Тематическая НОД по ознакомлению детей с нотной грамотой. Веселые нотки.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Кастулина Лада Александровна

НОД  "Веселые нотки" знакомит детей с элементами нотной грамоты. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение детский сад №1 МО Кореновский район

Методическая разработка сценария

тематической  непосредственно-образовательной деятельности

по ознакомлению детей  с нотной грамотой.

Для детей старшего дошкольного возраста

«Веселые нотки».

                                             Музыкальный руководитель

Кастулина Лада Александровна

2016

Цель: Формирование  основ музыкальной культуры детей.

Задачи:

Воспитательные

Воспитывать   интерес  к  музыке.

Образовательные

Познакомить  детей элементам нотной грамоты (нотный стан, скрипичный ключ, мажор, минор, звукоряд, ноты, аккорд, длительность, знаки альтерации: диез, бемоль, бекар, октава, дирижер, гармония,  какофония).

Развивающие:

Развивать музыкально- слуховые представления.

Материал и оборудование:

- мультимедиа

- фонограмма  танца: «До-Ми-Соль-Ка» А.И. Буренина; Менуэт;  «Грустно-весело» Бетховен

- Нотный материал: муз. Г.Струве, сл. Н. Соловьевой  « Нотный бал»; муз. Л.А. Яртовой, сл. В.Д.Сергеева  «Где живут ноты?»

- маркеры

-нотный стан

- металлофоны

-нотки

-скрипичный, басовый ключи  

- смайлики

Содержание НОД.

Слайд№1

Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются

 Сегодня на занятии я познакомлю вас с удивительной книгой.

Слайд №2

 Она очень старинная, необычная и  интересная. Прочитать  книгу магии просто.  Достаточно  произнести волшебное заклинание, и она сразу же откроется.  Интересно, какую сказку сегодня приготовила  книга для вас?

Как вы думаете?

Варианты ответов

 Откроем книгу и узнаем. А кто нибудь знает заклинание?

Варианты ответов.

( Если варианты ответов не внятны, то педагог предлагает свой вариант)

Я  тоже знаю заклинание

Волшебное заклинание:

Эус, дэус, рики, бом.

Два хлопка и три притопа.

Мы волшебные палочки  поднимаем

 Книгу магии открываем,

Что  за сказка мы узнаем.

Сказка

Жила была очень известная семья:

Слайд№3

 Король- Скрипичный ключ,

Слайд№4

Королева- Фея Музыки и было у них семеро детей, семь нот ( до, ре, ми, фа, соль, ля и си).

Слайд№5

Три сыночка (до, ми, соль) и четыре дочки ( ре, фа, ля и си). Они очень любили, как все дети, играть, веселиться. Король и  королева часто устраивали вечера музыки.

Сейчас  мы с вами попадем на такой бал.

Слайд №6

Разделить группу  на две части.

1 группа танцует готовую композицию.

Танец: «До-Ми-Соль-Ка»

А как вы бы станцевали на балу ?

Танец- фантазия: «Менуэт».

 Со всей округи приглашали гостей в королевство.

Слайд №7

 Синьор  Мажор  был частый гость.

Как только в залу он входил.

Всем людям радость приносил.

Слушание.

Слайд№8        

Когда хотите погрустить

Минор готов вас навестить

Слушание.

Слайд №9

 Как вы думаете дети: « Кто из синьоров прибыл на бал первым?»

Возьмите в руки атрибуты: смайлики

(Обеспечить детей раздаточным материалом: смайлики)

Если Мажор вы поднимите  в руке  смайлик с улыбкой, а если минор- грустный смайлик.

Игра: «Грустно-весело» Бетховен

Ответы детей

Слайд №10

 У этой семьи был свой замок из 5 этажей -нотный стан.

Каждая нота занимала свою  уютную комнатку.  Папа –Скрипичный ключ, самый главный в доме (всегда стоит впереди нотного стана). Жили нотки в своем замке дружно . Царила в королевстве- гармония.

Слайд№11 

(Обеспечить детей раздаточным материалом: нотный стан, маркеры)

Нотный дом у нас готов.

В нем расселим мы жильцов.

 (Выходят дети- ноты  с металлофонами )

Песня: « Где живут ноты?» ( Сл. В.Д. Сергеева, музыка Л.А. Яртовой)

Слайд №12

Муз.рук:     Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты, нота До?

Нотка До:    Здесь на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Муз.рук:     Нота Ре, ты где живешь?

Где ты песенки поешь?

Нотка Ре:    Найди меня сумей –ка

                      Под первою линейкой!

                     Я прячу песенку свою,

                     А если надо, я пою.

Слайд №13

Муз.рук:  Смотри, запомни и пойми!

                   Пропела звонко нота Ми.

Нотка Ми: Первая линейка-высоко не лезть.

                     Первая линейка- хорошо и здесь!

Муз.рук:  Между первой и второй-

                  Фа глядит в окошко.

Нотка Фа: Между первой и второй

                   Тесно мне немножко.

Слайд №14

Муз.рук:  На второй линейке Соль

                   С нотой Фа встречается

Нотка Соль: Если скажешь: «Фа и Соль»

Слово получается- фасоль.

Муз.рук:     Спросила нота Ля:

Нотка Ля: А вы меня заметили?

                      Между второй и третьей

                     Пою я песню детям.

                     Ля-ля-ля-ля-ля-ля!

Слайд №15

Муз.рук:  А на линейке третьей – См

                   На самой серединке.

Нотка Си: Пою, когда не попроси

                   Я ноты без запинки!

Муз.рук:  До вверху и До внизу

                   Это не забава.

Слайд №16

Нотки: Мы споём от До до До

             Получится октава.

Все вместе поют : До, Ре, МИ, Фа, Соль, Ля, Си, До!

Однажды  на бал забыли пригласить важные знаки. А что произошло- мы узнаем из песни.

Слайд №17

Песня:  «Нотный бал» муз Г.Струве, сл. Н. Соловьевой

Ответы детей

Бал окончен. Гости разъехались. Король и королева отправили детей спать в свои уютные комнатки. Непослушались  дети  своих  родителей и поменялись  комнатками.

 Загремел гром. Все королевство заполнилось странными звуками. Какофонией.

Слайд №18

Слушание звуков

Все жители  королевства стали невидимыми.  

Без нот нам с вами не обойтись. Как вы думаете почему?

Варианты ответов.

 Правильно. Композиторы не написали бы музыки, а мы её не услышали и не смогли бы петь и танцевать. Надо что-то делать.

Поможем нашим ноткам попасть в свои комнатки,  на своё место в замке  .

 Игры:

Слайд №19

1 Составь звукоряд

Дети –ноты играют под музыку. Музыка останавливается,  дети составляют   звукоряд.

Проверим, правильно ли звучат  ноты?

Слайд № 20

2 Спой  песню

Музыкальный руководитель исполняет песню по нотам. Нотки, услышав свое название –подпрыгивают. В конце отгадывают исполненное произведение.

РНП: «Во поле берёза стояла»

Слайд № 21

3 Составь аккорд.

 Музыкальный руководитель  в начале игры  обозначает  имя  ноты для  каждого ребёнка.

Дети-ноты играют под музыку. Музыка останавливается, дети строятся в  две колонны друг за другом.

 Вот такая история приключилась однажды с нотками, а   маме и папе дети пообещали всегда слушаться.

 Живут нотки в своём доме дружно - никогда не ссорятся. Во всем королевстве- гармония

Слайд №22

Слайд №23  Слушание

Релаксация «Тихое озеро»

Муз.руководитель, включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

“Лягте на ковер, закройте глаза и слушайте меня. Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стрекотание кузнечика. Вы абсолютно спокойны.солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете…

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня”.

Слайд №24

Ребята, вспомним, что сегодня нам пришлось сделать?

Кого мы встретили  на балу?

Что произошло после бала?

Что вам больше всего понравилось и почему?

Какое задание для вас было трудным ?

Что расскажите родителям дома?

(ответы детей) .

На следующем занятии мы откроем новую страницу магической  книги и познакомимся с новой сказкой.

Слайд №25

Мне было очень приятно с вами общаться. Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Открытой интегрированной музыкальной НОД по ознакомлению с нотной грамотой. «Веселые нотки в гостях у ребят»

Использованны  разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальная, игровая, речевая), закрепляются  знания  детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительно...

"Знакомство детей с нотной грамотой"

Знакомство детей с нотной грамотой проходит в форме сказки.Такая идея преподнести детям материал в  виде сказки  не нова ,так как легче проходит усвоение материала.Дети с удовольствием следя...

Сценарий весеннего полугодового отчетного концерта хорового кружка с элементами нотной грамоты "Веселые нотки"

Сценарий получился в виде путешествия по разным песенкам и их содержанию. Немного затронута песенно-жанровая тематика и тема элементарной нотной грамоты. Концерт включает исполнение семи песен почти б...

ООД по ознакомлению детей с финансовой грамотой «Азбука денег» в подготовительной группе

ООД по ознакомлению детей с финансовой грамотой «Азбука денег» в подготовительной группе. Дети познакомятся с мулфильмом Фиксики - История вещей - Деньги, изготовят кошелек из бумаги,...

Использование цветной системы в обучении детей основам нотной грамоты для детей старшего дошкольного возраста

Тип проекта : творческийВид проекта : краткосрочный.Возраст детей: 5-7 лет.Участники проекта : музыкальный руководитель, дети, педагоги.Краткое описание проекта...

Конспект НОД по ознакомлению детей с финансовой грамотой «Азбука денег». в подготовительной группе.

Конспект НОД по   ознакомлению детей с   финансовой грамотой«Азбука денег».в   подготовительной группе....