Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
статья по логопедии (младшая группа)
В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nov.statya_rints_may_2017.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Хураськина Елена Леонидовна
В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика.
Логоритмика- комплексная методика, которая включает в себя средства музыкально- ритмического, логопедического и физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста.
Задержка речевого развития - отклонения речевого развития детей раннего возраста от нормального онтогенеза.
Двигательные способности- это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей ребенка.
Ранний возраст - это уникальный период развития ребенка, обладающий своеобразной логикой и спецификой. Это особый мир со своими особенностями развития познавательных психических процессов, со своим языком, способами действия, и оттого, на сколько грамотно будет организован процесс вхождения ребенка в коммуникационную среду, будет зависеть дальнейшее речевое развитие ребенка.
В настоящее время пристальное внимание уделяется всем без исключения детям, имеющим в анамнезе факторы риска или подозрение на то или иное отклонение в речевом развитии. Громова О.Е. отмечает, что дети раннего возраста с ограниченным словарным запасом заметно выделяются среди своих сверстников, но представляя собой многочисленную и неоднородную по качеству группу, они еще долгое время могут оставаться без пристального внимания логопеда и дефектолога. Главная особенность этих детей - так называемая "задержка речевого развития", которая проявляется в дефицитарности экспрессивного словаря. Разрозненные опубликованные данные не позволяют сделать однозначный вывод о перспективах их речевого развития [ 2 ].
Одной из коррекционных методик обучения и воспитания детей с различными аномалиями речевого развития является логопедическая ритмика. Она, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь детей. По мнению Г.Р. Шашкиной, основная цель логоритмики - преодоление речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, психомоторных качеств (переключаемость движений, мышечный тонус, статическая и динамическая координация, двигательная память, произвольность внимания), во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, артикуляционной, мимической) [5]. Благодаря высокой эмоциогенности, логоритмические занятия способствуют укреплению психического здоровья детей. Эмоциональная окрашенность движений музыкой способствует поддержанию атмосферы праздника, свободы и непринужденности. Создаются условия для усиления работы ассоциативной зоны коры головного мозга, сенсибилизации подкорки и моторной зоны кортекса. На занятиях развитие психомоторики осуществляется на непроизвольном, неосознанном уровне, а достигнутые успехи двигательной сферы помогают организовать речь детей раннего и дошкольного возраста. В логоритмические занятия включаются следующие элементы:
- пальчиковая гимнастика и стихи, сопровождаемые движениями рук;
- музыкально- ритмические игры с шумовыми инструментами;
- элементы логопедической (артикуляционной гимнастики);
- фонопедические упражнения;
- упражнения на развитие чувства ритма;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- дыхательные упражнения;
- пение;
- игровая деятельность (подвижные игры, хороводные игры, элементы игр- драматизаций);
- пластические этюды;
- коррегирующая гимнастика;
- танцевальные упражнения;
- упражнения на развитие внимания и пр. [3,4].
Важно отметить, что логоритмические занятия строятся в соответствии с общедидактическими и специфическими принципами. Более подробно остановимся на специфических:
Основной принцип - тесная связь движения и музыки;
- обязательное включение речевого материала (тексты песен, стихи, фольклор, пр.);
- принцип концентрического наращивания материала по разделам лексических тем;
- принцип учета симптоматики (учет характера нарушений, физических возможностей ребенка);
- принцип всестороннего воздействия;
- принцип педагогического оптимизма.
Исследователями доказано, что логопедическая ритмика полезна всем детям, особенно детям с задержкой речевого развития, с заиканием, с нарушениями звукопроизношения и др.
В связи с внедрением ФГОС ДО, результаты освоения программы дошкольного образования представлены в виде целевых ориентиров, в которых прописаны характеристики возможных достижений ребенка. Логоритмические игры и упражнения способствуют их реализации, а логоритмика содействует решению задач Дошкольного Образовательного Стандарта.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М: ВЛОДОС, 2008. - 204с.
2. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам. - М:СФЕРА, 2008.- 111с.
3.Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. - М.: ТЦ СФЕРА, 2005.-144с.
4. Картушина М. Ю. Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет, - М.: «Издательство «Скрипторий 2003», 2009. -121с.
5. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. М: Академия, 2005.- 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....
Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...
Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития
Воспитание у детей раннего возраста речевой активности - одна из важных задач начального этапа обучения общению....
Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста с ЗПР
Представление опыта работы музыкального руководителя по ЛОГОРИТМИКЕ на с детьми с Задержкой Психического Развития (ЗПР)...
Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В статье затрагиваются проблемы развития речевых способностей детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логоритмическая ритмика....
Лэпбокс "Речевичок" и дидактическое пособие Коврограф- как средство развития речевых и познавательных способностей детей раннего возраста
Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно ...
Статья "Логоритмика как средство развития речевых, музыкальных, двигательных способностей детей дошкольного возраста"
Для того, чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может научить только взрослый....