золотая рыбка. водолаз декарта
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Орехова Ольга Николаевна

конспект занятия по позн.-исслед. деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_zol.rybka_.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ЗОЛОТАЯ РЫБКА, ВОДОЛАЗ ДЕКАРТА»

Интеграция образовательных областей:  «Познание» (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности:  коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская

Цель:  Расширить знания детей о рыбах.

Задачи:

  1. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  2. Развитие познавательной инициативы ребенка
  3. Воспитание интереса к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Ход деятельности

- Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько гостей, давайте поздороваемся!

- Подходите ко мне, вставайте в круг, давайте с вами возьмёмся за руки  

- А вы любите сказки?

- Тогда послушайте, пожалуйста.

(читаю отрывок произведения под шум моря)

- ЖИЛ СТАРИК СО СВОЕЮ СТАРУХОЮ

У САМОГО СИНЕГО МОРЯ;

ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ,

РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА.

СТАРИК ЛОВИЛ НЕВОДОМ РЫБУ,

СТАРУХА ПРЯЛА СВОЮ ПРЯЖУ…..

- Вы узнали, что это за произведение? (сказка о рыбаке рыбки.)

- Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)

- Ребята, а что случилось дальше?

(поймал золотую рыбку)

ОТКРЫВАЮ НАКИДКУ И ЧИТАЮ

- К нам из сказки приплыла,

   Там царицею была,

   Рыба эта не простая

  Рыбка эта ….. (золотая)

- Подумайте и скажите, где обитают рыбы?

- Как думает, ….?

-  А как думает,…..?

- правильно: вода для рыб – это дом.

- А вы хотите узнать о рыбах, что-то новое и интересное?

- Не зря на вас одеты халаты, мы сегодня будем «исследователями» и делать для себя новые открытия. Для этого отправимся в научную лабораторию, которая поможет нам узнать о рыбах  больше!

(1 – опыт)

- Дети, а рыбы живые существа? (да)

- Всё живое  дышит. Дышат люди, птицы, звери. А чем все дышат? (воздухом), как вы думаете, а  чем дышат  рыбы в воде?

- А в воде есть воздух? (версии)

- Давайте проверим ваши предположения.

(НА СТОЛЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ  ДЕТЕЙ ЁМКОСТИ С ВОДОЙ, И КУСОЧКИ ПЛАСТЕЛИНА)

- Пройдите, пожалуйста, за этот стол, присаживайтесь.

- Возьмите в руки кусочек пластилина опустите его в воду.

- понаблюдайте, что происходит в воде с пластилином?

- что вы видите?

(на пластилине образовались пузырьки)

- Из чего эти пузырьки, как вы думаете?

- как вы думаете, что находится в этих пузырьках.

- Дотроньтесь кончиками пальцев до пластилина.

- Что произошло? (пузырьки понимаются вверх)

 Ответ детей пузырьки – это воздух.

- Так есть воздух в воде?

Вывод: оказывается рыбы, как все живые существа, дышат воздухом, растворённым в воде.

(2 – опыт)

 - подходите ко мне, возьмите любой предмет.

- Давайте по очереди опустим предметы в воду.

- Подумайте,  почему камень, металлический шарик, фасоль утонули?

- Как думает, …..? (тяжёлые – тонут)

- А почему перо, кора дерева, и пластмассовый предмет  не утонули?

- как думает ,….?

- Ребята, но ведь рыбы  бывают маленькие и большие, лёгкие и  тяжёлые, что помогает им не тонуть?

- Хотите узнать?

- У меня 2 шарика, один я наполнила – песком, второй – воздухом.

- …., опусти 1 шарик в воду?

- ….., опусти 2 шарик.

- Что произошло – (один утонул, второй плавает).

- Почему шар, в котором песок – утонул?

- А почему шар заполненный воздухом, не утонул?

(он лёгкий)

- Да ребята: воздух легче воды, поэтому этот (показываю) не тонет.

(показываю)

- У каждой рыбы есть внутри такой  пузырь, в котором находится воздух. Этот воздушный пузырь и помогает ей не тонуть. Рыба легко может опуститься на дно, сдувая свой воздушный пузырь или подняться вверх, надувая его.

Водолаз Декарта 

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку про Водяного. Однажды пошла Настенька за водой к ручейку. Ручеек впадал в большое озеро, а в озере жил Водяной – владыка всех озер, рек и ручейков. Ушла Настенька за водой и не вернулась. Ждал ее, ждал Иванушка и решил пойти искать. Приходит он к озеру и видит на озере платок Настеньки. «Значит, утащил ее Водяной…» – подумал Иванушка и стал кричать: «Настенька, Настенька, где ты?» Забурлила вода, пошли по озеру волны, и вылез из воды Водяной, владыка рек, озер и ручейков: «Ну что ты кричишь, Иванушка? Настенька твоя спит спокойно, а ты ее чуть не разбудил, раскричался. Чего тебе надо-то?» А Иванушка строго спрашивает: «Ты зачем мою Настеньку утопил? Теперь и меня хочешь утопить?» А Водяной отвечает: «Успокойся, Иванушка, никто твою Настеньку не топил, просто она у меня в гостях. Сейчас она спит в моем царстве воды, когда проснется, начнем мы с ней мои владения обходить, а завтра я поведу ее на ярких заморских рыбок посмотреть». «А чем же она под водой дышит? Ведь воздуха-то нет под водой?» – спрашивает Иванушка. «Верно говоришь, Иванушка, нет под водой воздуха, но зато у меня есть хороший водолазный скафандр, новая модель, я тебе покажу, хорошая вещь… Видишь посередине озера пузырьки? Это твоя Настенька пузырьки пускает – дышит воздухом, который ей в скафандр поступает, а когда она выдыхает, воздух пузырьками идет наверх. Скучно мне, Иван, понимаешь, и скучно, и грустно… Никто в гости не заходит… А тут смотрю – твоя Настенька идет, дай, думаю, приглашу ее в гости – и то радость!» Рассердился Иванушка: «Отдавай мою Настеньку, а не то я сейчас солнышко попрошу и будет оно так сильно светить, что все твое озеро испарится! Останешься ты без воды!» «Да чтоб я остался без воды! Я, владыка рек, озер, ручейков?!» – кричит Водяной. А Иванушка и говорит: «Ну, раз ты водный владыка, то все на свете можешь утопить, правда? Давай я тебе загадку загадаю. Вот стеклянный стаканчик. Если сможешь его утопить, то я проиграл, а если не сможешь утопить стаканчик, значит, немедленно отдашь Настеньку обратно». «Ладно, ладно, – согласился Водяной. – Утоплю я твою стекляшку». И стал Водяной топить стеклянный стаканчик – топит его, а он всплывает. (Педагог демонстрирует, как всплывает «водолаз», если надавить сверху.) Топит, а он опять всплывает. Совсем замучился Водяной: «Ой, не могу больше, Иванушка, никак он не топится! Сдаюсь, ты выиграл, не могу я утопить этот стаканчик! А ты можешь? Покажи, чтоб я тоже знал, и объясни мне, Водяному, в чем же здесь дело…» Иванушка взял резинку от воздушного шарика, надел его на стаканчик, завязал ниточ- ками и надавил сверху. (Демонстрирует «водолаза» – то на дне лежит, то всплывает, то на середине глубины.) А Иванушка говорит: «Смотри, Водяной, – мы давим на резинку, а между резинкой и водой что?» Водяной говорит: «Да ничего там нет, пусто!» «Нет, есть там что- то…» Ребята, что есть между резинкой и водой, вот здесь (показывает) между поверхностью воды и резиной?

Дети. Воздух!

Воспитатель. Правильно, воздух. Иванушка так и объяснил Водяному: «Там есть воздух. Когда мы давим на резинку, воздух давит на воду, а вода на поплавок и он тонет. Понятно? Теперь отпускай мою Настеньку». Делать нечего Водяному, отпустил он Настеньку и говорит: «Заходите ко мне в гости, я вам покажу мое царство!» «Спасибо, Водяной, – ответили Иванушка и Настенька, – мы зайдем, когда будет свободное время». И вернулись они к себе домой. Тут и сказке конец.

ИТОГ:

- Сегодня, вы были настоящими учёными, работающими в лаборатории.

- Ребята, скажите о ком мы сегодня говорили? (о рыбке)

- Что интересного вы узнали о рыбах?

- Чем рыбы дышат в воде?

- Почему рыбы не тонут?

- Молодцы, мне очень интересно было с вами работать! А теперь, нам пора прощаться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке».

Конспект занятия для детей раннего возраста«Окружающий мир» «Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке»....

Рыбки в "Золотой рыбке"

Летнее развлечение для воспитанников младших групп...

|Конспект НОД На тему "Золотая рыбка" по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке"

Конспект интегрированной НОД на тему «Золотая рыбка»по сказке А,С,Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» (аппликация)....

Игра "Где золотая рыбка?" (по теме "Аквариумные рыбки")

Чем полезна игра? •Учит ребёнка понимать и использовать в высказываниях предлоги.•Помогает обратить внимание детей на существование «слов-помощников» (понятие «предлог» дошкольникам не даётся), т...

конспект занятие Чтения русской народной сказке" сказка о золотой рыбке" и Рисование .тема: "золотая рыбка"

познакомить детей с отрывком из сказки "сказка о золотой рыбки".Помочь понять смысл произведения  ,обьяснить значение слова "Невод" ," Чешуя"Формировать умения...

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗОЛОТОЙ РЫБКОЙ. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАССКАЗ О РЫБКЕ(мл.группа)

Цели: дать представление о рыбке как о живом существе, о том, что она нуждается в уходе и бережном обращении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбок руками); развивать интерес к живой приро...

Мастер - класс «Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе – Путешествие золотой рыбки», «Помощь золотой рыбке»

Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Эксперимент...