Познавательное занятие « Славен, славен град Москва!»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Бударная Ольга Александровна

Занятие в рамках реализации проекта "Я шагаю по Москве"

Задачи: познакомить детей с историей возникновения Москвы, жизнью москвичей; помочь детям понять и прочувствовать, что только сильные люди могли пройти испытания, которые выпали на их долю, что только сильные, умные и добрые люди могли построить такой город, как наша столица; воспитывать любовь к Родине, к своему народу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_slaven_grad_.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Познавательное  занятие « Славен, славен град Москва!»

Задачи: познакомить детей с историей возникновения Москвы, жизнью москвичей; помочь детям понять и прочувствовать, что только сильные люди могли пройти испытания, которые выпали на их долю, что только сильные, умные и добрые люди могли построить такой город, как наша столица; воспитывать любовь к Родине, к своему народу.

Ход занятия:

На фоне закрытого занавеса  звучит песня « Моя земля», слова и музыка Ю. Верижникова.

В центр зала выходят дети и по очереди читают стихи.

Слава нашей стороне. Слава русской старине!

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

Над Москвой-рекой, на круче, где стоит наш Кремль теперь,

Был когда-то бор дремучий, а в бору водился зверь.

Ведущий. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появились тут весной.

(Появляется небольшая группа детей, они осматриваются.)

То ль в ладьях они приплыли, то ль верхами, то ль пешком.

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом.

(Дети присаживаются на корточки, переговариваются.)

 И решили…

Ребёнок. Места много, есть, что есть и есть что пить!

Ведущий. Всё обдумали немного, стали строиться да жить! 

Звучит музыка, открывается занавес, дети подходят к зрителям и имитируют различные движения( перешёптываются, грызут семечки, крутятся перед зеркалом, свистят в свистульки, носят воду из колодца).

Ведущий. Строил древний городок Юрий Долгорукий,

Перекрёсток всех дорог послужил ему порукой.

Ведущий.  Ребята, Москва – город очень древний, старый. Но всё равно было время, когда на этом месте, где сейчас Москва, стоял дремучий лес. Садитесь поудобнее, сейчас я вам расскажу, как возник этот город. Было это много-много лет назад. В городе Киеве жил-был князь Юрий по прозвищу Долгорукий. Однажды позвал он к себе мудрого старца и говорит: «Старею я, перед смертью хочу навестить родные места».

Собрал князь дружину и отправился в путь. Долго ехал князь со своею дружиною. И вот заехал в такие места, где густые леса чередовались с полянами, а по берегам реки раскинулись луга. В лесах много зверья и птицы, в реке много рыбы. Места холмистые, овраги глубокие… Залюбовался Юрий этой дивной красотой и подумал, что если построить здесь город, то врагам будет трудно преодолеть холмы, овраги и реки, а для жителей здесь есть всё необходимое.

Только подумал так Юрий и вдруг… видит между деревьями,  над лесной поляной, облако стало превращаться в какого-то неведомого зверя. Во многих походах бывала дружина, много диковин видывала, а такого зверя не видела: три головы, шерсть длинная, разноцветная. Не растерялся князь Юрий, поднял копьё, замахнулся на зверя, и чудо произошло: зверь начал таять и превратился в туман.

 Когда все пришли в себя, спросил у мудреца князь, что всё это значит. Задумался старец и молвил:- Явление этого чудесного зверя есть знак того. Что быть на этом месте великолепному городу. Зверь был огромен, Значит, и город будет велик. У зверя много голов, значит, и город будет главным. Шерсть у зверя разноцветная, значит, и город будет очень красивым.

- А как же назвать этот город? – спросил Юрий.

- А назови его по имени вот той реки – Москва.

И приказал князь построить на этом месте город и имя ему дать – Москва.

Ребёнок. Вот он первый Кремль сосновый, за бревенчатой стеной,

Так родился город новый и назвался он Москвой!

Ребёнок. Да не город, деревушка, на пригорочке – церквушка.

Кучка княжьих теремов да десятка два домов!

Ведущий. Посмотрите, подивитесь, как в далёкие года

Жили-были, поживали в княжестве Московском дети, дружная семья!

1Ребёнок. Терем, терем, теремок, он затейлив и высок,

 В нём окошки слюдяные, все наличники резные,

А на крыше – петушки, золотые гребешки!

Ребёнок. ( открывает ставенку из- домика).

Божья коровка, улети вверх ловко,

Принеси нам хлеба, ягодам рост,

Редьке длинный хвост.

Божья коровка, ветер или дождь?

  Если ветер, то лети, если дождик – посиди! Ах, божья коровка, улетела, значит,  будет хорошая погода! Пойду-ка я на улицу играть!

Ведущий. У ручья в игру играли дети наших москвичей.

Эти самые ребята, что в лесу росли когда-то,

Сами строили потом на Москве за домом дом!

Русская народная игра « Пора, бабушка, в пир»

Держась за руки, играющие образуют круг. В середину встаёт игрок с завязанными глазами – бабушка. Кто-нибудь из стоящих в кругу начинает диалог:

- Пора, бабушка, в пир!

- Не в чем!

- В рогоже?

- Негоже.

- В лукошке!

- Покато!

- На крылышках полетай!

При последних словах бабушка кружится и машет руками, приближается к стоящим в кругу, и, натыкаясь на кого-нибудь, старается его узнать. Если водящему это удаётся, то пойманный становится бабушкой, если нет – то игра продолжается с тем же водящим.

Ведущий. (Приглашает детей присесть у берёзки).

А вы знаете, детишки, про великий наш народ? И про то, как люди жили,

Как татарам дань платили? Как и у всей Руси, у Москвы были враги, и дольше всех терзали и мучили русских людей татаро-монголы. Много раз сжигали и разрушали враги нашу столицу. Людей мучили, грабили, в плен увозили. Казалось, все – нет больше сил у москвичей, не смогут они подняться. Погибнет Русь! Не будет больше Москвы! Но Москва снова и снова вставала из пепла, возрождалась.

Да…Хан Батый наделал бед, но прошло немного лет –

И Москва назло всем ханам засияла красотой.

Управлялась князь Иваном,

 Князь Иваном Калитой.

Ребёнок. Тут и стала мать Москва всем уделам голова.

Ведущий. Москва – всем городам мать!

А какие вы знаете пословицы о Москве?

Пословицы о Москве

Говорят в Москве, а слушают по всей стране!

Из Москвы, как с большой горы, всё видно!

Кто в  Москве не бывал, тот красоты не видал!

Москва, что гранит, никто Москву не победит!

Ведущий. Крепнет, ширится Москва,

И растёт о ней молва.

Солнце светит над столицей, разыгралась детвора,

А кремлёвские бойницы будут петь нам до утра.

Дети (хором). Славен, славен град Москва!

(Звучит колокольный звон).

Ребёнок. Красный звон гудит и льётся       

К жизни новой, молодой,

Всё, ликуя, к жизни льётся

Перекатною волной.

Танец « Матрёшки»

Ребёнок. Славен город наших предков,

В жизни многое изведал,

Много радостных побед

И над всеми временами

Древний Кремль, хранимый нами,

Нас хранит  из года в год –

Наша гордость и оплот!

Ребёнок. Ну-ка снимем шапки, братцы,

Да поклонимся Кремлю:

Это он помог собраться городам в одну семью!

Ребёнок. Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперёд,

Но преданья старины забывать мы не должны!

Ведущий. Ах, Россия, родная Россия!

В твоём имени нежность берёз,

И народная мудрость, и сила,

В сверкании утренних рос.

В твоих песнях – разливы гармони,

В плясках – удаль и русская стать.

Я такой красоты не припомню,

Где б ещё мне такую сыскать.

Я хочу пожелать тебе счастья

Мирной жизни, покоя, тепла,

Чтоб тебя не коснулось ненастье,

Чтоб судьба твоя светлой была.      И. Поллак

Исполняется заключительная песня « Что такое Родина»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Славен город наш, Москва!"

Знакомство детей с историей возникновения Москвы - столицы России ....

Конспект НОД "Славен град Москва"

Программное содержание: - воспитывать у детей чувство любви к родному городу;- формировать первые ростки патриотизма, чувство гордости званием москвича;- формировать чувство гражданственности;- дать д...

Конспект занятия во второй младшей группе (рисование) «Град, град!»

Конспект занятия во второй младшей группе (рисование) «Град, град!»...

Конспект НОД по рисованию. Тема: «Град, град!»

Конспект НОД по рисованию. Тема: «Град, град!»...

Проект «Славен человек не словами, славен делами».

/Проект  «Славен человек не словами, славен делами».Проект  «Славен человек не словами, славен делами»....

Конспект ООД ОО «ХЭР» Тема « Град, град!» младшая группа

1) Обучающие: учить детей изображать тучу и град ватными палочками с изменением цвета и частоты размещения пятен (пятнышки на туче - близко друг к другу, град на небе- более редко, с просветами). Пока...

Художественно-эстетическая деятельность во второй младшей группе. Рисование на тему: " Град! Град!"

Програмное обеспечение: - Учить детей изображать тучу и град ватнми палочками с изменением цвета и частоты размещения пятен....