Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по театрализованной деятельности «Теремок» (для детей от 6 до 7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Авторская программа по театрализованной деятельности "Теремок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_lilya.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №28 г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
Авторская программа
по дополнительному образованию дошкольников
по театрализованной деятельности
«Теремок»
(для детей от 6 до 7 лет)
Автор: Шамарданова Лилия Мансуровна
г.Лениногорск
Пояснительная записка
Программа ориентирована на творчество детей, на развитие психофизических ощущений, на раскрепощение личности. Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; Сказки учат слушаться родителей, старших - это «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка»,А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Программа рассчитана на детей подготовительной группы (6-7 лет).
Наполненность группы – 10-12 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут.
Формы проведения занятий: игровые занятия.
Продолжительность освоения программы: 1 год.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Форма организации образовательного процесса: групповая, подгрупповая.
Цель: раскрытие творческого и духовного потенциала ребенка, для успешной адаптации его в социальной среде.
Задачи:
- Способствовать формированию зрительской культуры, интереса к театру и театрализованной деятельности
- Поддерживать у детей желание активно участвовать в театральных постановках, инсценировках и импровизациях
- Целенаправленно обогащать опыт детей в театрализованной деятельности, стимулировать их творческую активность и самостоятельность
- Развивать коммуникативные качества личности
- Формировать эстетический вкус
Ожидаемые результаты:
Ребенок заинтересованно занимается театрально-игровой деятельностью, разыгрывает несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства(интонацию, мимику, жест) использует в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно изготовленных из резных материалов; уверенно выступает перед родителями, детьми из своей группы, малышами с инсценировками. Знает некоторые виды театров (кукольный, драматический, музыкальный и др.)
Учебно - тематический план на год
Тема | Количество занятий | |
1 | Знакомство с основами драматизации, знакомство с театром, как вести себя в театре, играем в театр, рисуем театр (импровизация, поиск выразительных средств, роль костюмов, декораций предметного окружения) | 14 |
2 | Знакомство с основами актерства (игровые движения, выразительное чтение, мимика, выразительность движений, расслабление мышц, слух чувство ритма, сценическая пластика, культура и техника речи, речевое дыхание, чувство, эмоции. | 16 |
3 | Знакомство с основами кукольного театра и кукловождения,с конусным театром, теневым,с куклами би-бо-бо, с куклами говорунчиками, с театром из дерева, магнитным театром, с масочным театром, варежковым театром, с пальчиковым театром, с плоскостным шагающим театром, со штоковым театром, театр-кукол оригами, театр на фланели. | 16 |
4 | Самостоятельная театральная деятельность, экскурсия в театр, кукольный театр, инсценировка шуток-малюток, подготовка к инсценировке сказки, показ театрализованного представления. | 18 |
Итого: | 64 |
Основное содержание программы:
Данная программа является интегративной, т.е. содержание занятий по театрализованной деятельности связано с содержанием разделов: художественная литература, познавательное развитие, развитие речи и общение, изобразительная деятельность, конструирование.
Особенности методики обучения:
- Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы
- Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр
- Сотрудничество детей друг с другом
- Подготовленность и заинтересованность воспитателей
- Подбор игр и упражнений при удачном сочетании движений, речи, мимики, пантомимы в различных вариациях
- Сначала игры и упражнения проводит педагог, затем становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в ее организации.
Условия реализации программы:
Для решения поставленных программой задач необходимо выполнение следующих педагогических условий:
- Построение развивающей предметно – пространственной среды:
- Различные виды театров: би-ба-бо, кукольный, теневой, игрушки, пальчиковый, на фланелеграфе и др.
- Для музыкального сопровождения хорошо иметь музыкотеку, синтезатор
- Подборка литературного материала: стихи, потешки, сказки и др. для инсценирования.
- Высокий уровень психологической, художественной подготовки педагога
Обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Основные направления программы:
Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: Игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: Упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: Упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Что такое театр, театральное искусство;
- Какие представления бывают в театре;
- Кто такие актеры;
- Какие превращения происходят на сцене;
- Как вести себя в театре.
Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «от этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью:
составление словесного портрета героя;
по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.
Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Художественно-эстетическое развитие», где дети знакомятся с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей, где дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и подпев.
«Познавательное развитие», где дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями , что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли. Где дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция с использованием дидактических игр.
Форма отчетности:
В конце года показ театрализованного представления «Волки семеро козлят».
Оборудование:
1.Театральная ширма
2.Разные виды кукольных театров:
- пальчиковый
- плоскостной шагающий театр
-теневой
- плоскостной шагающий театр
-би-ба-бо (перчаточный)
-магнитный
-конусный театр
- варежковый
- игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
3. Ноутбук, колонки.
4. Костюмы
Перспективный план кружка
№ занятия | Тема занятия | Содержание занятия | Задачи занятия | Материал |
ОКТЯБРЬ | ||||
1-2 | 1)Знакомство с театром 2)Знакомство с варежковым театром | - Что такое театр? - Виды театров. - С чего начинается театр. Беседа, просмотр картинок и видео- роликов. Самостоятельная игровая деятельность. | 1)Знакомство с понятием театр, видами театров. 2)Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности | Разные виды кукольных театров, ноутбук, колонки, проектор. |
3-4 | Мимика | Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки | Развитие мимики; раскрепощение через игровую деятельность; | Ноутбук, колонки, картотека игр, скороговорок, загадок. |
5-6 | Сила голоса | Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен», Игра «Эхо» | Развиваем силу голоса; работа над активизацией мышц губ. | Ноутбук, колонки, картотека игр, скороговорок, артикулярных гимнастик. |
7-8 | 1)Знакомство с пальчиковым театром 2)Просмотр спектакля в детском саду «Доктор Айболит» | «Праздник со Смешариками» (игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку». | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Развлекательное занятие для детей. | Конспект занятия «Праздник со смешариками»,картотека игр, ноутбук, колонки, пальчиковый театр. Костюмы, полумаски, театральная ширма. |
НОЯБРЬ | ||||
1-2 | Знакомство с плоскостным шагающим театром | Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка». | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. | Ноутбук, колонки, костюмы, полумаски. |
3 | Пантомима | Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнения на развитие сенсомоторики; этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры пальчиковые игры; этюд «Цветочек» | Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развиваем раскрепощённость | Картотека игр, ноутбук, проектор. |
4 | Сила голоса и речевое дыхание | Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; скороговорки; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры. | Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ | Ноутбук, колонки, картотека игр. |
5-7 | Знакомство с конусным настольным театром | Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | Конусный настольный театр, ноутбук, проектор. |
8 | Мимика и жесты | Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» | Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние. | Картотека игр «Артикуляционных гимнастик» |
ДЕКАБРЬ | ||||
1-2 | Знакомство с теневым театром | Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди». | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. | Ноутбук, проектор, теневой театр, театральная ширма. |
3-4 | Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре») | Совместная деятельность детей и родителей. | Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса; | Проектор, ноутбук,илюстраций. |
5-6 | Знакомство с куклами би-ба-бо. | Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью. Инсценировка сказки «Волк и лиса» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | Куклы би-ба-бо, ноутбук, колонки. |
7-8 | Слух и чувство ритма. | Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игра «Чудесные превращения» | Развитие слуха и чувства ритма у детей. | Картотеки: «артикуляционной гимнастики», «подвижных игр», «пальчиковых игр», « загадок», ноутбук, колонки. |
ЯНВАРЬ | ||||
1-2 | Театральные игры | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезьянки» «Угадай что я делаю» | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. | Картотеки: «артикуляционной гимнастики», «подвижных игр», «пальчиковых игр» ноутбук, колонки. |
3-4 | Знакомство с куклами-говорунчиками | Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?» | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД | Куклы, дидактические игры по ПДД, ноутбук, проектор. |
5-6 | Знакомство с театром | Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | Настольные театры, книжки, ноутбук, проигрыватель. |
7-8 | Сценическая пластика | Артикуляционная гимнастика; игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок» | Развиваем умение передавать через движения тела характер животных | Картотека игр, ноутбук, проигрыватель, полумаски животных. |
ФЕВРАЛЬ | ||||
1-2 | Расслабление мышц | Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры | Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. | Картотека артикуляционной гимнастики, картотека скороговорок, пальчиковых игр. |
3-4 | Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов). Магнитный театр. | Инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», самостоятельная деятельность. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. | Театр деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонаж из мультфильмов)костюмы, полумаски, магнитная доска, ноутбук, проигрыватель. |
5-6 | Театр кукол-оригами. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное видео или фото о том как это делалось) | Изготовление кукол-оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». Совместная деятельность детей и родителей | Ощутить себя «творцами» кукол Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса. | Картон, клей, ножницы, клеенка, салфетки, ноутбук, проектор полумаски. |
7-8 | Чувства, эмоции | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» | Знакомство с миром чувств и эмоций; развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими. | Картотека «артикуляционной гимнастики», картотека «пальчиковые игры», картотека «Упражнение на развитие сенсорной моторики», картотека подвижных игр |
МАРТ | ||||
1-2 | Знакомство с театром масок | Инсценировки сказок «Мужик и Медведь», «Курочка Ряба» | Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности | Полумаски, костюмы, ноутбук, колонки, атрибутика. |
3-4 | Демонстрация театра на фланели. | Сочиняем сказку сами. | Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра. | |
5-6 | Инсценировка шуток-малюток | Артикуляционная гимнастика; Игра «Птицелов»; пальчиковые игры | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением | Картотека артикуляционных гимнастик, пальчиковых игр, настольные пальчиковые игры, проигрыватель, ноутбук, проектор. |
7-8 | Культура и техника речи | Артикуляционная гимнастика «Считай до пяти» «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций» | Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас | Картотека артикуляционной гимнастики, ноутбук, полумаски. |
АПРЕЛЬ | ||||
1- 8 | Подготовка к инсценировке сказки . | Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; Артикуляционная гимнастика. Разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций. | Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей | Картотека артикуляционной гимнастики. Костюмы, атрибутика, полумаски, сценарий сказки. |
МАЙ | ||||
1-4 | Экскурсия в театр, кукольный театр | Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось. | Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы. | |
5-8 | Театрализованное представление. | Показ театрализованного представления «Волк и Семеро козлят» | Итоговое занятие. Показать чему научились за год. | Костюмы, атрибутика, полумаски. |
Список литературы:
- Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В.Артемова, М.: Посвещение», 2012г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский, М.: Просвещение, 2012г.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам / Т.Н. Караманенко, М.: Просвещение, 2012г.
- Мирясова В.И. Играем в театр / В.И. Мирясова, М.: Гном-Пресс, 2013г.
- Петрова Т. И., Сергеева Е. Я., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду / Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова, М.: Школьная пресса, 2013 г.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду / М.Д. Маханева, М.: Творческий центр “Сфера”, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5 -7 лет .
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-7 лет., к программе представлено перспективное и календарное планирование....
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности «Юный актёр» для детей 5 -7 лет
Программа «Юный актёр» предназначена для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.Основной целью программы является развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.Даная пр...
Программа дополнительного образования по театрализованной деятельности "Путешествие в сказку" для детей старшего дошкольного возраста.
Джани Родари говорил: «Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, как есть, а преобразился. Ведь возможна же такая система воспитания, которая прививает и развивает т...
Авторская программа по дополнительному образованию дошкольников по изобразительной деятельности «Волшебные ладошки» (для детей 4-5лет)
Способность к творчеству-отличительна черта человека,благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая....
Авторская программа дополнительного образования по театрализованной деятельности для детей 5-6 лет «Золотой ключик»
Характерными особенностями связной речи таких детей являются нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по театрализованной деятельности «Теремок» для детей 1 младшей группы на 2023-2024 учебный год
Цель программы – средствами театрального искусства развивать творческие и артистические способности детей. Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотво...