Рабочая программа дополнительного образования
методическая разработка (старшая группа) на тему
Программа кружка по театрализованной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_teatr_starsh._gr.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
Театрализация в детском саду
«Сказка. Театр. Дети»
Воспитатель: Горюнова Юлия Васильевна.
Пояснительная записка
Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично не стесняясь присутствия посторонних слушателей. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры.
Воспитательные возможности театральной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик, персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.
Театральные игры развивают эмоциональную сферу ребёнка, позволяют формировать социально-нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).
Таким образом, театральные игры помогают всесторонне развивать ребёнка.
Цель: развитие интонационной выразительности речи, способности воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески отражать его в театральных действиях.
Задачи:
1. Учить различать жанры произведений: потешка, сказка, рассказ, стихотворение и т.д.
2. Развивать у детей интонационную выразительность речи; умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
3. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально - игровой деятельности.
4. Совершенствовать у детей пластику движения, мимику, танцевальные и игровые импровизации.
5. Развивать умение чувствовать характер литературного произведения.
6. Развивать умение оценивать поступки героев, выделяя положительные и отрицательные качества персонажей; чувствовать юмор.
7. Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности.
8. Развивать творческое воображение, фантазию, мышление, сообразительность, инициативу.
9. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Срок реализации программы 2 года. Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Организация:
Проводится: четыре занятия в месяц во второй половине дня.
Среда – вторая половина дня
Продолжительность – 25 – 30 минут.
Формы организации театрализованной деятельности детей.
Для качественного усвоения материала используются следующие формы:
- Игра
- Инсценировки и драматизация
- Объяснение
- Чтение воспитателя
- Показ
- Личный пример
- Беседы
- Просмотр видеофильмов
- Разучивание произведений устного народного творчества
- Обсуждение
- Наблюдения.
Средства:
- Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, ноутбук);
- Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);
- Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый, настольный театр ложек, театр кружек, теневой театр, театр кукольный бибабо, театр марионеток;
- Литературные произведения, иллюстрации.
Технология проведения:
Сущность состоит в конструировании творческого процесса по модели субъект-субъектного взаимодействия с ребёнком через раскрытие творческого потенциала в речевых умениях, в использовании жестов, мимики. Структура занятий представлена:
- Коммуникативные игры
- Игры, направленные на развитие воображения, внимания
- Игры на развитие выразительной и диалогической речи
- Игры с элементами танцевальных движений.
- Культура и техника речи
- Артикуляционная гимнастика
- Пальчиковые игры
- Этюды
- Инсценировки и драматизация
- Изготовление атрибутики и варьируется в зависимости от темы.
Тематический план старшая группа
Сентябрь
Организация, подготовка условий.
Октябрь
«Вводное занятие»
- Дать детям представление о театре, расширить знания об этом древнем
искусстве.
- Вовлечь детей в увлекательный мир театра.
- В работе использовать наглядное пособие (фото, слайды, рисунки).
- Познакомить с различными видами театров, имеющихся в группе.
«Введение в искусство»
- Театральные профессии.
- Загадки.
- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие в театр».
«Скажи по-разному»
- Игры с пальчиками «Дружная семья», «Дружные дети».
- Разучить потешку «Вороны».
- Этюды с куклами бибабо, «У медведя во бору» (Русская народная песня).
- Игра «Скажи по-разному» (проговаривание диалога с различными интонациями).
Ребёнок: Мёд в лесу медведь нашел.
Медведь: Мало мёду много пчёл.
«Проигрывание этюдов»
- Киска.
Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела?
Что же ты от нас ушла?
Киска: Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить.
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете.
- Проговаривание чистоговорок.
- Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо.
Ноябрь
Сказка «Три медведя»
- Рассказ русской народной сказки «Три медведя» (фланелеграф).
- Характеристика героев сказки.
- Распределение ролей.
- Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо (диалог Настасьи Петровны с Михайло Ивановичем; Настасьи Петровны с Мишуткой).
Сказка «Три медведя»
- Игры с пальчиками.
- Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо (разучивание слов девочки Машеньки.)
- Игра «Покажи настроение».
- Учить пересказывать сказку своими словами.
Сказка «Три медведя»
- Изготовление атрибутов к сказке «Три медведя».
- Упражнения - этюды, отражающие образы персонажей сказки.
- Слушание сказки с музыкальными фрагментами.
- Рисование понравившегося героя.
Спектакль «Три медведя»
Показ спектакля, с участием кукол бибабо «Три медведя» (детям младшей группы).
Декабрь
Теневой театр «Волк и семеро козлят»
- Проговаривание чистоговорок.
- Игры с пальчиками «Мизинчик».
- Знакомство с теневым театром, показ сказки «Волк и семеро козлят».
- Этюд на сопоставление различных эмоций «Ты мороз, мороз, мороз».
Викторина по сказкам
Театр кружек «Нет козы с орехами»
- Проговаривание чистоговорок
- Игры с пальчиками «Коза – дереза».
- Чтение.
- Распределение ролей.
- Изготовление атрибутов к сказке.
Показ спектакля «Нет козы с орехами»
Январь
Сказка на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух»
- Игра – пантомима по стихотворению К.И. Чуковского «Черепаха»
- Показ сказки на фланелеграфе «Лиса, заяц и петух»
- Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
Сказка «Лиса, заяц и петух»
- Распределение ролей.
- Этюд на сопоставление различных эмоций «Шерсть чесать – рука болит»
- Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо.
- Рисование понравившихся героев.
Сказка «Лиса, заяц и петух»
- Пересказ детьми сказки «Лиса, заяц и петух» с помощью мнемотаблицы
- Конкурс «Самая хитрая лиса».
- Беседа «Продолжи сказку» (развитие фантазии).
- Речевая пальчиковая игра «Кто приехал»
- Загадки о героях сказки.
Сказка «Лиса, заяц и петух»
- Упражнение «Разминка».
- Игра «Сидит заяц на припеке».
- Беседа «Добрая лиса».
- Рисование «Добрая и веселая лиса».
Февраль
Подготовка к спектаклю «Лиса, заяц и петух»
- Этюд на выразительность жеста «Пошла Маня на базар».
- Упражнение – разминка (развитие внимание)
- Пересказ ребенком сказки «Лиса, заяц и петух», своими словами.
- Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Лиса, заяц и петух».
Подготовка к спектаклю «Лиса, заяц и петух»
- Этюды на театральной ширме, разыгрываемые куклами бибабо.
- Игры на развитие мимики.
- Изготовление атрибутов к сказке «Лиса, заяц и петух».
- Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Лиса, заяц и петух».
Подготовка к спектаклю «Лиса, заяц и петух»
- Этюд на выражения печали.
- «Секрет волшебных слов» (доброжелательное общение с окружающими).
- Изготовление атрибутов к сказке «Лиса, заяц и петух».
- Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Лиса, заяц и петух».
Показ спектакля, с участием кукол бибабо, «Лиса, заяц и петух», детям средней и старшей группы.
Март
Театр ложек «Колобок»
- Просмотр русской народной сказки «Колобок».
- Беседа по содержанию сказки.
- Этюд на выражение основных эмоций «Уж ты, серенький коток».
- Проговаривание чистоговорок.
- Игры с пальчиками.
Театр ложек «Колобок»
- Этюд на развитие образного перевоплощения по сказке «Колобок».
- Игры с пальчиками.
- Распределение ролей.
- Изготовление атрибутов к сказке.
Театр ложек «Колобок»
- Изготовление атрибутов к сказке.
- Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Колобок».
- Игры с пальчиками.
- Интонационные упражнения.
- Примерка костюмов.
Показ спектакля «Колобок» (ясельная группа)
Апрель
«Настольный театр «Теремок»
- Слушание русской народной сказки «Теремок» с показом настольного театра.
- Вопросы по содержанию сказки.
- Рассматривание картинок к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
- Сюжетное рисование по сказке.
«Сказка «Теремок»
- Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Теремок».
- Проговаривание чистоговорок.
- Этюд на выразительность жеста «Ох, ох, что за гром?»
- Игры с пальчиками «Дружба».
«Сказка Теремок»
- Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Теремок».
- Игра «Кто как двигается» с музыкальным сопровождением.
- Самостоятельно и по подсказке импровизировать, придумывать сценические движения персонажей для передачи игрового образа.
- Разучивание поклонов.
«Сказка Теремок»
- Игра «Рожицы»
- Этюд на воспроизведение черт характера «Три характера»
- Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Теремок».
- Прослушивание музыки к сказке «Теремок»
Май
Сказка «Теремок»
- Ведение диалога детьми в процессе рассказывания сказки «Теремок».
- Изготовление атрибутов к сказке «Теремок».
- Ритуал, или грамота театрального зрителя.
- Пантомимическая игра «Узнай героя».
Сказка «Теремок»
- Повторение чистоговорок, скороговорок.
- Игра «Воздушный шарик» (развитие слухового внимания, воображения, координации движений, выразительности и имитационных жестов).
- Этюд на воспроизведение черт характера «Страшный зверь».
- Игра на развитие мимики и пантомимики.
- Игра «Лесной концерт»
Сказка «Теремок»
- Игра «Жуки и бабочки» (тренировка внимания, фантазии).
- Артикуляционная гимнастика.
- Игра на развитие мимики.
- Упражнение – пантомимика «Лесная полянка».
- Пересказ сказки «Теремок» своими словами.
Драматизация сказки «Теремок» (для родителей)
Перспективный план подготовительная группа
Октябрь.
«Одну простую сказку хотим мы показать»
- Пантомимическая игра «Как мы покажем»
- Введение понятия «пантомима»
- Творческая игра «Что это за сказка»
«Играем пальчиками»
- Повторение и закрепление понятия «пантомима»
- Игровые упражнения с помощью пальчиков: «Цепочка», «Ёлка», «Кошка», «Заяц», «Колокольчик», «Собака», «Лошадка», «Коза».
- Игра – инсценировка с помощью пальчиков.
«Постучимся в теремок»
- Игра - загадка «Узнай, кто это?»
- Знакомство со сказкой В. Бианки «Теремок»
- Этюд на расслабление и фантазия «Разговор с лесом»
«Дятел выдолбил дупло, сухое, тёплое оно»
- Погружение в сказочную атмосферу
- Беседа по содержанию сказки В. Бианки «Теремок»
- Характеристика персонажей сказки
- Интонационные упражнения
Ноябрь
«Многим домик послужил, кто только в домике ни жил»
- Пересказ сказки В. Бианки « Теремок» детьми по частям.
- Упражнения - этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов.
« Косолапый приходил, теремочек развалил».
- Игра « Угадай героя»
- Драматизация сказки.
«Учимся говорить по- разному»
- Вводная беседа.
- Введение. Объяснение понятия «интонация».
- Упражнения, игры, ситуации на отработку интонационной выразительности.
« Учимся четко говорить»
- Погружение в сказочную ситуацию.
- Введение понятия «скороговорки»
- Игра – упражнение «Едем на паровозе»
- Физкультминутка « Буратино»
- Обобщение.
Декабрь
« Раз, два, три, четыре, пять - стихи мы будем сочинять»
- Повторение понятия «скороговорка»
- Игра «Едем на поезде»
- Введение понятия «рифма»
- Дидактическая игра « Придумай рифму»
5. Физкультминутка.
6. Придумывание стихотворения с детьми с помощью воспитателя.
«Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем»
- Погружение в сказочную атмосферу.
- Дидактическая игра «Придумай как можно больше слов»
- Физкультминутка
- Придумывание рифмующихся слов.
«Рассказываем про любимые игры и сказки»
- Вводная беседа.
- Рассказы детей по ассоциациям.
- Знакомство со сказкой Я. Тенясова «Хвостатый хвастушка»
«Красивый Петя уродился: перед всеми он гордился»
- Беседа по содержанию сказки.
- Слушание сказки с музыкальными фрагментами
- Физкультминутка.
- Рассматривание иллюстраций к сказке и характеристика персонажей.
Январь
«Гордиться Петенька красой, ног не чует под собой»
- Погружение в сказку.
- Пантомимические упражнения.
- Интонационные упражнения.
«Петя хвастался, смеялся чуть лисе он не достался».
- Отгадывание загадок»
- Упражнения у зеркала «Изобрази настроение».
- Драматизация сказки.
- Заключительный танец.
«Сочиняем новую сказку».
- Знакомство со сказкой В. Сутеева «Кораблик».
- Беседа по содержанию.
- Сочинение продолжения сказки.
«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем».
- Погружение в сказку придуманную детьми.
- Пантомимическая игра «Узнай героя».
- Драматизация сказки.
Февраль
«Наши эмоции»
- Рассматривание сюжетных картинок.
- Беседа.
- Упражнение «Изобрази эмоцию».
- Практическое задание.
- Обсуждение.
«Изображение различных эмоций»
- Введение. Объяснение понятия «эмоция».
- Знакомство детей с пиктограммами, изображающими радость, грусть, страх, злость.
- Этюды на изображение эмоций грусти, радости, страха, злости.
«Распознаем эмоции по мимике и интонациям голоса»
- Рассматривание графических карточек.
- Беседа.
- Игра «Угадай эмоцию» («Испорченный телефон»).
«Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья»
- Знакомство со сказкой К.И. Чуковского «Айболит и воробей».
- Беседа о настроении героев сказки.
- Практическое задание.
Март
«Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей»
- Слушание песни М. Танича, В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».
- Беседа о друге.
- Повторное слушание сказки К.И. Чуковского «Айболит и воробей».
- Упражнение «Изобрази настроение».
«Друг всегда придет на помощь»
- Чтение стихотворения о друге.
- Рассказ из личного опыта.
- Беседа о сказках.
- Игра-загадка «Зеркало».
«Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям!»
- Отгадывание загадок.
- Ряжение в костюмы.
- Драматизация сказки «Айболит и воробей».
«Когда страшно, видится то, чего и нет»
- Слушание русской народной сказки «У страха глаза велики».
- Беседа по сказке.
- Изображение эмоции страха.
- Рассказы детей из личного опыта.
Апрель
«Каждому страх большим кажется»
- Беседа по сказке «У страха глаза велики».
- Пантомимическая игра «Изобрази героя».
- Повторное слушание сказки.
«Преодолеем страх»
- Рассматривание картинки «Страшно». Беседа.
- Изображение различных степеней страха.
- Игра «Преодолеем страх».
- Рассказывание и показывание (через настольный театр) детьми сказки «У страха глаза велики».
«У страха глаза велики»
- Распределение ролей.
- Ряжение в костюмы.
- Драматизация сказки.
«Если с другом ты поссорился…»
- Рассматривание картины с изображением двух мальчиков и беседа по ней.
- Знакомство со сказкой «Как поссорились Солнце и Луна».
- Игра «найди и покажи эмоцию».
Май
«Как луне и Солнцу быть не могут ссору разрешить»
- Рассматривание картинки «Злость».
- Слушание сказки «Как поссорились Солнце и Луна». Беседа по содержанию.
- Упражнение на выразительность голоса, мимики, жестов.
«Бог Молнии и Грома очень спешил. Спор Луны и Солнца разрешил»
- Сюрпризный момент.
- Беседа о злости.
- Упражнение «Изображаем эмоцию».
- Рассказ детьми сказки «Как поссорились Солнце и Луна».
«Как поссорились Солнце и Луна»
- Распределение ролей, ряжение.
- Драматизация сказки.
Викторина «Мы любим сказки»
- Проведение викторины.
- Драматизация любимой сказки.
- Награждение.
Критерии
Отслеживания результативности работы кружка заключаются в уровнях освоения: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень:
- Знает виды театров;
- Владеет интонационной выразительностью речи;
- Владеет выразительностью жестов и мимики;
- Имеет навыки кукловождения;
- Умеет оценивать поступки героев;
- Проявляет инициативу и творчество.
Средний уровень:
- Знает виды театров;
- Интонационная выразительность речи недостаточно выражена;
- Владеет выразительностью жестов и мимики;
- Имеет навыки кукловождения;
- Умеет оценивать поступки героев;
- Проявляет творчество, но недостаточно инициативен.
Низкий уровень:
- Знает виды театров;
- Слабо выражена интонационная выразительность речи;
- Недостаточно владеет выразительностью жестов и мимики;
- Имеет навыки кукловождения;
- Умеет оценивать поступки героев;
- Не проявляет творчество, недостаточно инициативен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...
Авторская рабочая программа дополнительного образования по музыкально-ритмической деятельности. Рецензия и Свидетельство. Рецензент и эксперт – Н.Н.Калацкая к.п.н., доцент кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и образования Казанског
“Сюжетные танцы и этюды – средство развития танцевальноготворчества у детей старшего дошкольного возраста “Срок реализации: 1 год...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования "Ритмическая мозаика" составленная на основе программы А.И.Бурениной
Рабочая программа кружка "Ритмическая мозаика"...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Рабочая программа дополнительного образования «Выжигание по дереву» (художественно – эстетическое развитие») Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации программы – 8 месяцев
Образовательная программа «Выжигание» является модифицированной. Разработана на основе программы Куруленко Т.Ю. Книги Стефан Пул «Выжигание по дереву» Москва: &laq...