Гражданско-патриотическое воспитание детей
статья (подготовительная группа) на тему

Стать: "Гражданско-патриотическое воспитание детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание детей

старшего дошкольного возраста

В последнее время появилось понятие «новый патриотизм», которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воздействия на человека, начиная с раннего детства. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной, теплой атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине  - родному краю, городу в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Исходя из этого, в работу по патриотическому воспитанию дошкольников я включала целый ряд задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
  • воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
  • формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
  • развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
  • расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
  • знакомство с государственной символикой: гимном, гербом, флагом;
  • ознакомление с историческим прошлым России;
  • развитие элементарных знаний о правах человека;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и традициям;
  • воспитание эстетически-нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по патриотическому воспитанию я разделила на блоки.

Блок «Моя семья»

Важным условиям нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

По личному опыту могу сказать, что нельзя преуменьшать роль родителей. Мною было разработано перспективное планирование деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и план работы с родителями в этом направлении. С родителями проводились следующие формы работы:

  • дни открытых дверей;
  • совместное проведение праздников;
  • организация совместно с родителями выставок, экскурсий;
  • заседания круглого стола.

Блок «Мой детский сад»

Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что и в семье, и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме я знакомила детей с бытовыми ситуациями в семье. Ребенок, применяя на себе различные роли, проживает их, пробует себя в разных ситуациях (например, сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Семья».)

При этом дидактические игры мной планируются в качестве дополнительной работы по освоению ведущей темы. Именно от нее зависит выбор конкретных сюжетов.

Блок «Мой город»

Основная задача педагога - показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, выдающимися людьми.

В этом блоке я знакомлю детей с такими понятиями, как город-труженик, рассказываю о том, кто строил этот город, какие предприятия в нем есть. На занятия приглашаю ветеранов труда, мастеров спорта. Рассказываю о коренных народах, их образе жизни. Тематика занятий данного блока:

  • «Наш город»;
  • «Наше наследие»;
  • «Город спортивный»;
  • «Природа родного города»;
  • «Безопасность в городе».

Дети вместе с родителями участвуют в создании альбомов «Мой город». Готовятся к конкурсу рисунков:

  • «Улица, на которой я живу»;
  • «По дороге в детский сад».

Блок «Моя малая родина».

Целью данного блока является формирование представлений детей о родном крае, о малой родине. На занятиях я знакомлю детей с названием близлежащих городов, рассказываю о самых красивых местах края, его достопримечательностях, об обычаях национальных праздников. Мои воспитанники получили в 7 открытом фестивале-конкурсе творчества Обско-Югорских народов «Золотой югорка»  диплом 2 степени в номинации «Художественное слово».

Блок «Наша родина - Россия»

Знакомство детей со столицей нашей родины, с гимном ,флагом, гербом государства.

Блок «Защитники отечества»

На занятиях происходит знакомство детей с российской армией, воинами, которые охраняют нашу Родину, я рассказываю о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, даю представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы. Была организована гостиная «Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны».

Блок «Культура и традиции»

Здесь дети знакомятся с бытом и традициями России, с видами устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками, потешками.  Мои воспитанники принимали активное участие в таких фольклорных праздниках, как масленица, Рождество Христово, День матери, День семьи, День защитника отечества.

Не забываю и о наглядности, в изготовлении которой принимают участие дети. Например, после получения знаний, о каком либо памятнике, мы изготавливаем его макет. Это позволяет детям увидеть результат занятий, посвященных родному городу. При формировании у детей знаний о Великой Отечественной войны после знакомства с фотографиями. рассказами, альбомами дети с интересом участвовали в изготовлении макета сражений.

На основе главных аспектов данной темы предметно-развивающая среда группового помещения построена так, чтобы каждый ребенок в совместной деятельности с педагогом или самостоятельной деятельности черпал новые знания или закреплял знакомые.

Таким образом, важность воспитания гражданско-патриотических чувств у дошкольника огромна не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагога-воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование "Условия для формирования гражданской - патриотической позиции у детей"

Хочу поделится своим опытом по формированию гражданской - патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста.Темы занятий реализуются в организации предметно - пространственной среды в групп...

Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...

Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»

Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...

ПРОЕКТ «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСВ У ДЕТЕЙ, ГОРДОСТИ ЗА ПОДВИГ НАРОДА В ВОВ И УВАЖЕНИЕ К ВЕТЕРАНАМ»

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем с...