Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.
консультация на тему

Хангареева Лилия Раильевна

Введение

 

Согласно Закону РФ «Об образовании» дошкольная ступень является определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования. В этой связи по-прежнему актуальным остается принцип амплификации, введенный А.В. Запорожцем 50 лет назад, – полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства. Для этого необходимо создать благоприятную социальную ситуацию развития, так как в данном принципе заложены и индивидуальные особенности и склонности, что в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)  обозначено как индивидуализация.

Ребенок должен овладеть умением учиться, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки самостоятельности и группового взаимодействия.

Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки –  поли культурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития, безусловно, очень важный принцип не только в дошкольной образовательной организации, но и во взаимодействии с родителями, семьей.

Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного «Я». Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих «Я», но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач. Индивидуальность – целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным и единственным в своем роде, а не еще одним человеком среди множества других людей.

Проблемами индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника, занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.

В дошкольном образовании за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура. Все более высокие требования предъявляются к детям. Развитие альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

В ФГОС дошкольного образования отмечено, что проблема индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из особенностей работы в современных условиях.

Нами определена тема исследования: Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.

Объект исследования: организация образовательной деятельности в ДОУ.

Предмет исследования: определение условий для реализации индивидуализации дошкольников в ДОУ.

Цель исследования: изучить условия индивидуализации воспитания и развития дошкольника в ДОУ.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «индивидуализация»

2.  Изучить принцип организации индивидуального подхода к старшим дошкольникам

3.  Выявить условия для реализации индивидуализации дошкольника

4. Разработать методические рекомендации

Методологические основы исследования: в отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Газман, В. В. Рубцов, Г. А. Цу­керман и др.

Методы исследования:

-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

-анализ реального педагогического процесса;

-количественная и качественная обработка полученных данных

Практическая значимость: заключается в возможном использовании предлагаемых в исследовании методических рекомендаций по реализации  индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, студентами при изучении темы «Организация обучения в ДОУ» и  воспитателями ДОУ.

 

 

 

 

Глава I. Теоретические  основы проблемы исследования индивидуализации воспитания и развития  дошкольников  в  современном  ДОУ

1.1  Сущность понятия индивидуализация обучения

 

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы  [18].

Индивидуальным в человеке называют то особенное, что отличает ее от других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которые заложены природой или приобретенные ею в индивидуальном опыте Особыми могут быть интеллектуальные, волевые, нравственные, социальные и другие и черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей и т.д.

Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.

Глубокое знание индивидуальных особенностей обучающегося необходимо для решения двух задач, взаимосвязанных между собой:

1) индивидуализации - поддержки и развития единичного, особого, своеобразного  потенциала личности;

2) социализации - адаптации в социальной среде и самореализация личности в ней.

Индивидуализация обучения - это система средств, способствующая осознанию ребёнком своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственном смысле обучения.  Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.

Таким образом,   индивидуализацию обучения можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

 

 

 

 

1.2 Организация индивидуального подхода к детям в старшей группе детского сада

 

 В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода. 

Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, то есть  не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности. 

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемам индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Таким образом, при организации индивидуализации педагоги должны реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении дошкольников, учитывая требования ФГОС ДО.

 

 

 

 

 

1.3  Условия  для реализации принципа индивидуализации в обучении и развитии в рамках внедрения ФГОС

 

Условия – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлением объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [18].

ФГОС ДО для реализации принципа индивидуализации рассматривает необходимость создания в ДОО условий:

1) обеспечение эмоционального благополучия ;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей;

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

 

 

 

 

Глава II.  Реализация процесса индивидуализации воспитания и развития в современном ДОУ

2.1 Анализ опыта работы ДОУ по проблеме индивидуализации

 

Исследование проводилось на базе МДОУ № 97 в период с 17 марта по 17 апреля 2017 года.

Цель исследования: Изучить условия организации индивидуализации детей старшей группы ДОУ № 97.

Задачи:

- Подбор диагностического инструментария для выявления условий организации индивидуализации в старшей группе детского сада

-  Количественная и качественная обработка результатов исследования

- Разработка рекомендаций по совершенствованию индивидуализации образования и развития детей старшей группы ДОУ

Методы исследования:

- Диагностика организации индивидуализации в старшей группе ДОУ

- Количественный и качественный анализ результатов

- Наблюдение реальным педагогическим процессом

На данном этапе исследования с целью изучения условий индивидуализации дошкольников было проведено:

1.Анализ РППС (Приложение № 1)

2.Беседа с воспитателем старшей группы Кетовой М.Н. (Приложение № 2)

3.Наблюдение за организацией реального педагогического процесса в разных видах деятельности (Приложение № 3)

 4.Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы (Приложение № 4)

5.Анкетирование воспитателей.  (Приложение № 5)

 

2.2 Методические рекомендации

 

Для реализации задачи индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, воспитателю необходимо придерживаться определенных этапов работы:

«ПЛАНИРОВАНИЕ»

1. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Таким образом, в методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел.

 

 

 

Заключение

В ходе изучения проблемы « Индивидуализация  как условие  воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ» нами были сделаны следующие выводы:

Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного Я. Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценке индивидуальных действий, как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения определенных задач.

Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация обучения, воспитания и развития ребенка.

Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка.

Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода. 

Необходимость индивидуального  подхода  вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.

В  теоретической части исследования были выявлены условия для индивидуализации дошкольников, использование которых подтвердилось в практической части работы.

Цель и задачи исследования решены.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplomnaya_rabota.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Согласно Закону РФ «Об образовании» дошкольная ступень является определенным самостоятельным нормативно-правовым уровнем образования. В этой связи по-прежнему актуальным остается принцип амплификации, введенный А.В. Запорожцем 50 лет назад, – полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства. Для этого необходимо создать благоприятную социальную ситуацию развития, так как в данном принципе заложены и индивидуальные особенности и склонности, что в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО)  обозначено как индивидуализация.

Ребенок должен овладеть умением учиться, жить в мире с самим собой, получить в игре навыки самостоятельности и группового взаимодействия.

Именно в дошкольном возрасте формируются основные качества личности, ключевые социальные навыки –  поли культурность, уважение к другим людям, приверженность демократическим ценностям, здоровому и безопасному образу жизни. Поэтому одна из важнейших задач дошкольного образования – положить начало формированию самоидентификации ребенка в окружающем мире: с семьей, регионом, страной. Содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития, безусловно, очень важный принцип не только в дошкольной образовательной организации, но и во взаимодействии с родителями, семьей.

Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного «Я». Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих «Я», но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач. Индивидуальность – целостное психическое образование человека, возникшее как результат рефлексирования, самосознания своих личностных свойств, вследствие чего возникает особый уникальный способ функционирования личности. Благодаря такой индивидуальности человек становится уникальным и единственным в своем роде, а не еще одним человеком среди множества других людей.

Проблемами индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника, занимались Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, Д. Б. Эльконин и др.

В дошкольном образовании за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась структура. Все более высокие требования предъявляются к детям. Развитие альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

В ФГОС дошкольного образования отмечено, что проблема индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника остается актуальной. Необходимость ее изучения вытекает из особенностей работы в современных условиях.

Нами определена тема исследования: Индивидуализация как условие воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ.

Объект исследования: организация образовательной деятельности в ДОУ.

Предмет исследования: определение условий для реализации индивидуализации дошкольников в ДОУ.

Цель исследования: изучить условия индивидуализации воспитания и развития дошкольника в ДОУ.

Задачи исследования:

1. Изучить сущность понятия «индивидуализация»

2.  Изучить принцип организации индивидуального подхода к старшим дошкольникам

3.  Выявить условия для реализации индивидуализации дошкольника

4. Разработать методические рекомендации

Методологические основы исследования: в отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы индивидуализации при воспитании и развитии дошкольника: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Р. Я. Газман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др.

Методы исследования:

-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

-анализ реального педагогического процесса;

-количественная и качественная обработка полученных данных

Практическая значимость: заключается в возможном использовании предлагаемых в исследовании методических рекомендаций по реализации  индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, студентами при изучении темы «Организация обучения в ДОУ» и  воспитателями ДОУ.

Глава I. Теоретические  основы проблемы исследования индивидуализации воспитания и развития  дошкольников  в  современном  ДОУ

1.1  Сущность понятия индивидуализация обучения

Индивидуализация – это развитие особенностей, выделяющих личность из окружающей ее массы  [18].

Индивидуальным в человеке называют то особенное, что отличает ее от других людей, а индивидуальностью - ярко выраженную совокупность признаков, присущих отдельному человеку, которые заложены природой или приобретенные ею в индивидуальном опыте Особыми могут быть интеллектуальные, волевые, нравственные, социальные и другие и черты личности. К индивидуальным особенностям относится своеобразие восприятия, мышления, памяти, воображения, интересов, склонностей, способностей и т.д.

Она в значительной мере обусловливает процесс усвоения знаний, формирование всех качеств личности.

Глубокое знание индивидуальных особенностей обучающегося необходимо для решения двух задач, взаимосвязанных между собой:

1) индивидуализации - поддержки и развития единичного, особого, своеобразного  потенциала личности;

2) социализации - адаптации в социальной среде и самореализация личности в ней.

Индивидуализация обучения - это система средств, способствующая осознанию ребёнком своих сильных и слабых возможностей обучения, поддержке и развитию самобытности с целью самостоятельного выбора собственном смысле обучения.  Индивидуализация способствует развитию самосознания, самостоятельности и ответственности.

Таким образом,   индивидуализацию обучения можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

1.2 Организация индивидуального подхода к детям в старшей группе детского сада

 В педагогике существует принцип индивидуального подхода, который пронизывает все этапы воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.  

Целью воспитания ребёнка является воспитание гармонически развитой личности с творческим мышлением, с силой воли, со стремлением ко всему прекрасному. Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания ребенка. Все реализуемые программы воспитания и обучения детей в детском саду направлены на воспитание и обучение ребенка со средним уровнем развития, то есть  не учитывались индивидуальные особенности детей. Нет совершенно одинаковых детей, у каждого свои склонности, особенности, интересы. С помощью индивидуального подхода можно найти “ключик” к каждому ребенку.

Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей детей, укрепления их собственной активности и раскрытие неповторимой личности. 

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствовании личных качеств, входит в круг проблем современного общества. Проблемам индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной.

Таким образом, при организации индивидуализации педагоги должны реализовать индивидуальный подход в воспитании и обучении дошкольников, учитывая требования ФГОС ДО.

1.3  Условия  для реализации принципа индивидуализации в обучении и развитии в рамках внедрения ФГОС

Условия – категория философии, обозначающая отношение предмета к окружающей действительности, явлением объективной реальности, а также относительно себя и своего внутреннего мира. Предмет выступает как некое обусловленное, а условие - как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира [18].

ФГОС ДО для реализации принципа индивидуализации рассматривает необходимость создания в ДОО условий:

1) обеспечение эмоционального благополучия ;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей;

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Глава II.  Реализация процесса индивидуализации воспитания и развития в современном ДОУ

2.1 Анализ опыта работы ДОУ по проблеме индивидуализации

Исследование проводилось на базе МДОУ № 97 в период с 17 марта по 17 апреля 2017 года.

Цель исследования: Изучить условия организации индивидуализации детей старшей группы ДОУ № 97.

Задачи:

- Подбор диагностического инструментария для выявления условий организации индивидуализации в старшей группе детского сада

-  Количественная и качественная обработка результатов исследования

- Разработка рекомендаций по совершенствованию индивидуализации образования и развития детей старшей группы ДОУ

Методы исследования:

- Диагностика организации индивидуализации в старшей группе ДОУ

- Количественный и качественный анализ результатов

- Наблюдение реальным педагогическим процессом

На данном этапе исследования с целью изучения условий индивидуализации дошкольников было проведено:

1.Анализ РППС (Приложение № 1)

2.Беседа с воспитателем старшей группы Кетовой М.Н. (Приложение № 2)

3.Наблюдение за организацией реального педагогического процесса в разных видах деятельности (Приложение № 3)

 4.Анализ плана воспитательно-образовательной работы с детьми старшей группы (Приложение № 4)

5.Анкетирование воспитателей.  (Приложение № 5)

2.2 Методические рекомендации

Для реализации задачи индивидуализации дошкольников и формирования у них способности планирования самостоятельной деятельности, воспитателю необходимо придерживаться определенных этапов работы:

«ПЛАНИРОВАНИЕ»

1. С момента выбора темы и планирования видов деятельности вместе с детьми, педагог и помощник воспитателя, продумывают возможные виды деятельности по реализации темы (проекта) в центрах: какими интересными и важными видами деятельности дополнить работу в центрах; какие материалы можно предложить детям в центрах активности, ориентируясь на их интересы, возрастные и индивидуальные потребности, возможности, оценивая ресурсы детского сада, родителей и социального окружения; какие индивидуальные задания можно подобрать; что подготовить на завтра.

Таким образом, в методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел.

Заключение

В ходе изучения проблемы « Индивидуализация  как условие  воспитания и развития дошкольника в современном ДОУ» нами были сделаны следующие выводы:

Индивидуализация – это основа становления индивидуального, внутреннего сущностного Я. Она должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценке индивидуальных действий, как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения определенных задач.

Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей.

Индивидуализация - важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация обучения, воспитания и развития ребенка.

Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствие с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка.

Индивидуальный подход к ребенку является общепризнанным принципом воспитания, он нацелен на укрепление положительных качеств и устранение недостатков, требует от педагога большого терпения, умения разобраться в психических особенностях каждого ребенка. Творческая деятельность и ребенка, и педагога является одним из основных свойств индивидуального подхода.  

Необходимость индивидуального  подхода  вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребёнка преломляется через его «внутреннее условие», без учёта которых невозможен по – настоящему действенный процесс воспитания.

В  теоретической части исследования были выявлены условия для индивидуализации дошкольников, использование которых подтвердилось в практической части работы.

Цель и задачи исследования решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическое обеспечение индивидуализации образовательного процесса в познавательном развитии дошкольников»

Совместно организованная деятельность  педагога и детей  младшего дошкольного возраста   Тема: «Играю,  познаю, развиваюсь»...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников в современных условиях.

В данном материале автор рассказывает о пособии "Художественное развитие детей 6-7 лет". В представленном материале педагог делится  опытом работы комплекса ГБОУ Школа №1929 по художест...

«Организация дистанционного обучения и развития дошкольников в современных условиях» - плюсы и минусы. Рекомендации для родителей.

Дистанционное обучение детей старшего дошкольного возраста возможно лишь в качестве временной меры в ситуациях карантина и самоизоляции !...

Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Речевое развитие дошкольников  посредством современных  педагогических технологий в  условиях реализации ФГОС ДО...

Современные технологии по художественно-эстетическому воспитанию и развитию дошкольников

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подх...

Консультация для воспитателей "ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные ориентиры....