Семинар - практикум для педагогов «Современные образовательные оздоровительные технологии в профессиональном взаимодействии педагогов»
методическая разработка ( группа) на тему

Зыкова Ирина Викторовна

Цель: повышение компитентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников через применение здоровье сберегающих инновационных методов и технологий в коррекционном процессе с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_dlya_pedagogov.docx43.73 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов

 «Современные образовательные оздоровительные технологии в профессиональном взаимодействии педагогов»

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников  через применение здоровьесберегающих инновационных методов и технологий в коррекционном процессе с детьми.

Задачи практикума:

  • познакомить педагогов с инновационными методами здоровьесберегающих технологий.
  • создать условия для своевременного и полноценного психического, физического и речевого развития детей;
  • обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;

  1. Приветствие.

В кругу. Каждый, обращаясь к стоящему справа, называет его по имени и произносит фразу: «Я приветствую тебя и рад с тобой общаться»

  1. Упражнение – разминка «Аргентинский дождь».

В кругу. Поочередно участники повторяют за ведущим действия (потирание ладошек, щелчки пальцами, похлопывание по коленкам, легкое постукивание ногами об пол), при этом нельзя произносить ни слова. В итоге неодинаковые действия всех участников группы приводят к необычному звуку «аргентинского дождя».

Мы рады приветствовать вас на нашем педсовете. Нам очень хочется, чтобы вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей работе.

Слайд №1. Тема нашего мероприятия  «Современные образовательные оздоровительные технологии в профессиональном взаимодействии педагогов».

Вопросы:

- Как вы понимаете понятие здоровьесберегающие технологии?;

- Какие здоровьесберегающие технологии, методы и приемы вам знакомы и какие используете в своей работе?

Слайд №3.  

Здоровьесберегающие технологии – системно-организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепления и сохранения здоровья детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровья детей и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

На сегодняшний день специалистами разных сфер деятельности создано множество здоровьесберегающих методик и технологий, направленных на обеспечения социально-психологического благополучия воспитанников и просвещения родителей.

Слайд №4.

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
  • Стретчинг
  • Ритмопластика
  • Динамические паузы
  • Подвижные и спортивные игры
  • Релаксация
  • Технологии эстетической направленности
  • Гимнастика пальчиковая
  • Гимнастика для глаз
  • Гимнастика дыхательная
  • Гимнастика бодрящая
  • Гимнастика корригирующая
  • Гимнастика ортопедическая
  • Су-джок
  • Кинезиологические упражнения

Слайд №5.

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни
  • Физкультурное занятие
  • Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)
  • Коммуникативные игры
  • Занятия из серии «Здоровье»
  • Самомассаж
  • Точечный самомассаж
  • Биологическая обратная связь (БОС)

       Слайд №6

  1. Коррекционные технологии
  • Арттерапия
  • Технологии музыкального воздействия
  • Сказкотерапия
  • Технологии воздействия цветом
  • Технологии коррекции поведения
  • Психогимнастика
  • Фонетическая ритмика

Работая системно (совместно), мы  можем добиться положительных результатов.

Слайд №7

Ребенок – воспитатели – учитель-логопед – музыкальный руководитель – психолог – руководитель по физической культуре – медсестра - родитель.

Как мы уже говорили есть множество методик и технологий и сейчас представим  вашему вниманию некоторые из них.

Слайд №8

  1. Артикуляционная гимнастика.
  • Способствует укреплению мышц речевого аппарата;
  • Формирует правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, челюсти и др.);
  • Улучшает произнесение звуков и речи в целом.

ПОЛЕЗНА ВСЕМ ДЕТЯМ, КАК ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ, ТАК И ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ!

 ВЕСЕННЯЯ СКАЗКА О ЯЗЫЧКЕ

Одним весенним утром проснулся Язычок, потянулся ("руки"), посмотрел в окно ("окошко"), улыбнулся ("заборчик").
"Масленница!", - вспомнил Язычок.

Вышел на улицу, а там гулянье. Индюк ("индюк") играет на гармошке ("гармошка"). Ежик ("руки") играет на дудочке ("дудочка"). Зайчик ("руки") играет на барабане ("барабанщик").

Стал Язычок прыгать под музыку гармошки, дудочки и барабана (соответствующие упражнения). Прыгал - прыгал и стало ему жарко ("окошко"), расстегнул Язычок пальто ("пуговки - орешки").

Увидел Язычок высокие качели ("качели"), начал раскачиваться - раз, два, три и т.д. (загибать пальцы ). Накатался Язычок, замерз ("д-д-д- кончик языка стучит за верхними зубами"), застегнул Язычок пальто ("пуговки - орешки").

Решил Язычок попробовать горячих блинов. Первый (загибаем пальцы) блин ("блинчик") он съел с маслом. Второй блин (" блинчик") он съел со сметаной. Третий блин со сгущенкой. Испачкался Язычок и стал облизываться ("круговое движение языком по внешней стороне губ"). Наелся Язычок блинов и запил их вкусным молоком из большой ("руки") чашечки ("чашечка").

Захотелось Язычку покататься на лошадке ("иго-го"). Быстро бежит лошадка ("лошадка"). Накатался Язычок и в благодарность погладил лошадке гриву ("маляр").

Устал Язычок, решил вернуться домой на машинке. Автомобиль долго не заводился. Нужно помочь ему (" заведи мотор"").

Вернулся Язычок вечером домой, почистил зубки (" почистим зубки") и лег спать ("руки").

       

 Слайд №10.  

  1. Дыхательная гимнастика.
  • Вызывает положительный эмоциональный настрой;
  • Снимает напряжение;
  • Способствует формированию практических умений;
  • Способствует  тренировке  дыхательной  мускулатуры; Улучшает кровообращение;
  • Препятствует  разрастанию  аденоидов;
  • Предохраняет  от  переохлаждения, укрепляет иммунитет, действует как профилактика   простудных заболеваний;
  • Нормализует эмоциональное состояние у агрессивных и гиперактивных детей.

Рекомендую придерживаться следующих правил во время работы

над развитием речевого дыхания:

  • Вдох через нос, выдох – ртом.
  • Губы во время выдоха «трубочкой».
  • Выдох должен быть продолжительным и плавным (предметы, предлагаемые ребёнку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребёнка).
  • Не поднимать плечи при вдохе.
  • Не надувать щёки при выдохе.
  • Упражнения на развитие дыхания повторять не более 3-5 раз.
  • Следить за осанкой ребёнка: спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи.
  • Упражнения дыхательной гимнастики должны проводить в хорошо проветренном помещении.
  • Все упражнения проводить в игровой форме, только с положительным настроем.

НОСИКИ И КЛЮВЫ

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть на картинках изображения носов и клювов разных животных и птиц. Затем произносит инструкцию: «Вдыхай через нос и выдыхай через нос»; «Вдыхай через нос и выдыхай через рот».

                 ***

 Носиком дышу свободно,

Тише, громче, как угодно.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

       Слайд №12. Самомассаж.

  • Является основой для закаливания и оздоровления детского организма;
  • Упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления;
  • Развивают мелкую моторику и корректируют слоговую структуру слова;
  • Развивают умение ориентироваться в пространстве;
  • Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.

МАССАЖ И САМОМАССАЖ ЛИЦА ЛОЖКАМИ

Горками двух ложек поглаживаем вокруг лобных бугров.

(Лоб погладили мы нежно и расслабили прилежно)

Поглаживание горками ложек вокруг глаз: начиная от внутреннего угла бровей ведем к наружному, далее – под глазом к его внутреннему углу.

(А потом очки одели и читали две недели)

Круговые поглаживания горками ложек по щекам.

(Как погладить щеки нам, не сдвигая кожу там)

Спиральное растирание горками ложек висков с фиксацией и легким нажатием в конце движения.

(Растереть свои височки, надавив в последней точке)

Спиральное растирание пространства между бровями.

(Покружиться меж бровей, чтобы стало веселей)

Движение снизу вверх по щекам боковой поверхностью черпака.

(Повернуть боками ложки, вытирать со щечек крошки)

Скребущие движения по носогубным складкам кончиками ложек.

(После складочки скребем)

Неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине носогубных складок.

(Нажимаем их потом)

Скребущие движения по верхней губе кончиками ложек.

(Поскребем по губкам тоже)

Скребущие движения по нижней губе кончиками ложек.

(Забывать о них негоже)

Неглубокие, но частые нажатия кончиками ложек по всей длине губ.

(И нажмем концами ложек, как нажать их мог бы ежик)

Круговое разминание горками ложек жевательных мышц.

(Разомнем получше щеки, круг рисуя там глубокий)

Круговые разминания горкой ложки подбородочных мышц.

(И у подбородка круг рисуем четко)

После выполнения упражнений приучайте ребенка ставить ложки в стакан черенками вниз. Мойте ложки сразу после выполнения комплекса упражнений, соблюдая требования по чистке столовых приборов!

Слайд №14.  Су – Джок терапия.

  • Воздействует на биологически активные точки;
  • Стимулирует  речевые зоны коры головного мозга;
  • Нормализует  мышечный тонус;
  • Снижает двигательную и эмоциональную расторможенность, нормализует тонус;
  • Совершенствует навыки пространственной ориентации, развивает  память, внимание;
  • Корректирует речь.

СКАЗКА «ЁЖИК»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). 
Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). 
Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). 
Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), 
вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), 
опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), 
снова вернулся на полянку (между ладонями),
посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), 
вернулся на полянку и увидел горку,
решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик ((горка) и водим шариком по нему). 
Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони),
увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). 
Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку. 
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза. Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз. 
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), 
нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), 
нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). 
Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправился домой (закрываем шарик, катаем между ладонями). 

Слайд №16.  Кинезиологические упражнения.

  • Совершенствуют мелкую моторику рук;
  • Развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта;
  • Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ «Я»), вести двигательный диалог через язык жестов  мимики, поз.

Упражнения: «Животик», «Ухо-нос», «Лезгинка», «Кулак-ладошка», «Пальчики», «Пальчики», «Массаж», «Рука-нога (противоположные)», руки накрест в замок, боком на стуле – достать обе руки за спиной. Похлопали!!!

«Лезгинка»

«Кисть мы в кулачок сжимаем

А другую разжимаем

А потом их поменяем

И лезгинку начинаем»

«Пальчики»

«Руки вместе со мной как глазки.

Открылись – закрылись, …...

Словно из сказки они появились»

«Кулак-ладошка»

Чередуем один кулак, одна ладошка

Ты поменяй их снова крошка.

Теперь раскрыв ладошку и кулак

Ты все быстрее делай так. …..4-5 раз повторить.

Слайд №18. Ортопедическая гимнастика.

  • Способствует  коррекции имеющихся недостатков в физическом развитии;
  • Воспитывает  бережное отношение к своему телу;
  • Дает заряд бодрости на весь день.

Упражнения:

«Волшебная дорожка»

Отдельные емкости заполняются различными предметами (карандаши, мешочки с песком, массажные коврики, фасоль, губки, палочки, камушки и т.д.).

«Ежик»

Стопа опирается на массажный мячик. Перекатывать мячик с пятки на носок и обратно, максимально нажимая на него.

«Нарисуй фигуру»

Пальцами ног, захватывая по одному карандашу, выкладывать фигуры (квадрат, треугольник, стрелку) и буквы.

Слайд №19. Гимнастика для глаз. 

  • Способствует снятию статического напряжения мышц глаз;
  • Кровообращения.

Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога. Проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время  в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Упражнения:

            ***

А сейчас, а сейчас

Всем гимнастика для глаз.

Глаза крепко закрываем,

Дружно вместе открываем.

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Головою не верти,

Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки влево, глазки вправо -

Упражнение на славу.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

И по кругу посмотрите.

Прямо, ровно посидите.

Посидите ровно, прямо,

А глаза закрой руками.

«Подснежник».

(Дети выполняют движения в

соответствии со словами педагога)

В руки вы  цветы возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз  цветы вы опустите,

И опять на них взгляните.

Цветок вправо,

Цветок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Цветок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас  цветок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

И команды выполняйте.

Слайд №21.  Ритмическая гимнастика.

  • Гимнастика  развивает ловкость;
  • Координацию движений.

Это комплекс  упражнений, которые проводятся под музыку и обычно очень нравятся детям, находящих такое действо очень веселым.

Упражнение:

«Весенняя телеграмма»

Для исполнения этой ритмической игры детям нужно дать по две деревянные палочки или ложки).

Дятел сел на толстый сук – тук да тук.

Всем друзья своим на юг – тук да тук.

Телеграммы срочно шлет – туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг – туки-тук, туки-тук.

Что подснежники вокруг – туки-тук, туки-тук.

Дятел зиму зимовал – тук да тук,

В жарких странах не бывал – тук да тук.

И понятно, почему – скучно дятлу одному туки-тук, туки-тук.

Слайд №22.  Бодрящая гимнастика.

  • Поднимает  настроение;
  • Мышечный  тонус  детей с помощью физических упражнений;
  • Устраняет  сонливость и вялость, помогает организму «проснуться».

Комплекс №1 бодрящей гимнастики.

«Кто спит в постели сладко? Давно пора вставать.

Спешите на зарядку, мы вас не будем ждать!

Носом глубоко дышите, спинки ровненько держите!»

  1. И.п.: лежа на спине, руки согнуты в локтях.
  • Прогнуться опираясь на локти;
  • Приподнять грудную клетку; 2-3 – держать; 4 –и.п. (выполнять 5 раз);
  1. И.п.: лежа на спине, руки за голову.
  • Поднять левую ногу; 2 - удерживая левую ногу в данном положении, присоединить к ней правую; 3 - держать; 4 - И.п. (выполнять 5 раз).
  1. Точечный массаж.
  2. Ходьба по кругу на носках, пятках, высоко поднимая колени.
  3. Ходьба по полу без покрытия.
  4. Ходьба по дорожке для профилактики плоскостопия.
  5. Упражнения на дыхание:

И.п. стоя руки вниз. Сделай глубокий вдох, на выдох: подуть на одуванчик «фу-фу-фу».  

И.п. стоя руки вниз. Глубоко вдохнуть и на выдохе сказать: «Раз Егорка, два Егорка (выполнять 3 раза)».                                                                      

Слайд №23.

Подведение итогов семинара.

Таким образом, используя каждую из рассмотренных технологий мы одновременно решаем несколько задач: повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.  А главное – всё это доставляет огромное удовольствие.

Спасибо, что вы нашли время. Надеюсь, что полученная информация была для Вас интересной и полезной.

Играйте и развивайте!

По окончании семинара вниманию педагогов предлагается:

- подборка методической литературы по данной теме;

- подборка игр и пособий  для развития физического и психического здоровья детей.

Педагогам выдаются:

- практические рекомендации;

- памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....

Семинар-практикум для педагогов «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении»

Здоровьесберегающие   технологии - это   технологии,   направленные   на сохранение здоровья....

"Современные образовательные оздоровительные технологии в профессиональном взаимодействии педагогов"

Повышение компетентности педагогов в воросах сохранения укрепления здоровья дошкольников....

Семинар-практикум с педагогами "Использование современных образовательных технологий как средство качества дошкольного образования"

Семинар-практикум содержит консультационный и практический материал из опыта работы Гусаровой Е.В....

Семинар-практикум для педагогов "Использование современных образовательных технологий как эффективного средства по формированию элементарных математических представлений у дошкольников"

Цель: Развитие профессиональной компетентности, формирование личностного профессионального роста педагогов по применению в работе современных образовательных технологий (игровой технологии )....

Доклад семинара практикума для педагогов «Современные образовательные технологии в ДОУ» Мастер-класс «Здоровьезберегающие технологии»

   Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи своевременного дошкольного образования, здоровья субъектов п...

Семинар для педагогов "Современные образовательные технологии в ранней профессиональной ориентациидошкольников"

Расширение теоретических знаний педагогов по использованию в образовательном процессе современных технологий для ознакомления дошкольников с профессиями взрослых людей....