Психологические особенности шестилетних детей
консультация (подготовительная группа) на тему

Лебедева Ирина Андреевна

Информация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskie_osobennosti_shestiletnih_detey.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности шестилетних детей.

Шестилетний ребенок – это уже не малыш, требующий постоянного внимания и заботы взрослых. И в то же время у этого ребенка еще не выработаны навыки организованной деятельности.

Изменения проявляются во всех сферах психического развития: мотивационно – потребностной, эмоционально – волевой и познавательной деятельности. Возникают новые мотивы поведения, связанные с растущей направленностью на учение, стремление к серьезной и трудовой деятельности. Дети начинают стремиться к выполнению более серьезных и ответственных обязанностей и поручений. Они начинают понимать, что впереди их ждут школа, новые люди, другие формы работы. И это приводит к качественному изменению отношений к взрослым и сверстникам.

        Положение школьника воспитанникам подготовительной группы детского сада представляется почетным, приближающим их деятельность к деятельности взрослых. Возникает и развивается осознание собственной личности. Будущая учеба выступает как серьезный и интересный вид деятельности, поощряемый и положительно оцениваемый воспитателями и родителями. Поэтому наблюдается повышенный интерес к серьезным поручениям: выполнение заданий в трудовой деятельности, на дежурствах. И правильная организация перестройки мотивационной сферы ребенка зависит от окружающих взрослых людей – воспитателей и родителей.

        В этот период новый характер приобретают и познавательные интересы – они становятся более стойкими, углубленными. Большинство детей сознательно и с должными волевыми усилиями относятся к усвоению знаний на занятиях. Восприятие по своим психологическим характеристикам (целенаправленности, сосредоточенности, точности и обобщению) начинает соответствовать уровню взрослого человека. Систематическое ознакомление с предметами и явлениями неживой и живой природы на занятиях, прогулках развивает наблюдательность, внимание, умение подчинять свои действия определенной задаче.

К концу дошкольного детства формируются новые и важные сенсорные способности – определение параметров величины предметов (длины, ширины, высоты толщины), умение правильно оценивать абсолютные и относительные размеры предметов, их объем, вес и пропорции, овладение ориентировкой в пространстве и во временных отношениях, видение перспективных отношений в рисунках и т.д.

Совершенствуются и поднимаются на качественно более высокий уровень и нравственные мотивы поведения. Теперь уже возможна оценка своих поступков и действий окружающих людей с позиции общепринятых моральных принципов. Дети начинают осознавать особенности  собственного поведения, сами их оценивают и придают большое значение тем оценкам, которые дают их поведению взрослые и сверстники. Так складывается самооценка. И задача педагога и родителей  - не допустить формирования неправильной (завышенной или заниженной) самооценки, что очень важно для последующего обучения в школе. В этом возрасте усиливается тенденция доверительного отношения со взрослыми, а выбор партнера для общения среди сверстников становится избирательным. Дети начинают выбирать среди сверстников образцы для подражания и сравнения.  Наиболее четко эти процессы заметны в современных играх. Они приобретают сложное и насыщенное содержание, отражают действия и взаимодействия взрослых людей, осознавание и сознательное усвоение прав и обязанностей взрослых. Возникает подчинение одних мотивов другим, «вхождение в роль», поведение становится более целенаправленным с четко прослеживаемыми действиями.

        В течение седьмого года жизни игровая деятельность с неукоснительным выполнением правил приобретает все более серьезный и сложный характер. Вместе с тем появляются игры и без ролей, в которых выполнение правил обязательно для достижения определенной цели – выигрыша. Игры с правилами (настольные, игры в прятки) весьма отличаются от сюжетно – ролевых игр «в доктора», «в магазин». В процессе игры постепенно возникает и реализуется стремление к серьезной деятельности – одно из важнейших психических новообразований на седьмом году жизни, играющее важную роль в готовности к школьному обучению. Особое значение в подготовке к школе имеют дидактические игры и игры – драматизации. Первые из них подготавливают основу для развития познавательных действий; вторые – игры – драматизации – можно рассматривать как важный этап развития художественной деятельности детей, как форму перехода к более высоким ступеням эстетической деятельности. Возрастающая произвольность поведения детей проявляется не только во внешних действиях, но и во внутренних психических процессах – восприятии, внимании, памяти, мышлении, воображении. На занятиях воспитанники подготовительных групп могут внимательно слушать объяснения педагога, рассматривать картинки, запоминать различные сведения с использованием простейших мнемических приемов (группировка материала по смыслу, использование предметных и графических памяток), настойчиво обдумывать способы решения задач.  Значительно совершенствуется слуховое восприятие и прежде всего фонематический слух. Дети начинают безошибочно различать все звуки родной речи; могут их правильно выделять в словах, безошибочно произносить, меняя громкость и темп речи и используя средства интонационной выразительности. Они реже допускают ошибки в согласовании слов, использовании предлогов и падежных окончаний. Запас слов увеличивается, ответы становятся более развернутыми. Рассказы, пересказы по картинке отличаются большей содержательностью и связностью; уже проявляется умение охарактеризовать художественно выразительные и изобразительные средства литературного произведения. Улучшается музыкальный слух, чувство ритма, шестилетние дети могут воспринимать и правильно интонационно воспроизводить мелодии в пении и игре на музыкальных инструментах. Развиваются и проявляются творческие способности в художественной и продуктивной деятельности: в рисовании, лепке, конструировании. Эти виды деятельности при правильном руководстве взрослыми способствуют тому, что дети овладевают высшими формами восприятия и образного мышления. А это весьма важно, так как они составляют необходимую основу для последующего усвоения обобщенных знаний.

        Заметно возрастают и возможности умственной деятельности – происходит значительный рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети начинают выделять существенное в явлениях окружающей  действительности, могут сравнивать эти явления, обнаруживать сходные и различные черты. Развивается умение рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы. Интенсивно формируются и развиваются разные способы практических преобразований объектов, направленные на определение и выделение скрытых их свойств. С помощью этих способов дети осуществляют общее обследование различных объектов, начинают выявлять существенные связи. Правда, эти процессы не выходят заметно за рамки наглядно-действенного мышления, свойственного ребенку дошкольного возраста, но тем не менее способствуют эффективному формированию понятийного, логического мышления, без развития которого невозможно будущее обучение в школе. Поэтому знания старшим дошкольникам, следует давать не столько в форме отвлеченных словесных рассуждений, а путем организаций практических действий, манипуляций с предметами или их изображениями, символами и моделями.  Наряду с наглядно – действенным мышлением у старших дошкольников бурно развивается образное мышление, начинает формироваться логическое мышление. Простейшие интеллектуальные операции анализа и синтеза в ходе овладения опосредствованными способами предметной деятельности возникают еще в раннем детстве. Однако способы познавательной деятельности, в основе которых лежат те или иные формы логического подхода к объектам или явлениям, формируются к концу дошкольного детства. Логические операции возникают в результате практических действий. Путь использования и усложнения наглядных материалов таков: от конкретных сюжетных вещей – к бессюжетным, от материальных видов наглядности – к материализованным видам, условным таблицам и моделям, схемам.

Вместе с тем возможен и другой процесс – по принципу дедукции – от первоначального усвоения принципа, сути действия, его схемы или модели к последующей реализации в конкретных исполнительных операциях и практических ситуациях. Эти пути формирования теоретического мышления заключают в себе значительные возможности дальнейшего совершенствования обучения старших дошкольников.  Значительное влияние на психические процессы шестилетних детей оказывает и их трудовая деятельность, формирующая такие личностные качества, как усидчивость, внимательность, умение проявлять нужные волевые усилия, терпение, устойчивость, трудолюбие. Без достаточного развития этих качеств невозможно добиться эффективных результатов обучения в школе.

В трудовой, обязательно посильной для ребенка деятельности получают свое развитие ценные для будущего учения в школе нравственно – волевые качества – ответственное отношение к делу, умение обдумывать план и ход работы, преодолевать определенные трудности для получения намеченного результата. Главное в психолого-педагогическом аспекте: ребенок усваивает представление о труде как деле, обязательно требующем мобилизации усилий.  Однако бурное развитие перцептивных, мнестических, эмоциональных и умственных процессов к концу периода дошкольного детства во многих своих проявлениях имеют существенные и специфические возрастные различия. Усвоение новых знаний и умений требует от шестилетнего ребенка больших энергетических затрат, тогда как работоспособность – и физическая и умственная – имеет определенные возрастные особенности и ограничения, обусловленные уровнем морфофункционального развития детского организма, и прежде всего его регуляторных механизмов. Поэтому, организуя и реализуя воспитательную работу, очень важно создавать условия, адекватные возрастным соматическим и психофизиологическим особенностям с тем, чтобы не допустить возникновения перенапряжения и переутомления, обеспечить нормальное, полноценное формирование ребенка.

Ю. Змановский, профессор, доктор медицинских наук, заместитель директора НИИ общей и педагогической психологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности агрессивности детей

рассматривание основных особенностей агрессивного поведения детей...

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"

Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"...

Психологические особенности современных детей-дошкольников - родительское собрание

Психологическая сказка, игровые упражнения, беседа-диалог- групповая консультация для родителей ....

Психологические особенности развития детей в возрасте 4-5 лет

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4—5 лет, необходимо учитывать следующее. Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цел...

Психологические особенности развития детей 3-4 лет

Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Имен но в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром....

Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Особенности развития детей дошкольного возраста...

психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...