Рабочая программа дополнительного образования
методическая разработка (старшая группа) на тему

Горюнова Юлия Васильевна

Программа кружка по театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatr_starsh._gr.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

Театрализация в детском саду

«Сказка. Театр. Дети»

Воспитатель: Горюнова Юлия Васильевна.

Пояснительная записка

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и  взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.

Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и  обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка.

Цель: развитие интонационной выразительности речи, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.

Задачи:

1. Учить различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и т.д.

          2. Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и     чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.  

          3. Развивать  диалогическую  речь  детей  в  процессе  театрально      -  игровой деятельности.

4. Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, танцевальные и игровые импровизации.

5. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.

6. Развивать умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.

7. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности.

8. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу.

9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

 Срок реализации программы 2 года. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Организация:

Проводится: четыре занятия в месяц во второй половине дня.

Среда – вторая половина дня

Продолжительность – 25 – 30 минут.

          Формы организации  театрализованной деятельности детей.

Для качественного усвоения материала используются следующие формы:

  • Игра
  • Инсценировки и драматизация
  • Объяснение
  • Чтение воспитателя
  • Показ
  • Личный пример
  • Беседы
  • Просмотр видеофильмов
  • Разучивание произведений устного народного творчества
  • Обсуждение
  • Наблюдения.

 Средства:

  • Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением  (магнитофон, ноутбук);
  • Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);
  • Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек, теневой театр, театр кукольный бибабо, театр марионеток;
  • Литературные произведения, иллюстрации.

Технология проведения:

Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена:

  • Коммуникативные игры
  • Игры, направленные на развитие воображения, внимания
  • Игры на развитие выразительной и диалогической речи
  • Игры с элементами танцевальных движений.
  • Культура и техника речи
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковые игры
  • Этюды
  • Инсценировки и драматизация
  • Изготовление атрибутики и варьируется в зависимости от темы.

Тематический план старшая группа

Сентябрь

Организация, подготовка условий.

Октябрь

«Вводное занятие»

  1. Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем

           искусстве.

  1. Вовлечь детей в увлекательный мир театра.
  2. В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки).
  3. Познакомить с различными видами театров, имеющихся в группе.

«Введение в искусство»

  1. Театральные профессии.
  2. Загадки.
  3. Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в театр».

 

«Скажи по-разному»

  1. Игры с пальчиками «Дружная семья», «Дружные дети».
  2. Разучить потешку «Вороны».
  3. Этюды с куклами бибабо, «У медведя во бору» (Русская народная песня).
  4. Игра «Скажи по-разному» (проговаривание диалога с различными интонациями).

           Ребёнок: Мёд в лесу медведь нашел.

           Медведь: Мало мёду много пчёл.

«Проигрывание этюдов»

  1. Киска.

         Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела?

         Что же ты от нас ушла?

         Киска: Не могу я с вами жить,

         Хвостик негде положить.

         Ходите, зеваете

         На хвостик наступаете.

  1. Проговаривание чистоговорок.
  2. Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо.

Ноябрь

Сказка «Три медведя»

  1. Рассказ русской народной сказки «Три медведя» (фланелеграф).
  2. Характеристика героев сказки.
  3. Распределение ролей.
  4. Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо (диалог Настасьи Петровны с Михайло Ивановичем; Настасьи Петровны с Мишуткой).

 Сказка «Три медведя»                                                 

  1. Игры с пальчиками.
  2. Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо (разучивание слов девочки Машеньки.)
  3. Игра «Покажи настроение».
  4. Учить пересказывать сказку своими словами.

Сказка «Три медведя»                                                 

  1. Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя».
  2. Упражнения -  этюды,  отражающие  образы  персонажей  сказки.
  3. Слушание  сказки  с  музыкальными  фрагментами.
  4. Рисование понравившегося героя.

Спектакль «Три медведя»

Показ спектакля, с участием кукол  бибабо «Три медведя» (детям младшей группы).

Декабрь

Теневой театр «Волк и семеро козлят»

  1. Проговаривание чистоговорок.
  2. Игры с пальчиками «Мизинчик».
  3. Знакомство с теневым театром, показ сказки «Волк и семеро козлят».
  4. Этюд на сопоставление различных эмоций «Ты мороз, мороз, мороз».

Викторина по сказкам

Театр кружек «Нет козы с орехами»

  1. Проговаривание чистоговорок
  2. Игры с пальчиками «Коза – дереза».
  3. Чтение.
  4. Распределение ролей.
  5. Изготовление атрибутов к сказке.

Показ спектакля «Нет козы с орехами»

Январь

Сказка на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух»

  1. Игра – пантомима по стихотворению К.И. Чуковского «Черепаха»
  2. Показ сказки на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух»
  3. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.

Сказка «Лиса, заяц и петух»

  1. Распределение ролей.
  2. Этюд на сопоставление различных эмоций «Шерсть чесать – рука болит»
  3. Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо.
  4. Рисование понравившихся героев.

Сказка «Лиса, заяц и петух»

  1. Пересказ детьми сказки «Лиса, заяц и петух» с помощью мнемотаблицы
  2. Конкурс «Самая хитрая лиса».
  3. Беседа «Продолжи сказку» (развитие фантазии).
  4. Речевая пальчиковая игра «Кто приехал»
  5. Загадки о героях сказки.

Сказка «Лиса, заяц и петух»

  1. Упражнение «Разминка».
  2. Игра «Сидит заяц на припеке».
  3. Беседа «Добрая лиса».
  4. Рисование «Добрая и веселая лиса».

Февраль

Подготовка к спектаклю «Лиса, заяц и петух»

  1. Этюд на выразительность жеста «Пошла Маня на базар».
  2. Упражнение – разминка (развитие внимание)
  3. Пересказ ребенком сказки «Лиса, заяц и петух», своими словами.
  4. Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Лиса, заяц и петух».

Подготовка к спектаклю «Лиса, заяц и петух»

  1. Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо.
  2. Игры на развитие мимики.
  3. Изготовление атрибутов к сказке «Лиса, заяц и петух».
  4. Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Лиса, заяц и петух».

Подготовка к спектаклю «Лиса, заяц и петух»

  1. Этюд на выражения печали.
  2. «Секрет волшебных слов» (доброжелательное общение с окружающими).
  3. Изготовление атрибутов к сказке «Лиса, заяц и петух».
  4. Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Лиса, заяц и петух».

Показ спектакля, с участием кукол  бибабо, «Лиса, заяц и петух»,  детям средней и старшей группы.

Март

Театр ложек «Колобок»

  1. Просмотр русской народной сказки «Колобок».
  2. Беседа по содержанию сказки.
  3. Этюд на выражение основных эмоций «Уж ты, серенький коток».
  4. Проговаривание чистоговорок.
  5. Игры с пальчиками.

Театр ложек «Колобок»

  1. Этюд на развитие образного перевоплощения по сказке «Колобок».
  2. Игры с пальчиками.
  3. Распределение ролей.
  4. Изготовление атрибутов к сказке.

Театр ложек «Колобок»

  1. Изготовление атрибутов к сказке.
  2. Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Колобок».
  3. Игры с пальчиками.
  4. Интонационные упражнения.
  5. Примерка костюмов.

Показ спектакля «Колобок» (ясельная группа)

Апрель

«Настольный театр «Теремок»

  1. Слушание русской народной сказки «Теремок» с показом настольного театра.
  2. Вопросы по содержанию сказки.
  3. Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
  4. Сюжетное рисование по сказке.

«Сказка «Теремок»

  1. Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Теремок».
  2. Проговаривание чистоговорок.
  3. Этюд на выразительность жеста «Ох, ох, что за гром?»
  4. Игры с пальчиками «Дружба».

«Сказка Теремок»

  1. Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Теремок».
  2. Игра «Кто как двигается»  с музыкальным сопровождением.
  3. Самостоятельно и по подсказке импровизировать, придумывать сценические движения персонажей для передачи игрового образа.
  4. Разучивание поклонов.

«Сказка Теремок»

  1. Игра «Рожицы»
  2. Этюд на воспроизведение черт характера «Три характера»
  3. Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Теремок».
  4. Прослушивание музыки к сказке «Теремок»

Май

Сказка «Теремок»

  1. Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Теремок».
  2. Изготовление атрибутов к сказке «Теремок».
  3. Ритуал, или грамота театрального зрителя.
  4. Пантомимическая  игра  «Узнай  героя».

Сказка «Теремок»

  1. Повторение чистоговорок, скороговорок.
  2. Игра «Воздушный шарик» (развитие слухового внимания, воображения, координации движений, выразительности и имитационных жестов).
  3. Этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь».
  4. Игра на развитие мимики и пантомимики.
  5. Игра «Лесной концерт»

 

Сказка «Теремок»

  1. Игра «Жуки и бабочки» (тренировка внимания, фантазии).
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Игра на развитие мимики.
  4. Упражнение – пантомимика «Лесная полянка».
  5. Пересказ сказки «Теремок» своими словами.

Драматизация сказки «Теремок» (для родителей)

Перспективный  план подготовительная группа

Октябрь.

«Одну  простую  сказку  хотим  мы  показать»

  1. Пантомимическая  игра  «Как  мы  покажем»
  2. Введение  понятия  «пантомима»
  3. Творческая  игра  «Что  это  за  сказка»

«Играем  пальчиками»

  1. Повторение  и  закрепление  понятия  «пантомима»
  2. Игровые  упражнения  с  помощью  пальчиков:  «Цепочка», «Ёлка», «Кошка»,  «Заяц»,  «Колокольчик»,  «Собака»,  «Лошадка»,  «Коза».
  3. Игра – инсценировка  с помощью  пальчиков.

«Постучимся  в  теремок»

  1. Игра  - загадка  «Узнай,  кто  это?»
  2. Знакомство  со  сказкой  В. Бианки  «Теремок»
  3. Этюд  на  расслабление  и  фантазия  «Разговор  с  лесом»

«Дятел  выдолбил  дупло,  сухое,  тёплое  оно»

  1. Погружение  в  сказочную  атмосферу
  2. Беседа  по  содержанию  сказки  В. Бианки  «Теремок»
  3. Характеристика  персонажей  сказки
  4. Интонационные  упражнения

Ноябрь

 «Многим  домик  послужил,  кто  только  в  домике  ни жил»

  1. Пересказ  сказки  В. Бианки  « Теремок»  детьми  по  частям.
  2. Упражнения -  этюды,  отражающие  образы  персонажей  сказки  и  предметов.

« Косолапый  приходил,  теремочек  развалил».

  1.  Игра  « Угадай  героя»
  2.  Драматизация  сказки.

 «Учимся  говорить  по- разному»

  1. Вводная  беседа.
  2. Введение.  Объяснение  понятия  «интонация».
  3. Упражнения,  игры,  ситуации  на  отработку  интонационной  выразительности.

  « Учимся  четко  говорить»

  1. Погружение  в  сказочную  ситуацию.
  2. Введение  понятия  «скороговорки»
  3. Игра – упражнение  «Едем  на  паровозе»
  4. Физкультминутка « Буратино»
  5. Обобщение.

Декабрь  

 « Раз,  два,  три,  четыре,  пять -  стихи  мы  будем  сочинять»

  1. Повторение  понятия  «скороговорка»
  2. Игра «Едем  на  поезде»
  3. Введение  понятия  «рифма»
  4. Дидактическая  игра «  Придумай  рифму»

    5.   Физкультминутка.

     6.   Придумывание  стихотворения   с  детьми  с  помощью  воспитателя.

«Веселые  стихи  читаем  и  слово-рифму  добавляем»

  1. Погружение  в  сказочную  атмосферу.
  2. Дидактическая  игра  «Придумай  как  можно  больше  слов»
  3. Физкультминутка
  4. Придумывание  рифмующихся  слов.

«Рассказываем  про  любимые  игры  и  сказки»

  1. Вводная  беседа.
  2. Рассказы  детей  по  ассоциациям.
  3. Знакомство  со  сказкой  Я. Тенясова  «Хвостатый  хвастушка»

«Красивый  Петя  уродился:  перед  всеми  он  гордился»

  1. Беседа  по  содержанию  сказки.
  2. Слушание  сказки  с  музыкальными  фрагментами
  3. Физкультминутка.
  4. Рассматривание  иллюстраций  к  сказке  и  характеристика  персонажей.

Январь

 «Гордиться  Петенька  красой,  ног  не чует  под  собой»

  1. Погружение  в  сказку.
  2. Пантомимические  упражнения.
  3. Интонационные  упражнения.

«Петя  хвастался,  смеялся  чуть лисе  он  не достался».

  1. Отгадывание  загадок»
  2. Упражнения  у  зеркала  «Изобрази  настроение».
  3. Драматизация  сказки.
  4. Заключительный  танец.

«Сочиняем  новую  сказку».

  1. Знакомство  со  сказкой  В. Сутеева  «Кораблик».
  2. Беседа  по  содержанию.
  3. Сочинение  продолжения  сказки.

«Сказки  сами  сочиняем, а потом  мы  в  них  играем».

  1. Погружение  в  сказку  придуманную  детьми.
  2. Пантомимическая  игра  «Узнай  героя».
  3.  Драматизация  сказки.

Февраль  

«Наши  эмоции»

  1. Рассматривание  сюжетных  картинок.
  2. Беседа.
  3. Упражнение  «Изобрази  эмоцию».
  4. Практическое  задание.
  5. Обсуждение.

 

«Изображение  различных  эмоций»

  1. Введение. Объяснение   понятия  «эмоция».
  2. Знакомство  детей  с  пиктограммами,  изображающими  радость,  грусть,  страх, злость.
  3. Этюды  на  изображение  эмоций  грусти,  радости,  страха,  злости.

«Распознаем  эмоции  по  мимике  и  интонациям голоса»

  1. Рассматривание  графических  карточек.
  2. Беседа.
  3. Игра  «Угадай  эмоцию»   («Испорченный   телефон»).

«Злая, злая, нехорошая  змея укусила  молодого  воробья»

  1. Знакомство  со  сказкой  К.И. Чуковского  «Айболит  и  воробей».
  2. Беседа  о  настроении  героев  сказки.
  3. Практическое  задание.

Март

 «Пропал  бы  бедный  воробей,  если  б  не было  друзей»

  1. Слушание  песни  М. Танича, В. Шаинского  «Если  с  другом  вышел  в  путь».
  2. Беседа  о  друге.
  3. Повторное  слушание  сказки  К.И. Чуковского  «Айболит  и  воробей».
  4. Упражнение  «Изобрази  настроение».

«Друг  всегда  придет  на  помощь»

  1. Чтение  стихотворения  о  друге.
  2. Рассказ  из  личного  опыта.
  3. Беседа  о  сказках.
  4. Игра-загадка  «Зеркало».

 

«Слава, слава  Айболиту,  слава,  слава  всем  друзьям!»

  1. Отгадывание  загадок.
  2. Ряжение  в  костюмы.
  3. Драматизация  сказки  «Айболит  и  воробей».

«Когда  страшно,  видится то,  чего  и нет»

  1. Слушание  русской  народной  сказки  «У  страха  глаза  велики».
  2. Беседа  по  сказке.
  3. Изображение  эмоции  страха.
  4. Рассказы  детей  из  личного  опыта.

Апрель

 «Каждому  страх  большим  кажется»

  1. Беседа  по  сказке  «У  страха  глаза  велики».
  2. Пантомимическая  игра  «Изобрази  героя».
  3. Повторное  слушание  сказки.

«Преодолеем  страх»

  1. Рассматривание  картинки  «Страшно».  Беседа.
  2. Изображение  различных  степеней  страха.
  3. Игра  «Преодолеем  страх».
  4. Рассказывание  и  показывание  (через  настольный  театр)  детьми  сказки  «У  страха  глаза  велики».

«У  страха  глаза  велики»

  1. Распределение  ролей.
  2. Ряжение  в  костюмы.
  3. Драматизация  сказки.

«Если  с  другом  ты  поссорился…»

  1. Рассматривание  картины  с  изображением  двух  мальчиков  и  беседа  по  ней.
  2. Знакомство  со  сказкой  «Как  поссорились  Солнце  и  Луна».
  3. Игра  «найди  и  покажи  эмоцию».

Май  

«Как  луне  и  Солнцу  быть  не могут  ссору  разрешить»

  1. Рассматривание  картинки «Злость».
  2. Слушание  сказки «Как  поссорились  Солнце и Луна». Беседа  по  содержанию.
  3. Упражнение  на  выразительность  голоса, мимики,  жестов.

«Бог  Молнии  и  Грома  очень  спешил. Спор  Луны  и Солнца  разрешил»

  1. Сюрпризный  момент.
  2. Беседа  о  злости.
  3. Упражнение  «Изображаем  эмоцию».
  4. Рассказ  детьми  сказки  «Как  поссорились  Солнце и Луна».

«Как  поссорились  Солнце и Луна»

  1. Распределение  ролей,  ряжение.
  2. Драматизация  сказки.

Викторина  «Мы  любим  сказки»

  1. Проведение  викторины.
  2. Драматизация  любимой  сказки.
  3. Награждение.

Критерии 

Отслеживания результативности работы кружка заключаются в уровнях освоения: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень:

  • Знает виды театров;
  • Владеет интонационной выразительностью речи;
  • Владеет выразительностью жестов и мимики;
  • Имеет навыки кукловождения;
  • Умеет оценивать поступки героев;
  • Проявляет инициативу и творчество.

Средний уровень:

  • Знает виды театров;
  • Интонационная выразительность речи недостаточно выражена;
  • Владеет выразительностью жестов и мимики;
  • Имеет навыки кукловождения;
  • Умеет оценивать поступки героев;
  • Проявляет творчество, но недостаточно инициативен.

Низкий уровень:

  • Знает виды театров;
  • Слабо выражена интонационная выразительность речи;
  • Недостаточно владеет выразительностью жестов и мимики;
  • Имеет навыки кукловождения;
  • Умеет оценивать поступки героев;
  • Не проявляет творчество, недостаточно инициативен. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год

Программа «Умелые мастера»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...

Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев

Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной.  Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю.   Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...