Проблема индивидуализации воспитания и развития дошкольников в современном дошкольном учреждении.
материал на тему
Предварительный просмотр:
Проблема индивидуализации воспитания и развития дошкольников в современном дошкольном учреждении.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту определены основные принципы дошкольного образования, один из которых «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)».
Индивидуальный подход и индивидуализация образования.
Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В. – к. п. н., сотрудник Новгородского регионального центра развития образования, координатор программы «Сообщество»).
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Краткий сравнительный анализ двух подходов.
| Индивидуализация образования. | Индивидуальный подход в образовании. |
Цель: | содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности | организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии |
Способы общения: | признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности | прямое обучение в соответствие с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата |
Тактика: | сотрудничество и партнерские отношения | диктат и опека |
«Хороший ребенок»: | инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий | следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия |
Убеждение: | ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыт | ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития |
Вывод: | индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего | индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы). |
Качество образования важнейший фактор становления человека, влияющий на изменение качества его жизни и общества в целом.
Современное качественное образование прежде всего, образование, способствующее становлению человека, обретению им своего образа, себя как неповторимой индивидуальности. Сегодня очень важно не столько формировать знания, сколько развивать человека в человеке, развивать механизмы его саморазвития, саморегуляции, самовоспитания, самозащиты, тем самым помочь воспитаннику стать человеком, умеющим жить в мире и согласии с самим собой и окружающими, с природой и культурой. Начало этого саморазвития и становления личности закладывается именно в дошкольном детстве.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. Индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности, в том числе начала ключевых компетентностей, природосообразных дошкольному детству (социальной, коммуникативной, деятельностной, информационной и здоровьесберегающей).
Индивидуализация воспитания и развития основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения, воспитания и развития.
Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать:
- семейная культурная среда,
- возраст/уровень развития,
- пол,
- стиль учения,
- способности (потребности/сильные стороны),
- характер и темперамент,
- интересы,
- самосознание.
Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка. Знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.
Индивидуализация, как подход, обеспечивает баланс между потребностями личности и группы, обеспечивает место и реальный процесс введения демократических ценностей (как для детей, так и для воспитателей). Кроме повышения эффективности развития каждого ребенка, индивидуализация укрепляет атмосферу терпимости и равновесия в группе. Позитивно реагируя на индивидуальные особенности детей, педагог демонстрирует детям, что принять другого, конструктивно отреагировать на различия – важно, правильно.
Методы индивидуализации учебно-воспитательного процесса.
Одним из важнейших методов индивидуализации является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.
Работа в небольших группах. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями и другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
Обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, другим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности.
Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Например, пластилин, песок, вода, кубики и конструктор «Лего» обладают большой открытостью и гибкостью; дети могут использовать их в целом диапазоне уровней сложности. Можно подобрать и менее гибкие материалы, но так, чтобы они обеспечивали больше возможностей их применения. Например, можно подобрать пазлы с количеством элементов от 6 до 240. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться адекватно оценивать свои силы.
Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.
Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация обучения и воспитания часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, педагог использует представившуюся возможность и индивидуально реагирует на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, воспитатель дает важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку вмешательство педагога происходит очень своевременно.
Уровни индивидуализации
индивидуализация распространяется на целую группу детей | Индивидуализация на уровне подгруппы внутри одной группы детей | индивидуализация воспитания и развития отдельных детей |
Это индивидуализация в самом широком смысле. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. | Например, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке. Другой пример - подгруппа детей, принадлежащих к какому-либо этническому меньшинству. Их будет в некоторой степени объединять общий стиль учения, мировоззрение и язык, который характерен только для их общей культуры. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющее потребности детей в данной подгруппе, воспитатель помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы. | Это относится к детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также к тем детям, которые имеют какие- либо серьезные особенности развития. |
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Индивидуализация образовательного взаимодействия позволяет создать условия для активной коррекции и развития воспитанников, определяющих, в свою очередь, успешный школьный старт ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников
В статье раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. ...
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры являются оригинальной формой совмещения задач интеллектуального и физического развития....
Конкурс Нравственно- патриотическое воспитание детей в условиях современного дошкольного учреждения
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Учебно - методический материал "Актуальные проблемы физического воспитания и развития детей на современном этапе"
Учебный материал...
Дидактические подвижные игры, как форма интеграции физического и интеллектуального развития дошкольников в современном дошкольном образовании России.
Дидактические подвижные игры способствуют развитию приёмов умственной деятельности. Это своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребёнка. Их основ...
Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.
Введение Согласно Закону РФ «Об образовании» дошкольная ступень является определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования. В этой связи по-прежнему актуальным оста...
Методическая разработка «Проблема воспитания одаренных детей в семье и дошкольных учреждениях»
Ребёнок в семье – не только большая радость, но и большая ответственность. Наивно полагать, что воспитание одарённых детей в семье – занятие менее сложное, чем воспитание детей со средними...