Дошкольный возраст - период активного освоения предметного мира и мира человеческих отношений, время познания, энергии и инициативы.
консультация ( группа) на тему
Дошкольный возраст - период активного освоения предметного мира и мира человеческих отношений, время познания, энергии и инициативы. Но радость от возросшей самостоятельности ребенка и его способности к диалогу нередко сменяется огорчением и тревогой. Родителей волнуют проявления детской агрессии, случаи лжи и даже... воровства. Предлагаемые в материале памятки помогут родителям понять причины «неправильного» поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy_vozrast.docx | 26.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст - период активного освоения предметного мира и мира человеческих отношений,
время познания, энергии и инициативы.
Дошкольный возраст - период активного освоения предметного мира и мира человеческих отношений, время познания, энергии и инициативы. Но радость от возросшей самостоятельности ребенка и его способности к диалогу нередко сменяется огорчением и тревогой. Родителей волнуют проявления детской агрессии, случаи лжи и даже... воровства. Предлагаемые в материале памятки помогут родителям понять причины «неправильного» поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.
Что делать, если ребенок…
Обманывает
Некоторые дети начинают обманывать взрослых уже в возрасте 3-4 лет. Когда родители обнаруживают это, они чувствуют тревогу, возмущение и стараются отучить ребенка от «дурной привычки».
Что же скрывается за детской ложью? Как реагировать на обман и как научить ребенка быть честным?
Детская ложь - это способ:
скрыть свою вину или неудачу;
избежать наказания;
выразить враждебность или отомстить родителям за что-либо;
превзойти взрослого;
подчеркнуть свою значительность;
добиться похвалы или проявлений любви;
оказаться в центре внимания;
приукрасить действительность, пофантазировать.
Часто родители сами подают детям пример неправильного поведения, например, сообщают воспитателям придуманные причины и пропуска ребенком занятий; просят детей сказать по телефону, что их нет дома; рассказывают о том, как их собственная ложь помогла им в какой-то ситуации. Также к родительской лжи относятся случаи, когда взрослые не выполняют обещания, данные ребенку.
Многие родители, стремясь разоблачить обманщика, начинают «игру» в «сыщика» и «преступника»: проводят расследования, устраивают «очные ставки», ищут доказательства обмана. Этого не следует делать: в результате «преступник» становится все изобретательнее, а в отношениях между детьми и родителями - все меньше доверия.
Что делать:
- определите причину, по которой ребенок прибегает к обману. Спокойно обсудите случившееся и помогите ему осознать, что есть другие способы разрешить его проблему;
- позаботьтесь о том, чтобы ребенок дома и среди сверстников чувствовал себя комфортно и уверенно;
- будьте честны со своим ребенком - если вы нарушили данное ему обещание, извинитесь перед ним и объясните причины, которые помешали вам выполнить обещанное;
- помните: и взрослые, и дети имеют право на личные тайны. Настойчивый интерес взрослых может подтолкнуть ребенка ко лжи;
- не навязывайте ребенку слишком много правил и запретов - чем больше ограничений, тем больше вероятность их нарушения и последующего обмана из-за страха наказания. Хвалите ребенка, когда он говорит правду (особенно, если сказать ее было нелегко).
Ворует
Среди причин детского воровства можно выделить следующие:
- Сильное желание получить понравившуюся вещь(как правило, однократный поступок). Встречается у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Ребенок осознает аморальность поступка, но не может устоять перед искушением и пытается найти оправдания своему поступку.
- Недостаток развития нравственных представлений и воли. Основная причина - неправильное воспитание. Ребенок не понимает переживаний «жертвы», не умеет сопереживать другому человеку. Склонен подражать плохому примеру друзей, воровать «за компанию».
- Желание самоутвердится. Ребенок хочет обратить на себя внимание, «купить» дружбу сверстников, угощая их купленными на украденные деньги конфетами или делая им подарки.
- Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка. Реакция на жестокое обращение или авторитарное воспитание. Реакция на чрезмерное количество запретов и ограничений. Ответ ребенка на неудовлетворение его потребностей. Такое воровство часто имеет «символический» смысл - стремление присвоить себе нечто материальное из-за невозможности «присвоить» (почувствовать) любовь близких людей.
Как реагировать на воровство:
- постарайтесь понять, о чем говорит поведение ребенка, и адекватно отреагируйте и на факт воровства, и на причину, его вызвавшую;
- без угроз расскажите ребенку о своих чувствах, связанных с его проступком;
- сообщите ребенку о необходимости нести ответственность за свои поступки - украденную вещь следует вернуть владельцу. В случае «домашнего воровства» в зависимости от возраста ребенка возможны варианты: отработка украденных денег, отказ от планируемой покупки, лишение развлечений или иной способ возмещения ущерба.
Что делать:
- с детства объясняйте ребенку, что без разрешения нельзя брать чужие вещи;
- обращайте его внимание на переживания человека, утратившего свою вещь. Разбирайте вместе с ребенком ситуации, связанные с нарушением или соблюдением моральных норм;
- обращайте внимание ребенка на необходимость нести ответственность за свои поступки, на возможность исправить содеянное, на муки совести и на облегчение, испытываемое в результате улаживания проблемы;
- подавайте положительный пример ребенку своим поведением;
- объясняйте ребенку «цену денег», рассказывайте, за что мама и папа получают на работе деньги, как и на что они тратятся, учите планировать бюджет, совершать покупки.
Сквернословит
Как быть, если дети используют в своей речи «плохие» (бранные, неприличные) слова? Рано или поздно с этой проблемой сталкивается большинство родителей.
Причины сквернословия:
- бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста);
- повторение часто употребляемых ругательств за другими людьми из-за их заразительной эмоциональности; это способ выразить свои чувства (дошкольный и младший школьный возраст);
- стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст);
- желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).
Если сквернословит маленький ребенок:
- объясните, что эти слова являются неприличными и оскорбительными для тех, кто их слышит;
- скажите, что некоторые люди настолько несдержанны и невоспитанны, что употребляют бранные слова, желая обидеть или разозлить человека;
- не уделяйте ругающемуся ребенку повышенного внимания - видя, что вы очень встревожены, он может использовать ругань назло вам;
- обратите внимание ребенка на то, что в вашей семье не принято употреблять такие слова;
- предложите выразить свои чувства другими словами -от междометий («Ой!») до юмористических ругательств («Крокозябра ты этакая!»).
Бесполезно:
- ругать или запрещать;
- бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.
Полезно:
- следить за собственной речью - если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
- объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае - когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
- научить справляться с отрицательными эмоциями;
- научить реагировать на чужую грубость или агрессию.
Разрушает и ломает игрушки, предметы мебели.
Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо, в том числе топанье ногами, хлопанье дверью, разбрасывание вещей, порча имущества. Некоторые дети рвут книги, ломают мебель и даже устраивают поджоги.
Механизм косвенной агрессии связан с феноменом «переноса». Например, ребенок, которому взрослый не дал конфету (не разрешил смотреть телевизор, не пустил гулять, потребовал выполнения домашних заданий), как правило, не осмеливается открыто проявить свой гнев и «переносит» всю свою злобу на другой объект, попавшийся под руку.
Нередко такое поведение демонстрируют дети, уставшие от запретов и чувствующие сильную агрессию против взрослых. Порой дети из чувства зависти и стремления самоутвердиться уничтожают что-либо, созданное другими людьми (детьми).
Чаще всего в основе желания ломать, портить и разрушать лежат неуверенность в себе и вражда по отношению к людям.
Советы родителям:
- высказывайте недовольство и раздражение поведением ребенка в достаточно мягкой форме, объясняйте, почему вы не одобряете такого поведения;
- силовое принуждение ребенка к повиновению может вызвать еще большее стремление к разрушениям;
- каждый раз предлагайте ребенку устранить учиненный им разгром: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому помоги мне убраться» (для детей постарше - «сможешь привести все в порядок»);
- не заменяйте сломанные ребенком игрушки новыми и не спешите убирать обломки - пусть последствия поведения будут наглядно видны;
- давайте детям игрушки, которые можно разбирать и собирать, чтобы они могли удовлетворять свое любопытство;
- подберите детям прочные игрушки, которые трудно сломать.
Дерется
Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
Обращение с детьми до вспышки агрессии:
- отвлечь, предложить ребенку интересное занятие;
- предложить ребенку игрушку, которую можно мять или кусать;
- физически удержать от нападения;
- дать детям возможность самим разобраться в конфликте (взрослые контролируют события, но не выступают арбитрами).
Почему не следует использовать телесные наказания:
- ребенок может стать робким, нерешительным, неуверенным, пессимистичным;
- ребенок может начать бояться взрослых; со временем неприязнь может перейти в ненависть;
- телесные наказания - это модель агрессивного поведения. Дети могут подражать наказывающим их взрослым.
Обращение с детьми после вспышки агрессии:
- сказать резкое слово драчуну и утешить пострадавшего. Не следует насильно принуждать ребенка к извинению;
- удалить ребенка из комнаты на 1-2 минуты в знак своего неодобрения;
- если ребенок мал, можно взять его крепко за руки, строго и четко сказать: «Драться нельзя!» или «Не кусаться!»;
- ограничить внимание, уделяемое агрессивному ребенку;
- если используется наказание (лишение игрушек или привилегий), то оно должно следовать непосредственно за проступком и быть недолгим по времени - ребенок быстро забудет причину наказания, а гнев и обида на взрослых останутся;
- не отвечать агрессией на агрессию;
- терпеливо объяснять ребенку, чем неправильно его поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с предметным миром с использованием современных технологий
В даной статье изложена основная задача воспитателя по ознакомлению детей с предметным миром - это помочь дошкольнику свободно и...
Освоение величин в дошкольном возрасте как условие познания окружающего мира
Освоение величин в дошкольном возрасте как условие познания окружающего мира...
Практическое освоение способов познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста (Опыт при изучении окружающего мира)
Познавательная деятельность может быть организована по-разному: демонстрационные эксперименты проводит воспитатель; самостоятельные эксперименты проводят дошкольники в совестной деятельности с педагог...
Методическая разработка математическое образование дошкольника "освоение величин в дошкольном возрасте как условие познания окружающего мира."
ВведениеАннотацияПриведем пример одного урока...
Конспект образовательной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия
Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталк...
Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста через творческое освоение окружающего мира. (Многообразие образов в сказках-шумелках)
В современном обществе как никогда ранее, существует потребность в людях образованных, умеющих самостоятельно и конструктивно мыслить и принимать решения и в то же время, способные српереживать. Но за...
Консультация для родителей «Дошкольный возраст — период познания мира и человеческих отношений».
В период дошкольного детства ребёнок вступает в «возраст разума» - овладевает речью, основами интеллекта, умением контролировать своё поведение - это активный пери...