Проектная деятельность в подготовительной к школе группе по нравственно – патриотическому воспитанию "Город Мастеров"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Информационно - творческий проект по нравственно - патриотическому воспитанию (приобщение детей к русской народной культуре) в подготовитеьльной группе на тему "Путешествие в город Мастеров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gorod_masterov.docx | 41.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность
в подготовительной к школе группе
по нравственно – патриотическому воспитанию
(приобщение к русской народной культуре)
«Путешествие по городу Мастеров».
Воспитатель Высшей категории Танюкова Г.П.
МДОУ «Детский сад №155»
Саратов, 2016
Актуальность.
В последнее время интерес народным традициям и культуре значительно возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания , но и с тем , что становится все более очевидным , что человек –это продукт той культуры , в которой он вырос . С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре , общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности , патриотизма , формируют основы самосознания и индивидуальности .
Исходя из опыта работы, я столкнулась с тем, что у молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах развития у детей творческих способностей через приобщение к народно-прикладному искусству . Поэтому, я решила, что необходимо помочь родителям побольше узнать и сформировать знания о традициях ,быте ,росписях и культуре русского народа . Воспитание гражданина и патриота , знающего и любящего свою Родину ,-задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Приобщая детей к русской культуре формируется представления о взаимосвязи устно-народного творчества , музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства .
Новизна проекта “Путешествие по городу Мастеров” заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.
Проблема.
«Народ. который не знает своей культуры и истории –презрен и легкомыслен.»
Н.М. Карамзин
Если знакомить детей , начиная с раннего детства с родной культурой, произведениями декоративно-прикладного искусства , то это будет способствовать развитию духовного , нравственного , эстетического воспитания , и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины , будут жить , даря миру большое количество талантов , которыми будут гордиться не только в России . В наше сложное быстротечное время-время социальных перемен народные игры, забавы, игрушки заменяются на телевизионные экраны и компьютерные игры. По сути своей это чуждо детской натуре растущего человека Красота родной природы , особенности быта русского народа , его всесторонний талант , трудолюбие , оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров . Культуру России невозможно представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа . Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре . И эта тема не могла оставить меня равнодушной.
Гипотеза.
Предположим, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о русской народной культуре и традициях. Продолжая приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивается личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера ,т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее ,предвидеть будущее . Народ , не передающий все самое ценное из поколения в поколение –народ без будущего .
С помощью данного проекта, я хочу помочь детям закрепить знания о народных росписях. Помочь детям в расширении творческого потенциала.
Объект проектной деятельности.
Организационно — педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию п детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта.
Воспитание и формирование творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры через художественную литературу и художественное творчество .
Задачи проекта.
- Формировать представления детей о русско-народном искусстве, народной культуре ,о традициях и обычаях .
- Знакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства .
3. Обогатить детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу , художественное творчество .
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель, методист.
Планируемый образовательный результат :
1.Пробуждение интереса к истокам русской народной культуры, через устное народное творчество ,сказки и знакомство с народно –прикладным искусством.
2. Расширение кругозора у детей через посещение музея .
3. Широкое использование всех видов фольклора .
4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской народной культуре через знакомство с различными росписями .
В проекте выделены три этапа.
1. Организационно — подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к творчеству и воображению, познавательной деятельности . Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию и привитию любви к народной культуре и традициям у детей старшего дошкольного возраста.
2. Основной этап. Его цели: активное участие детей и родителей во всех познавательно — развлекательных, творческих мероприятиях ДОУ. Повышение качества образования в вопросах русской народной культуры.
3. Итоговый этап. Презентация, выставка накопленного материала, проведение викторины для детей и их родителей, показ открытого мероприятия “Путешествие в город Мастеров.” вывод о полученных результатах.
Срок реализации проекта: один месяц.
Тип проекта : творческо-познавательный
Основные формы работы с детьми :
- НОД .
- Беседы , рассматривание картин , иллюстраций , наглядно-дидактического материала , таблиц последовательности рисования узоров .
- Художественное творчество детей и знакомство с народно –прикладным творчеством (Гжель, Городец, Хохлома , Дымка )
- 4.Игровая деятельность (дидактические игры , подвижные игры , игры –драматизации).
Продукт проектной деятельности.
- Создание альбомов народной росписи: «Чудо -гжель», «Дымковские игрушки», «Городецкая роспись», «Золотая Хохлома» , « Народные росписи России».
- Изготовление дидактических игр: «Русские узоры», «Создай узор на доске», «Подбери и назови народную роспись» , «Найди пару» , «Обведи элемент» , «Декоративное домино» , «Поможем художнику».
- Создание презентаций на темы: «Почему не исчезает городецкий узор с деревянной доски», «Как лепить дымковскую игрушку», «Путешествие по городу Мастеров», «История народных промыслов».
- Подбор раскрасок по народно-прикладному искусству.
- Сочинение и красочное оформление книжек – малышек на тему «Народные росписи вокруг нас».
- Подбор картотеки легенд и сказок о возникновении народной росписи.
- Галерея рисунков и аппликаций , выставка изделий с использованием различных росписей «Город маленьких Мастеров».
- Создание папки- передвижки по народным росписям и мини-музея «Чудо росписи».
- Подбор моделей – конспектов НОД в электронных источниках и методической литературе.
- Изготовление , пошив, украшение костюмов с использованием различных росписей для итоговой презентации проекта.
- Публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru учебно – методического материала: презентация «Путешествие по городу Мастеров», проектная деятельность «Путешествие в город Мастеров», учебный материал «Это удивительное чудо-народные росписи !».
План реализации проекта. | |||||
Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный (ФИО, должность) | ||
ДЛЯ ДЕТЕЙ Посещение мини-музея «Русская изба» Непосредственно-образовательная деятельность: «Дымковская игрушка» Беседа: «Народные промыслы» Декоративное рисование «Веселые узоры» Д/ Игра «Найди пару» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Круглый стол: «Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре» Анкетирование «Знакомство с народно – прикладным искусством» | I неделя | Приобщение детей к истокам русской культуры Познакомить детей с особенностями и этапами изготовление дымковских изделий и возникновение этого промысла. Воспитывать эстетическое восприятие к народно – прикладному искусству Развивать творческие способности и фантазию. Активизация родителей к совместной работе по воспитанию любви к русской истории и традициям. Выявить знания о возникновении народных промыслов. | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Старший воспитатель Воспитатель | ||
ДЛЯ ДЕТЕЙ Непосредственно-образовательная деятельность: «В гости к городецким мастерам». Рисование на тему: «Городецкая роспись на доске» Проведение д./игры: «Обведи элемент» Чтение сказок и легенд о возникновении народных промыслов («Голубая Гжелка», «Золотая хохлома») Рассматривание таблицы: «Последовательность рисования узора (городецкая купавка)» Беседа на тему «Путешествие к мастерам хохломы». Совместное устное творчество: сочинение сказки «Как котята по городу мастеров гуляли» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Совместная творческая деятельность детей и родителей: написание и оформление сказок (книжки - малышки) о народных промыслах Составление и показ презентации на тему «История народных промыслов» Делимся опытом. Мастер – класс «Народная роспись по материалам» | II неделя | Формировать представление об особенностях изделий городецких мастеров. Знакомство с историей возникновения этого промысла. Развитие творчества Учить детей элементам росписи, техники их исполнения. Расширять кругозор детей Знакомство с особенностями и этапами рисования узоров. Развивать познавательные способности. Активизация речевой деятельности и развитие умения сочинять и фантазировать. Активизация родителей к совместной работе по приобщению к культуре русского народа. Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта. Обобщить знания о народных промыслах. Вовлечение родителей в процесс творчества | Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель, , дети Родители, дети Воспитатель Родители | ||
ДЛЯ ДЕТЕЙ Непосредственно-образовательная деятельность: «В гости к дымковским мастерам». Чтение художественной литературы о традициях, быте и культуре русского народа. Д/ игра «Составь и назови народную роспись» Лепка из глины «Дымковская свистунья». Выставка работ Дидактическая игра «Дымковские игрушки». Рассматривание альбома «Дымковская игрушка» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Изготовление папки – передвижки «Народные промыслы» Совместная творческая деятельность детей и родителей. Создание и показ презентации: «Как лепить дымковскую игрушку» Конкурс поделок из дерева и глины «Ярмарка веселая» | III неделя | Формировать представление об особенностях изделий дымковских мастеров. Знакомство с историей возникновения этого промысла. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа Развивать интерес к русской народной росписи. Закрепить умение аккуратно работать с глиной. Развивать, творческие способности Развивать умение оценивать свою работу и давать объективную оценку другим. Создать позитивный настрой, развивать интерес к дымковской росписи. Воспитывать интерес к изделиям народных мастеров. Активизация родителей к совместной работе по развитию творчества. Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта. | Воспитатель. Воспитатель. Воспитатель, дети Воспитатель Воспитатель Воспитатель, Воспитатель Воспитатель, Родители, дети. | ||
ДЛЯ ДЕТЕЙ Посещение выставки работ «Что за чудо эта гжель». Непосредственно-образовательная деятельность: «Домик сказочный с трубой в дымке голубой». Декоративное рисование «Морозные узоры» Д/и: «Русские узоры» Рассматривание альбома народной росписи «Золотая хохлома». ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Пошив костюмов к презентации народного прикладного искусства «Город Мастеров» Викторина «Назови виды росписи». Создание картотеки легенд и сказок, а также красочного иллюстрированного материала. Подведение итогов проекта. Итоговая выставка «Умелые руки не знают скуки» Итоговая презентация с участием педагогов детского сада, родителей и детей «Путешествие по городу Мастеров» | IV неделя. | Обобщить и систематизировать знания детей об особенностях этого народного промысла и истории его возникновения. Создание фантазийных образов, свободное сочетание изобразительно – выразительных средств в красивой бело – синей гамме. Развивать творческие способности Развивать умение называть виды росписи (Дымка, Жостово, Городец, Хохлома, Гжель и т. д.) Развивать интерес к русской народной росписи. Активное вовлечение родителей в работу офорлмения изделий по мотивам русских мастеров. Систематизировать знания о видах народной росписи. Воспитывать интерес к русской народной культуре. Активизация родителей к совместной работе по развитию творчества. | Воспитатель. Воспитатель. Воспитатель Родители Родители. Воспитатель. Дети. Родители, дети |
Результат реализации проекта.
Подводя итоги проектной деятельности, я сделала вывод, что моё предположение полностью подтвердилось. У детей старшего дошкольного возраста качественно повысились представления о традициях , быте и народных промыслах русской культуры. Мы сумели обобщить и систематизировать знания детей, а также их родителей о русской народной культуре . На протяжении данного проекта чётко прослеживается развитие нравственных представлений, познавательных и творческих способностей у детей .. В рамках реализации данного проекта стало возможным тесное взаимодействие детского сада и семьи . Обе стороны направляли свои усилия на возможности развития каждого ребенка , создания благоприятных условий приобщения к истокам русской народной культуры . Проект «Путешествие в город Мастеров» был составлен и апробирован в 2013 году. На протяжении этих лет педагоги других групп постоянно использовали информацию, различный материал проектной деятельности. Данному проекту как воспитатели, так и родители дали положительную оценку. Посредством проектной деятельности мы помогали сформировать модель развития познавательных и творческих способностей ребенка.
Список литературы:
- Князева О.П., Маханева М.Д. , «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» ,СПб, Детство-Пресс ,1998
- Клиенов А.П. «Народные промыслы», Москва , Белый город ,2000
- Корчаловская Н.В., «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников», Москва ,Феникс .2003
- Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Т.С. Комаровой ,М:Издательство «Российское педагогическое детство» 1999.
Приложение.
Содержание приложения:
- Презентация проекта. 1 - 14
- Методическая разработка НОД к итогу проектной деятельности. 1 - 10
- Стихи, загадки, пословицы. 1 - 5
- Картотека сказок и мультфильмов о правовой культуре. 1
- Буклет «Все о правах наших детей». 1 – 2
- Подборка сказок о правовой культуре. 1 - 9
- Декларация прав ребенка в стихах. 1 - 3
- Свидетельство о публикации в электронном СМИ. 1
- Образцы оформлений свидетельств о рождении детей. 1 – 4
- Видеоматериал с итогового мероприятия, проведенного в 2012 году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Россия – родина моя!»
Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период вс...
Проектная деятельность в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию . Тема проекта: "Мой город, моя улица".
Проект знакомит детей с названием улиц, на которых они живут. Дети узнают о том, что на улицах кроме жилых домов есть другие здания: почта, магазины, киоски и т.д. Подобран тематический материал, сост...
Проектная деятельность в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию . Тема проекта: "Мой город, моя улица".
материал по патриотическому воспитанию по теме "Мой город, моя улица"....
"Проектная деятельность, как одна из форм нравственно - патриотического воспитания дошкольников".
Консультация для воспитателей...
Мастер - класс по организации проектной деятельности в подготовительной к школе группев рамках темы недели «Зима, Зима!»
мастер-класс...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по нравственно – патриотическому воспитанию на тему «Россия-Родина моя».
Пояснительная записка.Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касает...