выявление и диагностика задержки речевого развития
консультация по логопедии на тему
-проблема выявления задержки речевого развития;
-что такое задержка речевого развития?
-вредные факторы, влияющие на речевое развитие ребенка;
-признаки неблагополучия в речевом развитии ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_diagnostika_zaderzhki_rechevogo_razvitiya.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫЯВЛЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
I. Проблема выявления ЗРР на ранних этапах онтогенеза должна стать одним из важнейших направлений логопедической работы.
В отечественной специальной педагогике опыт работы с детьми раннего возраста, не имеющих выраженных патологических нарушений артикуляционного аппарата, но в тоже время имеющих явные проблемы в накоплении экспрессивного словаря, еще только обобщается, постепенно систематизируется и переосмысливается.
Необходимо пристальное внимание уделять всем без исключения детям, имеющим в анализе факторы риска или подозрение на то или иное отклонение в развитии. Но разрозненные опубликованные данные не позволяют сделать однозначный вывод о перспективах их речевого развития. Ряд авторов отмечает тенденции к спонтанному развитию речи таких малышей в более поздние сроки и относит их к «поздноговорящим» детям. Другие, наоборот, подчеркивают значительное число дошкольников с ОНР, имеющих в анамнезе ЗРР (около 80%).
II. Термин «задержка речевого развития» (ЗРР) применяется для описания раннего речевого развития детей, отклонения от № онтогенеза у которых достаточно очевидны, однако тип речевого нарушения еще не выделен.
Дети с ограниченным словарным запасом, имеющие нормальный слух и предпосылки интеллектуального развития, достаточно сильно выделяются среди своих сверстников уже в раннем возрасте. Главной особенностью их речи можно назвать выраженную дефицитарность экспрессивного словаря и связную с ней ЗРР.
В практической логопедии достаточно часто происходит неправомерное сужение ЗРР, которое трактуется как нарушение темпа речевого развития, в большинстве имеющие тенденцию к спонтанной нормализации. В этом случае может произойти ошибка в диагностике и логопедическом заключении. Например: до трех лет ребенок имеет заключение «ЗРР», затем – «физическая дислалия», а к 4-5 годам у него диагностируется общее или ФФН речи. В данном случае один и тот же ребенок в разном возрасте, квалифицируется то, как имеющий здоровую речь (в рамках заключения «физиологическая дислалия»), то как обладающий системным недоразвитием речи (ОНР).
Таким образом, до трех лет мы диагностируем ЗРР, а в дальнейшем (после трех лет), в зависимости от индивидуальной динамики усвоения словаря, у этих детей диагностируется I-II уровень общего недоразвития речи (по Р.Е. Левиной)
III. Вредные факторы, предположительно влияющие на раннее речевое развитие ребенка (Громова О.Е.):
- Демографические:
- ранние и поздние беременности (до 19 и после 30 лет);
- отягощенный акушерский анамнез (бесплодие, аборты, выкидыши, мертворождения, наличие в семье детей с психоневрологическими нарушениями)
- Материнские:
- заболевания матери особенно во 2-й половине беременности;
- перенесенный во время беременности психический стресс, негативная психологическая обстановка в семье;
- прием лекарственных средств во время беременности;
- неблагополучная экологическая обстановка в работе в районе проживания семьи ребенка
- Плодо-материнские:
- резус-фактор или другие факторы, приводящие к несовместимости;
- вирусные инфекции, грипп
- Плацентарные:
- маточные кровотечения;
- внутриутробная гипоксия, гипотрофия
- Перинатальные (факторы высокого риска):
- осложненные роды, ведущие к острой гипоксии плода
- легкая или тяжелая асфиксия новорожденного (оценка по шкале Ангар, на первой минуте: 4-7 баллов, на пятой минуте:6-8 баллов);
- кесарево сечение, использование наркоза
Период до 3-х лет является сензитивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к отставанию в речевом развитии. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, травмы, интоксикации, неблагоприятная обстановка в семье. На первом году жизни важны нарушения, связанные с режимом. Сюда относятся преждевременное отнятие от груди (до 1 года), позднее отлучение от соски-пустышки, прекращение укачивания. К факторам риска также относится леворукость.
IV. Признаки неблагополучия в речевом развитии ребенка выявляются достаточно рано.
- Так уже первый крик при родах говорит о сохранности ЦНС. Крик должен быть громким, модулированным.
- Настораживающий фактор – это ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, что у ребенка ослаблены или паретичны мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте.
- Недостаточный эмоциональный контакт и общение с матерью.
- Задержка гуления, его неинтонированность , запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому.
Ребенок с задержкой РР слабо реагирует на общение со взрослым и расположенные по близости предметы, долго не дифференцирует «своих и чужих». Однако к оценке степени отставания речи следует подходить очень осторожно. И если в период от1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, тогда возможно у него вся энергия уходит именно на это.
Большинство детей начинает пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике, нормальный ребенок от 1 года до 2 лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов. Если же в 2,5 года у малыша по-прежнему отсутствует речь, то это должно настораживать, независимо от того, как он продвинулся в дальнейшем.
Изучая формирование начального детского лексикона у детей с ЗРР, мы ориентируемся на общепринятые показатели нормального речевого развития:
- появление первых слов к 1 году;
- постепенное накопление словаря к 18 месяцам;
- «лексический взрыв» в конце второго года жизни;
- первая фраза к 2 годам;
- постепенное развертывание фразовой речи 2 года-2,5 года.
Отставание на 1 эпикризный срок - группа внимания; на 2 срока – группа риска: на 3 и больше – группа выраженного риска (Громова О.Е.)
Проводя диагностику ЗРР у детей необходимо опираться на положения о нормальном развитии речи в раннем возрасте (Гвоздев А.Н.)
В таблице представлены основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе. Приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при № речевом онтогенезе и в случаях его дизонтогенеза, данная работа А.Н. Гвоздева (1961 г.) и Р.Е. Левиной (1968 г.), а также их сопоставление с принятой в лингвистике периодизацией развития речи у детей (Цейтлин С.Н., 2000 г.)
Заключение. Исключение из логопедического наблюдения за ребенком такого важного периода развития – раннего детства – приводит к тому, что мы упускаем самый важный «сензитивный» период для развития речи.
Поэтому необходимо:
- раннее выявление и диагностика нарушения речевого развития;
- максимальное сокращение разрыва между началом целенаправленной работы и определением первичного нарушения в развитии ребенка.
Литература:
- О.Е. Громова. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2003 г.
- О.Е. Громова. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
- Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990 г.
- Е.Н. Краузе. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. С-П, 2003 г.
- Аксенова Л.И., Лисеев А.А. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет. Дефектология. 2002 г. № 5.
- Организация работы логопеда с детьми 1-3 лет. Самойлова И.М. ж-л «Логопед» № 2,2005 г.
- Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с ЗРР. Пинюгина Е.В. ж-л «Логопед в детском саду» № 3, 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя диагностика детей с задержкой речевого развития.
Количественный рост детей с нарушениеми речи ,усложнение речевых диагнозов, снижение уровня социальной адаптации ставят необходимостью выявление и ранюю диагностику отклонений в развитии ....
раннее выявление задержки речевого развития
любую болезнь легче предотвратить, нежели лечить. Эта поговорка применима и к речевому развитию мпалышей....
Нейропсихологический подход к диагностике нарушений речевого развития. Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речи у детей с задержкой речевого развития.
Комплекс сенсомоторных упражнений для растормаживания речевых процессов....
ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
В данной статье рассматривается вопрос необходимости ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста. Подчеркивается значимость и необходимость своевременного уст...
Задержка речевого развития, причины появления, диагностика
ЗРР, симптомы, причины, диагностика...
Задержка речевого развития. Причины. Диагностика
Выступление в рамках семинара ДОУ...
"Симптомы задержки речевого развития. Диагностика ЗРР. лечение и профилактика"
Отставание в развитии проявляется различными симптомами:При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Н...