Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.
консультация на тему
Введение
Согласно Закону РФ «Об образовании» дошкольная ступень является определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования. В этой связи по-прежнему актуальным остается принцип амплификации, введенный А.В. Запорожцем 50 лет назад, – полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства. Для этого необходимо создать благоприятную социальную ситуацию развития, так как в данном принципе заложены и индивидуальные особенности и склонности, что в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено как индивидуализация.
Ребенок должен овладеть умением учиться, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки самостоятельности и группового взаимодействия.
Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поли культурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития, безусловно, очень важный принцип не только в дошкольной образовательной организации, но и во взаимодействии с родителями, семьей.
Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного «Я». Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих «Я», но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач. Индивидуальность – целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным и единственным в своем роде, а не еще одним человеком среди множества других людей.
Проблемами индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника, занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.
В дошкольном образовании за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура. Все более высокие требования предъявляются к детям. Развитие альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
В ФГОС дошкольного образования отмечено, что проблема индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из особенностей работы в современных условиях.
Нами определена тема исследования: Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.
Объект исследования: организация образовательной деятельности в ДОУ.
Предмет исследования: определение условий для реализации индивидуализации дошкольников в ДОУ.
Цель исследования: изучить условия индивидуализации воспитания и развития дошкольника в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «индивидуализация»
2. Изучить принцип организации индивидуального подхода к старшим дошкольникам
3. Выявить условия для реализации индивидуализации дошкольника
4. Разработать методические рекомендации
Методологические основы исследования: в отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Газман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-анализ реального педагогического процесса;
-количественная и качественная обработка полученных данных
Практическая значимость: заключается в возможном использовании предлагаемых в исследовании методических рекомендаций по реализации индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, студентами при изучении темы «Организация обучения в ДОУ» и воспитателями ДОУ.
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования индивидуализации воспитания и развития дошкольников в современном ДОУ
1.1 Сущность понятия индивидуализация обучения
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы [18].
Индивидуальным в человеке называют то особенное, что отличает ее от других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которые заложены природой или приобретенные ею в индивидуальном опыте Особыми могут быть интеллектуальные, волевые, нравственные, социальные и другие и черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей и т.д.
Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.
Глубокое знание индивидуальных особенностей обучающегося необходимо для решения двух задач, взаимосвязанных между собой:
1) индивидуализации - поддержки и развития единичного, особого, своеобразного потенциала личности;
2) социализации - адаптации в социальной среде и самореализация личности в ней.
Индивидуализация обучения - это система средств, способствующая осознанию ребёнком своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственном смысле обучения. Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.
Таким образом, индивидуализацию обучения можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
1.2 Организация индивидуального подхода к детям в старшей группе детского сада
В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, то есть не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемам индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Таким образом, при организации индивидуализации педагоги должны реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении дошкольников, учитывая требования ФГОС ДО.
1.3 Условия для реализации принципа индивидуализации в обучении и развитии в рамках внедрения ФГОС
Условия – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлением объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [18].
ФГОС ДО для реализации принципа индивидуализации рассматривает необходимость создания в ДОО условий:
1) обеспечение эмоционального благополучия ;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Глава II. Реализация процесса индивидуализации воспитания и развития в современном ДОУ
2.1 Анализ опыта работы ДОУ по проблеме индивидуализации
Исследование проводилось на базе МДОУ № 97 в период с 17 марта по 17 апреля 2017 года.
Цель исследования: Изучить условия организации индивидуализации детей старшей группы ДОУ № 97.
Задачи:
- Подбор диагностического инструментария для выявления условий организации индивидуализации в старшей группе детского сада
- Количественная и качественная обработка результатов исследования
- Разработка рекомендаций по совершенствованию индивидуализации образования и развития детей старшей группы ДОУ
Методы исследования:
- Диагностика организации индивидуализации в старшей группе ДОУ
- Количественный и качественный анализ результатов
- Наблюдение реальным педагогическим процессом
На данном этапе исследования с целью изучения условий индивидуализации дошкольников было проведено:
1.Анализ РППС (Приложение № 1)
2.Беседа с воспитателем старшей группы Кетовой М.Н. (Приложение № 2)
3.Наблюдение за организацией реального педагогического процесса в разных видах деятельности (Приложение № 3)
4.Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы (Приложение № 4)
5.Анкетирование воспитателей. (Приложение № 5)
2.2 Методические рекомендации
Для реализации задачи индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, воспитателю необходимо придерживаться определенных этапов работы:
«ПЛАНИРОВАНИЕ»
1. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Таким образом, в методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел.
Заключение
В ходе изучения проблемы « Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ» нами были сделаны следующие выводы:
Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного Я. Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценке индивидуальных действий, как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения определенных задач.
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация обучения, воспитания и развития ребенка.
Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка.
Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.
В теоретической части исследования были выявлены условия для индивидуализации дошкольников, использование которых подтвердилось в практической части работы.
Цель и задачи исследования решены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diplomnaya_rabota.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Согласно Закону РФ «Об образовании» дошкольная ступень является определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования. В этой связи по-прежнему актуальным остается принцип амплификации, введенный А.В. Запорожцем 50 лет назад, – полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства. Для этого необходимо создать благоприятную социальную ситуацию развития, так как в данном принципе заложены и индивидуальные особенности и склонности, что в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) обозначено как индивидуализация.
Ребенок должен овладеть умением учиться, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки самостоятельности и группового взаимодействия.
Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки – поли культурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития, безусловно, очень важный принцип не только в дошкольной образовательной организации, но и во взаимодействии с родителями, семьей.
Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного «Я». Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих «Я», но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач. Индивидуальность – целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным и единственным в своем роде, а не еще одним человеком среди множества других людей.
Проблемами индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника, занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.
В дошкольном образовании за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура. Все более высокие требования предъявляются к детям. Развитие альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.
В ФГОС дошкольного образования отмечено, что проблема индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из особенностей работы в современных условиях.
Нами определена тема исследования: Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.
Объект исследования: организация образовательной деятельности в ДОУ.
Предмет исследования: определение условий для реализации индивидуализации дошкольников в ДОУ.
Цель исследования: изучить условия индивидуализации воспитания и развития дошкольника в ДОУ.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «индивидуализация»
2. Изучить принцип организации индивидуального подхода к старшим дошкольникам
3. Выявить условия для реализации индивидуализации дошкольника
4. Разработать методические рекомендации
Методологические основы исследования: в отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Газман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-анализ реального педагогического процесса;
-количественная и качественная обработка полученных данных
Практическая значимость: заключается в возможном использовании предлагаемых в исследовании методических рекомендаций по реализации индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, студентами при изучении темы «Организация обучения в ДОУ» и воспитателями ДОУ.
Глава I. Теоретические основы проблемы исследования индивидуализации воспитания и развития дошкольников в современном ДОУ
1.1 Сущность понятия индивидуализация обучения
Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы [18].
Индивидуальным в человеке называют то особенное, что отличает ее от других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которые заложены природой или приобретенные ею в индивидуальном опыте Особыми могут быть интеллектуальные, волевые, нравственные, социальные и другие и черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей и т.д.
Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.
Глубокое знание индивидуальных особенностей обучающегося необходимо для решения двух задач, взаимосвязанных между собой:
1) индивидуализации - поддержки и развития единичного, особого, своеобразного потенциала личности;
2) социализации - адаптации в социальной среде и самореализация личности в ней.
Индивидуализация обучения - это система средств, способствующая осознанию ребёнком своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственном смысле обучения. Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.
Таким образом, индивидуализацию обучения можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.
1.2 Организация индивидуального подхода к детям в старшей группе детского сада
В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, то есть не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.
Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности.
Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемам индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.
Таким образом, при организации индивидуализации педагоги должны реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении дошкольников, учитывая требования ФГОС ДО.
1.3 Условия для реализации принципа индивидуализации в обучении и развитии в рамках внедрения ФГОС
Условия – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлением объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [18].
ФГОС ДО для реализации принципа индивидуализации рассматривает необходимость создания в ДОО условий:
1) обеспечение эмоционального благополучия ;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей;
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.
Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.
Глава II. Реализация процесса индивидуализации воспитания и развития в современном ДОУ
2.1 Анализ опыта работы ДОУ по проблеме индивидуализации
Исследование проводилось на базе МДОУ № 97 в период с 17 марта по 17 апреля 2017 года.
Цель исследования: Изучить условия организации индивидуализации детей старшей группы ДОУ № 97.
Задачи:
- Подбор диагностического инструментария для выявления условий организации индивидуализации в старшей группе детского сада
- Количественная и качественная обработка результатов исследования
- Разработка рекомендаций по совершенствованию индивидуализации образования и развития детей старшей группы ДОУ
Методы исследования:
- Диагностика организации индивидуализации в старшей группе ДОУ
- Количественный и качественный анализ результатов
- Наблюдение реальным педагогическим процессом
На данном этапе исследования с целью изучения условий индивидуализации дошкольников было проведено:
1.Анализ РППС (Приложение № 1)
2.Беседа с воспитателем старшей группы Кетовой М.Н. (Приложение № 2)
3.Наблюдение за организацией реального педагогического процесса в разных видах деятельности (Приложение № 3)
4.Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы (Приложение № 4)
5.Анкетирование воспитателей. (Приложение № 5)
2.2 Методические рекомендации
Для реализации задачи индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, воспитателю необходимо придерживаться определенных этапов работы:
«ПЛАНИРОВАНИЕ»
1. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.
Таким образом, в методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел.
Заключение
В ходе изучения проблемы « Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ» нами были сделаны следующие выводы:
Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного Я. Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценке индивидуальных действий, как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения определенных задач.
Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.
Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация обучения, воспитания и развития ребенка.
Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка.
Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.
В теоретической части исследования были выявлены условия для индивидуализации дошкольников, использование которых подтвердилось в практической части работы.
Цель и задачи исследования решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблема индивидуализации воспитания и развития дошкольников в современном дошкольном учреждении.
Педагогика. Дошкольный возраст....
«Методическое обеспечение индивидуализации образовательного процесса в познавательном развитии дошкольников»
Совместно организованная деятельность педагога и детей младшего дошкольного возраста Тема: «Играю, познаю, развиваюсь»...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников в современных условиях.
В данном материале автор рассказывает о пособии "Художественное развитие детей 6-7 лет". В представленном материале педагог делится опытом работы комплекса ГБОУ Школа №1929 по художест...
«Организация дистанционного обучения и развития дошкольников в современных условиях» - плюсы и минусы. Рекомендации для родителей.
Дистанционное обучение детей старшего дошкольного возраста возможно лишь в качестве временной меры в ситуациях карантина и самоизоляции !...
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
Современные технологии по художественно-эстетическому воспитанию и развитию дошкольников
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подх...
Консультация для воспитателей "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"
Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры....