Консультация. "Руководство игрой в старшем дошкольном возрасте"
консультация (старшая группа) по теме
В материале рассматриваются современные проблемы игры дошкольников в ДОУ и методы их решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация.Руководство игрой. | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №8 «Русалочка»
Доклад на тему:
«Организация и руководство игрой детей старшего дошкольного возраста».
Выполнила: Данилова Т.О.
Г. Кстово 2016г.
Игра занимает самое важное место в жизни дошкольников, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющую очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.)
Вместе с тем в педагогической современной литературе неоднократно поднимался вопрос о том, что в детском саду игра детей не достигает должного уровня, постепенно уходит из их жизни. Чтобы разобраться в причинах такой ситуации, необходимо развести несколько тесно связанных проблем: какой должна быть игра детей на ранних этапах дошкольного детства, какова специфика педагогических воздействий по отношению к игре, по сравнению с другими видами детской деятельности, что подлежит оценке – собственно деятельность воспитателя по организации игры детей, тематическое содержание игры или игровые умения детей.
Педпроцесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях руководства и контроля взрослого, на обучающих занятиях и самостоятельную свободную деятельность детей.
Для проведения обучающих занятий воспитатель располагает конспектами, конкретными руководствами, нормативами, которые определяют, какие задачи следует ставить перед детьми и как осуществлять контроль за их выполнением.
А что же происходит с игрой? Стало общим местом утверждение, что детей надо учить играть. Но, как известно, на занятиях игре не учат. Не выдерживает в настоящее время критика и ложно понятый «коллективный» характер игры, когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив – плану воспитателя. В такой ситуации нет места творческой индивидуальности каждого ребенка, разнообразию форм и содержаний игры, не учитываются индивидуальные особенности детей. Даже старшие дошкольники, если они действительно играют, то есть реализуют свои собственные замыслы, а не навязанный воспитателем план игры, не в состоянии самостоятельно поддерживать взаимодействие в группе, более 3-5-ти участников.
Для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающемся значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а также уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов, последнее особенно важно для воспитателей. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей деятельность. Ее привлекательность в том, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается ему с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все условно, «как будто», «понарошку». Ребенок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком, может включаться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались. Все «возможности» игры расширяют практический мир ребенка и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт, развивается способность к воображению, образному мышлению, совершенствуются речевые и воображаемые действия, развивается личность, способность взаимодействию с другими людьми.
Поэтому основным критерием оценки уровня игровой деятельности детей должны быть игровые умения – преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы (умение ребенка в зависимости от собственного замысла включать в игру и условные действия с предметом, и ролевые диалоги, комбинировать разнообразные события). Детям, свободно владеющим различными способами построения игры, свойственны «многотемные» сюжеты, и это не недостаток игры (как это принято считать), а показатель ее высокого уровня.
Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не «коллективная проработка знаний» (или «тем» - «Стройка», «Космос» и т.д.), а формирование игровых умений, обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей. В 5-7 лет ребенок может принимать и последовательно менять игровые роли, реализовать их через действие с предметами и ролевую речь, вступать в ролевые взаимодействия с партнерами – сверстниками, развертывать в игре разнообразные последовательные события с двумя – тремя партнерами, постепенно усложнять игровые умения.
Список используемой литературы
1. Н. Михайленко, Н. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду», г. Москва, «Линка-ПРЕСС», 2009г.
2. Игра дошкольника под редакцией С.Л. Новоселовой.
3. Р.И. Жуковская «Творческие ролевые игры в Детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые ...
Развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
В должности заведующей работаю недавно, до этого я почти всю жизнь проработала воспитателем. Считаю, что игра - основной вид деятельности детей в ДОУ. Предлагаю Вашему вниманию работу...
Подвижные игры для старшего дошкольного возраста
Подборка подвижных игр для старшего дошкольного возраста...
План сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте
Планирование сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте...
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
Комплексный подход к руководству сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. На примере игры "Театр"
План и система работы с детьми старшего дошкольного возраста по сюжетно-ролевой игре "Театр"...
Конспект интерактивной игры для старшего дошкольного возраста Тема игры: «Загадки окружающего мира»
Конспект интерактивной игры для старшего дошкольного возрастаТема игры: «Загадки окружающего мира»...