Конспект образовательной деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия
план-конспект занятия по обж (старшая группа)
Современные дети растут в мире высоких технологий, развивающихся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Дети с имеющими нарушениями зрения в недостаточной степени знают виды транспорта, какие правила безопасности существуют на дороге; недостаточно полно владеют обобщенными понятиями, не всегда могут максимально обогатить знания и представления о видах транспорта, о правилах дорожного движения, так как имеют ограниченное восприятие, связанное с имеющим дефектом зрения. И наша задача научить и сформировать багаж знаний по данной теме , используя компенсаторные возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya.docx | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
ООО Учебный центр «ПРОФЕССИОНАЛ»
Конспект образовательной деятельности
детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
по ознакомлению с предметным миром и развитию зрительного восприятия
Разработал: Гусева А.А.
Москва 2017.
Тема: «Транспорт».
Дата проведения 29.03 2017 года.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция видов деятельности: игровая, познавательная, речевая, коммуникативная, конструктивная.
Цель: актуализация представлений о транспорте, развитие зрительного восприятия.
Задачи образовательные:
Закрепить имеющиеся сведения о транспорте.
Закрепить умение соотносить звуковой сигнал транспорта с предметной картинкой.
Закрепить умение определять направление движения объекта на картинке.
Закрепить умение узнавать предметное изображение при наложении контуров друг на друга и определять его часть.
Закрепить умение соотносить цветное силуэтное изображение с контурным изображением, а также его части.
Закрепить ориентировку «на себе», «от себя», «от объекта».
Закрепить умение соотносить движение со словом.
Задачи развивающие:
Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и конкретизации.
Развивать целостность зрительного восприятия.
Развивать слуховое восприятие неречевых звуков.
Развивать глазодвигательные мышцы.
Развивать моторику пальцев рук.
Развитие конструктивного праксиса.
Задачи речевые:
Обогащать предметный и глагольный словарь, актуализировать имеющийся лексический запас по данной теме.
Закрепить умение правильно согласовывать слова в предложении.
Задачи воспитательные:
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Воспитывать уважение к правилам дорожного движения, прививать детям необходимость соблюдения правил дорожного движения как условие сохранения жизни и здоровья человека.
Планируемый результат: системные достаточные сведения по теме «Транспорт», богатый словарный запас по данной теме, высокий уровень развития зрительного восприятия.
Предварительная работа: наблюдения за транспортом на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о транспорте, прослушивание аудиосигналов транспорта, организация конструктивных и сюжетно-ролевых игр по теме «Транспорт», а также продуктивная деятельность.
Оборудование и материал:
Презентация с картинками различных видов транспорта, картинки с аудиосигналами.
Разрезные предметные картинки транспорта.
Предметные контурные изображения, наложенные друг на друга, аналогичные цветные силуэтные изображения и их части (колесо от машины, пропеллер от вертолета и т. д.).
Силуэтные изображения транспорта различной величины, фишки, разных цветов, силуэтные изображения транспорта, с парнопротивоположными направлениями движения.
Цветные кольца (красное, желтое, зеленое).
Геометрические фигуры по количеству детей.
Карточки с буквами.
Основные термины и понятия: обобщающие понятие транспорт, название видов транспорта: наземный (железнодорожный, городской), подземный, воздушный, водный. Виды транспорта: грузовой и пассажирский. Груз - товары, вещи, которые перевозят куда-нибудь. Пассажир - тот, кто едет или собирается ехать на чем-нибудь. Как называют людей которые управляют различными видами транспорта.
Конспект занятия
Ход работы
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, посмотрите у нас сегодня гости. Поздоровайтесь.
2. Мотивация.
Постановка и принятие детьми темы в стихотворной форме:
«Путешествовать хотите?
Собирайтесь, не спешите.
Вас, ребята, транспорт ждет,
Отправляемся вперед!».
II. Основная часть.
- «Дети, на чем можно путешествовать?».
Педагог показывает на презентации различные виды транспорта: «Назовите виды транспорта».
Затем педагог показывает слайд с различным видом транспорта и сигналы: «Назовите, к какому транспорту относится сигнал, назовите его вид».
Игра: «Почему так называются?»
Почему так назвали?
Самолёт- сам летает.
Вездеход- везде ходит.
Паровоз- пар возит (с помощью пара работает).
Самосвал- сам сваливает груз.
Самокат- сам катится
Это ребята сложные слова, состоят из двух слов.
Упражнения по развитию лексико- грамматической стороны речи. Игра: «Кто чем управляет»
-Ребята, а вы знаете, кто управляет транспортом?
-Кто управляет автобусом?
-Водитель управляет автобусом.
-Кто управляет самолётом?
-Самолётом управляет лётчик.
-Кто управляет поездом?
-Поездом управляет машинист.
-Кто управляет вертолётом?
Вертолётом управляет вертолётчик.
-Кто управляет кораблём?
-Кораблём управляет капитан.
-Кто управляет ракетой?
-Ракетой управляет космонавт.
Дети садятся за столы.
Педагог предлагает детям собрать разрезную предметную картинку и назвать вид транспорта, изображенного на ней.
Затем педагог раздает карточки с предметными контурными изображениями, наложенные друг на друга:
- «Ребята, посмотрите на карточку, назовите транспорт и его вид», - --«Наложите деталь транспорта на контур, какая это деталь, для чего она нужна?».
Физкультурная минутка с элементами зрительной гимнастики.
«На машину сядем дружно,
Завести мотор нам нужно («заводим» руками мотор).
«Газ» и «тормоз» мы нажмем,
Путешествовать начнем.
Едем, едем в гости к вам, (имитация «руль»),
Смотрим мы по сторонам (поворот головы влево, вправо),
Глазки наши - «фотоаппарат» (моргание глазами).
Все рассмотрят, разглядят.
Посмотрите все направо,
Там гора – для всех забава,
А налево – строят дом,
В нем мы вместе заживем (отвести правую/левую руку вправо/влево, проследить их движение).
Поднимите глазки выше –
Светофор навстречу вышел, (посмотреть вверх),
Он зажег нам красный свет - (имитация «бинокль»),
Значит, дальше хода нет!» (погрозить пальчиком).
Упражнение на развитие моторики пальцев рук «Светофор».
Педагог предлагает детям надеть цветные кольца (красное, желтое, зеленое) на определенные палец руки: «Давайте, наденем колечки (цвета светофора) на указательный/безымянный палец левой руки. Получился светофор. А теперь давайте сделаем такой же светофор на правой руке на таком же пальчике (указательном, безымянном)». «Для чего нужен светофор? На какой свет можно переходить дорогу, а на какой нельзя?».
Работа за столами.
Педагог раздает карточки с силуэтами транспорта, различных размеров и предлагает детям: «Отметьте, пожалуйста, фишками, одинакового цвета, транспорт одного размера».
Затем педагог предлагает сделать то же (отметить фишками) предметные силуэтные изображения транспорта, по-разному расположенные в пространстве: «В какую сторону плывут корабли, летят самолеты?».
Итак ребята, на чем можно путешествовать? Как вы думаете? Ответы детей.
Да ребята, это очень увлекательно и интересно, можно побывать в разных странах, городах, увидеть много нового.
Давайте сконструируем корабль, на котором отправимся в путешествие со своими друзьями.
- Самостоятельная работа (конструирование)
Я приглашаю вас в мастерскую. Садитесь поудобнее, перед вами лежат части корабля. Я предлагаю мальчикам взять на себя самую ответственную работу – собирать детали, а девочки будут вам помогать и делать корабль красивым.
Давайте посмотрим, что у нас получилось. Дети, а как вы думаете, чего не хватает нашему кораблю? Верно, у каждого корабля есть свое название.
Составление названия корабля
Д – какой первый звук в слове дом?
Р – какой последний звук в слове шар?
У – назовите звук, который располагается в середине слова жук.
Ж – с какого звука начинается слова жираф?
Б – назовите первый звук в слове буква
А - назовите звук, который располагается в середине слова мак.
Прочитайте слово, которое у нас получилось.
А что такое дружба?
III. Завершение занятия, рефлексия.
Итог: «Ребята, на чем мы сегодня путешествовали?»,
«Что мы сегодня делали?».
Молодцы мне очень понравилось, как вы сегодня работали, какими мастерами вы были. Мы работали дружно, слаженно и были командой.
Награждение медалями.
Рекомендуемая литература для домашнего чтения:
- «Светофор» (автор стихотворения А. Северный)
Темы произведения – закрепление знаний о светофоре.
- «Над Москвой луна - как блюдце» (автор стихотворения С. Бороздин)
Темы произведения – виды пассажирского транспорта, трамвай.
- «Юрка живет на другой стороне» (автор стихотворения Я. Пишумов)
Темы произведения – правила перехода через улицу, пешеходный переход.
- «Любопытный мышонок» (автор сказки Г. Юрмин)
Темы произведения – транспорт, легковой автомобиль, части машины.
- «Сказка о правилах дорожного движения. Часть 1. Игрушечная дорога» (авто сказки Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – автомобильная дорога, зебра, пешеходный переход, пешеходы, светофор, водитель (шофер), соблюдение ПДД.
- «Марта и Чичи идут в парк» (автор сказки Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – соблюдение элементарных ПДД пешеходом, тратуар, наземный пешеходный переход «Зебра», светофор.
- «Друг пешехода» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Тема произведения – светофор.
- «Подземный переход» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
- «Мой грузовик» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
- «На именины к дедушке Медведю» (автор Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – знакомство с транспортом (трамвай), правила поведения в транспорте.
- «Мы пожарные» (автор стихотворения Т.А. Шорыгина)
Темы произведения – спецтранспорт.
- «Вышел дождик погулять» (автор стихотворения Э. Мошковская)
Темы произведения – спецтранспорт (поливальная машина)
- «Про правила дорожного движения» (автор С. Волков)
Темы произведения – зебра, подземный переход.
- «Моя улица» (автор С. Михалков)
Темы произведения – спецтранспорт, поливальная машина.
- «Как Стеша и Люся правила дорожного движения учили», глава 1, глава 2 (автор М. Казанцева)
Темы произведения – пешеход, водитель, светофор.
- «Автобус №25» (автор С. Маршак)
Темы произведения – правила поведения в транспорте.
- «Мяч» (автор С. Маршак)
Темы произведения – правила поведения возле проезжей части.
- «Бездельник светофор» (автор С. Михалков)
Темы произведения – назначение светофора.
Видеоматериалы (мультфильмы):
- «Баба Яга и правила дорожного движения»
Темы произведения – пешеходный переход «Зебра», светофор.
- «Сказка о машинах»
Темы произведения – виды транспорта.
- «ПДД для детей» Часть 1.
Темы произведения – пешеход, водитель,
Литература:
1. Программа «От рождения до школы».
2. «Беседы о правилах дорожного движения» Т.А. Шорыгина.
3. «Три сигнала светофора» Т.Ф. Саулина.
4. «Методические рекомендации Ушаковой по ознакомлению с художественной литературой».
5. Нищева, Н. В. Мы едем, едем, едем... Виды транспорта. Предметные картинки. Игры. Конспекты занятий / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2012. -
Самоанализ занятия
Цель: Формировать у детей интерес к знаниям о транспорте, через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация социализация, художественное творчество.
Задачи:
- Формировать представления детей о транспорте, о их видах и назначениях;
- Закрепить умения детей описывать транспорт по характерным признакам,
согласно схеме;
- Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;
- Расширять активный словарь, активизировать в речи детей названия транспорта.
- Побуждать детей отвечать на вопросы, четко проговаривая слова.
Формировать умение детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию;
- Развивать зрительное восприятие и память, двигательное воображение и координацию движений;
- Развивать мелкую общую и мелкую моторику кистей рук;
- Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- Создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности детей.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной и занимательной форме .
На каждый момент занятия были наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
На занятии использовались звуковые сигналы, которые усиливали эмоциональное восприятие.
Организационный прием «Приветствие» в стихотворной форме» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так между гостями и детьми.
Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на кругу на полу, перемещение – динамичная пауза, работа с коррекционными упражнениями на развитие зрительного восприятия: «Разрезные предметные картинки», «Контурные изображения, наложенные друг на друга»– сидя за столами, поисковая деятельность - стоя, узнать по звуковому сигналу транспорт, упражнение по развитию лексико- грамматической стороны речи- игра: «Кто чем управляет». Художественное творчество: совершенствовала умение детей составлять предметное изображение из геометрических фигур, восприятие формы, конструктивного праксиса. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течение занятия позволили избежать утомляемости детей.
Дидактическая деятельность воспитателя:
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме. В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей Познание: Закрепляла умение описывать транспорт по характерным признакам, согласно схеме; формировала умение различать и называть транспорт; Коммуникация: дети участвовали в общей беседе, слушали не перебивая своего сверстник; активизировала словарь детей за счет слов- название транспорта, упражняла в согласовании существительных, прилагательных; «Социализация» самостоятельно выражать доброжелательность, сопереживать; Физическая культура; развивала двигательное воображение и координацию движений. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях,
Использование аудиосигналов и подобранные дидактические игры, помогло в интересной форме реализовать основную обучающую задачу- формирование представления детей о транспорте. Моя роль сводилась к обучению давать развернутые ответы. Это помогло добиться оптимального результата.
В каждом моменте занятия я старалась направлять детей на поиск решений проблемы, помогала приобрести новый опыт, активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей,
Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха.
Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, старалась поддерживать у детей интерес к занятию на протяжении всего времени.
Итог занятия был организован в виде самостоятельной деятельности, «конструирование корабля», контрольных вопросов и награждение медалями. Входе его проверить качество усвоения материала.
Я считаю, что все поставленные мною программные задачи в течение занятия были решены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зрительные гимнастики для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.
Зрительные гимнастики с картинками для старшего дошкольного возраста....
Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...
Коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста
Издание 1-ое, написанное в соответствии с ФГОС ДО. Книга может быть интересна и полезна тифлопедагогам, учителям-дефектологам, воспитателям, работающим в коррек...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста «От гусеницы к бабочке».
Цель: закрепить знания детей старшего дошкольного возраста о жизненном цикле бабочки....
Диагностика зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
Данная диагностика позволит выявить уровень зрительного восприятия цвета, формы, величины, пространственного восприятия, сложной формы, сюжетной картины у детей с нарушением зрения старшего дошкольног...
Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:"Активизация речевой деятельности детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим".Автор-Романченко Е....
Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельности.Автор-Романченко Е.Х.
1).Коррекционная педагогика.Статья по теме:" Развитие зрительного восприятия детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста в процессе коррекционно-развивающей познавательной деятельност...