"Мой Родной край"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Сергеева Надежда Викторовна

Материал Нод для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

                Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «»

Саратовской области

      Принято на заседании

      совета педагогов

     протокол №___ 

       «___»_________2016г

          Утверждаю

          Заведующий МДОУ

         «Детский сад

           ______

 Рабочая

дополнительная образовательная программа

                                 по подготовительной группе

«Мой Родной край» (кружок)

Возраст обучающихся:6-7 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень программы: ______________________________

Саратов

2016 год

Рабочая программа кружка "Мой Родной край"

  1. Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счёт. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путём. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить свою Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно.

     «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».

     Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.

     Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки патриотических чувств.

 

 2.Цели и задачи программы:

Цель: воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Задачи:

Обучающие:

  • Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.
  • Формировать чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Формировать представления о России как о родной стране, о городах России, о Москве как о столице России, о нашем населённом пункте ст.Тарханы, о городе Саратове.
  • Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

Развивающие:

  • Развивать у детей интерес к русским традициям и промыслам.
  • Развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение), творческие способности и фантазию.

Воспитывающие:

  • Воспитывать чувство патриотизма, уважения и любви к Родине, к культурному прошлому России и его народу.
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства и нравственные нормы поведения.
  • Прививать чувство ответственности и гордости за достижения страны.

 

 3.Принципы, лежащие в основе программы:

  • личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • доступность – соответствие возрастным и индивидуальным особенностям;
  • тематическое планирование материала – подача изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
  • наглядность – наличие дидактических материалов;
  • последовательность – планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • занимательность – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей.

 4. Организационно-методическое обеспечение программы.

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания. Основная форма работы с детьми – занятия кружка «Мой Родной край».

     Программа рассчитана на 9 месяцев по 1 занятию в неделю, длительностью 20 минут. Численность детей в кружке –11 человек. Возраст 6-7  лет. В программе обучения задействованы: дети, родители воспитанников, воспитатели группы.

 

 5.Формы и методы занятий.

В процессе обучения используются:

Виды занятий: комплексные, тематические, сюжетные, игровые и т.д.

Формы работы: беседы, просмотр видеофильмов, прослушивание литературно-музыкальных композиций, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание иллюстраций, картин, репродукций, подготовки тематических выставок, целевые прогулки.

 

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

-исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- фронтальный (одновременно со всей группой).

- индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

 

 6.Техническое оснащение занятий:

  • дидактические и наглядные пособия;
  • DVDпроигрыватель, телевизор, видеомагнитофон,методическая литература;
  • репродукции картин;
  • картинки с различными видами войск и Защитников Отечества, фотоальбомы «Моя семья»; «Мой посёлок»; «Моя город»; «Моя страна»;
  • художественная литература;
  • пособие «Саратов и Саратовская область»;
  • грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;
  • карты Саратова  и России;
  • символика Саратова  и России, глобус.

 

 7.Учебный план работы по патриотическому воспитанию кружка «Мой Родной край» для детей подготовительного  дошкольного возраста.

   Название темы

                     Программное содержание

 

1.

Октябрь.

«Родной очаг».

Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок; помогать взрослым членам семьи, воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, своему дому, формировать эстетические представления.

 

2.

«Дружная семейка».

Воспитывать в детях чувство гордости за свою семью, гуманные чувства по отношению к своим близким, прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

 

3.

«Мой детский сад».

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым.

 

4.

«Кто работает  в детском саду».

Воспитывать в детях уважительное, дружелюбное отношение друг к другу, к сотрудникам детского сада, развивать коммуникативные умения, желание помогать взрослым, закрепить знание названий профессий сотрудников детского сада.

 

5.

Ноябрь

«Я и мои друзья».

 Рассказать детям о дружбе. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

6.

«Мой город Саратов».

 Развивать любовь и интерес к родному краю.

7.

«История моего посёлка»

 Познакомить детей с историей возникновения посёлка, его названия, вызвать интерес к своему посёлку; прививать чувство гордости за него.

8.

«Улицы и достопримечательности нашего посёлка».

Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц посёлка.

Формировать у детей чувство любви к своему посёлку, познакомить детей с достопримечательностями родного посёлка.

 

9.

Декабрь

«Великая река – Волга»

 

Дать представление о значимости реки - Волга, вызвать чувство гордости.

10.

«Улицы Саратова»

Познакомить с историей их возникновения, где находятся.

11.

«Железная дорога в жизни нашего посёлка».

Дать представление о транспорте; учить детей правилам дорожного движения, правилам поведения в транспорте.

 

12.

«Труд взрослых в нашем посёлке».

Закрепить название родного посёлка, достопримечательностей, название профессий, формировать у детей чувство любви к своему посёлку, понимание слова «Родина».

 

 

13.

Январь.

«Великий праздник – Рождество Христово. Как его встречали в старину».

 

Продолжать знакомить детей с главными праздниками нашей России, формировать нравственные и эстетические ценности традиционной народной культуры.

14.

«Природа края»

 Расширять представление детей о животном

и растительном мире нашей области.

15.

«Мой край – Саратов».

Формировать у детей представление о своей Родине – Саратове; воспитывать чувство любви к малой Родине.

 

Февраль.

 

16.

«Богатыри земли русской».

 

Рассказать детям о богатырях русских: Илье Муромце, Алёши Поповиче и Добрыни Никитиче, познакомить детей и закрепить знания о малых фольклорных формах – былинах.

 

17.

«День Защитников Отечества».

Формировать у детей представление об армии, о родах войск; воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к воинам.

 

18.

«Защитники Отечества в наше время».

Рассказать детям о Сергееве Н.С., о его подвигах, воспитывать чувство гордости за наших воинов.

 

19.

Март.

«Моя мама - лучше всех».

Воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им, учить отвечать на вопросы, правильно строить сложные предложения в рассказе о маме.

 

 

20.

«Древняя Русь – родина наша».

Рассказать детям о древней Руси, о быте, традициях русского народа, воспитывать чувство любви к родине, развивать интерес к истории нашей страны.

21.

«Наша Родина – Россия».

Формировать у детей представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей родной стране.

 

22.

«Столица нашего государства – Москва».

Рассказать о столице нашего государства – Москве, о достопримечательностях города, формировать представление о Москве, как столице России.

 

 

23.

Апрель

«Государственные символы России. Флаг.Герб.Гимн».

Формировать представление о государственном символики Российской Федерации, закрепить и обобщить знания детей о цветах государственного флага РФ, об их расположении, формировать уважительное отношение к государственным  символам России.

 

24.

«Парк Победы в Саратове»

 Познакомить с экспонатами в парке, вызвать чувство гордости.

 

25.

«Великая Пасха».

Расширять представления о русских христианских праздниках, закреплять знания о народных традициях, воспитывать духовно-нравственные качества у детей.

26.

Май

«Этих дней не смолкнет слава!»

Расширять представления детей об армии; формировать у детей представление о Защитниках ВОВ; воспитывать чувство гордости за наших воинов, уважения к ветеранам фронта.

 

27.

«Русская матрёшка».

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрёшкой.

 

28.

«Дымковские игрушки».

Воспитывать интерес к народному быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с дымковскими игрушками.

 

29.

«Русский народный фольклор».

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

 

                                 

 

 8.Предполагаемые результаты.

 

  • К концу года обучения дети должны:
  • владеть знаниями о семейном быте, традициях, с удовольствием рассказывать о семье; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • иметь знания об истории возникновения родного посёлка,    

     уметь рассказывать о своем посёлке, рассказывать о желании приобрести в      

         будущем определенную профессию (стать военным, пожарным,  

         милиционером и т.д.); бережно относиться к труду взрослых, к природе.

  • Иметь четкое представление о нашей Родине; должны знать о своём посёлке ст.Тарханы, рассказывать о некоторых достопримечательностях города Саратова.
  • Иметь зачатки гражданско-патриотических чувств и нравственных норм поведения.
  • знать название нашей страны, столицы России, уметь узнавать государственный флаг РФ среди других.
  • Иметь представление о народных праздниках и их значении, знать предметы декоративно-прикладного искусства, русские сказки, пословицы и поговорки.

 

 9. Взаимодействие с родителями

Мероприятия

Сроки выполнения

 

1.

Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая ).

 

Октябрь

2.

Конкурс поделок «Мамины золотые руки».

 

Ноябрь

3.

Праздник, посвященный Дню матери.

 

Ноябрь

4.

Консультация «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей подготовительного дошкольного возраста».

 

Декабрь

5.

Оформление стенда «Как наша семья провела Новый год».

 

Январь

6.

Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

 

Февраль

7.

Досуг «Мой – папа».

 

Февраль

8.

Изготовление книжек-малышек о Родине.

 

Март

9.

Изготовление подарков для ветеранов ВОВ.  

 

Апрель

10.

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

 

Май

 

 

10.Литература

  1. Л.А.Кондрыкинская. С чего начинаеися Родина: творческий дом 2003.
  2. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова Мы живём в Росси// ООО Скрипторий. 2007.
  3. Т.А. Бундарина. Знакомство детей с русским народным творчеством.
  4. Е.Ю.Александрова, Е.П.Гордеева. Система патриотического воспитания в ДОУ.
  5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф.Патриотическое воспитание детей 4-6 лет.
  6. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2005.
  7. Евтушенко С., Веселова Л. Воспитание большого гражданина России. // Дошкольное воспитание 2007 №6, с.118-121.
  8. Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
  9. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  10. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
  11. Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
  12. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду.
  13. Р.С.Буре. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду.
  14. М.Ю.Новицкая. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.
  15. Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова. Родной край.
  16. Л.А.Кондрыкинская. Дошкольникам о защитниках Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Конспект занятия по развитию речи «Карелия – мой край родной» Составление описательного рассказа по опорным картинкам на тему: «Что мы узнали о родном крае»

Это занятие я провела в подготовительной речевой группе. . занятие по лексической теме Карелия. Это итоговое занятие по теме. Идёт закрепления и систематизация знаний по данной теме. Учила детей соста...

Ознакомление дошкольников с родным краем. Первые представления дошкольников о родном крае.

В статье представленны формы и методы педагогической работы с детьми дошкольного возраста....