«Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
рабочая программа ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Социальный заказ ставит дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений - умственное и творческое развитие детей посредствам ТРИЗ–РТВ технологий, что позволит воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».
ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Методы технического творчества появились как потребность повысить производительность интеллектуального труда, прежде всего, в сфере производства. В их развитии прослеживаются две концепции. В соответствии с первой развитие технических систем является следствием процессов, происходящих в мышлении изобретателей, новые сильные идеи возникают как "озарения" у выдающихся личностей с особым складом ума, и процесс этот не поддается никакому изучению и тиражированию. В результате появились методы психологической активизации творчества и перебора вариантов. По второй концепции изменение искусственных систем происходит не по субъективной воле человека, а подчиняется объективным законам и происходит в направлении повышения уровня их идеальности. Выявленные Г. С. Альтшуллером закономерности легли в основу системы законов развития технических систем и новой науки о творчестве – теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Проблема развития творческого мышления, воображения психолого-педагогической литературе представлена широко в трудах Э. А. Голубевай, Т. Н. Дороновой. Возможности применения конкретных методов активизации творческого мышления, творческого воображения в процессе развития творчества дошкольников исследовали: Г. С. Альтшуллер, В. Н. Данченко, А. М.Страунинг. Е. Н. Яковлева рассматривала развитие творческого потенциала личности ребенка, творческие возможности в развитии творческой активности детей.
Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начала с установкой на будущее обучение в школе. Сегодня ценность не там, где мир воспринимается по схеме: знаю - не знаю, умею - не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребенка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога – не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать.
Доказано, что главным показателем умственного, личностного и творческого развития является не столько сумма знаний, приобретенных ребенком, сколько совокупность и уровень развития, интеллектуальных умений и мыслительных приемов и логических операций. Особое внимание придается развитию творческих способностей детей. Способность решать творческие задачи, изобретать и делать открытия, выводы нужно развивать у каждого ребенка с детства.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п. Информационные технологии дают нам всё новые возможности, но и многого требуют от нас: понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться,обучаться. Человеку приходится справляться с массой постоянно «сваливающихся» на него творческих задач. И это касается не только профессиональной или научной деятельности, но и бытовой жизни.
Принципиальная задача педагогов и родителей – развитие личности и ее активности. Как показывает опыт, уровень развития творческого мышления у детей недостаточно высок. Об успешности развития у детей творческой деятельности свидетельствуют увлеченность, способность переноса приобретенных знаний и умений в практическую деятельность, развитое критическое, творческое, системное мышление, фантазия и воображение, способность отказываться от шаблонов, самоорганизация в процессе решения творческих задач. Низкая логическая «вооруженность», низкий уровень видения объектов окружающего мира в системе проявляется в неумении самостоятельно добывать знания, доказательно рассуждать.
Я считаю проблему развития познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку этот вид деятельности является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
Все обшеобразовательные программы дошкольного образования включают в себя развитие общих и специальных способностей детей, но не дают методов и приемов развития творчества. Поскольку технология ТРИЗ–РТВ – это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольного образования, то она максимально увеличивает эффективность любой программы. Технология ТРИЗ–РТВ способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов умственного, личностного, творческого развития детей дошкольного возраста
Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.
В настоящее время становится очевидной необходимость разработки учебно-методического комплекса «ТРИЗ–РТВ в детском саду», включающего механизм творческого, умственного, личностного развития ребенка, индивидуальные учебные планы с использованием развивающей технологии ТРИЗ–РТВ в непосредственно организованной деятельности и в режимных моментах, динамическую и мониторинговую системы.
Изучив современные механизмы воспитания творческой личности и проанализировав все имеющиеся возможности повышения уровня развития познавательной активности детей, я пришла к выводу, что существует необходимость заменить традиционную технологию воспитания и обучения на инновационную, которая предполагает получение знаний не в готовом виде от педагога, а самостоятельный поиск ответов на вопросы.
Созданная Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.
Данный педагогический опыт способствует развитию творческого воображения, мышления, высокому уровню познавательной активности дошкольника, овладению основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешному адаптированию к школе вне зависимости от системы обучения, желанию и умению самостоятельно учиться.
Использование нетрадиционных методов и приемов технологии ТРИЗ–РТВ способствует дальнейшему применению её в различных видах детской деятельности, в быту, в будущей жизни.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ технологии ТРИЗ–РТВ заключается в разработке путей, методов и средств по развитию речи, творческого воображения и мышления в соответствии возрастным особенностям детей; в разработке системы методов целенаправленного воздействия на воображение, творческое мышление и речь детей; в разработке тестирования, позволяющего определить уровень развития воображения, творческого мышления.
ТРИЗ как универсальный инструментарий, используется в различной специально организованной деятельности. Это позволяет формировать единую гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознании ребенка, осуществить эвристическое обучение. Оптимальной формой овладения детьми методиками творчества являются системы творческих заданий, которые даются детям через игры, алгоритмы на занятиях и в течение дня.
Спроектированная технология по формированию творческого потенциала и речи у детей будет осуществляться наиболее эффективно, если:
- реализуется система активного включения во взаимодействие всех субъектов педагогического процесса;
- подготовка педагогов будет носить опережающий характер;
- предметное содержание процесса реализуется в системе;
- необходимым условием является практическое воплощение творческой мысли в рисунках, сочинениях, сказках, песнях, загадках, поделках, движениях.
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание и обучение губят в детях ростки этой одаренности в зародыше.
Понимание вышеперечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ–РТВ в работе с дошкольниками. Основная задача использования ТРИЗ–технологии в дошкольном возрасте – это привить ребёнку радость творческих открытий.
ТРИЗ–технология в систему работы дошкольных учреждений массово не внедряется, поскольку недостаточно разработаны содержание программы по ТРИЗ, а также формы и методы обучения. Таким образом, объективные социальные условия создают необходимость поиска эффективных путей и условий формирования творческого мышления, воображения, речи дошкольников.
Форма представления педагогического опыта – педагогическая технология – совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА:
1. Комбинация методов и приёмов известных ТРИЗ–РТВ технологий, обеспечивающая развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.
2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы в образовательных учреждениях, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьей.
НОВИЗНА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально–практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ–РТВ в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира.
Кроме того, ТРИЗ имеет ряд других ценностей:
- Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на возможность воплощения в реальных условиях.
- Систематическое изучение ТРИЗовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника. Ребята, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие нестандартным мышлением, более успешны в освоении знаний в разных видах деятельности.
- ТРИЗ–педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.
- Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения, они позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.
- ТРИЗ–педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.
Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений. Главная его ценность в том, что опыт работы по данной тематике основан на принципе природосообразности обучения. Обучая ребенка, воспитатель должен идти от его природы. Поэтому планирование работы по данной технологии основывается на развитии речи и ознакомлении детей с окружающим миром с включением в занятия методов и приемов ТРИЗ–РТВ.
Мое педагогическое творчество заключается в усовершенствовании, т.е. в модернизации и адаптации к конкретным условиям уже известной технологии.
Мною были разработаны творческие задачи для детей старшего дошкольного возраста. Разработана система педагогических условий успешного формирования творческого потенциала и речи детей. Разработано занятие на формирование системного мышления для детей старшего дошкольного возраста, дидактические игры с элементами ТРИЗ по развитию творческого воображения у детей. С помощью этого дети учатся анализировать, представлять, находить выход из сложившейся ситуации. В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и помогает им прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем грамотно их применять в жизни.
ЦЕЛЬЮ использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность; с другой — поисковой деятельности.
ЗАДАЧИ:
- формировать у детей умения наблюдать, анализировать, сравнивать, решать задачи творческого характера;
- развивать умение логически мыслить и связно выражать свои мысли;
- адаптировать к динамичной картине мира;
- развивать желание заниматься самостоятельной экспериментальной деятельностью;
- воспитывать творческую личность.
Элементы ТРИЗ я применяю в таких образовательных областях, как познание, коммуникация, художественное творчество, в игровой деятельности, а также в режимных моментах (в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке). Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс развития творческого потенциала дошкольников.
ПРИНЦИПЫ
педагогического воздействия на воображение, творческое мышление и развитие речи
Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы:
- Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии предоставляю ребёнку право выбора.
- Принцип открытости. Предоставляю ребёнку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.
- Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.
- Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т.к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип идеальности. Творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.
УСЛОВИЯ
для оптимального развития творческих способностей ребенка
1. Создание безопасной психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.
2. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.
3. Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросам и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся «за гранью».
4. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами.
5. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.
6. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом, и меньше переживает о своем признании окружающими.
7. Оценка ребенка, как творческую личность. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.
8. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами сделать ее понятной для окружающих.
Для решения поставленных задач были использованы следующие МЕТОДЫ:
- проблемно – поисковый (ставит проблемы и предлагает инструменты для их решения);
- поисково – экспериментальный (развивает познавательный интерес самостоятельной поисковой деятельности);
- игровой (учит выявлять и решать противоречивые свойства предметов, явлений);
- практический (преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления связей между ними, причин их изменения).
ПРИЕМЫ:
1. Умение находить противоречия или прием выделения противоположных свойств (в младшем дошкольном возрасте дети определяют – хорошо или плохо и обосновывают: почему они так считают; в старшем дошкольном возрасте решают противоречия).
2. Прием постановки вопросов как один из показателей творческих способностей. (Игра «Данетка»).
3. Переформулирование – умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства.
4. Генерирование идей – творческий подход к решению самых разных проблем. (Использование приемов фантазирования: в младшем возрасте на конкретных примерах или на сказках; в старшем дошкольном возрасте, опираясь на жизненный опыт детей).
Выбор тех или иных методов или приемов зависит:
- от возраста детей и от их уровня развития;
- от содержания задач, стоящих перед данным занятием или бытовой деятельностью;
- от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Развитие ребенка во многом зависит от того, какое влияние оказывают на детей взрослые. Поэтому основными субъектами, вовлеченными в осуществление опыта и для которых данный опыт предназначен, являются педагоги дошкольного образования, дети дошкольного возраста и их родители (законные представители). Предлагаемое мною взаимодействие обеспечивается целенаправленным, активным включением всех участников образовательного процесса в развитие творческого мышления, воображения и речи. С. И. Гин писал: «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка». При этом обязателен учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Чтобы не перегружать детей дополнительными занятиями, я решила для развития творческого потенциала детей использовать элементы ТРИЗ на базе Программы воспитания и обучения в детском саду, по которой работает наш детский сад.
АДРЕСНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА
Опыт создан в помощь ищущим воспитателям, где именно в процессе ознакомления с окружающей действительностью, дети воспринимают и чувственно познают мир, экспериментируют, размышляют и фантазируют, находят решения проблем и выход из различных ситуаций. Поэтому опыт работы могут использовать: воспитатели ДОУ, педагоги дополнительного образования, родители.
Данный опыт поможет молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения.
Все представленные методы и приемы могут быть использованы, как приложение к любой общеобразовательной программе.
Работа по ТРИЗ-РТВ может проводиться: во II младшей, средней, старшей и подготовительной группах ДОУ. Что характерно, использование данной технологии не поздно начать применять с любого дошкольного возраста.
С моим инновационным опытом вы можете ознакомиться, пройдя по ссылке: http://nsportal.ru/smolkina-yuliya-igorevna
ТРУДОЕМКОСТЬ ОПЫТА
Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что вас окружает – мебель, посуда, камешки и листики, – превращаются в «орудия» творчества. Но конечно при подготовке к занятиям очень удобно, когда в группе есть комплект дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются на занятиях по всем темам. Это очень важно, чтобы познание окружающего мира происходило на ближайшем ребенку окружении, на доступном его пониманию материале.
Основной задачей использования ТРИЗ–технологий на занятиях в детском саду является привитие ребёнку радости творческих открытий. Для решения этой задачи необходимо:
– организовывать проведение занятий таким образом, чтобы они органично вписывались в естественную жизнь детей, а не носили «академический» характер;
– использовать специальную Игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица Игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает своё мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность. Одно условие – выбрать Игрушку необычную, оригинальную. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия;
– в конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа (Чем занимались?, Что нового узнали?, Что было самым интересным?, Что осталось непонятным? и др.). Итоги подводить в самых разных формах: игры «Копилка новостей», «Интервью», «Доскажи предложение» и др., обсуждение планов на будущее (Вот мы сегодня узнали о …, а на следующем занятии узнаем, почему …). При этом стараться обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующими, режимными моментами.
Еще один немаловажный аспект: творческие задания не содержат «правильных», заранее известных ответов, результатов. Каждое задание может содержать лишь примерные варианты решений. Основная задача взрослых – научить ребенка мыслить и отстаивать правомерность собственной точки зрения, сформировать у него позицию «Я могу!»
Существуют различные подходы к построению занятий с использованием ТРИЗ–РТВ технологий: построение занятия на одной алгоритмической цепочки (в этом случае на занятии основным содержанием является решение творческой задачи) или использование на традиционном содержании отдельных инструментов. Первый вариант более технологичен, второй – доступнее начинающему практику.
Сюжеты подсказывают различные книги, в первую очередь, сказки, современные мультфильмы. Мы часто с детьми играем в путешествия, походы по сказкам, в сказочный лес, на вершину горы, в подводное царство, на различном сказочном транспорте: на космопоезде, на машине времени, на корабле невидимке, на волшебном космическом самокате. Где мы узнаем, что-то новое и интересное. Даже самые обычные темы можно сделать интересными и увлекательными, если придать им принципиально новый вид. Дети скучают на занятии в том случае, когда их вынуждают к пассивности (сиди и слушай) или когда в предлагаемом материале нет новизны. Поэтому основной задачей, которую я ставлю перед собой, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через грамотно организованное коллективное рассуждение, и через игры.
Очень хорошо вписывается ТРИЗ в проектную деятельность, так как проект начинается с проблемной ситуации или поставленного вопроса. Дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план ее решения, придумывают продукт проекта, а потом их реализуют в практической деятельности. Работа над проектом позволяет объединять родителей, детей и педагогов для решения поставленных целей. Хочется отметить важность вовлечения семьи в данную работу. Родители активно участвуют в проведении всех проектных мероприятий, помогают в оформлении продуктов проекта.
Для использования ТРИЗ не нужно специального оборудования. Самое главное – это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что окружает – палочки, посуда, камешки, пустые коробки – превращаются в какие угодно элементы. Самое главное – вызвать у детей интерес, пробудить мотив к творческой деятельности.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Два раза в год мною проводилась диагностика уровня развития познавательной активности детей. Результаты обучения детей показали, что в конце года произошли существенные изменения.
Начало года | Конец года |
2014-2015 уч. г. средняя группа | |
Высокий уровень – 0%; Средний уровень – 71%; Низкий уровень – 29% | Высокий уровень – 51%; Средний уровень – 44%; Низкий уровень – 5% |
Видна положительная динамика в разных возрастных группах: увеличился процент высокого уровня познавательного развития детей с 0% до 51%, низкий уровень упал до 5%.
Сравнительный анализ результатов позволяет сделать выводы и внести необходимые коррективы в работу. За период работы по технологии были использованы лишь некоторые методы развития творческого мышления, воображения и речи.
Разработка и внедрение моего опыта работы также эффективно сказывается на достижениях детей в различных видах творческой деятельности. Воспитанники являются участниками и призерами международных, российских и муниципальных конкурсов.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Методологическую основу данного педагогического опыта составляет личностно – ориентированный подход к процессу становления личности, в рамках которого дошкольник не является пассивным объектом воздействия. Теоретическую основу педагогического проекта составили методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – автор Г.А. Альтшуллер,1964 г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных к работе с дошкольниками (Лелюх С.В., Хоменко Н.Н., Сидорчук Т.А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников»), А.В. Корзун «Весёлая дидактика»
Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребёнок усваивает обобщённые алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В основе творческой деятельности лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности. Ребенок является субъектом собственной деятельности по саморазвитию, человеком, способным к активной направленной деятельности, т.е. воспитание при таком подходе подразумевается как взаимодействие ребёнка и взрослого.
В основу моего опыта легли разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей». Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.
ТРИЗ, как и другие системы, развивается. Сегодня - это комплекс, состоящий из трех взаимосвязанных направлений ТРИЗ–РТВ–ТРТЛ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Альтшуллер Г.С. / Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение. /Сост. А. Б. Селюцкий. Петрозаводск,1991.
- Андреева Е. В. Карты универсального описания объектов как средство обучения мыслительным приемам ТРИ – РТВ. // Материалы научно–практической конференции «Технологизация профессионального гуманитарного образования» – Ульяновск, 1999. – С. 4 – 5.
- Гафитуллин М. С. / Развитие творческого воображения. – Жуковский, 1987. – 12 с.
- Гин А. А. / Приемы педагогической техники, 1999 г.
- Гин А.А. / «Да» и «нет» говорите…//Педагогика+ТРИЗ. Гомель, 1997. Вып.2
- Гин С. И. / Мир фантазии. –М, 2000. – 138 с.
- Гуткович И. Я. // Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. – Ульяновск, 1996. – 101 с.
- Гуткович И. Я. / Приемы РТВ в обучении составлению сказок дошкольников. Тезисы докладов Региональной научно-практической конференции «Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников». – Челябинск, 1998. – С. 13–15.
- Железнова С. В. / Внедрение ТРИ-РТВ в практику обучения и воспитания дошкольников. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. – 182с.
- Железнова С. В., Богомолова Н. Р. Солнышко. / Программа развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста на основе ТРИ и РТВ. – Обнинск: ООО «Росток», 1998. – 102с.
- «Золотой ключик» творческого мышления // Сборник методических материалов дошкольного образовательного учреждения детского сада № 277. (Авторский коллектив: Лелюх С. В., Прокопьева Л. А., Андреева Е. В., Гончарова Л. А., Яковлева Н. А.) / Под ред. Т. А. Сидорчук. – Челябинск. 2000. – 84 с.
- Корзун А.В. / Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн.,2000.
- Кудрякова И. Г., Кузнецова В. В., Пыстина Л. А. / Развитие интеллекта дошкольников средствами теории решения изобретательских задач при ознакомлении с окружающими миром. – Саров, 1997. – 148 с.
- Мурашковская И.Н. / Игры для занятий ТРИЗ с детьми младшего возраста // «Педагогика+ТРИЗ». Гомель, 1997.
- Мурашковска И. Н. / Когда я стану волшебников. – Рига, 1994 – 64 с.
- Программа по развитию творческого воображения (РТВ) и обучению диалектическому способу мышления с помощью элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) детей докшольного возраста. (Авторский коллектив: Гуткович И. Я., Костракова И. М., Сидорчук Т. А.) – Ульяновск, 1994. – 15с.
- Сидорчук Т. А. / К вопросу об использовании элементов теории решения изобретательских задач с детьми дошкольного возраста. – Ульяновск, 1991. – 55 с.
- Сидорчук Т. А. // Программа формирования творческих способностей дошкольников. – Обнинск: ООО «Росток», 1998, – 64 с.
- Сидорчук Т. А. / Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. – Ульяновск, 1996. – 152с.
- Сидорчук Т. А., Гуткович И. Я. Методы развития воображения дошкольников. – Ульяновск, 1996. – 44 с.
- Страунинг А. М. / Методы активизации мышления дошкольников. Обнинск, 1997.
- Хоменко Н. Н. // Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и проблемы образования. // Тезисы докладов 2-й региональной научно–практической конференции «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ». – Челябинск, 1999. – С. 19–21.
Интернет–источники:
http://www.trizland.ru/
http://www.altshuller.ru/triz/
http://trizinfo.by.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"
Разработанные методы и приёмы могут быть адаптированны в ДОУ, в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, а также для повышения взаимодействия педагог...
Информационная карта опыта работы"Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности дошкольников посредством применения методов ТРИЗ
информационная карта содержит идею, концепцию, условия, результат, цели и задачи и др....
К конкурсу профессионального мастерства "Педагог года - 2016": "Опыт работы по теме: «Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ»
Опыт работы по теме : "Формирование нестандартного мышления, развитие творческой деятельности детей посредством применения методов ТРИЗ"...
Презентация "Развитие творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности"
Развитие творческих способностей детей посредством проектного метода с использованием интеграции различных видов деятельности...
«Формирование нестандартного мышления, развитие творчества у детей посредством применения технологии ТРИЗ» круглый стол для воспитателей
Секреты творческого мышления. Педагогическая деятельность это процесс постоянного творчества. Помимо профессиональной компетентности современный педагог должен обладать еще и...
Развитие творческих способностей детей посредством применения нетрадиционных техник рисования
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Воспитанники знакомятся с разно...
Мастер-класс для педагогов и родителей «Развиваем творческий потенциал детей» с применением методов ТРИЗ»
Мастер-класс для педагогов и родителей «Развиваем творческий потенциал детей» с применением методов ТРИЗ»...