Кружок "Любознательный художник"
учебно-методический материал по рисованию
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
Данная разработка направлена на реализацию познавательной и творческой активности детей младшего дошкольного возраста.
Личный опыт подтверждает тот факт, что дети очень любят рисовать. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Традиционное рисование ставит перед детьми 3-4 лет сложные задачи владения техникой рисования. Работа карандашами, кистью требует высокого уровня концентрации, сосредоточенности. Очень часто отсутствие необходимых умений и навыков быстро отвращает ребенка от рисования. Нетрадиционные же техники дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, создают благоприятную, хорошую атмосферу для познания окружающего мира.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Уже в этот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Факультатив «Любознательный художник» позволяет осуществлять интеграцию различных образовательных областей, тогда как приоритетной остается область познания. Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в рамках факультатива способствуют в полной мере достичь поставленных целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyuboznatelnyy_hudozhnik.docx | 405.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Возовский детский сад «Светлячок»
Поныровского района Курской области
Воспитатель:
Верёвкина Галина Сергеевна
2015/2016 учебный год
“Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок”.
В.А.Сухомлинский
Данная разработка направлена на реализацию познавательной и творческой активности детей младшего дошкольного возраста.
Личный опыт подтверждает тот факт, что дети очень любят рисовать. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Традиционное рисование ставит перед детьми 3-4 лет сложные задачи владения техникой рисования. Работа карандашами, кистью требует высокого уровня концентрации, сосредоточенности. Очень часто отсутствие необходимых умений и навыков быстро отвращает ребенка от рисования. Нетрадиционные же техники дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах, создают благоприятную, хорошую атмосферу для познания окружающего мира.
Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Уже в этот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Факультатив «Любознательный художник» позволяет осуществлять интеграцию различных образовательных областей, тогда как приоритетной остается область познания. Использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в рамках факультатива способствуют в полной мере достичь поставленных целей.
Цель: развивать познавательные способности детей через нетрадиционные способы рисования, вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание применять их в своих работах.
Задачи:
*формировать познавательные действия, способствовать становлению сознания;
*формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
*формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования;
*способствовать возникновению у ребёнка ощущения, что продукт его деятельности - рисунок, интересен другим (воспитателю, детям, родителям);
*развивать эстетическое восприятие и создавать условия для освоения основных цветов;
*помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия;
*воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
*Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой факультатива, и по каким направлениям ведется работа.
Организация занятий факультатива:
Общее количество занятий в год – 36. Одно занятие в неделю по 15 минут.
Ожидаемый результат работы факультатива:
- Повышение уровня любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование первичных познавательных действий;
- Проявление самостоятельности, развитие уверенности в себе;
- Развитие наглядно-образного мышления, зрительной памяти;
- Развитие воображения и творческой активности;
- Развитие мелкой моторики;
- Формирование у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
Используемые техники нетрадиционного рисования:
- Рисования пальчиками и ватными палочками – это самый простой способ получения изображения. Малыш опускает в гуашь пальчик или ватную палочку и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Рисование пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими салфетки, платки и т.д.
Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка.
-Оттиск поролоном. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях. Поролоном можно как размазывать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Перспективный план.
Тема занятия | Нетради- ционные техники | Задачи | Материал | Аудио/Видео материал |
октябрь | ||||
1. "Окраска воды" | Рисование пальчиками | Знакомить детей со свойствами воды. Учить получать различные оттенки красного, синего, зеленого цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность | 2 прозрачные баночки с водой, гуашь красная, синяя, зеленая. | |
2.«Мой любимый дождик» | Рисование пальчиками | Познакомить детей с осенними явлениями в природе. Учить детей рассказывать об осени, активизировать прилагательные и глаголы в речи. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Два листа светло-серого цвета нарисованными тучками разной величины, синяя гуашь, салфетки. | Песенка про дождик |
3.«Весёлые мухоморы» (1 занятие) | Рисование пальчиками | Обогащать представление детей о дарах осени в лесу, закрепить знания детей о грибах (съедобные и ядовитые), о нормах поведения в лесу. Развивать воображение детей, эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом | Вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы; гуашь белая, салфетки, иллюстрации мухоморов. | Мультфильм «Лунтик», серия 92 «Мухомор» |
«Весёлые мухоморы» (2 занятие) | Рисование пальчиками | Закреплять знания детей о ядовитых грибах. Знакомить детей с правилами поведения в лесу, которые человек обязан соблюдать. Обогащать активный словарь: ядовитый, поганки, грибы Учить рисовать травку пальчиками. Учить украшать работу сухими листьями, прививать навыки наклеивания (создание элементарного коллажа) | С предыдущего занятию + сухие листья. | |
ноябрь | ||||
1. «Опята - дружные ребята» (рисование грибочков) | Рисование поролоном | Закреплять представление о разновидностях грибов, которые растут в лесу. Дать представление о том, что запасы на зиму делают не только люди, но и звери. Подводить детей к созданию несложной композиции. Упражнять в рисовании грибов поролоном . | Бумага размером 1\2 альбомного листа, гуашь коричневая | Музыкальный мультфильм «Веселые грибы» |
2. "Красивый букет" | Печатание растений | Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев ( меняют осенью окрас листьев, опадают). Учить бережно относиться к растениям, различать деревья по листьям. Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение, аккуратность. | Засушенные листья, краски, кисти, бумага. | |
3. «Рябинка» (1-е занятие) | Рисование пальчиками | Познакомить с некоторыми деревьями, растущими на территории детского сада: береза, рябина. Познакомить с плодами рябины. Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные приемы рисования. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. | Лист цветной бумаги с нарисованной веточкой, зеленая и желтая гуашь, кисти, оранжевая и красная гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрация с веткой рябины | |
4. Рябинка» (2-е занятие) | Рисование ладошками. | Познакомить с новой техникой – скатывание бумаги. Учить аккуратно, наклеивать на изображение веточки. Развивать чувство композиции. | Салфетки красного цвета, клейстер, цветной картон для основы с изображением веточек рябины. | |
декабрь | ||||
1. «Снежные комочки» | Рисование тычком жёсткой кистью | Расширять знания детей о времени года - зима. Учить детей сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого. Упражнять в изображении предметов округлой формы и аккуратном закрашивании их тычком жёсткой кистью. Учить повторять изображение, заполняя всё пространство листа. | Бумага размером 1\2 альбомного листа серого цвета, кисти, белая гуашь | |
2. «Снежинки». | Свеча + акварель | Закреплять знания о временах года, уточнить представление о зиме через знакомство со снежинкой; развивать связную речь, закрепить умение отвечать на вопросы. Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти | |
3. «Маленькой ёлочке холодно зимой». | Рисование пальчиками | Формировать у детей представления о Новогоднем празднике, как празднике елки и зимы; закрепить умение рисовать пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки, снежные комочки). Учить рисовать ёлочку. | Тонированный лист бумаги (синий, фиолетовый), зелёная гуашь, кисть, белая гуашь в мисочке, салфетки, образцы ёлочек. | |
4. "Елочные шары" | Рисование пробками | Учить детей различать характерные признаки предметов различными анализаторами (глаза, нос, руки и т.д.). Познакомить детей с новой техникой рисования пробками. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. | Силуэт ёлки, пробки, гуашь. | |
январь | ||||
1. «Украсим рукавичку» | Оттиск пробками | Учить дифференцировать виды одежды по временам года, называть предметы одежды. Продолжать учить рисовать узоры, создавать ритмическую композицию, используя нетрадиционные техники рисования. | кисточки, пробки, гуашь (желтого, красного и зеленого цвета), стаканчики -непроливайка с водой, заготовки рукавичек, салфетки на каждого ребенка. | |
2. «Весёлый снеговик» | Рисование пальчиками | Воспитывать чувственность к живой и неживой природе, развивать наблюдательность, любознательность. Учить закрашивать пальчиком по контуру. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги с нарисованными снеговиками. Гуашь синего цвета. | Мультфильм«Крот и снеговик» |
3. «В январе много снега во дворе». | Оттиск поролона | Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Учить детей рисовать поролоном используя не традиционный метод рисования. | Листы бумаги голубой цвета, поролон. | |
4. «Красивые Матрешки». | Рисование ватными палочками | Расширить знания детей о матрёшках (из чего сделаны, какие бывают, кто расписывает. Учить детей изображать цветы в нетрадиционной технике «печатание штампами, ватными палочками». | Силуэт матрешки гуашь, штампы из картофеля, ватные палочки. | Обучающее видео |
февраль | ||||
1. ««Ягоды на тарелочке». | Рисование пальчиками. | Познакомить детей с понятием «посуда», с классификацией предметов посуды по их назначению, использованию, форме, величине, цвету. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие | Листы круглой формы (тарелочка), гуашь красного цвета. | |
2. «Цветы» | Рисование ладошками. | Развивать знания детей о цветах. Учить детей относиться к цветам с любовью и нежностью. Воспитывать чувство прекрасного. Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы | Гуашь, плотные цветные листы, салфетки. | |
3. " Кружка для папы" | Оттиск пробками | Познакомить детей с праздником - Днём защитника Отечества; воспитывать доброе отношение к папе, стремление сделать красивую вещь (подарок); вызвать чувство гордости за своего отца. Вызвать у детей интерес к нетрадиционным способам рисования и желание действовать с ними. Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через нетрадиционные способы рисования | Силуэты кружек, гуашь разноцветная. | |
4. "Яблочный компот" | Оттиск картофелем | Уточнить представления детей о фруктах; познакомить с полезными свойствами фруктов. Развивать цветовосприятие, чувство ритма и композиции, наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. | Шаблоны банок, гуашь, салфетки. | |
март | ||||
1. "Солнышко" | Рисование ладошками | Дать представление о времени года «весна», учить сравнивать времена года, отличать характерные признаки. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы голубой бумаги с кругом жёлтого цвета | |
2. Мимозы для мамы" | Рисование пальчиками | Познакомить с праздником 8 Марта; воспитывать доброе отношение к маме, бабушке, желание заботиться о них, защищать, помогать. Продолжать учить детей рисовать пальцем. Закреплять знания и представления о цвете (жёлтый). | Гуашь желтого цвета, салфетки. | |
3. "Наряды для кукол" | Рисование ватными палочками | Расширять знания детей об одежде, ее названии и назначении. Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование ватными палочками; развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление. | Вырезанные из бумаги силуэты платьев; гуашь разноцветная | |
4. «Бабочка» | Рисование ватными пальчиками, тампонирование | Формировать умение детей узнавать в натуре, на картинках, в игрушках насекомых (бабочка, божья коровка, стрекоза, майский жук, пчела), Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками. Развивать чувство ритма и формы. | Ватные палочки, гуашь, изображения бабочек. | Мудрые сказки тетушки Совы «Гусеница и бабочка» |
апрель | ||||
1. «Божьи коровки на лужайке». | Рисование пальчиками. | Обращать внимание детей на красоту природы, учить восхищаться, радоваться; выявлять во внешнем виде божьей коровки характерные признаки . Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность). | Вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках, ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках. | |
2. «Рыбки в аквариуме» | Оттиск Поролоном | Расширять знания детей об обитателях аквариума (рыбы), их строении (название частей тела). | Листы бумаги с нарисованными восковыми мелками рыбками, гуашь синего цвета, поролон. | |
3. «Ночь и звезды» | Рисование манкой, скатывание салфеток | Расширять знания детей о временах суток, их последовательностью. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования манной крупой. Воспитывать эстетическое отношение к природе через изображение образа неба. | Лист с контурным изображением ночного неба, клей, манная крупа, салфетки | |
4. "Воздушные шары" | Оттиск мятой бумагой. | Закреплять знания детей о цвете, форме, величине. Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования мятой бумагой; развивать мелкую моторику рук | Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка. | |
май | ||||
1. « Красивые цветы для пчелки» | Рисование ладошкой | Закреплять знания детей о насекомых, где живут, чем питаются. Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком на листе бумаги, закрепить знание красного и зелёного цвета, развивать творческое воображение. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного и красного цвета, салфетки. | |
2. «Одуванчик» | Рисование пальчиком | Формировать умение детей узнавать в натуре, на картинках цветы (одуванчик, мать -и- мачеха). Обращать внимание детей на красоту природы, учить восхищаться, радоваться. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию. | Листы белой бумаги, гуашь жёлтого, зелёного цвета. | |
3. «Травка» | Рисование ладошкой. | Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенний природы. Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. Развивать цветовосприятие. | Листы белой бумаги, гуашь зелёного цвета. | |
4. «Рисуем, что хотим». | Разные | В соответствии с выбором детей. | Все имеющиеся в наличии. |
Список используемой литературы:
Лыкова Л.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Младшая группа. – М.: КАРАПУЗ_ДИДАКТИКА, 2008
Доронова Т.Н. “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”, М.: Просвещение, 2004 г.
Комарова Т.С. “Детское художественное творчество”, М.: Мозаика-Синтез, 2005 г.
Комарова Т.С. “Изобразительная деятельность в детском саду”, М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - программа по курсу ИЗО. Кружок "Юный художник".
План - программа кружка по рисованию для младших дошкольников...
Кружок юный художник
.....................................
Кружок "Маленький художник"
Разработка плана кружка "Маленький художник"...
Кружок «Юный художник»
Кружок «Юный художник»...
Кружок "МАЛЕНЬКИЙ ХУДОЖНИК"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11981309","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"275","width":"480"}}]]...
Кружок "Юный художник"
Проведение кружковой работы предоставляет возможность воспитателю осуществлять индивидуальный подход к каждому ребёнку, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к творчеству, развивать худо...
Конспект занятия в средней группе .Кружок "Юный художник"
Воспитатель: Наши умные головкиБудут думать много, ловко.Ушки будут слушать,Ротик четко говорить.Ручки будут хлопать,Ножки будут топать.Спинки выпрямляются,Друг другу улыбаемся....