ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОО.
статья ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В ДОО.
(из опыта работы)
Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника.
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Дошкольного Образования главной задачей является: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна.
Целью оздоровительной работы в детском саду является создание условий мотивации и потребности в сохранении здоровья.
Поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то и реализация главных задач происходит через игру. Существуют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время, общее название – «Здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких технологий - объединить педагогов, медиков, родителей, и, самое главное, самих детей, на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Особое внимание мы уделяем обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни. Данную работу мы проводим через такие формы и методы работы, как:
- физкультурные занятия
- динамические паузы (физминутки)
- подвижные и спортивные игры
- самомассаж
- релаксация
- закаливание
Различные виды гимнастики:
- дыхательная
- пальчиковая
- гимнастика для глаз
- артикулярная
Большую роль отводим технологиям обучению здоровому образу жизни, которые включают в себя:
- ежедневную утреннюю гимнастику
- гимнастику после дневного сна
- тематические физкультурные занятия
- физкультурные и музыкальные досуги
- праздники
Дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания. При этом развивается ловкость, быстрота, координация движений. Все это благоприятно влияет на эмоциональное состояние воспитанников.
Данные технологии имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность, в итоге, формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни.
Также в нашем учреждении проводятся дополнительные занятия по «оздоровительной гимнастике». В ходе занятий используются различные формы оздоровительной работы: динамические паузы, самомассаж, закаливающие процедуры (занятия проводятся босиком, в хорошо проветриваемом помещении), ортопедическая гимнастика, релаксация, подвижные игры, стретчинг, дыхательная гимнастика. Форма проведения занятия зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Приоритетным направлением педагогического коллектива является не только укрепление физического, но и психического здоровья наших воспитанников. Для этого применяются коррекционные (технологии коррекции поведения, сказкотерапия и т.д.) технологии.
Эта работа осуществляется комплексно: воспитателями, инструктором по физическому воспитанию, музыкальными руководителями, логопедом.
Данные технологии способствуют гармонизации психоэмоционального состояния, учат детей понимать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как все они содержат элементы игры.
Решая задачи здоровьесбережения, мы опираемся на принцип единства взаимодействия: Родитель – ребенок – педагог
Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. С уверенностью можно сказать, что ни одна физкультурно-оздоровительная программа, даже самая лучшая, не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей.
Для организации единого здоровьесберегающего пространства ДОО и семьи мы используем следующие формы работы:
- родительские собрания
- консультации
- папки - передвижки
- праздники
- соревнования
Применение в работе здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на укрепление здоровья, а у ребенка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Укрепление здоровья ребенка – это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь. Если мы, с раннего детства приучим ребенка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, привьем полезные привычки, причем будем делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста – то можем быть уверены: мы позаботились о здоровье наших детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе".
Роль и использование здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях.Организация физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы. оздоровительная работа с частоб...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе "Зимушка-зима"
День здоровья в старшей группе в зимний период времени...
Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навы...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Спортивное развлечение "Зимние забавы".
Зимнее развлечение...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ
содержание:Факторы, укрепляющие здоровье воспитанников;Валеологическая культура личности воспитателя;Здоровьесберегающие образовательные технологии;Оценка степени утомления дошкольников в НОД;Профилак...
Письменный отчёт о использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения д/с №10 « Ивушка» Журбенко Е. А.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма...
Модель использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации
В статье представленн материал по использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО...