Гражданско-патриотическое воспитание детей
статья (подготовительная группа) на тему
Стать: "Гражданско-патриотическое воспитание детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гражданско-патриотическое воспитание детей | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста
В последнее время появилось понятие «новый патриотизм», которое включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Патриотическое воспитание ребенка - это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воздействия на человека, начиная с раннего детства. Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей уютной, теплой атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к малой Родине - родному краю, городу в котором ты живешь; и гордость за свой народ и его достижения; и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Исходя из этого, в работу по патриотическому воспитанию дошкольников я включала целый ряд задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице, городу;
- воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;
- формирование бережного отношения к природе и ко всему живому;
- развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;
- расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;
- знакомство с государственной символикой: гимном, гербом, флагом;
- ознакомление с историческим прошлым России;
- развитие элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и традициям;
- воспитание эстетически-нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка.
Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по патриотическому воспитанию я разделила на блоки.
Блок «Моя семья»
Важным условиям нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.
По личному опыту могу сказать, что нельзя преуменьшать роль родителей. Мною было разработано перспективное планирование деятельности по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и план работы с родителями в этом направлении. С родителями проводились следующие формы работы:
- дни открытых дверей;
- совместное проведение праздников;
- организация совместно с родителями выставок, экскурсий;
- заседания круглого стола.
Блок «Мой детский сад»
Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что и в семье, и в детском саду есть взрослые, которые любят их и заботятся о них. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме я знакомила детей с бытовыми ситуациями в семье. Ребенок, применяя на себе различные роли, проживает их, пробует себя в разных ситуациях (например, сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Хозяюшки», «Семья».)
При этом дидактические игры мной планируются в качестве дополнительной работы по освоению ведущей темы. Именно от нее зависит выбор конкретных сюжетов.
Блок «Мой город»
Основная задача педагога - показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, выдающимися людьми.
В этом блоке я знакомлю детей с такими понятиями, как город-труженик, рассказываю о том, кто строил этот город, какие предприятия в нем есть. На занятия приглашаю ветеранов труда, мастеров спорта. Рассказываю о коренных народах, их образе жизни. Тематика занятий данного блока:
- «Наш город»;
- «Наше наследие»;
- «Город спортивный»;
- «Природа родного города»;
- «Безопасность в городе».
Дети вместе с родителями участвуют в создании альбомов «Мой город». Готовятся к конкурсу рисунков:
- «Улица, на которой я живу»;
- «По дороге в детский сад».
Блок «Моя малая родина».
Целью данного блока является формирование представлений детей о родном крае, о малой родине. На занятиях я знакомлю детей с названием близлежащих городов, рассказываю о самых красивых местах края, его достопримечательностях, об обычаях национальных праздников. Мои воспитанники получили в 7 открытом фестивале-конкурсе творчества Обско-Югорских народов «Золотой югорка» диплом 2 степени в номинации «Художественное слово».
Блок «Наша родина - Россия»
Знакомство детей со столицей нашей родины, с гимном ,флагом, гербом государства.
Блок «Защитники отечества»
На занятиях происходит знакомство детей с российской армией, воинами, которые охраняют нашу Родину, я рассказываю о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, даю представление о Великой Отечественной войне, празднике День Победы. Была организована гостиная «Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны».
Блок «Культура и традиции»
Здесь дети знакомятся с бытом и традициями России, с видами устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками, потешками. Мои воспитанники принимали активное участие в таких фольклорных праздниках, как масленица, Рождество Христово, День матери, День семьи, День защитника отечества.
Не забываю и о наглядности, в изготовлении которой принимают участие дети. Например, после получения знаний, о каком либо памятнике, мы изготавливаем его макет. Это позволяет детям увидеть результат занятий, посвященных родному городу. При формировании у детей знаний о Великой Отечественной войны после знакомства с фотографиями. рассказами, альбомами дети с интересом участвовали в изготовлении макета сражений.
На основе главных аспектов данной темы предметно-развивающая среда группового помещения построена так, чтобы каждый ребенок в совместной деятельности с педагогом или самостоятельной деятельности черпал новые знания или закреплял знакомые.
Таким образом, важность воспитания гражданско-патриотических чувств у дошкольника огромна не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача педагога-воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом, в котором он живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...
Влияние игровой деятельности на воспитание гражданско - патриотических чувств у детей дошкольного возраста
Презентация в помощь воспитателям ДОУ....
Роль музейной педагогики в воспитании гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к истории малой родины»
Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли различные музейно – образовательные программы для воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисцип...
Проект "Воспитание гражданско - патриотических чувств у детей, гордости за подвиг народа в ВОВ, И УВАЖЕНИЕ К ВЕТЕРАНАМ.
Воспитывать у детей чувство гордости за подвиг наших ветеранов в годы ВОВ....
ПРОЕКТ «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСВ У ДЕТЕЙ, ГОРДОСТИ ЗА ПОДВИГ НАРОДА В ВОВ И УВАЖЕНИЕ К ВЕТЕРАНАМ»
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем с...
План работы по самообразованию Тема: «Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста»
данный материал разрабатывался для воспитателей средней группы...
Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гор...