ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии (младшая, средняя группа)

Сысоева Наталья Валерьевна

В данной статье рассматривается вопрос необходимости ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста. Подчеркивается значимость и необходимость своевременного устранение причин, вызывающих отклонения в развитии ребенка. Говорится о том, что отставания и отклонения в овладении речевой системой могут препятствовать развитию познавательных процессов, отрицательно влиять на формирование самосознания, как основной составляющей развития личности ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_zaderzhki_rechevogo_razvitiya.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

Сысоева Наталья Валерьевна, учитель-логопед

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 51»

 г. Ленинск-Кузнецкий

ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос необходимости ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста. Подчеркивается значимость и необходимость своевременного устранение причин, вызывающих отклонения в развитии ребенка. Говорится о том, что отставания и отклонения в овладении речевой системой могут препятствовать развитию познавательных процессов, отрицательно влиять на формирование самосознания, как основной составляющей развития личности ребенка.

Проблемы речевого развития детей раннего возраста исследуется многими современными учеными в области дефектологии и логопедии, и являются актуальными на сегодняшний день. Наиболее значимым периодом для формирования самостоятельной речи ребенка выступает возраст до трех лет. Это связано с тем, что ранний возраст является основой для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее развитие человека. В этот период происходит интенсивное развитие не только двигательной сферы и познавательных процессов, но и речевой функции, которая выступает основным новообразованием и является важнейшим показателем гармоничного развития личности ребенка. Все остальные линии развития в этом возрасте определяются состоянием речевого онтогенеза (Л.С. Выготский, Т.Н. Ушакова и др.).

Речь формируется на протяжении первых трех лет жизни и играет важную роль в умственном развитии, познавательной деятельности и поведении детей. Совершенствование навыков общения происходит в результате взаимодействия с окружающей средой, где существенное значение имеет коммуникация со взрослыми и сверстниками. Очень важно, чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь взрослых, находящихся в его окружении. Многие родители не имеют представления о нормах речевого развития и ошибочно полагают, что ребенок не нуждается в  их помощи, и не уделяют должного внимания речевому развитию своего ребенка. Дети, которые не получили в раннем возрасте необходимого речевого развития, в дальнейшем, как правило, имеют отставания в темпах развития речи, а также  интеллектуальные и психологические запаздывания [1].

Современная логопедия рассматривает речевые отклонения в раннем возрасте как задержку речевого развития, которая обозначает индивидуальные психо-речевые особенности детей, и как следствие, отставание от возрастной нормы в речевом развитии у детей в возрасте до четырех лет. Дети с задержанным речевым развитием могут овладеть навыками речи, как и другие дети, но их возрастные рамки значительно сдвинуты [2]. 

В последнее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей, речь которых развивается с задержкой. Многие дети начинают позже говорить, мало и плохо разговаривают, их речь невнятная или вообще отсутствует, дети неохотно вступают в контакт с окружающими. Поэтому раннее выявление речевых нарушений и организация своевременной систематической помощи, играет важную роль. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3–5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка. [3, с.5-6].

Отставания в овладении речевой системой препятствует полноценному развитию познавательной деятельности, негативно отражаются на развитии психических процессов, а, следовательно, влияют на формирование личности ребенка в целом.

По мнению многих авторов, таких как Л.Ф. Обухова, В.Г. Петрова, Б.П. Пузанов, У.В. Ульенкова, С.Г. Шевченко и др., причины возникновения задержки развития речи состоят в следующем:

1. Невостребованность детской речи. Если взрослые не разговаривают с маленьким ребенком, или наоборот, пытаются угадать все его желания, не позволяя тем самым  формировать ребенку свои требования и эмоции словами.

2. Замедленный процесс развития нервных клеток, отвечающих за речевые функции.

3. Заболевания, перенесенные в период внутриутробного развития, во время родов и в течение первого года жизни, а также поражения и травмы головного мозга, гипоксия, инфекционные заболевания.

4. Нарушение или отсутствие слуха у ребенка, которое влияет на полноценное формирование речи.

В современной логопедии существует два фактора, которые объясняют причины задержки темпов становления речи:

1) наличие неполноценных условий социального воспитания и педагогические ошибки;

2) неразвитость сенсомоторной и неврологической функции у ребенка.

Первая группа факторов включает в себя неблагоприятные подходы к воспитанию ребенка (недостаточное внимание, общение или гиперопека). В данном случае у ребенка не формируется мотивация к общению. Такие нарушения интерпретируются как задержки речевого развития функционального характера.

Речевые проблемы важно корректировать не только своевременно, но и комплексно. Результативность раннего коррекционного воздействия зависит от активной, позитивной позиции родителей, которые могут под руководством педагогов направить процесс общения с ребенком в правильное конструктивное направление (Е.А. Стребелева, Н.С. Жукова) [4, с. 80–86].  

Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка [1].

Ко второй группе факторов можно отнести задержки церебрально- органического происхождения. Они проявляется не только в речевых, но и психических нарушениях, полученных вследствие неврологических заболеваний или неразвитости сенсомоторной функции у ребенка. Ранняя коррекционная работа при задержках органического происхождения приобретает особое значение. Исследования ученых подтверждают (Е.А. Стребелева, С.Н. Шаховская и др.), что организация в сенситивный период коррекционного воздействия является основным фактором, способствующим психо-речевому развитию ребенка, его социальной реабилитации и адаптации [4, с. 80–86].

Своевременно оказанная помощь способна предупредить тяжелые формы недоразвития речи, а также ускорить темп умственного развития ребенка. Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию. Это обусловливает необходимость проведения специальной работы по восполнению пробелов в речевом развитии детей. [1, с.22].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что своевременное предупреждение и коррекция недоразвития речи у детей раннего возраста позволят компенсировать нарушения и способствовать дальнейшему развитию всех психических функций ребенка.

Список литературы:

  1. Грибова, О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит? / О.Е. Грибова. – Москва: АРКТИ, 2017, 40 с.
  2. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития / Т.А. Датешидзе. – Санкт-Петербург: Речь, 2004, 128 с.
  3. Приходько, О.Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О.Г. Приходько, О. В. Югова;   АНО «Совет по вопросам управления и развития». – Москва: ООО «Деловые и юридические услуги «ЛексПраксис»», 2015, 145 с.
  4. Стребелева, Е.А. Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями / Е.А. Стребелева, М.В. Браткова // Дефектология: 2001, №1, с. 80–86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задержка речевого развития у детей дошкольного возраста

В статье обозначены характеристики ЗРР, причины возникновения, рекомендации для родителей....

Причины задержки речевого развития у детей раннего возраста

Причины задержки речевого развития у детей раннего возрастаПод причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействие, которые опр...

Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста: что делать?

Задержка речевого развития — это комплекс диагнозов, общим симптомом которых является отставание в речевом развитии от сверстников.Термин «задержка речевого развития у...

Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста на логопедических занятиях.

Методический материал для учителей-логопедов,дефектологов , педагогов и родителей....

ПРОФИЛАКТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Родители и педагоги должны знать нормативные сроки развития детской речи. Это нужно для того, чтобы внимательно присмотреться к малышу, создать наиболее благоприятные условия для его развития...

«Задержка речевого развития и примеры речевого развития у детей раннего возраста»

laquo;Задержка языкового развития (по другой терминологии — «временная»,«простая» задержка развития речи) — это отставание в сроках усвоения языковы...