раннее выявление задержки речевого развития
консультация (младшая группа) на тему

Задависвичка Любовь Ивановна

любую болезнь легче предотвратить, нежели лечить. Эта   поговорка применима и к речевому развитию мпалышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktikaword.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений у дошкольников.

Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста.

Зачастую родители беспокоятся по поводу отсутствия или неправильного произношения того или иного звука у своих детей. В целом ребенок овладевает всеми звуками родного языка к пяти годам. Однако этот показатель различен  и зависит от многих факторов. Также   ученые отмечают, что, если к трем годам ребенок не имеет в речи твердых звуков  [ Т] , [ Д],  [Н],  [С],  [З], то можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.

Причинами задержки речевого развития могут служить различные заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте: такие как, желудочно-кишечные заболевания, которые нарушают питание организма и коры головного мозга; органические поражение центральной нервной системы, заболевания верхних дыхательных путей, анатомические особенности речевого аппарата и др.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев, с периода  гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова. Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет четкая, неторопливая, правильная речь взрослых. Для того, чтобы речь у детей развивалась правильно,  необходимо знать, какой вид деятельности является главным для соответствующего возраста:

 -  для ребенка первого года жизни –это эмоционально-положительное общение со взрослым. Если  этот вид деятельности развивается слабо, например, вследствие длительной болезни, недостаточного общения с окружающими, то в  первые  годы жизни ребенок может отставать в развитии речи.

   - для ребенка второго года жизни главным стимулом речевого развития является предметно-действенное общение  со взрослым. Ребенок вместе со взрослым выполняет простейшие предметные действия (учится играть с игрушками, предметами быта, усваивает их основное назначение)

- с трех лет   для ребенка главным видом деятельности становится игра. В процессе игры происходит интенсивное развитие речи.

В детском саду воспитание и развитие детей, в том числе и речевое развитие, осуществляется в соответствии с Программой, которая четко   определяет задачи развития речи детей для разных возрастных групп и предусматривает предупреждение и исправление её нарушений.

Начиная с раннего возраста в   группах  воспитатели организуют занятия (образовательные события), на которых с помощью игровых упражнений, игр, игрушек и картинок развивают речь малышей. Вот несколько игр, в которые можно поиграть и дома:

действия с игрушками:

 -показ игрушки, спрятать её,  а потом вместе найти. Сопровождать  вопросами «Кто это?, Кто убежал? Куда спрятался зайка?» И т.д.

 «Чудесный мешочек» (пакетик, сумочка), в которую можно положить любую игрушку или предмет? –заинтриговать ребенка -Что же здесь в мешочке?

 -игры с куклой –их может быть несколько: «Укладывание куклы спать», «Покормим куклу», «Пойдем с куклой гулять»

- рассматривание картинок-  Воспитатели  используют картинки  с изображением отдельных предметов, предметов в действии, сюжетные картинки.

    Большую роль в развитии речи в раннем и младшем возрасте играет чтение небольших сказок, потешек, стихов. Их читают на занятиях, заучивают наизусть, обыгрывают в течение дня.

    В группах раннего и младшего возраста воспитатели совершенствуют  звуковую сторону речи малышей с помощью веселых историй о Язычке. Язычок оказывается, может скакать, как лошадка, тикать, как часики, кататься на качелях и т. д.

Чтобы у ребёнка сформировалась речь, необходимо развивать все пять органов чувств, которые есть у человека. Воспитатели регулярно проводят с малышами пальчиковые игры: «строим дом», «замок», «капуста», «Наш малыш» и другие. Самая распространенная  игра «моя семья»» («этот пальчик –дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик –папочка, этот пальчик –мамочка, этот пальчик –я, вот и вся моя семья!»        

Помимо  занятий, в течение всего дня педагоги проводят специальные игры и упражнения по развитию речи. Кроме того, в группах имеется в достаточном количестве образовательный материал: книги, картинки, игрушки, игры. А постоянное доброе общение с ребенком  стимулирует желание говорить со взрослыми, тем самым упражняться в разговорной речи.

                     Несколько  советов для родителей

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
  • При общении с ребёнком следите за своей речью: говорить нужно спокойно,  внятно, отчетливо , не проглатывая отдельные звуки и окончания;  необходимо  избегать длинных слов. Желательно, чтобы родители следили за своей речью не только при обращении к ребенку, но и в разговорах друг с другом.
  • Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.

 

                   Родителей должно насторожить, если малыш  на третьем году жизни      

                   почти не говорит, или говорит мало,  употребляя  лишь простые          

                   односложные фразы.

                  В таких случаях необходимо как можно раньше обратиться к логопеду

                 или к врачу.

                          Учитель-логопед МБДОУ ЦРР детский сад№6: Задависвичка Л.И.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультационно – просветительский блок для родителей. «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей...

выявление и диагностика задержки речевого развития

-проблема выявления задержки речевого развития;-что такое задержка речевого развития?-вредные факторы, влияющие на речевое развитие ребенка;-признаки неблагополучия в речевом развитии ребенка....

консультация для родителей «Ознакомление с основными видами речевых нарушений для раннего выявления неблагополучного речевого развития у детей»

В последнее время резко возросло количество детей с речевыми проблемами. Поэтому важно выявить и преодолеть его как можно раньше. Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос необходимости ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста. Подчеркивается значимость и необходимость своевременного уст...

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...