«Использование речевого этикета в сюжетно-ролевых играх для детей младшего возраста»
консультация ( группа) на тему
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_teme_etiket.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка «Детский сад № 71»
Выступление по теме
«Использование речевого этикета
в сюжетно-ролевых играх
для детей младшего возраста»
Подготовила: воспитатель
Аванесян К.С.
Использование речевого этикета
в сюжетно-ролевых играх для детей младшего возраста.
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.
Работая с детьми, воспитатели уделяют большое внимание формированию их поведения в играх, труде и оценивают возможности повседневной бытовой деятельности, которые таит в себе повседневная жизнь дошкольного учреждения.
Каждый день дети здороваются и прощаются, убирают после игры игрушки, умываются, одеваются на прогулку и раздеваются. Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь т.д. Во всех этих ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников.
Приучая детей здороваться со своими товарищами, воспитатель использует и утренний приход в детский сад и встречи в течение дня со взрослыми, сотрудниками и т.д. Такая постоянная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Любой из моментов режима дня в детском саду содержит огромные воспитательные возможности.
Взять хотя бы промежуток времени, когда дети находятся в раздевальной комнате. В раздевальной комнате дети остаются очень долго, но они постоянно вступают во взаимоотношения со сверстниками. В этих взаимоотношениях складывается свой микроклимат, происходит «автоматизация» норм поведения. Поэтому пребывание детей в раздевальной комнате воспитатель может использовать, чтобы поупражнять детей в доброжелательном отношении детей друг к другу, в умении уступать, приходить на помощь товарищам, вежливо к ним обращаться.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.
Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить этикет. Этикет выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в широком смысле слова.
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве.
В каждой эпохе свой стиль, у каждого общества свои правила поведения, но есть ценности общечеловеческие и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры – этикет, складывающийся веками, уходящий своими корнями в сферу нравственности.
Разработчики ФГТ представили нам портрет выпускника. Он - овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
Какие наиболее важные нравственные качества хотим мы видеть в наших детях?
Вежливость - Она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - Эта нравственная черта личности показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.
Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения в совместной деятельности, в повседневной игровой деятельности.
Так, например, в сюжетно-ролевых играх можно пользоваться формулами речевого этикета, при описании ролевых действий.
№ п/п | Формула речевого этикета | Содержание формулы |
1 | Приветствие | Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Приветствую Вас! Добро пожаловать! Доброго дня! Здоровья Вам! |
2 | Прощание | До свиданья! До встречи! Прощайте! Всего доброго! Будьте здоровы! Не болейте! Доброго пути! Удачного дня! Спокойного дня! Спокойной ночи! Удачи! |
3 | Благодарность | Спасибо! Пожалуйста! Благодарю Вас! Будьте добры! С уважением! |
4 | Извинение | Простите! Извините! Больше этого не случится! Больше этого не повториться! Извините за беспокойство! |
5 | Обращение | Будьте добры! Будьте внимательны! Обратите внимание! Посмотрите, пожалуйста! Разрешите к Вам обратиться! Можно Вас побеспокоить! Разрешите Вам задать вопрос! Ответьте, пожалуйста, на вопрос! |
Всякая теория без практики мертва. Задача родителей и педагогов состоит, прежде всего, в том, чтобы социализировать жизнь ребенка самым оптимальным образом. Это будет и развивать его культурно, и сделает жизненно необходимым понятие "этикет". Дети будут наблюдать за поведением других людей в разных обстоятельствах, видеть, что значимо для других, и начнут смотреть на себя со стороны. Они будут учиться уже не самим правилам, а способам взаимодействия с другими людьми по этим правилам.
И главное! Уважаемые, взрослые! Соблюдайте правила этикета сами. Обязательно. Даже самые нескучные игры не приучат детей к хорошим манерам, если перед глазами у них не будет достойного примера для подражания в вашем лице. Чтобы ваш малыш вырос настоящим джентльменом или леди, будьте сами джентльменом или леди.
«Устроим кукле комнату».
Задачи. Продолжать объединять единым сюжетом игры со строительным материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей к совместным играм.
Материал и оборудование. Набор кукольной мебели. Кукла. Кусочки ваты.
Предварительная работа. Постройка кукольной мебели на конструировании.
Ход игры.
Дети сидят полукругом, в центре которого детский стол. Воспитатель вносит знакомую куклу Катю.
«Здесь будет, (воспитатель обводит рукой поверхность стола) Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?». С этой фразой к кукле обращаются и дети. «Нет, - отвечает Катя, - не нравится, мне моя комната. Стола нет, стула нет, кровати нет».
Воспитатель ставит кровать и спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать?» Предлагает кукле осмотреть кровать, а затем лечь в нее. «Ложись, Катенька!» - предлагают и дети. Катя ложится и засыпает. «Пусть поспит, - говорит воспитатель, - а мы ей комнату устроим. Стол поставим. Что это? Зачем Кате стол?». «И стулья надо» - скажет кто-нибудь из детей. «Зачем стулья?» - интересуется воспитатель. Выслушивает ответы и ставит в комнату стулья.
Затем воспитатель вносит шкаф для белья, буфет. Спрашивает названия этих предметов мебели, объясняет их названия, назначение, ставит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.
После того как комната будет оборудована, воспитатель предлагает разбудить Катю. Просыпается Катя. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет. Дети отвечают на ее вопросы. Катя не сразу все усваивает. Она может перепутать буфет со шкафом. Дети должны заметить и исправить ошибку.
«На улице сегодня чудесная погода, - продолжает игру воспитатель, - снежок падает. Катя оделась и пошла гулять. Большая красивая снежинка опустилась на ее варежку. Катя подула на снежинку, и та полетела. А вы хотите подуть на снежинки?».
«Построим куклам дом»
Задачи. Продолжать развивать интерес к играм с куклами и строительным материалом. Учить подбирать игрушки и атрибуты для игры. Учить объединяться по двое-трое для самостоятельных игр.
Материал и оборудование. Набор строительного материала: кубики, кирпичики, пластины; куклы разных размеров; образные игрушки (заяц, мишка, белочка, лисичка)
Предварительная работа. Занятие по конструированию на тему «Домик для куклы».
Ход игры.
Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришла кукла Света. Она говорит, что ей негде жить. Давайте построим для Светы дом. Кто хочет построить? Сережа, ты хочешь сделать дом для Светы? Давай вместе строить, а Света посмотрит, как мы будем работать». Воспитатель сажает куклу на ковер.
В ходе строительства задает вопросы: «Из чего будем строить дом? (Из кирпичиков.) Сережа, принеси, пожалуйста, кирпичики. Как мы поставим кирпичики? (Узкой стороной.) Это будут стены дома. А как сделать крышу? (Надо положить кирпичик сверху на стены.) Давай, Сережа, проверим, сможет ли Света жить в этом домике. (Если кукла высокая, то воспитатель показывает, как построить высокий дом.)
Теперь надо сделать двери, чтобы в доме было тепло. (При этом можно поставить один или два кирпичика независимо от величины построенного дома.)
В процессе строительства дома вместе с Сережей воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать забор, другому — дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей.
Можно, посоветовать малышам, построить дома для своих кукол (зайцев, мишек), при этом спеть песню «Строим дом» (музыка М. Красева, слова С. Вышеславцевой):
Тук да тук, Тук да тук, раздается громкий стук.
Строим дом, Дом большой, и с крылечком, и с трубой.
Разукрасим мы дом и вверху. Флажок прибьем.
Будут жить в доме том - Зайка с куклой (мишкой) и слоном.
Когда постройка дома (или домов) закончена, воспитатель предлагает детям привести кукол в гости к Свете. Игрушки идут по дорожке, впереди — кукла Катя. Педагог читает потешку: Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Пройди по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование речевого этикета в сюжетно-ролевых играх для детей младшего возраста
Речевой этикет выступает - как форма вежливости и выражает уважение, доброжелательное отношение к окружающим....
Тема статьи:"Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
В данном материале говорится о важном значении сюжетно-ролевых игр в воспитании детей младшего дошкольного возраста....
"Роль сюжетно - ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста
Игра - как развитие способностей детей...
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии детей дошкольного возраста
Сюжетная игра — самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвласт...
Сюжетно-ролевые военные игры для детей 6-7 лет
для подготовительной группы...
Коспект сюжетно-ролевой интегрированной игры для среднего дошкольного возраста " Путешествие на Загадочный остров"
Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования , ознакомления с окружающим миром, а также продуктивная деятельность. Способствует формированию экологического мышления у дошкольникоов....
Использование сюжетно-ролевых игр для развития детей дошкольного возраста. Деловая игра для педагогов.
Использование сюжетно-ролевых игр для развития детей дошкольного возраста. Деловая игра для педагогов....