выявление и диагностика задержки речевого развития
консультация по логопедии на тему

Колесникова Алла Анатольевна

-проблема выявления задержки речевого развития;

-что такое задержка речевого развития?

-вредные факторы, влияющие на речевое развитие ребенка;

-признаки неблагополучия в речевом развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_diagnostika_zaderzhki_rechevogo_razvitiya.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫЯВЛЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

I. Проблема выявления ЗРР на ранних этапах онтогенеза должна стать одним из важнейших направлений логопедической работы.

В отечественной специальной педагогике опыт работы с детьми раннего возраста, не имеющих выраженных патологических нарушений артикуляционного аппарата, но в тоже время имеющих явные проблемы в накоплении экспрессивного словаря, еще только обобщается, постепенно систематизируется и переосмысливается.

Необходимо пристальное внимание уделять всем без исключения детям, имеющим в анализе факторы риска или подозрение на то или иное отклонение в развитии. Но разрозненные опубликованные данные не позволяют сделать однозначный вывод о перспективах их речевого развития. Ряд авторов отмечает тенденции к спонтанному развитию речи таких малышей в более поздние сроки и относит их к «поздноговорящим» детям. Другие, наоборот, подчеркивают значительное число дошкольников с ОНР, имеющих в анамнезе ЗРР (около 80%).

II. Термин «задержка речевого развития» (ЗРР) применяется для описания раннего речевого развития детей, отклонения от № онтогенеза у которых достаточно очевидны, однако тип речевого нарушения еще не выделен.

Дети с ограниченным словарным запасом, имеющие нормальный слух и  предпосылки интеллектуального развития, достаточно сильно выделяются среди своих сверстников уже в раннем возрасте. Главной особенностью их речи можно назвать выраженную дефицитарность экспрессивного словаря и связную с ней ЗРР.

В практической логопедии достаточно часто происходит неправомерное сужение ЗРР, которое трактуется как нарушение темпа речевого развития, в большинстве имеющие тенденцию к спонтанной нормализации. В этом случае может произойти ошибка в диагностике и логопедическом заключении. Например: до трех лет ребенок имеет заключение «ЗРР», затем – «физическая дислалия», а к 4-5 годам у него диагностируется общее или ФФН речи. В данном случае один и тот же ребенок в разном возрасте, квалифицируется то, как имеющий здоровую речь (в рамках заключения «физиологическая дислалия»), то как обладающий системным недоразвитием речи (ОНР).

Таким образом, до трех лет мы диагностируем ЗРР, а в дальнейшем (после трех лет), в зависимости от индивидуальной динамики усвоения словаря, у этих детей диагностируется I-II уровень общего недоразвития речи (по Р.Е. Левиной)

III. Вредные факторы, предположительно влияющие на раннее речевое развитие ребенка (Громова О.Е.):

  1. Демографические:
  • ранние и поздние беременности (до 19 и после 30 лет);
  • отягощенный акушерский анамнез (бесплодие, аборты, выкидыши, мертворождения, наличие в семье детей с психоневрологическими нарушениями)
  1. Материнские:
  • заболевания матери особенно во 2-й половине беременности;
  • перенесенный во время беременности психический стресс, негативная психологическая обстановка в семье;
  • прием лекарственных средств во время беременности;
  • неблагополучная экологическая обстановка в работе в районе проживания семьи ребенка
  1. Плодо-материнские:
  • резус-фактор или другие факторы, приводящие к несовместимости;
  • вирусные инфекции, грипп
  1. Плацентарные:
  • маточные кровотечения;
  • внутриутробная гипоксия, гипотрофия
  1. Перинатальные (факторы высокого риска):
  • осложненные роды, ведущие к острой гипоксии плода
  • легкая или тяжелая асфиксия новорожденного (оценка по шкале Ангар, на первой минуте: 4-7 баллов, на пятой минуте:6-8 баллов);
  • кесарево сечение, использование наркоза

Период до 3-х лет является сензитивным для развития речи. В это время любое неблагоприятное воздействие на организм ребенка способно привести к отставанию в речевом развитии. Сюда можно отнести различные соматические заболевания, травмы, интоксикации, неблагоприятная обстановка в семье. На первом году жизни важны нарушения, связанные с режимом. Сюда относятся преждевременное отнятие от груди (до 1 года), позднее отлучение от соски-пустышки, прекращение укачивания. К факторам риска также относится леворукость.

IV. Признаки неблагополучия в речевом развитии ребенка выявляются достаточно рано.

  • Так уже первый крик при родах говорит о сохранности ЦНС. Крик должен быть громким, модулированным.
  • Настораживающий фактор – это ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, что у ребенка ослаблены или паретичны мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте.
  • Недостаточный эмоциональный контакт и общение с матерью.
  • Задержка гуления, его неинтонированность , запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому.

Ребенок с задержкой РР слабо реагирует на общение со взрослым и расположенные по близости предметы, долго не дифференцирует «своих и чужих». Однако к оценке степени отставания речи следует подходить очень осторожно. И если в период от1,5 до 2 лет ребенок хорошо развивается в других отношениях, тогда возможно у него вся энергия уходит именно на это.

Большинство детей начинает пользоваться словами на втором году жизни, но здесь есть и индивидуальные особенности. По статистике, нормальный ребенок от 1 года до 2 лет может и не говорить, но иметь в активе до 58 слов. Если же в 2,5 года у малыша  по-прежнему отсутствует речь, то это должно настораживать, независимо от того, как он продвинулся в дальнейшем.

Изучая формирование начального детского лексикона у детей с ЗРР, мы ориентируемся на общепринятые показатели нормального речевого развития:

  • появление первых слов к 1 году;
  • постепенное накопление словаря к 18 месяцам;
  • «лексический взрыв» в конце второго года жизни;
  • первая фраза к 2 годам;
  • постепенное развертывание фразовой речи 2 года-2,5 года.

Отставание на 1 эпикризный срок  - группа внимания; на 2 срока – группа риска: на 3 и больше – группа выраженного риска (Громова О.Е.)

Проводя диагностику ЗРР у детей необходимо опираться на положения о нормальном развитии речи в раннем возрасте (Гвоздев А.Н.)

В таблице представлены основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе. Приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при № речевом онтогенезе и в случаях его дизонтогенеза, данная работа А.Н. Гвоздева (1961 г.) и Р.Е. Левиной (1968 г.), а также их сопоставление с принятой в лингвистике периодизацией развития речи у детей (Цейтлин С.Н., 2000 г.)

Заключение. Исключение из логопедического наблюдения за ребенком такого важного периода развития – раннего детства – приводит к тому, что мы упускаем самый важный «сензитивный» период для развития речи.

Поэтому необходимо:

  1. раннее выявление и диагностика нарушения речевого развития;
  2. максимальное сокращение разрыва между началом целенаправленной работы и определением первичного нарушения в развитии ребенка.

Литература:

  1. О.Е. Громова. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2003 г.
  2. О.Е. Громова. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.
  3. Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990 г.
  4. Е.Н. Краузе. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста. С-П, 2003 г.
  5. Аксенова Л.И., Лисеев А.А. и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет. Дефектология. 2002 г. № 5.
  6. Организация работы логопеда с детьми 1-3 лет. Самойлова И.М. ж-л «Логопед» № 2,2005 г.
  7. Основные этапы коррекционно-логопедической работы с детьми раннего возраста с ЗРР. Пинюгина Е.В. ж-л «Логопед в детском саду» № 3, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя диагностика детей с задержкой речевого развития.

Количественный рост детей с нарушениеми речи ,усложнение речевых диагнозов, снижение уровня социальной адаптации ставят необходимостью выявление и ранюю  диагностику отклонений в развитии ....

раннее выявление задержки речевого развития

любую болезнь легче предотвратить, нежели лечить. Эта   поговорка применима и к речевому развитию мпалышей....

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В данной статье рассматривается вопрос необходимости ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста. Подчеркивается значимость и необходимость своевременного уст...

Задержка речевого развития. Причины. Диагностика

Выступление в рамках семинара ДОУ...

"Симптомы задержки речевого развития. Диагностика ЗРР. лечение и профилактика"

Отставание в развитии проявляется различными симптомами:При задержке речевого развития (ЗРР) — ребёнок говорит, но словарный запас и построение фраз соответствуют более младшему возрасту. Н...