Методическая работа на тему: "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием малых фольклорных форм".
методическая разработка (младшая группа) на тему

Торопчина Светлана Валентиновна

1. Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта.

2.Актуальность опыта.

3. Ведущая педагогическая идея.

4. Педагогический опыт.

4.1. Фольклор способствует развитию речи детей.

4.2 Загадка.

4.3 Заклички, колыбельные песни.

4.4. Потешки, пестушки.

4.5 Игры.

4.6. Русские народные сказки.

5. Вывод.

6. Библиографический список.

7. Приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx51.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа на тему:

"Развитие речи детей младшего  дошкольного возраста

с использованием малых фольклорных форм".

Воспитатель : Торопчина Светлана Валентиновна,

группа №8 Солнышко. 

     

Москва - 2016г.

Содержание

1. Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта.

2.Актуальность опыта.

3. Ведущая педагогическая идея.

4. Педагогический опыт.

4.1. Фольклор способствует развитию речи детей.

4.2 Загадка.

4.3 Заклички, колыбельные песни.

4.4. Потешки, пестушки.

4.5 Игры.

4.6. Русские народные сказки.

5. Вывод.

6. Библиографический список.

7. Приложение.

1. Информация об опыте Условия возникновения, становления опыта.

Раннее детство — начало жизни. Ранний период жизни ребенка во многом зависит от нас взрослых, воспитывающих детей. Есть такое выражение: «Дети не только наше будущее, но и наше прошлое». Вся мудрость веков заложена в фольклоре. Дети являются носителями этого огромного багажа, дабы передать его новым поколениям.

Малыш всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слышать и слушать, думать.

 Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить — овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы ребенок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли.

Однако порой даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Большое количество детей к 3-4 годам еще очень плохо говорят.

Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенности его малых форм: песенок, потешек, поговорок, сказок, прибауток, закличек.

Работая с детьми младшего дошкольного возраста , пришла к выводу: организовать режимные моменты, провести игру — занятие, встретить новичка, успокоить не в меру расходившегося малыша  мне помогают потешки, прибаутки, колыбельные, создавшиеся русским народом в течении веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям.

2.Актуальность опыта.

В наши дни произведения устного народного творчества (колыьбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются. В семьях знают все меньше обрядов, забывают песни и колыбельные.

Одним из недостаточно изученных вопросов педагогики является фольклорное творчество, которое в прошлом нашего народа имело большое значение. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом, и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.

Огромную роль на этом этапе играет обогащение словаря ребенка, который зависит от условий жизни и воспитания.

Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте.

Развитие речи детей посредством фольклорных произведений, безусловно, не проявляется само собой. В этом важную роль играет воспитатель, умело направляющий этот процесс. Поэтому в своей работе с детьми я перед собой поставила:

Цель: использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей раннего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Задачи:

- освоение разговорной речи;

- расширение словарного запаса;

- воспитание звуковой культуры речи;

- формирование связной речи;

- расширять представлении детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

- воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

-обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- установить двусторонний контакт с малышом в адаптационный период;

- доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

3. Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей моего опыта стала педагогика сотрудничества и сотворчества. Которая является одной из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений, вызвавших к жизни многочисленные процессы в образовании и воспитании. Важное место в ней занимают отношения «педагог — воспитанник». Традиционное обучение и воспитание основаны на положении педагога а качестве субъекта, а воспитанника — объекта педагогического процесса.

4. Педагогический опыт.

4.1. Фольклор способствует развитию речи детей.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка.

Одним из средств, способствующих развитию речи детей, является фольклор. Фольклор для детей, созданный взрослыми, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки.                                                                                            Гармоничному развитию личности ребенка способствует активное применение малых фольклорных форм в образовательном процессе.

Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, поэтому при развитии речи младших дошкольников я активно  использую возможности устного народного творчества, стимулирующего формирование эффективного воображения и речи.                                                                                                                

Русские народные песенки, пестушки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта.

Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.              

Народный фольклор настолько разнообразен и выразителен, что позволяет  мне быстро найти эмоциональный контакт с детьми и построить свою работу по развитию речи на ярком и интересном для ребенка материале. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего и младшего дошкольного возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.                              

         В конце третьего года дети начинают понимать юмор,  смешным для них бывает то, что выходит за рамки обычных представлений. Чтобы ребенок правильно понял и осознал, я стараюсь объяснить детям  то, что они видят. Благодаря наличию известного круга представлений, способности обобщения, дети после 2 лет 6 месяцев могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки. Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. В образовательной деятельности осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря.                                      

 

4.2. Загадка.    

 Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Перед тем как загадать детям загадку, я перед ними выставляю  игрушку или показываю картинку с нужным предметом, благодаря этому дети быстро называют отгадку. Затем работа усложняется, я предлагаю детям самим придумать загадку об определённом предмете. На прогулке я использую загадки про различные явления природы, про животных, птиц. Загадывая загадки детям, я тем самым развиваю у них  способность к анализу, обобщению, формирую умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развиваю у детей «поэтический взгляд на действительность».

Используя загадки в работе с детьми, я тем самым способствую развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции.  

              Чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, при отгадывании загадок я ставлю перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Стараюсь вызвать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого я организую соревнование: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?». Учила детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомила с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.

Если ребенок пропустил в своем доказательстве какой-либо признак или связь, задаю вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: «Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая», ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это морковь, потому что растет в земле на грядке». Я показываю несостоятельность доказательства: «Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис». Тогда ребенок обращает внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая), что делало ответ более доказательным.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, я обращаю их внимание на языковые особенности загадки, учу замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатываю вкус к точному и образному слову. Для этого я использую несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Чтобы овладение навыками описательной речи происходило успешнее, я наряду с загадками в качестве образцов беру литературные произведения, иллюстрации, картины.

Особую радость при отгадывании загадок приносят игры «Подскажи словечко», «Я загадаю, а ты угадай», «Это кто или что?».                                                          

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, у детей формируется умение пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

4.3. Заклички, колыбельные песни.                                  

      Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, обратилась к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.                                

Колыбельные песни  наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей  младшего дошкольного возраста. За счёт колыбельных песен я  обогащаю словарь детей, ведь именно в песнях содержатся широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Грамматическое разнообразие колыбельных песенок  способствует освоению грамматического строя речи, обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».                                                

Благодаря колыбельным песням я провожу работу по  формированию фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют детям младшего дошкольного возраста запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Дети приходят в восторг.

        Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное нарядись!

Чтобы год от года была у нас погода!

4.4. Потешки, пестушки.

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.

Тише, куры, не шумите,

Мого Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Будет глазки закрывать.

Народные потешки, пестушки также представляют для меня прекрасный речевой материал, который я использую на НОД по развитию речи детей младшего дошкольного возраста. С их помощью  я развиваю у детей  фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Всё это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей. Чтобы восприятие потешек и пестушек было интересным и простым, я использую в своей работе   игрушки и пальчиковые игры. Та же всем известная потешка «Ладушки» звучит свежо, когда ее приговаривают от имени куклы, имеющей двигать руками. А сколько веселья вызывал у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки:

Скачет зайка маленький

 Около завалинки.

 Быстро скачет зайка –

 Ты его поймай-ка.

4.5 Игры.

       Большое влияние на воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи детей влияют русские народные словесные игры, как их еще называют, игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры. Наверное, поэтому дети их так любят.

Игра «Девица — девица».

Участники: девица — водящий и группа детей.

Дети: . Девица — девица, сходи по водицу!

Девица. Я волка боюсь, я лисицы боюсь, я медведя боюсь!

Дети. Волк на работе, лиса на болоте, а медведь смеется — голова трясется!

Девица. Поймаю вас всех сейчас! (Ловит, дети убегают.)

Чем чаще дети играли в эту игру, тем сильнее проявлялись эмоции и мимика. Если в начале они прости проговаривали текст, то позднее в их речи появился оттенок насмешки, интонационная выразительность. Девица проговаривала текст капризным тоном, появилась ответная реакция на насмешку, которая выразилась в мимике и интонации.

К этой игре можно добавить и ряд других, которые окажут воспитателю неоценимую помощь в развитии интонационной выразительности речи детей. Например: «Кисонька — мурысеька», «Кривой петух», «Трух — трух», «Я — хитрая лисица».

Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные методические и игровые приемы.

 «Доскажи словечко»

Это куколка, Акулька,

У нее кроватка - … (люлька).

В печку слазить очень рад,

А зовут его... (ухват).

У нее доска и палка-

Это бабушкина... (прялка).

4.6. Русские народные сказки.

Русские народные сказки - эффективный фактор развития речи детей.

На НОД и в свободное время, работая над речью детей, большое

 внимание уделяю русским народным сказкам. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать, тем самым воспитываю очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.  Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как волчок серый бочок, лягушка-квакушка, коза-дереза и другие.    

   Повторяя  песенки  героев народных сказок, их имена, я тем самым

 закрепляю эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх, учатся рассказывать сказки.  После рассказывания сказки провожу беседу, которая помогает детям лучше понять содержание, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить интересные сравнения, описания.  Вопросы во время беседы использую разнообразные. Одни помогают точнее охарактеризовать героев сказки, другие - обратить внимание на отдельное слово, поступок, эпизод. Например: - Какой волк  в сказке «Волк и семеро козлят» по характеру? - хитрый, злой - говорят дети.                                            

           Знакомя детей со сказками  я провожу словарную работу, используя иллюстрации к сказкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.                                                                                                          

       Одним их интереснейших занятий для детей является театрализация сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.  В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, и это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.                                                                      

5. Вывод.

Благодаря малым фольклорным формам у детей происходит и выработка дикции. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью я обучаю детей четкому и звонкому произношению,  умению выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.   Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Я считают, что потешки, колыбельные песни, загадки и сказки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитательном процессе.

Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, пестушки, - все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

При этом у детей развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Результатом моей работы являются положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление.

Исходя из результатов проведенной работы, я сделала вывод, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Следовательно, систематическая организация работы способствует:

-пониманию речи ребёнком;

-свободному использованию простых предложений в разговоре;

-активизации ребёнка в речевом общении с воспитателем и детьми;

-инициативности в речевых контактах.

Работа по данному направлению еще не завершена. Я буду и дальше продолжать развивать речь детей через устное народное творчество, знакомя детей с русской культурой и бытом.

6. Библиографический список.

1.В.И. Логинова, Т.И. Бабаева «Детство»: Программа развития и воспитания детей в детском саду» - С. Пб.: «Детство – Пресс», 2010г.

2.Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие. Т.И. Бабаева – С.Пб.: «Детство – Пресс»,2008г.

3.Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада» - В.; «Учитель», 2006г.

4.Л.Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышления» М., 2000г.

5.Г.М. Лямина «Воспитание и развитие детей раннего возраста» - М.; «Просвещение», 1985г.

6.В.Г. Алямовская «Ясли – это серьёзно».

7.Л.С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством»: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений.- С.Пб.: «Детство – Пресс» 2001г.

8.Л.Н. Павлова «Фольклор для маленьких» Дошк. воспитание. – 1990г. №12, 1991г. №6, 1990г. №7

9.Л. Романенко «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей». Дошк. воспитание. – 1990г. №7

10.Т.Тарасова «Мальчик – пальчик, где ты был?» Дошк. воспитание 1995г. №12

11.Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Я.: «Академия развития», 2002г.

12.Т.И. Бахметьева «Детские частушки, шутки, прибаутки» Я.: «Академия развития» 2005г.

7. Приложение.

ЗАНЯТИЕ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ "ВЕСНА НА БАБУШКИНОМ ПОДВОРЬЕ"

Из опыта работы воспитателя Торопчиной Светланы Валентиновны.

Воспитатель. Дети, я сегодня буду бабушкой (одевает русские платок, передник) и приглашаю вас к себе: на скотный двор. Вы хотите пойти ко мне в гости?

Дети. Да!

Воспитатель. Мы шагаем друг за другом,

Лесной полянкой и весенним лугом,

(дети выполняют упражнения, меняя положения рук).

Мы походим на носках (идут.),

А потом на пятках,

Крылья яркие мелькают

В поле птички летают.

Раз, два, три, четыре

Полетели, закружились, (бег в рассыпную).

Тишина стоит вокруг.

Прибыли мы на конечный пункт.

Бабушка. Здравствуйте, мои дорогие!

Какие вы нарядные, веселые!

Почему у вас детки так глазки блестят?

Почему голосочки так звенят?

Дети. 1. Весна, весна пришла!

Тепло и свет принесла она.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей,

И с пригорка звонко льется

Разговорчивы и ручей.

3. Песенки весенние со всех сторон

Они легки и веселы, как ветерок

Дети поют песню «Зима прошла».

Бабушка. Дети, хотите посмотреть кто живет у меня на скотном дворе? Но сначала отгадайте загадку: Квохчет, квохчет, детей созывает,

Всех под крыло собирает,

(хвалит детей за правильный ответ).

Живет у меня на скотном дворе Курочка Ряба, а это ее детки - цыплятки. Чем-то курочка обеспокоена. Что случилось Курочка Ряба? Дети, курочка мне говорит, что у нее пропал цыпленок по тени Пик. Он такой непослушный, все бегал, прыгал, играл в прятки - пока не заблудился. Дети, поможем Курочке Рябе найти цыпленка?!

Дети. Поможем!

Бабушка. А вот петушок, наверное тоже Пика ищет. (берет куклу бибабо) Кука-ре-ку!

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На голове гребешок,

Вот какой он, петушок!

А вы знаете песенки, потешки про петушка? (дети рассказывают потешки, поют песенку).

Бабушка. В этом домике живет зверь, которого курочка очень боится, он грозно рычит, громко лает, у него острые зубы, он траву как корова не ест, а грызет кости. Кто это? Конечно, собака. Жучка, к нам пришли хорошие детки. Ты на них не лай, не рычи. Они маленькие и могут испугаться. Ты нам лучше ответь, не видела ли ты цыпленка по имени Пик, он убежал от своей мамы и она очень беспокоится, (дети рассматривают собаку, ее будку, предметы около нее.)

Игра «Лохматый пес».

Бабушка. Пойдемте дальше искать цыпленка. (идут). А здесь живет

животное, которое не лает, не кусает, а урчит, ходит тихо, легко вспрыгивает на забор, пушистая, мягкая, кто это? Правильно! А что вы знаете о кошке? (дети рассказывают, воспитатель задает вопросы и дополняет). Кошка тоже живет у человека, зимой любит греться на печке, залезет к деду на колени и мурлычет. Мы ее любим, заботимся о ней, ласково с ней разговариваем, поим молоком. А она мышей ловит, которые, так и наровят зерно попортить. А недавно у кошки родились котята, вот посмотрите, (дети рассматривают котят). Мурка, а можно детям покачать твоих котят и спеть им колыбельную? (кошка разрешает, дети берут котят и поют).

Дети. Баю - баю - байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

И котяток усыплять.

Баю - баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Прийдет серенький волчок

И ухватит зa бочок.

Бабушка. Уснули котята. (дети кладут их в корзину).

Скажи нам, кошка, ты не встречала цыпленка по имени Пик?

Бабушка. Ну тогда мы пойдем дальше его искать.

А вот здесь живут у меня гуси. Гуси ходят очень важно, переваливаются с боку на бок, вытягивают свою длинную шею. Они умеют шипеть и петь свою песню. Кто знает как поют гуси? Да, га-га-га!

Кто хочет спеть про гусей? (желающим одевают шапочки с клювиками и воротнички, все поют, а двое детей инсценируют).

Дети. Жили у бабуси

Два веселых гуся:

Один серый, Другой белый,

Два веселых гуся.

Вытянули шеи, У кого длиннее -

Один серый, Другой белый,

У кого длиннее.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки –

Один серый, Другой белый,

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси –

Один серый, Другой белый,

Гуси мои, гуси!» "л

Вы ходили гуси,

Кланялись бабусе -

Один серый,

Другой белый,

Кланялись бабусе.

Бабушка. Гуси, вы, гуси,

Красные лапки!

Где вы бывали, Что вы видали?

- Мы везде бывали, Многое видали!

Гуси, а вы не видели цыпленка по имени Пик?

(отвечают)

Га, га, га! Видели, видели!

Он плакал и искал маму. Вот он. ( показывают в угол)

Бабушка. Спасибо вам, гуси. Солнце клонится к закату, Заканчивается день.

А вот и слышны хороводы, Их водят девочки и поют.

Хоровод.

Бабушка. А вот возвращается с пастбища моя коровушка. Сейчас я ее подою и угощу вас молоком. (бабушка ставит корову в ясли, дает ей сено, берет ведро, на дне которого есть молоко, доит корову, процеживает молоко через марлю в кувшин, разливает по чашкам детям, сопровождая все словами, дети пьют молоко, благодарят бабушку)

Бабушка. Вам понравилось у меня? Приходите ко мне еще.

Дети прощаются, уходят.

КОНСПЕКТ ПРОГУЛКИ В МЛАДШЕЙ  ГРУППЕ.

Из опыта работы воспитателя Торопчиной Светланы Валентиновны.

Дети выходят на площадку.

Воспитатель. Ребята, а куда это солнышко наше спряталось,

давайте его позовем.

Дети. Солнышко, покажись,

Красное, снарядись!

Чтобы год от года

Давала нам погода:

Ягоды в лукошко,

Зеленого горошка.

Воспитатель. Я думаю, солнышко нас услышало и сейчас должно

показаться. Есть ли на небе тучи? А что они сделали? (закрыли солнышко). Как можно назвать сегодняшнее небо пасмурное или хмурое?

Скачет, заика маленький. Воспитатель изображает

Около заваленки. зайца.

Быстро скачет заика

Ты меня поймай-ка! Убегает.

П/И «Догони меня»

Воспитатель. Смотрите, детки, солнышко выглянуло из-за тучи.

Давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик».

П/И «Солнышко и дождик».

Воспитатель. Дети, посмотрите не только солнышко показалось, но еще и радуга. Ах ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не дай дождичка,

Дай нам ведрышко,

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколнышко!

Воспитатель предлагает детям поиграть в песочнице, «испечь» баранки, калачи. Дети берут формочки и «пекут» баранки, калачи. Воспитатель приговаривает: Аи качи, качи, качи,

Глянь баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи.

Воспитатель. Давайте угостим баранками и калачами куклу Машу, Катю, медвежонка.

Воспитатель берет за руку малоподвижного ребенка.

Большие: ноги шли по дороге:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Топ, топ по земле - Ведь земля-то наша,

И для нас на ней растут

Пироги да каша!

Воспитатель одевает шапочку козленка ребенку и говорит:

Привяжу я козлика

К белой березке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая березка,

Стой, не качайся.

Дети начинают изображать козу. Кто хочет быть, козой?

Русская народная игра «Коза рогатая».

Идет коза рогатая,

За малыми ребятами. Ребенок изображает козу.

Глазками хлоп, хлоп!

Ножками топ, топ!

Кто каши не ест,

Молока не пьет, Наставляет « рожки» на детей.

Забодает, забодает. Дети разбегаются.

Игры с мячом. Катание с горки.

Дети моют выносные игрушки

КОМПЛЕКС УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ

Из опыта работы воспитателя Торопчиной Светлаы Валентиновны.

1. Ходьба по кругу, в руках у детей погремушки.

Киска-киска, Наши детки подойдут,

Киска, брысь. Через киску упадет

На дорожку не садись.

2. Бег по залу, дети гремят погремушками (звукоподражание «бом-бом») Тили-тили, Тили - бом,

Загорелся кошкин дом.

3. Ходьба. Дыхательные упражнения. Построение в круг. Общеразвивающие упражнения с погремушками.

1.Кошка выскочила,

Глаза выпучила!

«Киска-киска». И. п. -основная стоика, погремушки в руках за спиной: махи руками, звукоподражания «мяу-мяу». Повторить 5 раз.

2. Бежит курица с ведром,

Заливает кошкин дом.

«Курочка». И. п. - то же: наклон вперед, постучать погремушками, звукоподражание «кудах-тах-тах».

3. Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали - улетели.

«Тетери». И. п. - сидя, погремушки в руках у бедер: согнуть ноги, постучать погремушками, звукоподражание «тра-та-та». Повторить 5 р.

4. Вдоль по реченьке лебедушка плывет.

Выше бережка головушку несет.

Белыми крылышками помахивает,

На цветы воду стряхивает.

«Лебедушка». И. п. - лежа на животе, погремушки в руках вверху: приподнимание верхней части туловища, имитация взмахов крыльев лебедушки. Повторить 4 раза.

5.Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко.

Солнышко, нарядись!

Солнышко, покажись!

Дождик, дождик, полно лить,

Малых детушек молить!

«Дождик и солнышко». И. п. - основная стоика, погремушки внизу: 8-10 подпрыгиваний с переходом на ходьбу и упражнения на дыхание. Повторить 2 раза.

Ходьба по кругу. Пошел котик поясок.

Нарядился, воротился,

Стал он люлечку качать.

5. Бег врассыпную, звукоподражание «динь-динь»

Птички летят,

Колокольчики звенят,

Раз, два, не воронь!

Разбежались как огонь.

6. Ходьба, упражнение на дыхание,

Ходит конь по бережку,

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Золотой уздой побрякивает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

Статья из опыта работы «Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»...

Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием "живых" картинок.

laquo;Речевое развитие детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм с использованием живых картинок»Цель: Развитие познавательной и речевой активности детей раннего возраста с...

«Развитие речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных форм»

     Ранний возраст – период активного становления художественного  восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная  с колыбельных песенок,...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"

Консультация для педагогов«Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм»...

Консультация "Развитие речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм"

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном д...

План по самообразованию «Развитие речи детей средней группы через малые фольклорные формы» 2022-2025 уч. г.

Тема «Развитие речи детей  средней группы через малые фольклорные формы»...