Творческо-Патриотический проект "Русские народные сказки".
проект (средняя группа) на тему

Николаева Ирина Анатольевна

Патриотический проект "Русские народные сказки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_proekta.docx65.26 КБ

Предварительный просмотр:

Творческо-патриотический                                                                       проект «Русские народные сказки».

Работу над реализацией осуществили:

воспитатель средней группы –

                                                                                                                 Николаева И.А.

ВВЕДЕНИЕ.

На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности  сказки.

Актуальность состоит в следующем: сказки хороши тем, что всесторонне влияют на развитие детей, однако подаются дошкольникам чаще традиционно и недостаточно разнообразно. Они есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети любят их. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

       Педагогу принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении дошкольников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Педагог всегда является для детей примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности дошкольников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

  Именно поэтому  нас заинтересовала проблема поиска эффективных  педагогических условий, методов и приемов организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений младших дошкольников.

Объектом исследования выступает – Процесс формирования  нравственных представлений детей  младшего дошкольного возраста.

Предметом исследования является – Сказка как средство формирования нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста.

Тип проекта: творческий, игровой.

Участники проекта: Дети 2й младшей группы «Непоседы», воспитатели –Сташкова Елена Владимировна и Кашапова Ляля Ирнасовна, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Целью нашего исследования является формирование нравственных представлений детей младшего  дошкольного возраста посредством сказок.

Работа с родителями:

  1. Консультация на тему:  «Какие сказки интересны для детей 3-4 лет».
  2. Помощь в изготовлении реквизитов для игры-инсценировки по сказке «Репка».
  3. Изготовление поделок для выставки «Сказка в гости к нам пришла». (См. пр. №9).
  4. Открытое занятие для родителей: « Путешествие по русским народным сказкам».

 Задачи:

Воспитательные:

1. Формировать положительное отношение к соблюдению и отрицательное отношение к нарушению нравственных норм.

2.  Воспитывать эмоциональную отзывчивость и сострадание.

3. Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Образовательные:

  1. Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о русских народных сказках.
  2. Закреплять умение анализировать поступки героев, давать им оценку.
  3. Обогащать и активизировать словарный запас.

Развивающие:

  1. Развивать:

- связную речь;

-интерес к художественной литературе;

-творческие способности детей;

- психические процессы (внимание, память, мышление, воображение);

- координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и общую моторику;

- коммуникативные навыки детей;

-лексико-грамматическую сторону речи.

  1. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки.

 План реализации   проекта

1 этап. Подготовительный.

 Определение темы исследования.  Составление плана работы. Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.  Формулирование вопросов для исследований. Подбор сказок, с учетом ярко выраженных нравственных понятий. Проведение занятий на тему: «Сказочные герои» (лепка, рисование).

2 этап. Реализация проекта.

Интеграция Образовательных областей:

Образовательные области

Мероприятия

«Безопасность»,

«Коммуникация»,

«Познание»,

«Физкультура» .

 НОД «Сказка в каждом доме». См. пр. №1.

«Социализация»,

«Коммуникация».

Театрализованное действие (настольный театр) «Заюшкина избушка». См. пр. №2.

«Здоровье»,

«Познание»,

«Коммуникация»,

«Физическая культура».

 Беседа о соблюдении правил гигиены: «Зайка заболел» . См. пр. №3.

«ЧХЛ»,

«Социализация»,

«Коммуникация»,

«Физическая культура».

Игра-инсценировка по сказке «Репка». См. пр. №4.

«Художественное творчество»,

«Познание»,

«Физическая культура».

НОД «Лиса, заяц и петух». См. пр. №5.

«Коммуникация»,

«Познание»,

 «Физическая культура»,

«ЧХЛ»,

«Музыка».

Интегрированное занятие  «В гостях у сказки». См. пр. №6.

«Познание»,

«Коммуникация»,

 «ЧХЛ».

«Физическая культура»,

НОД «Зимовье животных». См. пр. №7.

«ЧХЛ»,

«Физическая культура»,

«Здоровье».

Итоговое мероприятие «Путешествие по русским народным сказкам». См. пр. №8.

3 этап. Итоговый.

 Презентация результатов проекта. Защита проекта

4 этап. Рефлексия.

Ожидаемые результаты:

  • У ребенка сформирован устойчивый интерес к сказкам. Ребенок проявляет высокую степень активности эмоционально-эстетического отношения и воображения;
  • У детей сформировано умение разыгрывать небольшие сказочные произведения, находить интонационную канву для передачи речевых особенностей персонажей; передавать эмоциональное состояние различных сказочных героев. Находить выразительные движения и уметь взаимодействовать с другими персонажами. Проявлять инициативу при создании декораций и атрибутов.

Приложение 8

Конспект итогового мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам».

Цели:

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Обучающие:

1. Уточнять и расширять  знания детей о русских народных сказках.

2. Формировать умение  узнавать сказку по заданию.

Развивающие:

1. Закреплять  порядок появления героев в сказках.

2. Развивать умение действовать согласованно.

3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Оздоровительные задачи:

1. Способствовать сохранению здоровья детей через проведение  гимнастики для глаз,  физ. минуток.

Ход занятия: Звучит негромкая музыка.

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Любите ли вы читать сказки?

Дети. Да. Любим. Очень любим.

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Воспитатель. Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека.

                        Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Заранее подготовленные дети  читают стихи и  поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель. Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель. Верно. Приглашаю вас в путешествие по русским народным сказкам.

Отправляемся друзья

В чудо сказку – вы и я

 (Викторина «Русские народные сказки»)( См. пр.№ 10).

Гимнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два.

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули.

Воспитатель. В круг вставайте дружно,

В сказки поиграть нам нужно!

Физкультурная минутка «Сказки»

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)

Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят

Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)

Мы любим, бегать и играться

Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)

Воспитатель. Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки

Отгадайте без подсказки

Называйте, посмелей

Этих сказочных друзей!

(загадывает загадки, я дети находят среди игрушек отгадку и показывают ее)

1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.

Снегурочка

2. В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая?

Баба-Яга

3. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

Гуси-лебеди

4. Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей?

Царевна лягушка

5. Посадил ее дед в поле

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули

Очень крупная была.

Репка

6. На сметане был мешен

В русской печке испечен.

Повстречал в лесу зверей

И ушел от них скорей.

Колобок

7. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла.

И всех детей своих спасла.

Козлята

А сейчас вы разделитесь

В две команды становитесь.

Будем сказки вспоминать,

Будем в сказки мы играть.

Сказку «Репка» посмотрите

И героям помогите.

Репку надо им достать,

Кто за кем, где должен встать?

Это сказка «Теремок»

Он не низок, не высок.

И жильцов своих всех ждет,

Кто за кем сюда придет?

(Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)

Быстро справиться сумели,

И на стулья тихо сели.

Воспитатель. За руки умелые,

За ум и смекалку

Сказать я спасибо хочу!

Верить в сказку – это счастье.

И тому, кто верит

Сказка обязательно

Отворит все двери.                         

(Дети прощаются и уходят в группу).

Приложение 3

Конспект беседы: «Зайка заболел».

Ход занятия:
I.    Организационный момент
Воспитатель: Детки, я к вам пришла не одна. У меня в коляске маленький зайчик. Он заболел. У него болит живот и зубки. Представляете, оказывается, наш маленький зайчонок  часто болеет, и я привезла его к нам, чтобы мы показали ему, что нужно делать, чтобы не болеть. А вы знаете, что с ним случилось? Послушайте!  
II. Основная часть
Воспитатель рассказывает сказку: Жил был зайчик и  он ни слушался ни маму ни папу. и никогда ни мыл лапки. Мама и папа его очень ругали, а он все равно не мыл лапки. И они у него сильно заболели, зайчик не мог ими брать игрушки, одеваться, и даже держать ложку. Мама вызвала врача, врач посмотрел на лапки зайчика и покачал головой. Врач достал из своего чемоданчика лупу с большим увеличительным стеклом и посмотрел на лапки зайчика, он увидел, что там поселился злой и страшный Микроб-Микробыч.  (Воспитатель показывает лупу (увеличительное стекло) и дети смотрят через него на свои ладошки, отмечая, как все увеличивается) Он кусал лапки зайчика, зайчику было больно. Что же делать, спросила мама, как избавится от этого страшного и опасного микроба. Есть одно очень  хорошее средство…ЭТО - МЫЛО. Зайка, скорее, скорее беги мыть лапки.
Давайте покажем как надо мыть ручки (дети показывают движениями: нужно намочить ручки, намылить хорошенько, чтобы на ручках появились перчатки, а потом хорошо смыть и вытереть) и еще волшебные слова скажем зайке:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток 
И кусался зубок».     
А мы сейчас зайчику помоем лапки (воспитатель моет лапки зайчику). Микроб испугался мыла и убежал. Теперь зайчик всегда будет мыть руки, а вы не забываете мыть ручки?
Воспитатель: Мы любим играть. Давайте покажем зайчику одну из  веселых игр с нашими чистыми ручками!
Проводится песня-игра «Где же наши ручки» (диск «Песни-игры для детей»)
Где же наши ручки? ( дети прячут ручки)
Наши ручки, наши ручки
Вот ручки, вот ручки, вот! (показывают ручки – фонарики)
Пляшут наши ручки,
Поплясали, стоп!
Где же наши ножки? (дети приседают, накрывают ручками колени)
Вот ножки, вот ножки (топают ножками)
Пляшут наши ножки,
Поплясали, стоп!
Где же наши детки? (закрывают ручками лицо)
Вот детки, вот детки! (ручками делают фонарики, топают ножками)
Пляшут, пляшут наши детки!
Поплясали, стоп!
Воспитатель: А теперь давайте подумаем, что будет, если мы не будем мыть ручки, морковку, яблочки, огурчики.
Дети: Живот заболит.
Воспитатель: Вот зайка, ты морковку- то, наверно тоже не мыл? Нужно мыть, запомни! И тогда у тебя живот болеть не будет!
Воспитатель: Я  еще хочу рассказать сказку - о королеве, с этой королевой вы, я уверена, знакомы и встречались с ней ни один раз, а каждый день. Она очень добрая, хоть немного колючая. Еще не догадались, что это за королева? Это королева Щеточка. 
Вот она!  (Воспитатель показывает зубную щетку, в красивом платье):
- Я жду вас утром и вечером. Я люблю, когда вы берете меня в свою руку и выдавливаете на  мою щетинку вкусную зубную пасту. И я начинаю трудиться, чистить твои зубки вверх вниз и язычок не забываю. Ровно три минутки. Зубки нужно чистить утром и вечером, для того чтобы они были здоровыми и красиво улыбались. Зубки любят яблочки, морковку, творожок, молоко, не случайно они называются молочными. 
III .Итог занятия
Воспитатель: А ну-ка, улыбнитесь зайчику, чтобы он тоже повеселел! Какие красивые у вас зубки! Вы не забываете чистить зубки? Берегите свои зубки, а поможет в этом королева- щеточка. А Зайка совсем стал веселый, он теперь знает, что нужно делать, чтобы быть здоровым! Как вы думаете, он запомнил, как надо мыть ручки? Ну вот, зайчика мы научили всему, что знали. Теперь он будет меньше болеть.
Воспитатель говорит спасибо за зайку, прощается с детьми и увозит его.

Приложение 2

Театрализованное действие (настольный театр) – «Репка».

 (Достаю куклы)

Воспитатель .сундучок. Ой, дети, смотрите! А здесь есть куклы.

Из какой сказки эти герои?

Дети. «Репка»

Воспитатель. А кто хочет быть артистом? (Приглашаю детей, раздаю куклы)

Воспитатель. Дети, давайте покажем эту сказку.

(Дети показывают сказку)

Приложение 4

Тема: Игра-инсценировка по сказке «Репка».

Цель:
1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.
2. Закреплять знание детей об овощах.
3. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
4. Продолжать обогащать словарь детей прилагательными характеризующими качества предметов ( большая, желтая, вкусная, сладкая).
5. Продолжать обогащать словарь детей словами-действиями (пошел, тянуть, прибежала, позвала).
6. Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании («мяу-мяу», «гав-гав», «пи-пи-пи»).
7. Воспитывать умение слушать внимательно, узнавать знакомое произведение, узнавать героев сказки в иллюстрации и игрушках.
8. Побуждать детей выражать удовольствие от встречи с литературным произведением, радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми усаживается на паласе.
-Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Ответы детей)
-Правильно. Это книжка. Но книжка не простая, а волшебная. Хотите посмотреть, кто живет в этой книжке?
Воспитатель открывает книжку-раскладушку и ставит ее на стол перед детьми.
- Кто живет в этой книжке? (бабка,, дедка,, внучка,, Жучка,, кошка Мурка, ,мышка, репка) – воспитатель перелистывает страницы книжки.
-Ребята, а кто посадил репку? (дедка).
-Дед один тянул репку? А кто ему помогал? ( ответы детей)
-Молодцы! Правильно. А как дед звал бабку? («Бабка, идем репку тянуть!»)
-А как бабка звала внучку?(Жучку, кошку, мышку) ( ответы детей)
-Молодцы! Правильно. Ребята, как вы думаете, дед, бабка, внучка, кошка, Жучка и мышка радовались репке? (ответы детей)
-Вот как они радовались:
Физ.минутка

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку, 
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!


-Вот как веселились герои сказки. И мы повеселились.
-Ребята, а хотите поиграть в сказку? (да) Тогда пойдемте со мной.
Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором находятся костюмы к сказке «Репка», распределяют роли и разыгрывают сказку.

Приложение 1

Тема: «Сказка в каждом доме».
Цель:
- Формирование у детей желание беречь свою жизнь и здоровье.
- Учить детей правильно пользоваться электроприборами в квартире.
- Развивать у детей связную диалогическую речь, обогащать словарный запас, пополнять знания детей по работе с электроприборами через игру.
- Учить беречь и сохранять свое здоровье.
Предварительная работа: чтение русско-народной сказки «Волк и семеро козлят», беседа по безопасности «Один дома».
Оборудование: иллюстрации: коза, козлята, изба, электроприборы (утюг, чайник, пылесос), знак №01, картинки к игре.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами снова совершим путешествие в волшебную страну сказок. В это путешествие нас приглашает, а вот кто отгадайте загадку:
Молока дает немножко.
Есть копыта, и есть рожки.
Если пустишь в огород,
Вся капуста пропадет.
- Вы догадались кто это? (дети: коза, воспитатель выставляет картинку, на которой изображена коза)
- Из какой сказки эта коза, как вы думаете? («Волк и семеро козлят»)
- Ребята, коза прислала нам небольшое письмо, прочитаем его: «Дорогие ребята, мои козлята совсем разбаловались. Им часто приходится оставаться одним дома, я боюсь, что они возьмут бес спросу спички и разожгут ими печь. Помогите, в сказку поспешите! Коза».
Воспитатель: - Ребята может случиться что-то плохое, что может случиться, если брать бес спросу спички? (пожар)
- Давайте поможем козе и отправимся в путь, в сказку. (ребята встают и шагают около своих стульчиков)
Воспитатель показывает картинку, на которой изображена изба с электроприборами.
Воспитатель: - Вот мы и в сказке, смотрите куда попали, это же дом, в котором живет коза со своими козлятами.
- Посмотрите внимательно и скажите, какие электроприборы вы видите?
(дети называют электроприборы)
Воспитатель: - Давайте поиграем, я буду показывать прибор, а вы называть мне место, где он должен находиться: (показывает картинки: чайник и миксер – на кухне, пылесос и утюг – в комнате, и тд.)
- Вы молодцы, надо помнить, что каждый прибор должен находиться на своем месте, а главное в недоступном для детей месте. Кто мне скажет почему, горячий чайник не должен стоять близко к краю стола?
- А почему нельзя детям брать спички?
- Что надо делать, если случиться пожар?
- Да нужно звонить в специальную службу по № 01 , приедут пожарные и будут тушить пожар.
- Скажите, а чем тушат пожар? (картинки: огнетушителя, воды и песка)
Воспитатель: - Давайте проверим, как вы справились с заданием…
- Вы молодцы! Научили козлят, как вести себя дома, когда нет взрослых, да и Мама - коза будет спокойна за своих детей, зная что они не будут брать бес спроса электроприборы и спички.
- В благодарность Мама-коза дарит нам поговорку: 
«Дорога помощь во время!» Мы с вами во время, помогли козе откликнувшись на ее просьбу.
-Давайте попрощаемся с героями этой сказки.

Приложение 5

"Лиса, заяц и петух". Конспект занятия по ИЗО во второй младшей группе.

Цели:

1. Продолжать знакомить с нетрадиционными методами рисования.

2. Закреплять умение пользоваться кистью.

3. Уточнить знания о животных

4. Закрепить знания цвета у детей: голубой, коричневый, желтый.

5. Воспитывать желание помогать, выручать из беды.

Оборудование:

Фигурки зайца и лисы. Игрушка лисы, кисточки, подставки для кисточек, картофель, крышки (от фломастера, стаканчики с водой, салфетки, подкладные листы, альбомные листы (с заготовками для дома) .

Обогащение словаря:

Заморозки, кирпичи, лед, картофель, прямоугольная форма, голубой, коричневый, грустная, обиженная, хрустальный, соседи, гости, зама, весна, прямая линия, бревна.

Ход:

- Я хочу пригласить вас в страну сказок. (Воспитатель накидывает цветастый платок на плечи и проговаривает сказочные слова) .

- Крибли, краб ли, бум. Вот мы и в сказочной стране. Здесь живут сказочные герои - знакомые и незнакомые вам. Сейчас я начну рассказывать сказку, а вы попробуйте отгадать, как она называется. Если вы отгадаете, то сказка обязательно начнется.

- Жил-был зайчик. Наступили заморозки, стало холодно. И построил себе Зайка домик лубяной - из дерева - крепкий, надежный дом. Увидела это Лиса - соседка и тоже стала дом выкладывать, но свой дом она строила изо-льда.

- Узнали сказку?

- Это «Заюшкина избушка».

- Ребята, а в лесах обитают зайцы и лисы?

- Правильно, обитают эти (дикие) животные.

- Детки, а как называются животные, которые живут в лесу? Конечно - это дикие животные.

- А что же было дальше в сказке?

- Увидела Лиса, что Заяц построил себе дом и тоже начала выкладывать ледяной домик из кирпичиков. Кирпичик на кирпичик, кирпичик на кирпичик. Выложила Лиса два ряда и устала.

- Тяжело - говорит Лиса.

- Поможем ей?

- Подойдите к столам, посмотрите, чем можно изобразить кирпичики? (На столе лежат кисточки, картошка) .

- Этим всем можно рисовать. Но чем лучше рисовать кирпичики? Какой они формы?

- Прямоугольные, правильно.

- Значит, удобнее рисовать разрезанной картошкой. А какого- же цвета мы будем рисовать ледяные кирпичики?

- Конечно, голубым цветом.

- Молодцы ребята. Вот мы и выложили Лисичке дом. Домик прозрачный, словно хрустальный.

- А что же было дальше в сказке?

Жили по соседству Лиса и Заяц, жили не тужили, друг к другу в гости ходили. Но пришла весна, пригрело солнце, а когда тепло, что происходит со снегом и льдом - он начинает таять. Вот и Лисичкин дом расстаял. Заняла Лиса дом Зайца, да не пускает его:

- Лиса, не шути. Пусти меня в дом, ведь я хозяин! - говорит Заяц.

- Теперь я здесь жить буду, не пущу!

Сел Зайка на пенек и заплакал. Многие звери хотели ему  помочь:

медведь гнал, гнал - не выгнал; серый волк гнал, гнал - не выгнал.

Пришел Петушок - золотой гребешок.

- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи!

Поди Лиса вон с печи!

Испугалась Лиса и убежала в лес, сидит грустная, обиженная. «Зачем я так сделала, зачем обидела Зайку, с кем я теперь дружить буду? » - думает Лиса.

- Детки, мне так Лису жалко. И вам тоже. Не плачь. Лисичка, наши детки добрые и сможем тебе помочь.

- Дети, поможем Лисе дом построить? Она будет там жить и пригласит в гости Зайку и всех зверей.

- Из чего будем строить: изо льда или из дерева? Почему из дерева?

- Потому что деревянный дом не растает. Посмотрите на дом Зайчика.

- Чем лучше рисовать бревна?

- Кисточкой удобно провести прямую линию, а бревна - круглые, которые поперек - (они круглой формы) - крышками (от фломастеров) .

- Да, а какого цвета у нас бревна?

- Коричневые.

- Кистью рисуем прямые линии, а крышками круглые бревна. (Воспитатель помогает индивидуально) .

- Молодцы, а что еще можно нарисовать? Солнышко. А нашему дому солнце не страшно. Почему?

- Да он деревянный.

- Вот и Лиса нам благодарна. Какие красивые дома! А лисе пора уходить. Давайте ее проводим.

Физкультминутка.

Идет Лисичка по мосту - Дети топают ногами

Несет вязанку хворосту - Изображают, что несут на спине

тяжесть

Зачем хворост?

- Печь топить - Движение рук из стороны в сторону

- Зачем ей печь?

- Обед варить - Круговые движения руками

- Зачем обед?

- Гостей кормить - Наклон вперед

И медведь приди, и волк приди, и заяц приди, и петух приди!

- Ну, пожалуйста! - конец игры.

- Вот какая гостеприимная Лиса!

- Ну, ей пора идти. Она хочет я вам очень благодарна.

- До свидания.

- Приходи к нам ещё Лиса в гости.

- А как же наш Зайка? Он подумает, что мы про него забыли. Зайка, а хочешь, мы тебе расскажем новый конец этой сказки?

- Ребята, расскажите, чем мы занимались и как помогли Лисе.

- Вот какие дома у нас получились, деревянный да прочные.

- Молодцы мы с вами, молодцы!

Приложение 7

Конспект НОД «Зимовье животных».

Программное содержание:

 образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Художественная литература», «Физическое развитие».

Цели:

-  Учить детей составлять описательные рассказы о людях, животных, времени года, используя план-схему.

- Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
- Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
- Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.

Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:

Вьюга, снегопад, ясный день, заснеженный, пернатые друзья.

Предшествующая работа:

-  Беседы о зиме

- Игра «загадки о зиме»

- Наблюдение

- Заучивание поговорок и пословиц о зиме

-Чтение сказки «Зимовье»  

Ход занятия:

В. Дети послушайте загадку, и подумайте, когда это бывает.

Как по небу с севера

Плыла лебедь серая.

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала,

На поля – озерушки

                Белый пух да перышки. (Снег).

В.  Когда это бывает.

Ответы детей

В. Правильно это зимой. Какие изменения приносит с собой зима? Как меняется жизнь людей с приходом зимы? Скажите дети, какие трудности животные испытывают зимой?

 Ответы детей.

В.  Молодцы. Правильно, снег «укрыл» всю землю и животным тяжело найти себе корм,  некоторые звери легли в спячку, такие как медведь,  еж.

А как зима повлияла на жизнь птиц?

В. Правильна, есть птицы, которые улетели в теплые края, а есть  птицы, которые перебираются  жить ближе к человеческому жилью.

Сейчас я хочу предложить вам рассмотреть картину про людей и птиц. (Выставляется картина «Зима пришла») дети рассматривают картину. Я вам буду задавать вопросы, вам нужно отвечать полным предложением.

  • Кого вы видите на картине;
  • Что делают люди;
  • Каких птиц вы узнали на картине;
  • Как их можно назвать, одним словом;
  • Что делают птицы.

В.  Как вы думаете, для чего люди кормят птиц?

   Чем могут люди накормить птиц? А что вы еще видите?

   Ребята как можно охарактеризовать их поступок. Что вы чувствуете,  глядя на этих заботливых людей.

Ответы детей.  

В. А вы заботитесь о природе, животных, птицах.  Что вы для этого делаете.

 Ответы детей.

В. Молодцы! Вы у меня очень добрые и заботливые.  Дети, а какое время года мы видим на картине.

В. Еще такой день, когда на улице нет ветра, и не идет снег можно назвать ясный, а когда идет снег и дует ветер, то часто говорят – вьюжный, пасмурный.

В. Вот художник назвал эту картину «Зима пришла», а можно её назвать по-другому? Давайте мы придумаем название картине.

Физкультминутка «Вороны»

Вот под елкою зеленой

Скачут весело вороны:

Кар – кар – кар!

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар – кар – кар!

Только к ночи умолкают,

И все вместе засыпают.

Кар – кар – кар!

Приложение 6

КОНСПЕКТ интегрированного занятия.

ТЕМА: В ГОСТЯХ У СКАЗКИ.

Образовательная область: Коммуникация.

Интеграция: Художественная литература, здоровье, физическая культура, музыка.

Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

 1. Воспитательные:

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, формировать у детей дружеские взаимоотношения, аккуратность, представление о доброте, дружбе, взаимопомощи; приобщать к правилам безопасного поведения в обществе.

2.Образовательные:

Закрепить знание сказки «Колобок»; умение подбирать антонимы к прилагательным; учить понимать и оценивать поступки героев; учить отгадывать загадки, используя характерные признаки объектов.

3. Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук, умение двигаться в соответствии со словами; творческое воображение и фантазию.

Предварительная работа:

чтение и пересказ сказки «Колобок»;

лепка, рисование по сказке;

разучивание комплексов пальчиковой гимнастики.

ХОД НОД.

Дети входят в зал за воспитателем, проговаривая слова и выполняя движения.

Подвижное упражнение «Полянка».

Мы к лесной полянке вышли.

Поднимаем ноги выше

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Очень долго мы шагали.

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

Прямо в сказку попадём!

– Посмотрите, ребята, на какой интересной полянке мы оказались.

Что и кого вы здесь видите? (На экране деревья, избушка, дед, бабка) .

– Точно, мы с вами попали в сказку. Только вот в какую?

– Вспомните, в каких сказках героями были дед и бабка.

(Лиса и волк. Курочка ряба. Сказка о золотой рыбке. Колобок. Репка. И т д.)

– Молодцы. Вы много сказок знаете. А чтобы узнать, в какой же сказке мы оказались, отгадайте загадку:

Из муки он был печён,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От неё уйти не смог.

Что за сказка?

(КОЛОБОК)

– Правильно, ребята. Мы оказались в сказке «Колобок».

(На экране картинка «Колобок» с грустным выражением лица) .

– Ребята, а наш Колобок на картинке грустный или весёлый? Как вы думаете, почему он такой грустный? (ответы детей) .

– Конечно, ему грустно, ведь все, кого он встретил, хотели его съесть. Давайте вспомним, а кого встретил Колобок на лесной дорожке? (Ответы детей) .

– Как вы думаете, Колобок был послушный или нет, когда он убежал от дедушки и от бабушки?

– Почему с ним случились такие неприятности?

– Могут ли дети гулять без сопровождения взрослых?

– Давайте изменим ситуацию и поможем нашему Колобку избежать неприятностей. К нам будут приходить герои сказки, а мы будем выполнять их задания.

– Я вам загадаю загадки про этих персонажей:

Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса.

Там зверёк живет в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну-ка, быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся?

(ЗАЙКА)

– Правильно, это заяц.

(На экране картинка сказочного зайца) .

– А зайчик нам задание принёс: хочет, чтобы мы ему помогли подобрать слова с противоположным значением.

Д/И «Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов) .

Избушка низкая, а дом – высокий;

Тропинка узкая, а дорога – широкая;

Дедушка старый, а внук – молодой;

Сказка длинная, а загадка – короткая.

(Дети подбирают слова-антонимы, ориентируясь на картинки из презентации) .

– Молодцы, ребята, всё правильно назвали, зайчик пропустил нашего Колобка.

– Слушайте следующую загадку:

Рыщет там и рыщет тут.

Серым все его зовут.

Он в охоте знает толк,

Потому что это –

(ВОЛК) .

На экране появляется волк.

– Волк вам тоже принёс своё задание: вот такой мешочек, куда он сложил колобков, которых сам смастерил из различных материалов, а нам он предлагает узнать, из чего сделаны его колобки.

Д/и «Узнай на ощупь».

В мешочке лежат колобки, выполненные из разных материалов – ниток, бумаги, пластилина, пластмассы, проволоки. Дети узнают на ощупь, из какого материала выполнены колобки, говоря при этом: «Из бумаги колобок бумажный, из проволоки колобок – проволочный, из пластмассы колобок – пластмассовый и т. д. 

– Хорошо, ребята справились и с заданием волка!

– Загадываю вам следующую загадку:

Лапу он свою сосёт,

Спит всю зиму напролёт.

А вот, как придёт весна,

Пробуждается от сна.

И давай в лесу реветь…

Все зовут его…

(МЕДВЕДЬ) .

На экране картинка с изображением медведя.

– Медведь тоже принёс вам задание: хочет, чтобы вы упражнения выполнили!

Динамическое упражнение «Мишка».

Вылез мишка из берлоги, (Присесть, встать - 2 раза.)

Разминает мишка ноги. (Ходьба на месте с высоким подниманием колен.)

На носочках он пошёл, (Ходьба на носках.)

И на пяточках потом, (Ходьба на пятках.)

На качелях покачался (Подниматься высоко на носках и опускаться на пятки.)

И к лисичке он подкрался. (Переступание с ноги на ногу.)

И спросил он молодицу:

— Ты куда бежишь, лисица? (хором, слегка наклониться и развести руки)

Дети садятся на стулья. Воспитатель загадывает загадку:

– Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый - краса!

А зовут ее.

(ЛИСА) .

На экране появляется лиса.

– Лиса, ребята, очень хочет колобка съесть, но мы поможем ему – выполним все задания лисички, чтобы она оставила его в покое.

– Сейчас мы с вами пройдём за столы, где заготовлены шаблоны колобков и поиграем в игру «Настроение Колобка».

– Молодцы, ребята! Теперь наш Колобок точно убежит от лисы.

Проводится подвижная игра «Спасаем Колобка».

Дети стоят по кругу, один из них Лиса, он за кругом. По кругу быстро передают мяч – Колобок, а ребёнок – Лиса пытается догнать его. Игра проводится несколько раз.

Итог НОД.

На экране появляется весёлый колобок.

– Дети, мы помогли Колобку избежать всех неприятностей, и он развеселился.

Вам понравилось наше путешествие в сказку?

Что запомнилось больше всего?

Чьё задание было интереснее всего выполнять?

Могут ли друзья помочь преодолеть трудности?

Приложение 10

Герой русской народной сказки, который ездил на печи. (Емеля)

Вредная старуха из русских народных сказок. (Баба Яга)

 «Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха… («Зимовье»);

 «Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко – дам тебе горошку» («Кот, петух и лиса»);

Летела стрела и попала в болото. 
А в том болоте поймал её кто-то. 
Кто, распростившись с зеленою кожею 
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка) 
Нет ни речки, ни пруда. 
Где воды напиться? 
Очень вкусная вода 
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) 
Отворили дверь козлята 
И пропали все куда-то. (Волк и козлята) 
На окошке он студился 
Взял потом и укатился 
На съедение лисе. (Колобок) 
Что за чудо, что за диво 
Едут сани без коней? (По-Щучьему велению) 
Заигралась сестрица. 

– Ребята, я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему. 
"Спасите, нас съел серый волк” (козлята) 
" Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка) 
"Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк) 
"Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери) 
"Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша) 
"Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка) 
"Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок) 
" Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич) 
Конкурс 8. 3. «Чей предмет» 
Печь (По щучьему веленью. Гуси-лебеди. колобок). 
яйцо ( кощей бессмертный, курочка ряба). 
пирожки (маша и медведь. гуси лебеди. ) несли братишку птицы. (Гуси-лебеди)
 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»

Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Сравнение русской народной сказки «Волк и семеро козлят» и таджикской народной сказки « Коза с кудрявыми ножками

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок...

Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...