Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
презентация к уроку (младшая группа) на тему
Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.
Педагогический коллектив МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 34.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Ранний возраст
Направление проекта:
«Мы –
будущие инженеры»
Тема:
«Формирование
инженерного мышления
дошкольников по средствам
поисково – познавательной
деятельности»
Липина Ольга Анатольевна
мкдоу «Колчеданский детский сад№1»
(слайд №2)Введение.
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».
В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.
Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.
От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем.
Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники.
Актуальность (слайд №3)
Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.
Педагогический коллектив МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны.
В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
Одним из путей в данной работе является, на наш взгляд, использование в образовательном процессе нестандартного оборудования для моторного развития и LEGO-конструирования, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников.
(слайд №4)Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
(слайд №5)В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики и развития мышления.
(слайд №6) Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения пришла к выводу:
Слабо развито мышление, плохо развита мелкая моторика. У детей наблюдается мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Малыши скованны, медлительны в выполнении движений.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.
(слайд №7)
Целью моей работы является развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством использования доступного материала, создание благоприятных условий для развития инженерного мышления.
(слайд №8)Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
- Формировать предпосылки инженерного мышления
- Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга
- Совершенствовать мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов
- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом
- Совершенствовать развивающую предметно - пространственную среду
- Способствовать сотрудничеству с родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.
(слайд №9) Для решения данных задач выработаны следующие
принципы:
- доступности и индивидуальности
- последовательности и систематичности
- связи с жизненным опытом
- наглядности
Методы и приемы.
- Словесный
- Наглядно-действенный
- Практический
- Игровой
Проект рассчитан на один учебный год.
(слайд№10)Участники проекта: педагог, дети группы раннего возраста, родители
(слайд№11)Предполагаемый результат:
- Создан фундамент зачатков инженерного мышления
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка (процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, воображения, умения управлять своими действиями)
- Усовершенствована развивающая предметно – пространственная среда группы
- Сформированы элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом
- Повышен уровень педагогической компетентности родителей
1 этап: подготовительный.
(слайд№12)
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме.
На основе данной литературы разработала перспективный план
Хотелось создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики и инженерного мышления.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями беседу на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, обсудили с родителями, какое оборудование они могли бы мы сделать и из чего, предложила их изготовить.
Родители заинтересовались моей идей, предлагали помощь в решении той или иной задачи.
В родительский уголок помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне»
Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
В группе создана необходимая развивающая предметно - пространственная среда, («Центр развивающих игр»), приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.
(слайд№13, 14, 15,16, 17, 18,19, 20,21, 22,23) Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Полка оборудована пособиями и игрушками развивающего характера большинство из которых сделаны и приобретены самостоятельно и с помощью родителей: «Пальчиковый театр», пирамидки, мозаика, конструкторы, стаканы-вкладыши различного типа, разноцветные лабиринты, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Золушка», «Игры с прищепками», материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, конструированию), счетные палочки. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие.
(слайд№24) 2 этап: Основной (реализация)
Работу начала с детьми группы раннего с октября месяца во всех воспитательно-образовательных блоках: в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей. Также включаю различные упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, игры с лего -конструктором и мозаикой в непрерывную образовательную деятельность. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.
В своей работе использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.
Работу с детьми провожу по следующим направлениям (☹на слайде)
(слайд№25) Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами и материалами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами.
(слайд№26,27)
Ребенок познает и моделирует мир всеми доступными ему средствами. Поэтому маленькому инженеру обязательно нужны занятия по конструированию, которые помогут развить его творческие способности и научат основам работы с разным материалом, в это время, у детей развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
(слайд№ 28, 29,30,31,32)Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования, (слайд№33)
игры в сухой бассейн.
В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов.
(слайд№ 34)Определенную ценность представляет центр «Песка и воды».
В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», «Тонет – не тонет», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан», и т. д.
Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыплем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши», «Колобки», «Спрячем руки», «Сыпется-не сыпется», и т.д. Через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.
(слайд№ 35) С целью эффективности моей работы провела промежуточную диагностику.
На данном слайде наглядно видно: повысился средний и высокий уровень.
(слайд№ 36) Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
- тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно влияет на различные виды деятельности детей;
- отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами игр и гимнастик, дети проявляют желание и интерес играть в данные игры
- возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным
- родители принимают активное участие в реализации проекта: изготовили много интересных и красочных развивающих пособий, проводят пальчиковую гимнастику, игры на развитие мелкой моторики в домашних условиях.
Считаю, что мне удалось достигнуть хороших результатов, а значит целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует развитию мышления, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а значит, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.
Проводимая работа даёт положительные результаты, поэтому, буду продолжать работать в данном направлении, искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.
3 этап - заключительный.
Анализ проведенной работы
Обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта
(слайд№ 37) На будущее планирую:
1.Продолжать работу по данному проекту.
2.Разработать еще несколько дидактических пособий на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.
3.Приобрести LEGO- конструкторы.
4.Разработать перспективный план на следующий год с усложнениями.
5.Продолжать сотрудничать с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Скоро Новый год". Презентация проекта
проект "Скоро Новый год". Презентация проекта...
проект "Скоро Новый год". Презентация проекта
проект "Скоро Новый год". Презентация проекта...
Исследовательский проект "Космос" и презентация проекта
Проект был создан для детей подготовительной группы....
Разработка и реализация творческого проекта. Презентация проекта Бобовое зернышко.
Разработка и реализация творческого проекта в МБДОУ...
Презентация проекта "Мир цветов". «Развитие познавательной инициативы и самостоятельности дошкольника при реализации проекта.
Проектная деятельность позволяет поддерживать познавательную инициативу детей в различных видах деятельности. Проект "Мир цветов" реализовывался с 13.03.2017г по 24.03.2017г в средней ...
Опытно-исследовательский продуктивный проект "Мы исследователи!" Презентация проекта Авторы: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.
Идея проекта: В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмыслени...
Познавательный проект: Основы ОБЖ, правила ПДД: «Осторожно -- дорога!» Рекомендации для родителей, презентация проекта
Презентация содержит:1) Рекомендации родителям младших дошкольников2) Что должен знать ребенок младшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения3) Фото занятий с описанием, весел...