Конспект образовательной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Гусева Алла Александровна

Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Дети с имеющими нарушениями зрения в недостаточной степени знают виды транспорта, какие правила безопасности существуют на дороге; недостаточно полно владеют обобщенными понятиями, не всегда могут максимально обогатить знания и представления о видах транспорта, о правилах дорожного движения, так как  имеют ограниченное восприятие,  связанное с  имеющим дефектом зрения. И наша задача научить и сформировать багаж знаний по данной теме , используя компенсаторные возможности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»

                     Конспект образовательной деятельности

 детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

 по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия

                       Разработал: Гусева А.А.

                                 

                                                Москва 2017.


Тема: «Транспорт».

Дата проведения 29.03 2017 года.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, речевая, коммуникативная, конструктивная.

Цель: актуализация представлений о транспорте, развитие зрительного восприятия.

Задачи образовательные:

Закрепить имеющиеся сведения о транспорте.

Закрепить умение соотносить звуковой сигнал транспорта с предметной картинкой.

Закрепить умение определять направление движения объекта на картинке.

Закрепить умение узнавать предметное изображение при наложении контуров друг на друга и определять его часть.

Закрепить умение соотносить цветное силуэтное изображение с контурным изображением, а также его части.

Закрепить ориентировку «на себе», «от себя», «от объекта».

Закрепить умение соотносить движение со словом.

Задачи развивающие:

Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации.

Развивать целостность зрительного восприятия.

Развивать слуховое восприятие неречевых звуков.

Развивать глазодвигательные мышцы.

Развивать моторику пальцев рук. 

Развитие конструктивного праксиса.

Задачи речевые:

Обогащать предметный и глагольный словарь, актуализировать имеющийся лексический запас по данной теме.

Закрепить умение правильно согласовывать слова в предложении.

Задачи воспитательные:

Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

Воспитывать уважение к правилам дорожного движения, прививать детям необходимость соблюдения правил дорожного движения как условие сохранения жизни и здоровья человека.

Планируемый результат: системные достаточные сведения по теме «Транспорт», богатый словарный запас по данной теме, высокий уровень развития зрительного восприятия.

Предварительная работа: наблюдения за транспортом на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о транспорте, прослушивание аудиосигналов транспорта, организация конструктивных и сюжетно-ролевых игр по теме «Транспорт», а также продуктивная деятельность.

Оборудование и материал:

Презентация с картинками различных видов транспорта, картинки с аудиосигналами.

Разрезные предметные картинки транспорта.

Предметные контурные изображения, наложенные друг на друга, аналогичные цветные силуэтные изображения и их части (колесо от машины, пропеллер от вертолета и т. д.).

Силуэтные изображения транспорта различной величины, фишки, разных цветов, силуэтные изображения транспорта, с парнопротивоположными  направлениями движения.

Цветные кольца (красное, желтое, зеленое).

Геометрические фигуры по количеству детей.

Карточки с буквами.

Основные термины и понятия: обобщающие понятие транспорт, название видов транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный. Виды транспорта: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь. Как называют людей которые управляют различными видами транспорта.

Конспект занятия

Ход работы

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, посмотрите у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.

2. Мотивация.

Постановка и принятие детьми темы в стихотворной форме:

«Путешествовать хотите?

Собирайтесь, не спешите.

Вас, ребята, транспорт ждет,

Отправляемся вперед!».

II. Основная часть.

- «Дети, на чем можно путешествовать?».

 Педагог показывает на презентации различные виды транспорта: «Назовите виды транспорта».  

Затем педагог показывает слайд с различным видом транспорта и сигналы: «Назовите, к какому транспорту относится сигнал, назовите его вид».

Игра: «Почему так называются?» 

Почему так назвали?

Самолёт- сам летает.

Вездеход- везде ходит.

Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).

Самосвал- сам сваливает груз.

Самокат- сам катится

Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.

Упражнения по развитию лексико- грамматической стороны речи. Игра: «Кто чем управляет» 

-Ребята, а вы знаете, кто управляет транспортом?

-Кто управляет автобусом?

-Водитель управляет автобусом.

-Кто управляет самолётом?

-Самолётом управляет лётчик.

-Кто управляет поездом?

-Поездом управляет машинист.

-Кто управляет вертолётом?

Вертолётом управляет вертолётчик.

-Кто управляет кораблём?

-Кораблём управляет капитан.

-Кто управляет ракетой?

-Ракетой управляет космонавт.

Дети садятся за столы.

Педагог предлагает детям собрать разрезную предметную картинку и назвать вид транспорта, изображенного на ней.

Затем педагог раздает карточки с предметными контурными изображениями, наложенные друг на друга:

- «Ребята, посмотрите на карточку, назовите транспорт и его вид», - --«Наложите деталь транспорта на контур, какая это деталь, для чего она нужна?».

Физкультурная минутка с элементами зрительной гимнастики.

«На машину сядем дружно,

Завести мотор нам нужно («заводим» руками мотор).

«Газ» и «тормоз» мы нажмем,

Путешествовать начнем.

Едем, едем в гости к вам, (имитация «руль»),

Смотрим мы по сторонам (поворот головы влево, вправо),

Глазки наши - «фотоаппарат» (моргание глазами).

Все рассмотрят, разглядят.

Посмотрите все направо,

Там гора – для всех забава,

А налево – строят дом,
В нем мы вместе заживем (отвести правую/левую руку вправо/влево, проследить их движение).

Поднимите глазки выше –

Светофор навстречу вышел, (посмотреть вверх),

Он зажег нам красный свет - (имитация «бинокль»),

Значит, дальше хода нет!» (погрозить пальчиком).

Упражнение на развитие моторики пальцев рук «Светофор». 

Педагог предлагает детям надеть цветные кольца (красное, желтое, зеленое) на определенные палец руки: «Давайте, наденем колечки (цвета светофора) на указательный/безымянный палец левой руки. Получился светофор. А теперь давайте сделаем такой же светофор на правой руке на таком же пальчике (указательном, безымянном)». «Для чего нужен светофор? На какой свет можно переходить дорогу, а на какой нельзя?».

Работа за столами.

Педагог раздает карточки с силуэтами транспорта, различных размеров и предлагает детям: «Отметьте, пожалуйста, фишками, одинакового цвета, транспорт одного размера».

Затем педагог предлагает сделать то же (отметить фишками) предметные силуэтные изображения транспорта, по-разному расположенные в пространстве: «В какую сторону плывут корабли, летят самолеты?». 

Итак ребята, на чем можно путешествовать? Как вы думаете? Ответы детей.

Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.

Давайте сконструируем корабль, на котором  отправимся в путешествие со своими друзьями.

  1. Самостоятельная работа (конструирование)

Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.

Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.

Составление названия корабля

Д – какой первый звук в слове дом?

Р – какой последний звук в слове шар?

У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.

Ж – с какого звука начинается слова жираф?

Б – назовите первый звук в слове буква

А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.

Прочитайте слово, которое у нас получилось.

А что такое дружба? 

III. Завершение занятия, рефлексия.

Итог: «Ребята, на чем мы сегодня путешествовали?»,

«Что мы сегодня делали?».

Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.

Награждение медалями.

 Рекомендуемая литература для домашнего  чтения:

  •  «Светофор» (автор стихотворения А. Северный)

Темы произведения – закрепление знаний о светофоре.

  • «Над Москвой луна - как блюдце» (автор стихотворения С. Бороздин)

Темы произведения – виды пассажирского транспорта, трамвай.

  • «Юрка живет на другой стороне» (автор стихотворения Я. Пишумов)

Темы произведения – правила перехода через улицу, пешеходный переход.

  • «Любопытный мышонок»  (автор сказки Г. Юрмин)

Темы произведения – транспорт, легковой автомобиль, части машины.

  • «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога» (авто сказки Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – автомобильная дорога, зебра, пешеходный переход, пешеходы, светофор, водитель (шофер), соблюдение ПДД.

  • «Марта и Чичи идут в парк» (автор сказки Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – соблюдение элементарных ПДД пешеходом, тратуар, наземный пешеходный переход «Зебра», светофор.

  • «Друг пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Тема произведения – светофор.

  • «Подземный переход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
  • «На именины к дедушке Медведю» (автор Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – знакомство с транспортом (трамвай), правила поведения в транспорте.

  • «Мы пожарные» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)

Темы произведения – спецтранспорт.

  • «Вышел дождик погулять» (автор стихотворения Э. Мошковская)

Темы произведения – спецтранспорт (поливальная машина)

  • «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков)

Темы произведения – зебра, подземный переход.

  • «Моя улица» (автор С. Михалков)

Темы произведения – спецтранспорт, поливальная машина.

  • «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили», глава 1, глава 2 (автор М. Казанцева)

Темы произведения – пешеход, водитель, светофор.

  • «Автобус №25» (автор С. Маршак)

Темы произведения – правила поведения в транспорте.

  • «Мяч» (автор С. Маршак)

Темы произведения – правила поведения возле проезжей части.

  • «Бездельник светофор» (автор С. Михалков)

Темы произведения – назначение светофора.

Видеоматериалы (мультфильмы):

  • «Баба Яга и правила дорожного движения»  

Темы произведения – пешеходный переход «Зебра», светофор.

  • «Сказка о машинах»

Темы произведения – виды транспорта.

  • «ПДД для детей» Часть 1.

Темы произведения – пешеход, водитель, 

Литература: 

1. Программа «От рождения до школы».

2. «Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.

3. «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина.

4. «Методические рекомендации Ушаковой по ознакомлению с художественной литературой».  

5. Нищева, Н. В. Мы едем, едем, едем... Виды транспорта. Предметные картинки. Игры. Конспекты занятий / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2012. - 

                              Самоанализ занятия

Цель: Формировать у детей интерес к знаниям о транспорте,  через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество.

Задачи:

- Формировать представления детей о транспорте, о их видах и назначениях;

- Закрепить умения детей описывать транспорт по характерным признакам,

согласно схеме;

- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;

- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия транспорта.

- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.

Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;

- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;

- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;

- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.

Организационная деятельность, подготовка к занятию

Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .

На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

На занятии использовались звуковые сигналы, которые усиливали эмоциональное восприятие.

Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.

Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на кругу на полу, перемещение – динамичная пауза, работа с коррекционными упражнениями на развитие зрительного восприятия: «Разрезные предметные картинки», «Контурные изображения, наложенные друг на друга»– сидя за столами, поисковая деятельность - стоя, узнать по звуковому сигналу транспорт, упражнение по развитию лексико- грамматической стороны речи- игра: «Кто чем управляет». Художественное творчество: совершенствовала умение детей составлять предметное изображение из геометрических фигур, восприятие формы, конструктивного праксиса.  Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.

Дидактическая деятельность воспитателя:

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать транспорт по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть транспорт; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название транспорта, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать; Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,

Использование аудиосигналов и подобранные дидактические игры, помогло в интересной форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей о транспорте. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.

В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,

Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.

Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.

Итог занятия был организован в виде самостоятельной деятельности, «конструирование корабля», контрольных вопросов и награждение медалями. Входе его проверить качество усвоения материала.

 Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Зрительные гимнастики с картинками для старшего дошкольного возраста....

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста

      Издание 1-ое,  написанное  в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...

Диагностика зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста

Данная диагностика позволит выявить уровень зрительного восприятия цвета, формы, величины, пространственного восприятия, сложной формы, сюжетной картины у детей с нарушением зрения старшего дошкольног...

Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим".Автор-Романченко Е....

Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельности.Автор-Романченко Е.Х.

1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:" Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельност...