Проект на тему "Познай природу и себя в ней" (развитие познавательных способностей дошкольников через изучение космоса)
проект на тему
описание педагогического опыта по работе над проектом с целью развития познавательных способностей дошкольников через изучение космоса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_5.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познай природу и себя в ней»
(развитие познавательных способностей дошкольников через изучение космоса).
Світ прекрасний навколо тебе,
Сонце ясне і синє небо,
Птахи і звірі, гори і ріки –
Нехай він буде таким повіки
Нехай людина добро приносить,
Бо світ навколо любові просить.
Алла Потапова
В истории педагогики сохранились сведения о первых астрономических наблюдения за небом и небесными телами. Украинская этнопедагогика щедро насыщена афоризмами о земле, солнце, звёздах. Великий педагог К.Д.Ушинский советовал педагогам знакомить детей с планетами, звёздами, глобусом. В педагогической деятельности В.О.Сухомлинского значительное внимание уделяется познанию окружающего мира. Он учил детей внимательно наблюдать за природой и устанавливать её зависимость от небесных светил. В его «школе радости» дети самостоятельно сочиняли сказки о Земле и Солнце, о звёздной ночи, рассвете, радуге.
На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает внимание ребёнка, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие. Однако, социальные прогнозы показывают, что мечта вчерашних мальчишек - стать космонавтом – не актуальна для современных детей. Между тем космические пираты, звёздные воины и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах и, зачастую, вызывают у них отрицательные эмоции, агрессию, способствуют развитию страхов. И здесь очень важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе. В процессе работы я столкнулась с тем,что дети имеют поверхностные знания о космосе, первом человеке, полетевшим в космос- Юрие Гагарине, о первом украинском космонавте- Леониде Каденюке, о существовании Дня Космонавтики. И именно в этом состоит актуальность темы. Она актуальна сегодня и будет актуальна всегда, потому что таит в себе много загадочного. Мы видим, как на протяжении тысячелетий учёные-астрономы пытались изучать космос, как менялись их взгляды. Но, и, сегодня, когда для нас реальными стали полёты в космос, мы по-прежнему задаём себе вопрос - а что там в этой манящей, неизведанной до сих пор дали и кто мы? Эта тема увлекала меня с детства. Я поднимала голову, смотрела в звёздное небо и задавала себе вопрос: «А что там?» и мечтала о сказочных мирах. Я не стала астрономом. Я стала воспитателем. Но, по-прежнему, теперь уже вместе со своими дошколятами я всё также поднимаю глаза в небо и спрашиваю: «А что там?».
Отсюда и цель моей темы: приобщать детей к современным знаниям о Вселенной; формировать представления о роли человека в изучении космического пространства и о первых космонавтах; развивать интерес к неизвестным фактам из истории космоса; учить анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно- следственные связи; воспитывать чувство любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете, стимулировать познавательную деятельность детей.
Для достижения данной цели я определила следующие задачи :
-познавательное развитие - вызывать познавательный интерес к окружающему миру, развивать интерес ко всему неизвестному; расширять элементарные знания и представления детей о космосе и космонавтах, конкретизировать знания детей о планетах Солнечной системы, созвездиях, астероидах и метеоритах; развивать память, внимание, любознательность, логическое мышление; упражнять в счёте;
-социально-моральное развитие – формировать элементарное представление об изучении людьми природы Космоса и социальное значение этой деятельности;
-эмоционально-ценностное развитие –вызывать позитивный эмоциональный отзыв на рассказы воспитателя и содержание тематических художественных произведений, развивать эмоциональную сферу и умение сопереживать;
-речевое развитие – обогащать речевой словарь детей названиями космических объектов (планета, звезда, Луна, Земля, Солнце); развивать интонационную выразительность речи;
-художественно-эстетическое развитие – формировать умение детей учить и рассказывать наизусть стихотворения; учить передавать свои впечатления от природного окружения в изобразительном творчестве; активизировать фантазию и творческие способности;
-креативное развитие – поощрять индивидуальное творчество, самодеятельность и инициативу, активизировать фантазию и творческие способности;
-физическое развитие – привлекать детей к выполнению подвижных игровых упражнений; продолжать развивать двигательно-моторные навыки; поддерживать интерес к несложным упражнениям;
Ведущей идеей моей работы является развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с окружающим миром по теме «Космос». В процессе работы с «космическими материалами» я также ставила себе цель научить детей определять время, день своего рождения; использовали измерительные приборы: часы, линейку, метр, термометр, календарь, весы; различать живое - неживое, земные и неземные элементы; познакомить с названиями континентов, стран, городов; узнать, почему происходит смена дня и ночи, времен года и многое другое.
Реализацию своей работы я начала с изучения научных и практических исследований. Среди них - методику кандидата педагогических наук Л.Шелестовой «Формируем мировоззрение», исследования доктора педагогических наук Н.Гавриш, научно-методическое пособие «Дошкільнятам про зоряне небо», воспитателей - практиков: З.Погонец, М. Замелюк «Энциклопедия дошкольника» и др. Это помогло мне подготовить и провести интересные и нетрадиционные интегрированные занятия:
-«Полёт в космос»- аппликация, рисование в технике мелки+ акварель;
- «Профессия- космонавт»- развитие речи, ознакомление с окружающим миром, лепка;
-«Первый в космосе» (В. Бороздин)- чтение и обсуждение рассказа, совместное составление своего рассказа;
- «Дорога к звездам» сюжетное рисование в технике свеча + гуашь.
Затем я создала в группе соответствующую предметно-развивающую среду (атрибуты к дидактическим, сюжетно-ролевым и подвижным играм, создание коллажа «Солнечная система») и начала подбирать наглядный материал и познавательную литературу. К организации развивающей и творческой деятельности детей мной были подключены родители, поскольку я считаю, что родители являются неотъемлемыми участниками учебно-воспитательного процесса. Это они помогли мне в сборе наглядной информации для выставки «Мы изучаем космос» (книги, открытки, сувениры, фото), проявив неподдельный интерес к задуманному. Активное участие принимали родители и в изготовлении подделок из бросового, подручного и природного материала для конкурса совместного творчества родителей и детей «Земля – наш дом во Вселенной». Они также выступили инициаторами поездки в село Витино, где уже много лет функционирует Национальный центр управления и испытаний космических средств, чтобы дети воочию увидели как исследуется космос.
Для реализации поставленных задач я применяла самые разнообразные формы и методы работы с дошкольниками. В основном я использовала методику ТРИЗ, потому, что она - ключ к развитию творческого мышления и метод системного мышления. На познавательных занятиях по данной теме дети выполняли различные задания, обсуждали проблемные ситуации, находили способы их решения. Дети делали умозаключения на основе имеющихся сведений. Тематические беседы и составления рассказов по картинкам позволяли развивать логическое мышление, связную речь, способствовали развитию любознательности и интереса к окружающему миру. Опыты и эксперименты, которые проводились вместе с детьми, помогли ответить на вопросы «Как происходит смена дня и ночи?», «Откуда берутся солнечные зайчики? », «Что такое притяжение?» и т.д. Дети с удовольствием отражали свои знания и впечатления в изобразительной деятельности, в составлении рассказов и сказок. А после этого они с удовольствием разучивали стихи, загадки и считалки, с интересом слушали тематические произведения художественной литературы, отвечали на поставленные педагогом вопросы по содержанию. А комнате психологической разгрузки, существующая в нашем садике, позволяла детям в своём воображении отправляться в путешествия по планетам Солнечной системы под космическую музыку группы «Земляне» «Трава у дома». Благоприятная и чарующая атмосфера этой комнаты способствует развитию у детей образного мышления и воображения. Там же мы просматривали мультфильмы и обучающие диски на тему «Космос». Таким образом, я использовала всевозможные формы работы. Такое разнообразие форм и методов работы позволило мне учесть следующие принципы работы с детьми дошкольного возраста:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми;
- Принцип последовательности;
- Принцип систематичности;
- Принцип повторности;
- Принцип наглядности.
В ходе работы над темой были созданы выставки: детских рисунков, работ по аппликации, пластилинографии «Удивительный космос»; коллаж из фотографий «Герои космоса», папки «Космическая копилка» (в ней собраны рассказы, сказки и др. материалы о космосе). Совместно с музыкальным руководителем задействовали родителей в развлечении «Этот загадочный Космос». Все это способствовало заинтересованности детей темой космоса и проявлению их познавательной активности. Они вместе с родителями находили информацию по теме, приносили свою литературу ,самостоятельно составляли рассказы о космосе, играли в сюжетно- ролевые игры, делились своими знаниями с другими детьми из детского сада.
При реализации темы я столкнулась с рядом проблем. Одна из них - недостаток наглядного эстетического материала. Но именно эта проблема способствовала развитию творческого потенциала как взрослых, так и детей. Реализация проекта помогла заинтересовать каждого ребёнка тематикой, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме, создать атмосферу радостного сотворчества, ориентировать детей на использование собственного опыта, накопленных знаний. У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Надо отметить, что изучение темы благоприятно сказалось на общегрупповом развитии детей. Ребята не просто с удовольствием занимаются, но и приобретают необходимые социальные навыки – внимательнее относятся друг к другу, проявляют умение работать в коллективе, сообща.
Таким образом, я считаю, что изучение космоса - очень благодатный материал для развития познавательных способностей детей потому, что кроме непосредственно «космических» знаний дети получили ещё много и других. Так, в процессе работы с «космическими материалами» дети узнали, что такое время и как найти день своего рождения. Они учились использовать измерительные приборы: часы, линейку, метр, термометр, календарь, весы, а так же различать живое- неживое, земные и неземные элементы, основное строение растений; познакомились с названиями континентов, стран, городов; узнали, почему происходит смена дня и ночи, времен года и многое другое. Дошкольник начинает интересоваться загадочным миром околоземного пространства, тайнами безграничного космоса. Подрастая, ребёнок всё больше и больше увлекается возможностью познания и исследования Вселенной силами человеческого разума. Удовлетворение этой интеллектуальной потребности стимулирует познавательную активность, поисковую деятельность творчески ориентированной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников в рамках изучения темы космос.
Данная работа представляет собой обобщение опыта в рамках изучения темы "Космос"....
Педагогический исследовательский проект на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста"
Педагогическое исследование доказывающее гипотезу: процесс развития познавательной активности старших дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности будет более эффективным при соблюде...
Проект на тему "Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию познавательных и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики».
Представленный материал поможет создать действенную развивающую предметную среду, способствующую развитию познавательных и творческих способностей у детей дошкольного возраста ...
Проект по самообразованию «Художественное творчество как эффективный ресурс развития познавательной активности в младшем дошкольном возрасте»
На сегодняшний день проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста не нова, но до сих пор актуальна. Актуальность развития творческой личности, способной принимать нестандартны...
Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"
Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...
Практико-ориентированный проект в средней группе «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»
Практико-ориентированный проект в средней группе ДОУ «Дидактическая игра как средство развития познавательных способностей детей среднего дошкольного возраста»...
Проект «Использование информационных технологий (электронный микроскоп), как средство развития познавательно - исследовательской деятельности старших дошкольников»
В детстве каждый маленький человек хочет исследовать окружающий мир как можно тщательней: рассмотреть каждую пылинку на мамином серванте, понять какие узоры находятся на тельцах насекомых, разглядеть ...