Проектная деятельность в подготовительной к школе группе по нравственно – патриотическому воспитанию "Город Мастеров"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Танюкова Галина Петровна

Информационно - творческий проект по нравственно - патриотическому воспитанию (приобщение детей к русской народной культуре) в подготовитеьльной группе на тему "Путешествие в город Мастеров"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gorod_masterov.docx41.28 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность

в подготовительной к школе  группе

по нравственно – патриотическому воспитанию

 (приобщение к русской народной культуре)

«Путешествие по городу Мастеров».

Воспитатель Высшей категории Танюкова Г.П.

МДОУ «Детский сад №155»

Саратов, 2016

Актуальность.

В последнее время интерес народным традициям и культуре значительно возрос. Это связано не только с возрастанием национального самосознания , но и с тем , что становится все более очевидным , что человек –это продукт той культуры , в которой он вырос . С первых лет жизни ребенка приобщают к культуре , общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности , патриотизма , формируют основы самосознания и индивидуальности .

Исходя из опыта работы, я столкнулась с тем, что у молодых родителей нет достаточно глубокого представления и обучения, они малокомпетентны в вопросах развития у детей творческих способностей  через приобщение к народно-прикладному искусству .  Поэтому, я решила, что необходимо помочь родителям побольше узнать и сформировать знания о традициях ,быте ,росписях и культуре русского народа . Воспитание гражданина и патриота , знающего и любящего свою Родину ,-задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа , освоения народной культуры . Приобщая  детей к русской культуре формируется представления о взаимосвязи устно-народного творчества , музыкального фольклора и декоративно-прикладного искусства .

Новизна проекта “Путешествие по городу Мастеров” заключается в интегрированном использовании разнообразных форм, видов и способов совместной детско-взрослой деятельности.

Проблема.

«Народ. который не знает своей культуры и истории –презрен и легкомыслен.»

                                                                         Н.М. Карамзин

Если знакомить детей , начиная с раннего детства с родной культурой, произведениями декоративно-прикладного искусства , то это будет способствовать развитию духовного , нравственного , эстетического воспитания , и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины , будут жить , даря миру большое количество талантов , которыми будут гордиться не только в России . В наше сложное быстротечное время-время социальных перемен народные игры, забавы, игрушки заменяются на телевизионные экраны и компьютерные игры. По сути своей это чуждо детской натуре растущего человека Красота родной природы , особенности быта русского народа , его всесторонний талант , трудолюбие , оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров . Культуру России невозможно представить без народного искусства , которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа . Поэтому-то я и решила изучить данную проблему и разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре . И эта тема не могла оставить меня равнодушной.

                                         Гипотеза.

    Предположим, что у детей старшего дошкольного возраста возможно качественно повысить представления о русской народной культуре и традициях. Продолжая приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивается личность каждого ребенка, который будет носителем черт русского характера ,т.к. только на основе прошлого можно понять настоящее ,предвидеть будущее . Народ , не передающий все самое ценное из поколения в поколение –народ без будущего .

С помощью данного проекта, я хочу помочь детям закрепить знания о народных росписях. Помочь детям в расширении творческого потенциала.

Объект проектной деятельности.

Организационно — педагогические условия совместной деятельности ДОУ и родителей по формированию п детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта.

Воспитание и формирование творчески развитой личности дошкольников средствами приобщения детей к истокам русской народной культуры через художественную литературу и художественное творчество .

Задачи проекта.

  1. Формировать представления детей о русско-народном искусстве, народной культуре ,о традициях и обычаях .
  2. Знакомить детей с произведениями народно-прикладного искусства .

       3. Обогатить детский замысел яркими впечатлениями через художественную литературу , художественное творчество .

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатель, методист.

Планируемый образовательный результат :

1.Пробуждение интереса к истокам русской народной культуры, через устное народное творчество ,сказки и знакомство с народно –прикладным искусством.  

2. Расширение кругозора у детей через посещение музея .

 3. Широкое использование всех видов фольклора .  

4. Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской народной культуре через знакомство с различными росписями .                                

В проекте выделены три этапа.

1. Организационно — подготовительный этап. Его цели: активизировать интерес детей к творчеству и воображению, познавательной деятельности  . Привлечь родителей к совместной работе по воспитанию и привитию любви к народной культуре и традициям у детей старшего дошкольного возраста.

2. Основной этап. Его цели: активное участие детей и родителей во всех познавательно — развлекательных, творческих мероприятиях ДОУ. Повышение качества образования в вопросах русской народной культуры.

3. Итоговый этап. Презентация, выставка накопленного материала, проведение викторины для детей и их родителей, показ открытого мероприятия “Путешествие в город Мастеров.” вывод о полученных результатах.

Срок реализации проекта: один месяц.    

Тип проекта : творческо-познавательный          

                                                 

Основные формы работы с детьми :

  1. НОД .
  2. Беседы , рассматривание картин , иллюстраций , наглядно-дидактического материала , таблиц последовательности рисования узоров .
  3. Художественное творчество детей и знакомство с народно –прикладным творчеством (Гжель, Городец, Хохлома , Дымка )
  4. 4.Игровая деятельность (дидактические игры , подвижные игры , игры –драматизации).

Продукт проектной деятельности.

  1. Создание альбомов народной росписи: «Чудо -гжель», «Дымковские игрушки»,  «Городецкая роспись», «Золотая Хохлома» , « Народные росписи России».
  2. Изготовление дидактических игр: «Русские узоры», «Создай узор на доске», «Подбери и назови народную роспись» , «Найди пару» , «Обведи элемент» , «Декоративное домино» , «Поможем художнику».
  3. Создание презентаций на темы: «Почему не исчезает городецкий узор с деревянной доски», «Как лепить дымковскую игрушку», «Путешествие по городу Мастеров»,  «История народных промыслов».
  4. Подбор раскрасок по народно-прикладному искусству.
  5. Сочинение и красочное  оформление книжек – малышек на тему «Народные росписи вокруг нас».
  6. Подбор картотеки легенд и сказок о возникновении народной росписи.
  7. Галерея рисунков и аппликаций , выставка изделий с использованием различных росписей «Город маленьких Мастеров».
  8. Создание папки- передвижки по народным росписям и мини-музея «Чудо росписи».
  9. Подбор моделей – конспектов НОД в электронных источниках и методической литературе.
  10.  Изготовление , пошив, украшение костюмов с использованием различных росписей для итоговой презентации проекта.
  11.  Публикации в социальной сети работников образования nsportal.ru  учебно – методического материала: презентация  «Путешествие по городу Мастеров», проектная деятельность «Путешествие в город Мастеров», учебный материал «Это удивительное чудо-народные росписи !».

План реализации проекта.

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный (ФИО, должность)

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Посещение мини-музея «Русская изба»

Непосредственно-образовательная деятельность: «Дымковская игрушка»

Беседа: «Народные промыслы»

Декоративное рисование «Веселые узоры»

Д/ Игра «Найди пару»

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Круглый стол:

«Роль семьи в приобщении детей к русской народной культуре»

Анкетирование «Знакомство с народно – прикладным искусством»

  I неделя

Приобщение детей к истокам русской культуры

Познакомить детей с особенностями и этапами изготовление дымковских изделий и возникновение этого промысла.

Воспитывать эстетическое восприятие к народно – прикладному искусству

Развивать творческие способности и фантазию.

Активизация родителей к совместной работе по воспитанию любви к русской истории и традициям.

Выявить знания о возникновении народных промыслов.

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Старший воспитатель

Воспитатель

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Непосредственно-образовательная деятельность: «В гости к городецким мастерам».

Рисование на тему: «Городецкая роспись на доске»

Проведение д./игры:

«Обведи элемент»

Чтение сказок и легенд о возникновении народных промыслов («Голубая Гжелка», «Золотая хохлома»)

Рассматривание таблицы:

«Последовательность рисования узора (городецкая купавка)»

Беседа на тему «Путешествие к мастерам хохломы».

Совместное устное творчество: сочинение сказки

 «Как котята по городу мастеров гуляли»

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Совместная творческая деятельность детей и родителей:

написание и оформление сказок (книжки - малышки) о народных промыслах

Составление и показ презентации на тему «История народных промыслов»

Делимся опытом. Мастер – класс «Народная роспись по материалам»

II неделя

Формировать представление об особенностях изделий городецких мастеров. Знакомство с историей возникновения этого промысла.

Развитие творчества

Учить детей элементам росписи, техники их исполнения.

Расширять кругозор детей

Знакомство с особенностями и этапами рисования узоров.

Развивать познавательные способности.

Активизация речевой деятельности и развитие умения сочинять и фантазировать.

Активизация родителей к совместной работе по приобщению к культуре русского народа.

Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта. Обобщить знания о народных промыслах.

Вовлечение родителей в процесс творчества

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель, , дети

Родители, дети

Воспитатель

Родители

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Непосредственно-образовательная деятельность: «В гости к дымковским мастерам».

Чтение художественной литературы о традициях, быте и культуре русского народа.

Д/ игра «Составь и назови народную роспись»

Лепка из глины

«Дымковская свистунья».

Выставка работ

Дидактическая  игра «Дымковские игрушки».

Рассматривание альбома «Дымковская игрушка»

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Изготовление папки – передвижки «Народные промыслы»

Совместная творческая деятельность детей и родителей.

Создание и показ презентации:

«Как лепить дымковскую игрушку»

Конкурс поделок из дерева и глины «Ярмарка веселая»

III неделя

Формировать представление об особенностях изделий дымковских мастеров. Знакомство с историей возникновения этого промысла.

Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа

Развивать интерес к русской народной росписи.

Закрепить умение аккуратно работать с глиной. Развивать, творческие способности

Развивать умение оценивать свою работу и давать объективную оценку другим.

Создать позитивный настрой, развивать интерес к дымковской росписи.

Воспитывать интерес к изделиям народных мастеров.

Активизация родителей к совместной работе по развитию творчества.

Вовлеченность родителей в реализацию плана проекта.

Воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель, дети

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель,

Воспитатель

Воспитатель,

Родители, дети.

ДЛЯ ДЕТЕЙ

Посещение выставки работ «Что за чудо эта гжель».

Непосредственно-образовательная деятельность: «Домик сказочный с трубой в дымке голубой».

Декоративное рисование «Морозные узоры»

Д/и: «Русские узоры»

Рассматривание альбома народной росписи «Золотая хохлома».

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Пошив костюмов к презентации народного прикладного искусства «Город Мастеров»

Викторина «Назови виды росписи».

Создание картотеки легенд и сказок, а также красочного иллюстрированного материала.

Подведение итогов проекта.

Итоговая выставка «Умелые руки не знают скуки»

Итоговая презентация с участием педагогов детского сада, родителей и детей «Путешествие по городу Мастеров»

IV неделя.

Обобщить и систематизировать знания детей об особенностях этого народного промысла и истории его возникновения.

Создание фантазийных образов, свободное сочетание изобразительно – выразительных средств в красивой бело – синей гамме.

Развивать творческие способности

Развивать умение называть виды росписи (Дымка, Жостово, Городец, Хохлома, Гжель и т. д.)

Развивать интерес к русской народной росписи.

Активное вовлечение родителей в работу офорлмения изделий по мотивам русских мастеров.

Систематизировать знания о видах народной росписи.

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

Активизация родителей к совместной работе по развитию творчества.

Воспитатель.

Воспитатель.

Воспитатель

Родители

Родители.

Воспитатель.

Дети.

     Родители, дети

Результат реализации проекта.

Подводя итоги проектной деятельности, я сделала вывод, что моё предположение полностью подтвердилось. У детей старшего дошкольного возраста качественно повысились представления о традициях , быте и народных промыслах русской  культуры. Мы сумели обобщить и систематизировать знания детей, а также их родителей о русской народной культуре . На протяжении данного проекта чётко прослеживается развитие нравственных представлений, познавательных и творческих способностей у детей .. В рамках реализации данного проекта стало возможным тесное взаимодействие детского сада и семьи . Обе стороны направляли свои усилия на возможности развития каждого ребенка , создания благоприятных условий приобщения к истокам русской народной культуры . Проект «Путешествие в город Мастеров» был составлен и апробирован в 2013 году. На протяжении этих лет педагоги других групп постоянно использовали информацию, различный материал проектной деятельности. Данному проекту как воспитатели, так и родители дали положительную оценку. Посредством проектной деятельности мы помогали сформировать модель развития познавательных и творческих способностей ребенка.         

                                         

Список литературы:

  1. Князева О.П., Маханева М.Д. , «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» ,СПб, Детство-Пресс ,1998
  2. Клиенов А.П. «Народные промыслы», Москва , Белый город ,2000
  3. Корчаловская Н.В., «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников», Москва ,Феникс  .2003

  1. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Т.С. Комаровой ,М:Издательство «Российское педагогическое детство» 1999.

Приложение.

Содержание приложения:

  1. Презентация проекта.                                                                                                      1 - 14
  2. Методическая разработка НОД к итогу проектной деятельности.                            1 - 10
  3. Стихи, загадки, пословицы.                                                                                            1 - 5          
  4. Картотека сказок и мультфильмов о правовой культуре.                                            1
  5. Буклет «Все о правах наших детей».                                                                             1 – 2
  6. Подборка сказок о правовой культуре.                                                                          1 - 9
  7. Декларация прав ребенка в стихах.                                                                                1 - 3
  8. Свидетельство о публикации в электронном СМИ.                                                     1
  9. Образцы оформлений свидетельств о рождении детей.                                               1 – 4
  10. Видеоматериал с итогового мероприятия, проведенного в 2012 году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Россия – родина моя!»

Нравственно – патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.   Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период вс...

Проектная деятельность в средней группе по нравственно-патриотическому воспитанию . Тема проекта: "Мой город, моя улица".

Проект знакомит детей с названием улиц, на которых они живут. Дети узнают о том, что на улицах кроме жилых домов есть другие здания: почта, магазины, киоски и т.д. Подобран тематический материал, сост...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми в подготовительной группе по нравственно – патриотическому воспитанию на тему «Россия-Родина моя».

Пояснительная записка.Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касает...