Мониторинг кружка
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мониторинг по изобразительной деятельности за 2013 – 2014уч.г.
(кружок «Юный художник»)
Критерии обследования:
- Уметь получать цветовые оттенки (с помощью палитры) и правильно называть их;
- Умение грамотно располагать изображение на плоскости листа;
- Умение использовать нетрадиционные техники изображения для передачи выразительности образа;
- Оригинальность детских работ;
Таблица результатов кружка «Юный художник» (2013 – 2014 уч.г.)
Начало года: 14 ч.
Конец года: 12 ч.
уровни | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | 4 критерий | Общий результат | |||||||||||||||
Высокий | 1ч. | 7 % | 3ч | 25% | 2ч | 14% | 3ч | 25% | 3 ч | 21 % | 4ч | 33% | 3ч | 21 % | 4ч | 33% | 2ч | 14% | 3ч | 25% |
Средний | 4ч | 29% | 5ч | 42% | 6ч | 43% | 4ч | 33% | 4 ч | 29% | 5ч | 42% | 4ч | 29% | 4ч | 33% | 4ч | 29% | 6ч | 50% |
Низкий | 9ч | 64% | 4ч | 33% | 6ч | 43% | 5ч | 42% | 7 ч | 50% | 3ч | 25% | 7ч | 50% | 4ч | 33% | 8ч | 57% | 3ч | 25% |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Диаграмма 1
Мониторинг по изобразительной деятельности за 2014 – 2015 уч.г.
(кружок «Юный художник»)
Критерии обследования:
1. Уметь получать цветовые оттенки (с помощью палитры) и правильно называть их;
- Умение грамотно располагать изображение на плоскости листа;
- Умение использовать нетрадиционные техники изображения для передачи выразительности образа;
- Оригинальность детских работ;
Таблица результатов кружка «Юный художник» (2014 – 2015 уч.г.)
Начало года: 13 ч.
Конец года: 13 ч.
уровни | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | 4 критерий | Общий результат | |||||||||||||||
Высокий | 3ч. | 23% | 4ч | 31% | 0ч | 0% | 6ч | 47% | 3ч | 23% | 5ч | 38% | 5ч | 40% | 5ч | 40% | 3ч | 23% | 5ч | 38% |
Средний | 2ч | 16% | 5ч | 38% | 10ч | 77% | 3ч | 23% | 3ч | 23% | 7ч | 54% | 40ч | 30% | 40ч | 30% | 2ч | 16% | 5ч | 38% |
Низкий | 8ч | 61% | 4ч | 31% | 3ч | 23% | 4ч | 30% | 7ч | 54% | 1ч | 8% | 4ч | 30% | 4ч | 30% | 8ч | 61% | 3ч | 23% |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Диаграмма 2
Мониторинг по изобразительной деятельности за 2014 – 2015 уч.г.
(кружок «Юный художник»)
Критерии обследования:
1. Уметь получать цветовые оттенки (с помощью палитры) и правильно называть их;
2. Умение грамотно располагать изображение на плоскости листа;
- Умение использовать нетрадиционные техники изображения для передачи выразительности образа;
- Оригинальность детских работ;
Таблица результатов кружка «Юный художник» (2015 – 2016 уч.г.)
(изобразительная деятельность)
Начало года: 15ч.
Конец года: 15 ч.
уровни | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | 4 критерий | Общий результат | |||||||||||||||
Высокий | 3 ч | 20% | 6 ч | 40% | 8ч | 53% | 10ч | 67% | 5ч | 33% | 8ч | 53% | 3ч | 20% | 8ч | 53% | 5ч | 33% | 8ч | 53% |
Средний | 6ч | 40% | 6ч | 40% | 4ч | 27% | 5 ч | 33% | 4ч | 27% | 5ч | 33% | 5ч | 33% | 4ч | 27% | 5ч | 33% | 5ч | 33% |
Низкий | 6ч | 40% | 3ч | 20% | 3ч | 20% | 0 ч | 0 % | 6ч | 40% | 2ч | 14% | 7ч | 47% | 3ч | 20% | 5ч | 33% | 2ч | 14% |
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года |
Диаграмма 3
Данный мониторинг проводится по «Педагогической диагностике развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т.С.Комаровой и
О.А. Соломенниковой
В данном мониторинге используются некоторые критерии данной диагностики:
- Передача формы:
- Форма передана точно (высокий уровень);
- Есть незначительные искажения (средний уровень);
- Искажения значительные, форма не удалась (низкий уровень);
- Композиция:
- По всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов (высокий уровень);
- На полосе листа, есть незначительные искажения; (средний уровень);
- Носит случайный характер, пропорциональность разных предметов передана неверно (низкий уровень);
- Цвет:
- Передан реальный цвет предметов, цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого (высокий уровень);
- Есть отступления от реальной окраски, преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно (средний уровень);
- Цвет предметов передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (низкий уровень);
Методики исследования творческого воображения дошкольников
(оригинальность детских работ)
Существует, как минимум, три основных подхода к проблеме творческих способностей:
- Как таковых творческих способностей нет (А.Танненбаум, А.Олох, Д.Б.Богоявленская, А.Маслоу и др.). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Особняком стоит позиция Д.Б.Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности.
Творчество, с точки зрения Богоявленской, проявляется в стремлении выйти за пределы заданной проблемы.
- Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж.Гилфорд, К.Тейлор, Г.Грубер, Я.А.Пономарев). Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.
- Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет (Д.Векслер, ,Уасберг, Г.Айзенк, Л.Термен, Р.Стенберг и др.)
Понятие «креативность» в контексте психологического знания приобрело значение только к началу 50-х годов. Многие психологи (Стенберг) считают креативность «золушкой» психологии. Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после выхода в свет работ Дж. Гилфорда. Он указал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Гилфорд выделил четыре основных параметра креативности:
- Оригинальность – способность продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы;
- Синемантическая гибкость – способность выявлять основное свойство объекта и предложить новый способ его использования.
- Образная адаптивная гибкость – способность изменить форму стимула таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования.
- Синемантическая спонтанная гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи в нерегламентированной ситуации.
Общий интеллект не включается в структуру креативности.
Дальнейшее развитие эта программа получила в исследованиях Торренса.
Под креативностью Торренс понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т.д. Он считал, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результатов.
В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление.
Надежность тестов Торренса (по данным автора) очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные. Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности.
Хотя в тестах Торренса встречаются некоторые противоречия, например, оригинальные ответы и ответы, наиболее редко встречающиеся, не всегда совпадают. Происходит необоснованное смещение понятий: креативность отождествляется с нестандартностью, нестандартность – с оригинальностью, а последняя – с редко встречающимся ответом у данной группы испытуемых. Нестандартность – понятие более широкое, чем оригинальность. К проявлениям креативности (если пользоваться критерием нестандарстность), можно отнести любую девиацию: от акцентуаций до проявления аутичного мышления.
Х.Айзенк выдвинул гипотезу о том, что креативность и различные формы психопатологии имеют общую генетическую основу и проявляются в одной из черт личности – психотизме. Один и тот же генетический фактор может служить предрасположенностью к шизофрении у других людей и к высокой креативности – у других. Такого же мнения придерживается и Дружинин. Он советует ориентироваться при оценке креативности именно на средние показатели, а не на высокие.
Качественный и факторный анализ доказали, что «беглость» и «гибкость» входят в интеллектуальный фактор, а не в фактор «креативности» (В.Н.Дружинин).
Показатель разработанности, введенный Паулем Торренсом, многие исследователи (А.М.Воронин и др.) вообще не используется в виду его очевидной связи с непосредственным опытом ребенка (прежде всего – рисуночным).
Поскольку Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей (вообще, тесты Торренса предназначены для широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых) то их можно использовать для исследования творческого потенциала дошкольников (в частности творческого воображения).
Диагностический эффект теста объясняется тем, что в нем находит отражение уровень общего психического развития ребенка (богатство воображения, культура и т.д.) хотя он, как и тесты на IQ, «не улавливает» самых ярких, творческих испытуемых. Думается, что в качестве единственного критерия для определения индивидуальной судьбы ребенка при отборе в учебные заведения он использоваться не может.
Вопрос о методах диагностики и критериях оценки творческого мышления и воображения детей поднимается в работах многих исследователей проблемы креативности. При использовании стандартизированных методик диагностики креативности для детей дошкольного возраста более предпочтительны фигурные тесты, что связано с преобладанием образных форм восприятия и мышления в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Поэтому в настоящее время тест креативности П.Торренса является наиболее часто используемым для выявления творческого потенциала ребенка (в частности, уровня развития творческого воображения). Показательно, что многие исследователи креативности, придерживающиеся отличных от Д.Гилфорда и П.Торренса взглядов на природу креативности, используют их тесты для проведения диагностики творческого мышления.
Обычно для работы с дошкольниками используется сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П.Торренса и представляет собой задание «Закончи рисунок». Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Ответы на задание этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.
Задание «Закончи рисунок» сконструировано П.Торренсом из нескольких других тестов. Незаконченные фигуры теста подобраны так, что навязывают определенные устойчивые образы и вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ, необходимо противодействовать этому стремлению.
Творческое мышление в тесте Торренса оценивается по следующим показателям:
- показатель беглости (продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей.
- показатель гибкости оценивает способность выдвигать разнообразные идеи, переходить от одного аспекта проблемы к другому, использовать разнообразные стратегии решения проблем.
- оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, банальных или твердо установленных и определяется по частоте встречаемости той или иной категории ответов;
- разработанность ответов отражает способность доведения задуманного до конца, придания законченности выдвинутой идеи.
Указатель оценки теста.
Беглость – этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.
Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает).показатель гибкости определяется как число различных категорий ответов (человек, животное, деревья, игрушки, сказочные персонажи, явления природы и т.д.)
Характеристика уровня показателей гибкости.
Таблица 1
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Ребенок трудно переходит от одной предложенной категории к другой | Ребенок практически свободно может перейти от одной темы изображения к другой, но все таки близкими по содержанию. | Ребенок легко переходит от одной предполагаемой категории к другой. |
Оригинальность.
Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная – 0 баллов для ответов с частотой 5% и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2-4,9% случаев. Премиальные баллы - за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность, за объединения в блоки исходных фигур; объединение двух рисунков – 2 балла; объединение 3-5 рисунков – 3 балла; объединение 6-10 рисунков – 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность ко всему заданию.
Уровни оценок по оригинальности.
Таблица 2
Н (низкий) | С (возрастная норма) | В (высокий) | |
Дошкольники (5-6 лет) | <6 | (6-12) | >12 |
Школьники (7-9 лет) | <7 | (7-13) | >13 |
Характеристика уровня показателей оригинальности
Таблица 3
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Рисунок ребенка отличается схематизмом, отсутствует умение проявлять творчество, т.е. никакие идеи не выдвигаются. | Ребенок отражает в рисунке настроение и характер, передает образ, старается выдвинуть нестандартное решение, часто это происходит неуверенно и робко. | Ребенок отражает в рисунках яркие, необычные образы, выдвигает новые, необычные идеи, отличающиеся по своей сути от широко известных общепринятых. |
Разработанность.
При оценке тщательности разработки баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается.
Один балл дается за:
- каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается, каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз;
- цвет, если он дополняет основную идею ответа;
- специальную штриховку, (но не за каждую линию, а за общую идею);
- тени, объем, цвет;
- каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства;
- поворот рисунка на 90* и более, необходимость ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунки;
- каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия обозначает определенный предмет – шов, шарф и т.д., то она оценивается 1 баллом.
Шкала «комплексности» М.Кальмар.
(в соответствии с интерпретацией О.М.Дьяченко) характеристика уровня показателей разработанности.
Таблица 4
уровень | Степень разработанности |
0 | Ребенок не принимает задачи, рисует рядом со стимульной фигурой, не включая ее в основной сюжет. |
1 | «отдельные объекты». Минимум дополнительных линий, ребенок дорисовывает фигуру так, что получается схематичное изображение отдельного предмета (например, из овала получается огурец). |
2 | «Объекты с деталями». Изображается отдельный предмет, но с разнообразными деталями (например, девочка в шапочке). |
3 | «Сюжеты». Предмет включен в какой-либо сюжет, либо это одинокий персонаж, выражающий некоторое действие (например, девочка делает зарядку). |
4 | «Сюжет с добавлением объектов». Ребенок рисует несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собачкой). |
5 | «Включение». Стимульная фигура видится качественно по-новому, не являясь основной частью картинки (например, овал превращается не в огурец или туловище человека, а в ботинок девочки, гуляющей с собачкой). |
Подготовка к тестированию.
Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тест не допускает никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.
Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки. Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Необходимо обеспечить всех детей тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Тестирование должно проводиться с небольшими группами детей, или даже проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть один за столом или с ассистентом экспериментатора. Время выполнения теста – 10 минут.
Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов. Например, провести увлекательное путешествие по «стране загадок». В этой стране был «молчаливый город неоконченных рисунков», в котором жил забывший художник. В процессе игры дети обнаружили и сами с большим интересом открыли «посылку от художника», в которой они нашли листы с незаконченными рисунками и волшебные фломастеры, помогающие тому, кто ими рисует, придумывать новые необычные картинки или даже целые истории. Было решено отправить художнику в подарок самые лучшие работы, которые получатся из незаконченных рисунков, обнаруженных в посылке. Затем, детям еще раз объясняется, что нужно сделать (зачитывается инструкция) и они приступают к работе.
Инструкция:
«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания дается 10 минут. Каждому нужно постараться придумать такую картинку или историю, которой никто другой не сможет придумать. Каждую картинку сделайте полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки, а мы подойдем и подпишем ваши рисунки». Рисунки подписываются только после того, как ребенок закончит работу.
Итак, в выборе методики исследования воображения, педагоги и психологи стоят на позиции П.Торренса, используя его тест креативности (невербальный вариант), т.к. «в нем находит отражение уровень общего психического развития ребенка» (Д.Б.Богоявленская), тесты П.Торренса хорошо адаптированы к работе с дошкольниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по результатам мониторинга достижений воспитанников кружка по дополнительному образованию
С целью отслеживания динамики развития дошкольников, определения эффективности образовательного процесса, прогнозирования развитияобразовательного процесса с детьми проведен мониторинг...
Мониторинг Кружка "Иголочка и Ниточка"
Мониторинг Кружка "Иголочка и Ниточка"...
Результаты мониторинга кружка "Юный художник" за 2018-2021 учебный год
На протяжении трех лет стабильно выявлялась положительная динамика развития творческого воображения старших дошкольников...
Мониторинг кружка "Очумелые ручки "за 2020-2021 у.г
Критерии освоения качества ребенком.ручного труда...
Мониторинг кружка "Дружные ребята"
Мониторинг кружка "Дружные ребята"...
Мониторинг кружка «Дружные ребята»
Результаты диагностики развития коммуникативных умений у старшихдошкольников критерии диагностики: Коммуникативные способности и умения:Вступать в игровое общение со сверстникамиДоговаривать...