Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры- это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры предоставляют большие возможности для умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Данный материал содержит методические рекомендации для педагогов по организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_v_detskom_sadu.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
В современной дошкольной педагогике общепринятой считается классификация игр, составленная на основе такого общего признака, как степень самостоятельности и творчества ребенка в игре. Данная классификация включает две большие группы игр:
творческие игры (сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, театрализованные, игры с песком и водой);
игры с готовым содержанием и правилами, которые подразделяются на дидактические (с математическим и экологическим содержанием, связанные с развитием речи, изодеятельностью, сенсорикой, музыкальные), подвижные и интеллектуально-развивающие.
Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения для детей дошкольного возраста, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью и средством разностороннего воспитания личности ребенка, что подтверждено исследованиями многих отечественных педагогов (А.П. Усова, В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская, Е О. Смирнова, А.И Сорокина, А.К. Бондаренко и др.) и психологов (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев и др.).
Широкое использование дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении объясняется тем, что они наиболее соответствуют силам и возможностям дошкольников, т.к. обучение в форме игры основано на стремлении ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам.
Включение дидактических игр в педагогический процесс ДОУ обусловлено их особенностями, в них ярко проявляется вза имосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. В дидактических играх, как указывают З.М. Богуславская, Е.И. Удальцова, В.Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочи той тренировки учится наблюдать, выделять особеннос ти различных предметов.
С помощью дидактических игр решаются учебные задачи по формированию навыков умственной деятельности детей, умений использовать приобретенные знания в новых ситуациях. В условиях игры дети лучше запоминают познавательный материал, чем когда им предла гают просто запомнить. Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не только по лучает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и спо собности, они усваивают общественно выработанные средст ва и способы умственной деятельности.
Дидактические игры позволяют детям в живой, непосредственной форме накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, строение, пространственное положение), развивать умение выде лять сходство и различие между предметами (чем больше свойств и качеств научатся выделять дети, тем больше предметов и их свойств смогут дифференцировать и т. д.); развивать глазомер, координацию движений рук и глаз, мелкую моторику; совершенствовать восприятие, внимание, память как произвольные, так и непроизвольные (последние особенно важны, так как не вызыва ют у детей напряжения, возникают по их инициативе, определяются их интересом).
Воспитательная и развивающая ценность обучения в форме дидактической игры заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания – воспитание положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни, к труду, взаимоотношениям людей, воспитание уважения к семье, к старшим.
В игре формируются нравственные привычки детей, создается возможность для проявления инициативы, самостоятельности, активности при решении игровых задач, выполнении игровых действий.
Все это позволяет говорить о том, что дидактические игры предоставля ют большие возможности для умст венного, эстетического и нравствен ного воспитания детей дошкольного возраста.
Анализ содержания сборников с дидактическими игра ми (авторы: А.К. Бондаренко, А.И.Сорокина, Л.В.Артемова, З.М. Богуславская, Е.И.Удальцова и др.) позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления дидактических игр на игры с опорой на наглядность (предметные, настольно - печатные) и на игры без опоры на наглядность (словесные, в которых задача решается в мыслительном плане).
Так А.К. Бондаренко все дидактические игры предлагает разделить на три основных вида:
1 - игры с предметами (игрушками, природным материалом);
2 - настольно- печатные;
3 - словесные игры.
Кроме того, каждая группа дидактических игр имеет ещё более дробную иерархичность. Например, А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как форму обучения и игровую деятельность. Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:
1)дидактические и игровые задачи;
2)игровые действия;
3) игровые правила;
4)результат.
Также можно выделить следующие отличительные особенности дидактических игр:
- они являются чаще всего совместной деятельностью;
- имеют готовое содержание и правила, носящие формализо ванный и обязательный характер;
- действия участников игры реальны и однозначны;
- дидактические игры имеют совершенно определенный, заранее заданный конечный результат;
- носят цикличный, повторяемый характер (цикл игры закан чивается выигрышем одной из сторон; продолжение игры есть повторение игрового цикла, вновь завершающегося выигрышем);
- тип отношений играющих - состязательный, связанный с ус тановлением первенства в чем-либо одного из играющих.
Педагогу, использующему в своей деятельности дидактическую игру, необходимо знать её природу и возможности, ее структуру и особенности, своеобразие каждого из её компонентов и четко представлять роль дидактической игры и ее место в педагогическом процессе ДОУ.
Так дидактическая игра может быть включена в любое занятие в качестве его составной части, позволяя повысить интерес детей к нему, активизировать их деятельность. А может использоваться и как самостоятельная форма. В первом случае содержание и правила игры подчинены воспитательно-образовательным задачам и программным требованиям к тому или иному виду занятий, а инициатива в выборе и проведении игры принадлежит воспи тателю. Вне занятий дидактические игры проводятся во внеучебное время (утром до завтрака, на прогулке, во второй половине дня), в группе или на участке.
В обоих случаях воспитатель руководит дидактическими играми, но по-разному: на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, а в самостоятельных играх участвует в качестве партнера или арбитра, следит за взаимоотношениями между детьми, оцени вает их поведение. Дидактичес кая игра тем и хороша, что она позволяет взрослому не предъявлять ребенку педагогическую цель в явном виде, избегать прямого формирую щего воздействия на него, не демонстрировать, а наоборот, тщательно скрывать свою, безусловно, руководящую позицию в воспитании.
При отборе дидактической игры воспитатель должен четко представлять себе требования, которым она должна отвечать. Дидактические игры должны:
- отражать реальную картину окружающего мира и быть доступными дошкольникам;
- обеспечивать возможность играть как отдельному ребенку, так и не большой группе детей;
- позволять ребенку самостоятельно контролировать правильность выполнения задания;
- материалы для игры должны быть прочными, красочно оформленными, привлекательными и отвечать гигиеническим нормам.
Организация дидактических игр педагогом должна осуществляться в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидак тической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
- выбор игры в соответствии с дидактическими задачами;
- определение места и роли игры в системе обучения и вос питания;
- установление взаимосвязи и взаимодействия с другими формами воспитательно-образовательной работы;
- подготовка игрового оборудования;
- определение времени игры в режиме дня;
Проведение дидактических игр включает:
- определение количества играющих;
- ознакомление детей с содержанием игры, игровыми прави лами,
- игровыми действиями, дидактическим материалом;
- выработка у детей игрового настроения, желания играть;
- показ игровых действий;
- руководство ходом игры, обеспечение активности всех де тей, оказание помощи нуждающимся;
- подведение итогов игры.
Подведение итогов (анализ) направлено:
- на выявление приемов ее подготовки и проведения;
- на выявление индивидуальных особенностей в поведении и характере детей;
- усложнение игры и обогащение новым материалом.
Руководство дидактическими играми в старших группах требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготов ки и проведения: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитан никами, организация обстановки для игры (где будут сидеть или бегать дети, куда будут прятать предметы, куда положить весь игровой материал), опре деление своей роли в игре от ее начала и до конца.
При проведении дидактических игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста воспитателю необходимо соблюдать следующие условия:
- четко, эмоционально и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
- занимать в игре позицию равноправного партнера, сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, поддерживать интерес к действиям каждого ребенка;
- вводить в игру элементы соревнования, веселой состязательности команд, поощрять болельщиков, которые эмоционально поддерживают играющих;
- давать возможность каждому ребенку быть в роли как участника, так и ведущего игры; обеспечивать постоянную смену игровых ролей;
- варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изме нением игрового содержания;
- осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативность игровых заданий и правил;
- средства и способы повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;
- используемая в дидактической игре наглядность должна быть доступной и ёмкой.
Итак, в работе со старшими дошкольниками воспитатель должен активно руководить дидактической игрой на всех ее этапах: организовывать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать за ходом игры, при необходимости оказывать помощь играющим.
Таким образом, используя огромный воспитательно-образовательный потенциал дидактической игры, педагог может решать самые разнообразные задачи воспитания, обучения и развития детей, добиваясь высокой эффективности их реализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста
Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей"Особенности руководства дидактическими играми детей старшего дошкольного возраста"
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста важное место занимает игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия д...
Методическая разработка:«Особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей старшего дошкольного возраста»
Руководство сюжетно-ролевой игрой детей старшего дошкольного возраста. Картотека сюжетно-ролевых игр....
Особенности руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста
В статье указаны некоторые особенности руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста...
Особенности руководства игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста.
Дети играют, потому что развиваются, а развиваются, потому что играют. В процессе игры дети развиваются, обогащают свой мир познаний, развивают творческий потенциал, стараются определить себя в своем ...
Организация и руководство подвижными играми детей старшего дошкольного возраста.
Организация и руководство подвижными играми детей старшего дошкольного возраста....
Развитие речи посредством дидактической игры детей старшего дошкольного возраста
В материале представлены речевые дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста, которые могут быть использованы логопедами, воспитателями и родителями...