Презентация опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста практических навыков по компетенции «Робототехника»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Нехаенко Оксана Эхтибаровна

Игра является важнейшим спутником детства. Конструирование   позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_robototehnika_._3.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Доклад

(Слайд1)Презентация опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста практических навыков по компетенции «Робототехника»

Игра является важнейшим спутником детства. Конструирование   позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре.

(Слайд2,3) Планируя работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста практических навыков по направлению «Робототехника» я поставила следующие задачи: (на слайде)

  • Познакомить с направлением робототехника, с различными видами роботов, с профессиями которые входят в направление робототехники.
  • Познакомить с основными компонентами конструкторов Апитор и Лего WeDo.
  • Сформировать навыки основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств.
  • Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
  • Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, развитию конструкторских и  инженерных навыков.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление; мелкую моторику.
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
  • Воспитывать навыки сотрудничества: работать  в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

Слайд4,5 В результате практической работы воспитанники смогут:

-овладеть техническим конструированием и робототехникой, проявлять

инициативу и самостоятельность программирования, познавательно-исследовательской деятельности в работе с конструктором "Apitor"  "LEGO  WeDo 2.0",

- владеть разными формами и видами творческо-технической игры, основными компонентами конструктора; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемыми в робототехнике.

- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

- создавать конструкции, объединенные одной темой.

- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.

(Слайд6)Для определения уровня знания детей по компетенции «Робототехника» и готовности воспитанников к усвоению навыков программирования я адаптировала и провела диагностику по методике Т.В  Федоровой с учетом индивидуальных особенностей детей. Критерии оценки представлены на слайде (слайд)

-Может рассказать о направлении робототехника

- Называет детали конструктора (плоские и объемные).

-Способы соединения деталей (неподвижное и подвижное)

-Строит по образцу

-Строит по схеме

-Строит по инструкции педагога

- Строит по замыслу, преобразует постройку

-Слушает и понимает взрослого, действует по заданному алгоритму, правилу или схеме.

- ребенок владеет элементарными навыками программирования,    способен воспроизвести программу движения робота по образцу, а также самостоятельно составить программу движения робота, и пояснить алгоритм ее действия;

          -Создает программы для робототехнических средств, при помощи

специализированных  конструкторов.

-Может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат,

назвать способы конструирования модели, продемонстрировать ее

технические возможности.

         

(Слайд7)Результаты  я проанализировала и занесла в диаграмму для дальнейшего отслеживания динамики.

(диаграмма на слайде)

Слайд 8  Прежде чем начать работу с детьми я

- осуществила  поиск необходимой информации,

- изучила полученное оборудование,

- прошла курсы повышения квалификации «Основы образовательной робототехники,

- участвовала в вебинаре «Образовательная робототехника в современном  ДОУ»,  

- занималась  подбором методик и технологий обучения детей робототехнике,

- составила план работы на пол года

Также:

- изучила интерес и осведомленность родителей о робототехнике:

    - подобрала видеоматериалы, презентаций;

   - создала развивающую предметно - пространственную среду по направлению «Робототехника»

(Слайд9,10)На первом, ознакомительном, этапе работы с воспитанниками познакомила рябят с

- «Историей возникновения термина «Робот и робототехника»»

- «Историей развития робототехники»

- «Робототехникой современности»

Слайд11 через беседы, просмотр презентаций, интерактивные экскурсии, лэпбук-технологию, полученные знания закрепляли, используя дидактические игры:

Слайд 12,13, -«Таинственный мешочек»

- Архитектор. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

          - «Сделай план и построй»

          -«Ошибки в узоре»

  Слайд 14,15- «Составь рассказ о робототехнике по картинкам»

          -«Собери модель по памяти». 

          -«Найди пару»

         -  Игра «Что изменилось у робота?»

          -«Чья команда быстрее построит?» и т.д

(Слайд 16,17 ) Закрепляли знания, через сюжетно-ролевые игры, мозговой штурм, викторины, интерактивные игры «Робототехнические бои», квест-игры «Простые механизмы», творческие конкурсы: приведу пример  одного из них : конкурс «Создай своего робота помощника» и расскажи, какую пользу он приносит. Детям был предложен конструктор на выбор, ребята увлеченно рисовали схемы своих роботов,  собирали роботов, составляли небольшие рассказы  о них: были представлены модели: робот-домохозяйка- он помогал мыть посуду и убирать по дому, робот-сыщик- он мог найти потерянные ключи, пульт, людей заблудившихся в лесу, робот-курьер, который ходит в магазин за продуктами и т.д.

(Слайд 18,19)Параллельно с этим, расширяла знания детей о профессиях людей по данному направлению: инженер-робототехник, инженер-конструктор, инженер по тестированию, инженер –электронщик, программист,  

Совместно с ребятами, мы рассуждали о том, где могут работать люди вышеуказанных профессий, какие инструменты и материалы используют в своей работе, о технике безопасности, результатах их труда и какими личностными качествами необходимо обладать этим людям.

(Слайд20)На втором, практическом, этапе я знакомила детей с различными конструкторами. В нашем учреждении новизной в работе по этому направлению является использование в образовательном процессе современных  конструкторов Фанкластик, Апитор, конструктор Энергия соли, LEGO WeDo 2.0, которые базируются на новых информационных технологиях и способствуют развитию информационной культуры детей и их взаимодействию с миром технического творчества.

(Слайд21,22)Поскольку 2021-2022 учебный год в рамках дополнительного образования я работала с воспитанниками по направлению конструирование, применяя конструктор «Фанкластик», то моим ребятам легко было конструировать по схеме, достаточно быстро мы с  воспитанниками перешли на конструирование по замыслу. Здесь передо мной стояла задача дать детям азы программирования. 

(Слайд23) Для начального ознакомления детей с основами программирования  использовала учебно-методическое универсальное пособие «Робомышь»

Данный набор входит в основу STEM-образования, которое, активно набирает популярность. На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.

Слайд24 В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей умений строить алгоритмы, использую игры-упражнения на выстраивание последовательности событий, например, те, что представлены на слайде «А что было дальше?», «Кто знает, тот дальше сказку продолжает». Во время игры вызванный ребенок может сказать 1-2 предложения, затем продолжает другой ребенок. Для того чтобы облегчить рассказывание, можно предложить набор картинок.

Также использовала игры с правилами и организовывала игровую деятельность дошкольников по заданным  условиям (алгоритмам).

Например, в игре «Зоопарк» нужно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

Слайд25 Также для развития основ алгоритмики и программирования, использовали игру  «Робот и программист». Суть ее заключается в том, что в паре детей один – робот, второй – программист, который дает словесную пошаговую инструкцию (или алгоритм действий) роботу, тот, в свою очередь должен выполнить инструкцию точь-в-точь, даже если в ней не будет логической последовательности.

(Слайд26)После изучения основ алгоритмики, мы перешли к программированию различных построек из современных  конструкторов Апитор и  Лего Видо. Ребята учились программировать через программы, также через  систему смартхаб, представленную в констукторе Лего Видо. Система Смартхаб – это микрокомпьютер, который программируется, через  компьютерную программу , с определенным алгоритмом действий.

Слайд27,28 Здесь я использовала такие технологии, как проблемные ситуации, через решения которых дети строили и программировали различные модели: «Помощника робота», «Пчелу», «Робота шпиона», «Спасательный вертолет» и др.

Слайд29,30 Также использовали технологию  экспериментально -исследовательской деятельности: дети изучали, что такое силы, и как они заставляют предметы перемещаться, создали и запрограммировали робота «Тягач» для изучения результатов действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение предметов, составили рассказ и представили свои выводы о том , когда силы будут находиться в равновесии, а когда нет, познакомившись с видами сил и их воздействии на объект.

Также на  занятиях  я использую технологию сотрудничества. Самое главное умение, приобретаемое дошкольниками, – это умение согласовывать свои действия с окружающими, т.е. – работать в команде.

(Слайд 31)Что касается развивающей предметно-пространственной среды, то для эффективной организации занятий в нашей группе я создала центр «Академия робототехники». В центре были представлены различные роботы,  современные конструкторы; дидактические материалы:  в своей работе применяла технологию лепбук  «Фиксикоробототехника», альбом «Робототехника в современном мире», картотеки дидактических игр по робототехнике и конструированию. Логико – математическое игры,  карточки – схемы с алгоритмами, графическими диктантами, дидактические игры на развитие алгоритмического мышления.

(Слайд 32,33)Мы знаем, что участниками педагогического процесса являются не только воспитанники и педагоги, но и родители (законные представители) воспитанников. Для начала я  познакомила родителей с целями и задачами робототехники в детском саду. Мною была исследована педагогическая компетенция родителей в области развития инженерно-технических навыков детей. Для этого провела анкетирование родителей по данному направлению.  Целью данных анкет было: выявить отношение родителей к конструкторской  деятельности детей и робототехники. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей к конструированию и программированию, и понимают, что роль развития детского мышления занимает в развитии ребенка не последнее место.

 Слайд34,35   В уголке для родителей были размещены  различные консультации, памятки,буклеты по конструированию и робототехнике:

-«ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста».

-«Конструктор нового поколения Фанкластик»  

-«Знакомство с конструктором «Апитор, Лего WeDo»,

-«Мой робот».

 Памятки для родителей  

-«Образовательная робототехника в ДОУ»,

Буклеты:

-«Основы   детской робототехники»,  

-«Современный конструктор Лего Wedo»  

Также с родителями были проведен мастер-класс:

- «Современный конструктор «Лего Wedo».

         

Слайд 36В результате родители приняли активное участие в создании фото-выставки по робототехнике и вдохновились на покупку современных программируемых конструкторов домой.

Слайд37 Дети совместно с педагогами и родителями принимали активное участие в конкурсах «Лучший центр по конструированию», «Создай своего робота» их бросового материала, в котором заняли первое место;

-участвовали во всероссийских конкурсах «21 фонда», «Планета Лего», «Город Будущего»  также заняли 1и 3  места.

(Слайд38)По истечении 6-и месяцев я вновь провела диагностику детей. Результаты вы видите на диаграмме (Сравнительна Диаграмма на слайде)

Таким образом, я отметила положительные изменения:

Слайд39 - дети, владеют техническим конструированием и робототехникой, проявляют инициативу и самостоятельность программирования, в познавательно-исследовательской деятельности в работе с конструктором "Apitor"  "LEGO  WeDo 2.0",

           -ребята освоили принципы алгоритмики,

           -расширили знания о робототехнике,  

- наблюдается высокий уровень  работы с предложенными инструкциями и схемами;

-освоили принципы работы с программируемыми конструкторами.

-   наблюдается положительная динамика у детей – в интеллектуальном развитии, проявление творчества в работе, умение создавать замысел, работать по схеме, умение выделять структурные признаки модели, создавать движущиеся модели и программировать их.

- наблюдается сплочение детского коллектива, у детей сформировались навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;

 И в заключении хотелось бы отметить, ребенок, который сейчас получит базовые знания и навыки в научно-технической сфере, сможет комфортно себя чувствовать в новом мире, и легко будет разбираться с новыми технологиями, а это – весьма перспективная сфера для будущей профессии.

Слайд 39 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.

Актуальность темы           Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения  количества пострад...

Презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта  работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы по теме:"Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"

Презентация опыта работы на методическом объединении педагогов ДОУ НМР по теме: "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста образа мира взрослых через сюжетно-ролевые игры» в банк данных на уровне образовательной организации» от 28.04.2020

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста образа мира взрослых через сюжетно-ролевые игры» в банк данных на уровне образовательно...

Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...

Обобщение опыта работы Тема: «Формирование у детей среднего дошкольного возраста доброжелательного отношения между собой посредством традиций группы и ДОУ»

Патриотическое воспитание дошкольников имеет глубокий смысл. Дети должны знать и гордиться историей не только своей страны, государства, в котором они живут, но и своей малой родиной, ибо именно им пр...