золотая рыбка. водолаз декарта
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
конспект занятия по позн.-исслед. деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_zol.rybka_.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ПО
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ЗОЛОТАЯ РЫБКА, ВОДОЛАЗ ДЕКАРТА»
Интеграция образовательных областей: «Познание» (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, «Коммуникация», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская
Цель: Расширить знания детей о рыбах.
Задачи:
- Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Развитие познавательной инициативы ребенка
- Воспитание интереса к экспериментальной деятельности, любовь к природе.
Ход деятельности
- Здравствуйте ребята! Посмотрите сколько гостей, давайте поздороваемся!
- Подходите ко мне, вставайте в круг, давайте с вами возьмёмся за руки
- А вы любите сказки?
- Тогда послушайте, пожалуйста.
(читаю отрывок произведения под шум моря)
- ЖИЛ СТАРИК СО СВОЕЮ СТАРУХОЮ
У САМОГО СИНЕГО МОРЯ;
ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ,
РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА.
СТАРИК ЛОВИЛ НЕВОДОМ РЫБУ,
СТАРУХА ПРЯЛА СВОЮ ПРЯЖУ…..
- Вы узнали, что это за произведение? (сказка о рыбаке рыбки.)
- Кто автор этой сказки? (А.С.Пушкин)
- Ребята, а что случилось дальше?
(поймал золотую рыбку)
ОТКРЫВАЮ НАКИДКУ И ЧИТАЮ
- К нам из сказки приплыла,
Там царицею была,
Рыба эта не простая
Рыбка эта ….. (золотая)
- Подумайте и скажите, где обитают рыбы?
- Как думает, ….?
- А как думает,…..?
- правильно: вода для рыб – это дом.
- А вы хотите узнать о рыбах, что-то новое и интересное?
- Не зря на вас одеты халаты, мы сегодня будем «исследователями» и делать для себя новые открытия. Для этого отправимся в научную лабораторию, которая поможет нам узнать о рыбах больше!
(1 – опыт)
- Дети, а рыбы живые существа? (да)
- Всё живое дышит. Дышат люди, птицы, звери. А чем все дышат? (воздухом), как вы думаете, а чем дышат рыбы в воде?
- А в воде есть воздух? (версии)
- Давайте проверим ваши предположения.
(НА СТОЛЕ ПО КОЛИЧЕСТВУ ДЕТЕЙ ЁМКОСТИ С ВОДОЙ, И КУСОЧКИ ПЛАСТЕЛИНА)
- Пройдите, пожалуйста, за этот стол, присаживайтесь.
- Возьмите в руки кусочек пластилина опустите его в воду.
- понаблюдайте, что происходит в воде с пластилином?
- что вы видите?
(на пластилине образовались пузырьки)
- Из чего эти пузырьки, как вы думаете?
- как вы думаете, что находится в этих пузырьках.
- Дотроньтесь кончиками пальцев до пластилина.
- Что произошло? (пузырьки понимаются вверх)
Ответ детей пузырьки – это воздух.
- Так есть воздух в воде?
Вывод: оказывается рыбы, как все живые существа, дышат воздухом, растворённым в воде.
(2 – опыт)
- подходите ко мне, возьмите любой предмет.
- Давайте по очереди опустим предметы в воду.
- Подумайте, почему камень, металлический шарик, фасоль утонули?
- Как думает, …..? (тяжёлые – тонут)
- А почему перо, кора дерева, и пластмассовый предмет не утонули?
- как думает ,….?
- Ребята, но ведь рыбы бывают маленькие и большие, лёгкие и тяжёлые, что помогает им не тонуть?
- Хотите узнать?
- У меня 2 шарика, один я наполнила – песком, второй – воздухом.
- …., опусти 1 шарик в воду?
- ….., опусти 2 шарик.
- Что произошло – (один утонул, второй плавает).
- Почему шар, в котором песок – утонул?
- А почему шар заполненный воздухом, не утонул?
(он лёгкий)
- Да ребята: воздух легче воды, поэтому этот (показываю) не тонет.
(показываю)
- У каждой рыбы есть внутри такой пузырь, в котором находится воздух. Этот воздушный пузырь и помогает ей не тонуть. Рыба легко может опуститься на дно, сдувая свой воздушный пузырь или подняться вверх, надувая его.
Водолаз Декарта
Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами послушаем сказку про Водяного. Однажды пошла Настенька за водой к ручейку. Ручеек впадал в большое озеро, а в озере жил Водяной – владыка всех озер, рек и ручейков. Ушла Настенька за водой и не вернулась. Ждал ее, ждал Иванушка и решил пойти искать. Приходит он к озеру и видит на озере платок Настеньки. «Значит, утащил ее Водяной…» – подумал Иванушка и стал кричать: «Настенька, Настенька, где ты?» Забурлила вода, пошли по озеру волны, и вылез из воды Водяной, владыка рек, озер и ручейков: «Ну что ты кричишь, Иванушка? Настенька твоя спит спокойно, а ты ее чуть не разбудил, раскричался. Чего тебе надо-то?» А Иванушка строго спрашивает: «Ты зачем мою Настеньку утопил? Теперь и меня хочешь утопить?» А Водяной отвечает: «Успокойся, Иванушка, никто твою Настеньку не топил, просто она у меня в гостях. Сейчас она спит в моем царстве воды, когда проснется, начнем мы с ней мои владения обходить, а завтра я поведу ее на ярких заморских рыбок посмотреть». «А чем же она под водой дышит? Ведь воздуха-то нет под водой?» – спрашивает Иванушка. «Верно говоришь, Иванушка, нет под водой воздуха, но зато у меня есть хороший водолазный скафандр, новая модель, я тебе покажу, хорошая вещь… Видишь посередине озера пузырьки? Это твоя Настенька пузырьки пускает – дышит воздухом, который ей в скафандр поступает, а когда она выдыхает, воздух пузырьками идет наверх. Скучно мне, Иван, понимаешь, и скучно, и грустно… Никто в гости не заходит… А тут смотрю – твоя Настенька идет, дай, думаю, приглашу ее в гости – и то радость!» Рассердился Иванушка: «Отдавай мою Настеньку, а не то я сейчас солнышко попрошу и будет оно так сильно светить, что все твое озеро испарится! Останешься ты без воды!» «Да чтоб я остался без воды! Я, владыка рек, озер, ручейков?!» – кричит Водяной. А Иванушка и говорит: «Ну, раз ты водный владыка, то все на свете можешь утопить, правда? Давай я тебе загадку загадаю. Вот стеклянный стаканчик. Если сможешь его утопить, то я проиграл, а если не сможешь утопить стаканчик, значит, немедленно отдашь Настеньку обратно». «Ладно, ладно, – согласился Водяной. – Утоплю я твою стекляшку». И стал Водяной топить стеклянный стаканчик – топит его, а он всплывает. (Педагог демонстрирует, как всплывает «водолаз», если надавить сверху.) Топит, а он опять всплывает. Совсем замучился Водяной: «Ой, не могу больше, Иванушка, никак он не топится! Сдаюсь, ты выиграл, не могу я утопить этот стаканчик! А ты можешь? Покажи, чтоб я тоже знал, и объясни мне, Водяному, в чем же здесь дело…» Иванушка взял резинку от воздушного шарика, надел его на стаканчик, завязал ниточ- ками и надавил сверху. (Демонстрирует «водолаза» – то на дне лежит, то всплывает, то на середине глубины.) А Иванушка говорит: «Смотри, Водяной, – мы давим на резинку, а между резинкой и водой что?» Водяной говорит: «Да ничего там нет, пусто!» «Нет, есть там что- то…» Ребята, что есть между резинкой и водой, вот здесь (показывает) между поверхностью воды и резиной?
Дети. Воздух!
Воспитатель. Правильно, воздух. Иванушка так и объяснил Водяному: «Там есть воздух. Когда мы давим на резинку, воздух давит на воду, а вода на поплавок и он тонет. Понятно? Теперь отпускай мою Настеньку». Делать нечего Водяному, отпустил он Настеньку и говорит: «Заходите ко мне в гости, я вам покажу мое царство!» «Спасибо, Водяной, – ответили Иванушка и Настенька, – мы зайдем, когда будет свободное время». И вернулись они к себе домой. Тут и сказке конец.
ИТОГ:
- Сегодня, вы были настоящими учёными, работающими в лаборатории.
- Ребята, скажите о ком мы сегодня говорили? (о рыбке)
- Что интересного вы узнали о рыбах?
- Чем рыбы дышат в воде?
- Почему рыбы не тонут?
- Молодцы, мне очень интересно было с вами работать! А теперь, нам пора прощаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке».
Конспект занятия для детей раннего возраста«Окружающий мир» «Наблюдение за золотой рыбкой. Коллективный рассказ о рыбке»....
Рыбки в "Золотой рыбке"
Летнее развлечение для воспитанников младших групп...
|Конспект НОД На тему "Золотая рыбка" по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и золотой рыбке"
Конспект интегрированной НОД на тему «Золотая рыбка»по сказке А,С,Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие» (аппликация)....
Игра "Где золотая рыбка?" (по теме "Аквариумные рыбки")
Чем полезна игра? •Учит ребёнка понимать и использовать в высказываниях предлоги.•Помогает обратить внимание детей на существование «слов-помощников» (понятие «предлог» дошкольникам не даётся), т...
конспект занятие Чтения русской народной сказке" сказка о золотой рыбке" и Рисование .тема: "золотая рыбка"
познакомить детей с отрывком из сказки "сказка о золотой рыбки".Помочь понять смысл произведения ,обьяснить значение слова "Невод" ," Чешуя"Формировать умения...
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЗОЛОТОЙ РЫБКОЙ. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАССКАЗ О РЫБКЕ(мл.группа)
Цели: дать представление о рыбке как о живом существе, о том, что она нуждается в уходе и бережном обращении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбок руками); развивать интерес к живой приро...
Мастер - класс «Опытно-экспериментальная деятельность в младшей группе – Путешествие золотой рыбки», «Помощь золотой рыбке»
Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Эксперимент...