превращаете фигуры согласно этой теме в другие предметы. Например, тема - школа. Красный треугольный вход в школу, при входе висит флаг с желтым кругом, рядом висят квадратные синие рамки с фотографии «Ими гордится школа» и т. д. Ответ записываем или зарисовываем на бумаге.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

30.

Метод трансформаций

Соедини фигуры и предметы, которые напоминают их. Тренируем пространственное мышление, которое необходимо нам для метода трансформаций.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

31.

Метод трансформаций

Дети придумывают, на что похожи слова, и запоминают по порядку. Зарисовывают ответы. Выбираем тематику, придумываем образы в соответствии с ней. Запоминаем цепочкой по 4 образа. Каждую линию отдельно.

Творческое задание

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

32.

Метод трансформаций

Дети запоминают  имена, которые встречаются в рассказе учителя. Читаем рассказ. Затем спрашиваем, о ком была речь. Какие имена запомнили. Это восприятие на слух. Детям постарше можно напомнить, что имена можно закодировать как незнакомые слова. Придумать для них картинку в голове.

Объяснительно-иллюстративный метод, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

33.

Закрепление пройденного материала

 1.Запомнить все ягоды на капкейках по порядку. Можно запоминать с помощью метода историй или с помощью цепочки.  2.Тренируем фотопамять: посмотри внимательно на картинку и запомни ее.

Проблемные вопросы

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

34..

Закрепление пройденного материала

1.Запомнаем слова, которые ты сможешь найти на картинках Эйдетика. Образные крючки.

2.Представить, как можно закодировать предложенные слова. Кодирование по созвучию и по слогам. Нарабатываем навык кодирования незнакомых слов и знакомых (по ассоциации).

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

35.

Закрепление пройденного материала

1 Запомнить 10 музыкальных инструментов: их вид и название. Кодируем названия по созвучию/ по слогам. Запоминаем с помощью образных крючков (эйдетика). Название прикрепляем к инструменту.

2 Вспоминаем числа. Вспоминаем принцип создания двузначных чисел.

3. Обведи по образцу. Корректурные пробы. Даем 1 минуту.

Объяснительно-иллюстративный метод, проблемные вопросы

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

36.

Запоминание стихотворений

Запоминаем стихотворение. Используя подсказки. Для начала запоминаем с помощью мнемотаблицы. Затем заучиваем его. Напомните ребятам схему запоминания в долгосрочную память. Именно по ней учим стихотворения.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

Тема

Задачи занятия

Методы и приемы

Оборудование

Количество часов

1.

2.

3.

4.

37.

Запоминание стихотворений

Запомни стихотворение, используя подсказки. Кодируем с помощью мнемотаблицы. Затем заучиваем. Напомните ребятам схему запоминания в долгосрочную память. Именно по ней учим стихотворения.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

38.

Запоминание стихотворений

Запоминаем стихотворение, используя подсказки. От мнемотаблиц переходим плавно к пиктограммам. Вместе с ребятами вам необходимо придумать образы ,зарисовать их . Педагог рисует на доске, дети - в своих тетрадях. Образы придумываем совместно. Детям 6-7 лет придумываем только один вариант. Старайтесь не давать подсказок. Только направляйте детскую мысль в нужное русло. Помните, что ваша задача – научить пользоваться мнемотехникой самостоятельно, а не выучить стих.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

39.

Запоминание стихотворений

Запоминаем стихотворение, используя подсказки. От мнемотаблиц переходим плавно к пиктограммам.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

40.

Пиктограммы

Прежде чем учиться рисовать пиктограммы, нужно иметь минимальное представление о них, и уметь их расшифровывать. С этого и начинаем изучение пиктограмм. Подумай, что могут означать эти рисунки. Не забывайте, что пиктограммы могут быть не только существительными, но и глаголами и прилагательными. Развиваем логическое мышление и воображение детей.

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

41.

Пиктограммы

Учимся рисовать пиктограммы. Педагог диктует небольшой текст, а дети должны успеть зафиксировать его пиктограммами, а затем пересказать.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

42.

Приём запоминания «Ёлка»

На примере цветка показываем детям, как запоминать слова с помощью приёма «Ёлка». Как выделить части для «ёлки», какая часть первая, какая вторая и т.д. Учим ребят развешивать «игрушки» на «ёлку», говорим , что первым словом в последовательности  будет «цветок».

Объяснительно-иллюстративный метод, развивающие игры, поощрение.

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

43.

Приём запоминания «Ёлка»

На примере последовательности слов разбираем приём запоминания «Ёлка»

Беседа, проблемные вопросы, игры

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

44.

Приём запоминания «Ёлка»

С помощью приёма «Ёлка» запоминаем информацию о самом высоком здании в мире

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

45.

Приём запоминания «Ёлка»

С помощью приёма «Ёлка» запоминаем информацию о гигантском осьминоге.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

46.

Приём запоминания «Ёлка»

С помощью приёма «Ёлка» запоминаем информацию о пассажирском лайнере, вмещающем 6680 пассажиров

Объяснительно-иллюстративный метод. Практическая работа

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

47.

Приём запоминания «Ёлка»

Пополнение библиотеки пиктограмм. Придумываем и рисуем историю «Что делал крокодил»

Объяснительно-иллюстративный метод, практическая работа

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

48.

Приём запоминания «Ёлка»

С помощью приёма «Ёлка» запоминаем информацию о Монстрике. Что он купил в магазине?

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

49.

Приём запоминания «Ёлка»

С помощью приёма «Ёлка» запоминаем информацию в виде списка предметов «на себе».

Запоминание фактов о животных.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

50.

Запоминание людей

Людей запоминаем с помощью отличительного признака. Отличительный признак привязываем к имени. Имя предварительно кодируем.

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

51.

Запоминание людей

Запоминаем имена детей по порядковым номерам. Людей запоминаем с помощью отличительного признака. Отличительный признак привязываем к имени. Имя предварительно кодируем. Задание для детей- закодируй своё имя.

Объяснительно-иллюстративный метод,; дид. игра;

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

52.

Запоминание людей

Кодируем имена русских писателей

Объяснительно-иллюстративный метод

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

53.

Закрепление « Космос»

Запоминаем планеты по удалённости от Солнца

Наблюдения, объяснительно-иллюстративный метод.

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

54.

Закрепление « Насекомые»

Рассмотреть бабочек в таблице, запомнить их название и вид

объяснительно-иллюстративный метод,

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

55

Закрепление « Животные»

Запоминаем названия 11 самых больших животных, которые когда либо жили на земле с помощью приёма «Ёлка»

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

56

Закрепление « Роботы»

Педагог читает описание робота, дети по памяти рисуют

Объяснительно-иллюстративный метод,

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

57

Закрепление « Пираты»

Запоминаем факты о пиратах с помощью приёма «Ёлка».

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

58

Закрепление « Динозавры»

Кодируем и запоминаем названия динозавров, которые когда-либо жили на земле с помощью приёма «Ёлка»

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

59

Закрепление « Собаки»

Кодируем и запоминаем названия пород собак с помощью приёма «Ёлка»

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

60

Закрепление «7 чудес света»

Познакомить детей с 7 чудесами света и закодировать их с помощью пиктограмм

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

61.

Закрепление « Еда»

Игра «Запомни рецепт». Педагог читает вслух рецепт, затем называет любые продукты, ребенок выбирает только те, которые были в рецепте. Кодируем и запоминаем названия 5 необычных фруктов с помощью приёма «Ёлка» или образных крючков.

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

62

Закрепление « Страны мира»

Запоминаем страны мира по порядку ( по размеру территории) со столицей и флагами

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

63.

Закрепление « Человек»

Рисуем с помощью пиктограмм факты о человеке.

Беседа, вопросы, рассказ воспитателя

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

64

Закрепление « Экология»

 Кодируем и запоминаем 5 фактов по экологии  с помощью приёма «Ёлка»

Беседа, проблемные вопросы

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

65

Игры на развитие воображения

Развивать воображение через устное, прикладное творчество, готовые сюжеты

Сюрпризный момент, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

66

Игры на развитие внимания

Развивать все свойства внимания: объём, устойчивость, концентрацию, избирательность, переключение, распределение.

Сюрпризный момент, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

67

Игры на развитие мышления

Учить систематизировать, анализировать, обобщать, выделять главное. Стимулировать познавательный интерес детей.

Сюрпризный момент, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

68

Игры на развитие памяти

Тренировать детей воспроизводить вербальные инструкции и графические элементы, разгадывать загадки, головоломки, ребусы.

Сюрпризный момент, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

69

Игры на развитие ощущения

Развивать сенсорное восприятие детей

Сюрпризный момент, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

70

Игры о ментальной арифметике

Познакомит детей с элементарными приёмами ментальной арифметики

Сюрпризный момент, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

71

Закрепление пройденного материала

Предложить детям запомнить любым способом текст и пересказать его.

Сюрпризный момент, игра

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

72.

Диагностика

Корректурные пробы

Беседа,

Постановка вопросов проблемного характера

Рабочая тетрадь, карандаши, компьютерная презентация, карточки

1

Итого – 72 часа

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение реализации программы:

1. Комплект рабочих тетрадей «Мнемотехника для детей» из трёх частей.

2.Демонстрационный материал для занятий (по темам).

3.Дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти, ощущенй, по ментальной арифметике.

4.Компьютерные презентации по темам занятий.

11.Методическая литература

12. Компьютер.

Кадровое обеспечение реализации программы

Программу ведёт воспитатель ДОУ,  имеет высшее педагогическое образование, курсы повышения квалификации для педагогов  дошкольного образования.

            Методическое обеспечение

Основной формой работы являются занятия: тематические занятия.  Благодаря им целенаправленно формируется и развивается мотивация личности ребенка к познанию.

Большая часть занятий носит комплексный характер, включает разные виды детской деятельности: учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую.

Алгоритм занятий:

  • мотивация,
  • подготовительная беседа,
  • практическое  задание,
  • анализ деятельности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (работа с раздаточными карточками, рабочими тетрадями), фронтальная (беседа), подгрупповая (конкурсы, соревнования).

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы и приемы обучения.

Методы стимуляции и мотивации:

  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы;
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию, выдвинуть гипотезу и понять смысл задания;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: “Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?”

1.Игровые методы:

-дидактические игры.

2.Практические методы:

 действия с магнитами, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

3.Наглядные методы:

схемы , таблицы, иллюстрации  позволяют упростить понимание процессов запоминания информации на дошкольном уровне.

4.Метод драматизации, когда ребенок берет на себя роль Волшебника.

Мониторинг развития ребенка  организуется 2 раза в год (сентябрь, май). Он разработан на основе критериев познавательного развития из программы “От рождения до школы” . Основные методы: проблемный, беседа , корректурные пробы.Определены критерии уровня знаний детей по разделу “Познавательное развитие”:

 Литература.

  1.  Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы", М.,2016.
  2.  Методическое пособие для педагогов «Мнемотехника для детей 6-9 лет», РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «МНЕМОТЕХНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-9 ЛЕТ»

www.pedagog.ru.com Академия педагогов России и стран СНГ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Консультация для воспитателей Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников

Развитие познавательной сферы дошкольников: возрастные потребности и особенности развития познавательной сферы дошкольников...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие речи младших дошкольников посредством интеграции "Речевого развития" "Художественно-эстетического развития" с другими образовательными областями.

Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах интеграции различных образовательных областей...