Методическая копилка тема: "Птицы"
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа, освоению умений рассказывать последовательно, связно. Учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_o_ptitsaht_word.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая копилка во второй младшей группе тема: «Птицы»
Беседа о птицах в разное время года
Беседа о птицах . ( зимой)
Тема: Какие разные птицы(сравнительный рассказ)
Цель: способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению использовать модель в качестве плана рассказа, освоению умений рассказывать последовательно, связно. Учить наблюдательности, заботливому отношению к птицам.
Ход беседы: 1. Что знаем о птицах.
Вопросы: -Чем отличаются птицы от других животных?
-Назовите известных вам птиц.
-Чем питаются?
2. Словесное описание муляжи птицы.
3. Работа по карточкам с изображение птиц.
(Дети сравнивают и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц.
4. Отгадывание загадок о птицах.
а )Зимой на ветках яблоки! Скорее собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это(снигери)
б )Без рук , без топоренка построена избенка.(Гнездо)
в )В лесу, под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд приятель!» И ставит попись…(дятел)
Беседа с использованием моделей (вороны, сороки, синицы, снегири).
Тема: Птицы.
Цель : способствовать у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения; обогащению и углублению представлений о птицах (особенностях строения, месте обитания, потребностях и способах их удовлетворения); развитию умения сравнивать по признакам, закрепленным в модели, умения использовать модель в качестве плана рассказа; воспитывать чувство заботы о птицах.
Ход беседы: 1. Отгадывание загадок:
Как лисица среди зверей, Это птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, А зовут ее..(Ворона)
Кто летает , кто стрекочет- Рассказать нам новость хочет?(Сорока).
Грудка ярче , чем заря У кого..(у снегиря).
2. Беседа «Что знаем о птицах»
Вопросы: -Как называется птица ?
-Опиши внешний вид .
-Чем питаются?
3. Игра « Птички и кот».
(Дети птички ищут корм, находят, клюют, кот притаился за деревом. По сигналу «Кот» дети разбегаются, а кот пытается их поймать.)
4. Игра-звукоподражание «Кто как кричит?»
Кар-кар(ворона).
Ча-ча(сорока)
Рюм-рюм(снегирь)
Синь-синь(синица).
Беседа о птицах (весной).
Тема: Скворец и утка.
Цель: способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период ( прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека), умение сравнивать скворца с другими птицами; развивать любознательность.
Ход беседы: 1. Беседа « Кто такие первые весенние вестники».
Мы в скворечнике живем, Песни звонкие поем(Скворец).
2. Составление устного описания скворца.
( Дети по картинке описывают скворца. Крупная , красивая птица с блестящими черным оперение, у скворца прямой длинный клюв, который помогает добывать из земли червяков).
3. Игра-имитация «Скворцы кормят своих скворчат».
4. Рассматривание и описание по картинке утят.
Вопросы: Кто это? Что они делают? Вы знаете где утки живут? Что делают в воде?
5 Имитация звукоподражания «Утки плавают и зовут своих утят»
6. Назови птиц которые прилетели.
(Дети сидят по кругу, воспитатель бросает мяч кому –либо из детей. Поймавший мяч должен назвать птиц, вернувшихся весной из теплых краев . Ребенок, не давший ответа выбывает из игры).
Беседа о птицах ( осенью)
Тема: Птицы осенью
Цель: способствовать обогащению и обобщению знаний детей о перелетных птицах; развитию познавательного интереса к природе; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к живым существам.
Ход беседы: 1. Чтение стих «Осень». Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к полету.
2. Беседа. –Какие птицы улетают зимовать в теплые края?
-Почему перелетные птицы улетают в теплые края?
3. Отгадывание загадок.
4. Закончи предложение:
Воробей маленький, а журавль…..
Утка серая, а лебедь……
5. Составление рассказа- описания с опорой на план(по картинке)
Как называется птица?
Чем питается?
Где проводит зиму?
В какой помощи нуждаются?
Беседа о птицах (зимующих).
Тема: Зимующие птицы.
Цель: способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах и что зима для всех трудное время года, как птицы приспособлены к жизни в это время года; проявлению желания помогать и заботится о птицах зимой; развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия, используя при этом схему-модель.
Ход беседы:1 –Какие птицы остались с нами зимовать?
-Как называются эти птицы?(зимующие)
-2. Игра в голоса.
Задание. Угадать какая птица произносит такие звуки; найти соответствующую картинку и повторить эти звуки:
3. Беседа.-Где зимой птицы находят корм?
-как может помочь человек зимующим птицам?
4. Изготовление кормушек из пластиковых бутылок.
Беседа о птицах (весной)
Тема: Птицы весной.
Цель: способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения- греются на солнце, на деревьях, чирикают. Выводят птенцов.. , формировать умению составлять рассказы по схеме; воспитывать любознательность, желание заботится о птицах.
Ход беседы: Чтение стихотворения «Скворцы»
Прилетели скворцы-
Молодой весны гонцы-
Червяков они клюют
И поют, поют, поют….!
2. Беседа: - Что понравилось в стихотворении?
-А где были скворцы зимой?
-Почему они поют?
-Какие еще птицы прилетели к нам весной?
3. Составления описательного рассказа с опорой на модель схему:
4. Игра имитация «Строим гнезда»
5. Изготовление скворечников.
Обобщающая беседа о птицах.
Тема: Как узнать птиц?
Цель: развивать обобщающие представления детей о птицах как живых существах, имеющих типичное строение: 2 ноги , 2 крыла, клюв.
Ход беседы: 1 Игровой сюрпризный момент. В группу приходит Незнайка и приносит картинку с изображением птиц. Незнайка: Гулял я по парку и сфотографировал вот этих красивых жуков. Но как они называются, не знаю.
Воспитатель: Почему жуков?
Незнайка: У них ведь есть ноги , крылья. Я видел, многие из них летают.
2. Беседа.-Правильно ли Незнайка говорит? Вы согласны с его утверждением, что на картинках сфотографированы пауки? Почему не правильно?
-Кто изображен на фото? Как вы догадались? Что это птица7 Чем они отличаются? –Что умеют делать птицы?.
3. Составления рассказа о птицах по схеме «Птицы».
Физкультминутки
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
( Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
Будем прыгать, как лягушка.
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка – попрыгушка.
За прыжком – другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
(Прыжки.)
Ежик.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
Утром встал гусак на лапки.
Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись,руки вверх – вдох – выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево – влево.)
Приседанье сделал справно,
(Приседания.)
Клювиком почистил пух,
(Наклоны головы влево – вправо.)
Поскорее в воду – плюх !
( Присели.)
Цапля ходит по воде.
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колен, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице.
Надо цапле наклониться.
Ну – ка тоже наклонились,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
Стрекоза
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
(Что это ?)
Утром стрекоза проснулась,(Потерли кулачками глаза.)
Потянулась, улыбнулась.(Руки через стороны вверх, потянулись.)
Раз росой она умылась,
(Потерли ладонями щеки.)
Два – изящно покружилась,(Покружились на месте.)
Три – нагнулась и присела,(Присели.)
На четыре – дружно полетела.(Помахали руками вверх – вниз.)
У реки остановилась,(Легкий бег на месте.)
Над водою закружилась.(Присели.)
Серая лошадка.
Цок, цок, цок! Я лошадка серый бок!
(Поочередное топание одной ногой, затем другой.)
Я копытцем постучу (Ходьба на месте.)
Если хочешь – прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива, хороши и хвост игрива.
(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)
Цок, цок, цок, цок, я лошадка – серый бок!( Кружимся на месте.)
Вот под елочкой зеленой.
Вот под елочкой зеленой (Встали.)Скачут весело вороны:
Кар, кар, кар! (Громко.)(Хлопки в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево – вправо.)
Спать ребятам не давали( Наклоны туловища влево – вправо.)
Кар, кар, кар! ( Громко.) ( Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.0
И все вместе засыпают(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)
Кар, кар. Кар!( Тихо.) (хлопки над головой в ладоши.)
Аист
(Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения:)
-Аист, аист длинноногий,
-Покажи домой дорогу.
-Аист отвечает:
-Топай правою ногой,
-Топай левою ногой
- Снова правою ногой
- Снова левою ногой
-После правою ногой
-После левою ногой
-Вот тогда придешь домой.
Кулик
(дети произносят текст, затем садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову, повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, потряхивая руками.
Влез кулик молодой, На колоду- бултых в воду.
Выпрыгнул.Вымок. вылез. Высох.
Влез на колоду и снова- в воду.Совсем кулик головой поник.Вспомнил кулик молодой, Что у него крылья за спиной, И полетел.
Крылья.
Встать прямо, руки вдоль туловища, ноги вместе. Развести руки в стороны вверх-вдох. Вернуться в исходное положение- выдох. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.
Сова.
(Педагог выбирает водящего- сову, которая садится на стул)
В лесу темно.Всеспят давно. Все птицы спят. Одна сова не спит . летит кричит.
Совушка-сова. Большая голова, на суку сидит. Во все стороны глядит. Да вдруг как полетит!!!!
(Дети ходят по кругу, остановившись, изображают спящих птиц. Сова показывает какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам. )
Цапля
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться. (чтение 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, 2 раз- на другой).
Птички.
Птички в гнездышках сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонько все летят(Дети «разлетаются», машут руками, как крыльями.)
Птички полетали
Крыльями махали, на деревья сели
Вместе отдыхали.
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел.
( Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(Покружиться.)
Будем прыгать, как лягушка.
Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка – попрыгушка.
За прыжком – другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
(Прыжки.)
Ежик.
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке.
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.
(Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем – то ловко
Раздобыл косой морковку.
(Прыжки на месте.)
Утром встал гусак на лапки.
Утром встал гусак на лапки,
(Потянулись,руки вверх – вдох – выдох.)
Приготовился к зарядке.
(Рывки рук перед грудью.)
Повернулся влево, вправо,
(Повороты влево – влево.)
Приседанье сделал справно,
(Приседания.)
Клювиком почистил пух,
(Наклоны головы влево – вправо.)
Поскорее в воду – плюх !
( Присели.)
Цапля ходит по воде.
Цапля ходит по воде
И мечтает о еде.
Ноги выше поднимай
Ты, как цапля, не зевай!
(Рывком поднять ногу, согнутую в колен, как можно выше, потом другую.)
Чтоб поймать еду в водице.
Надо цапле наклониться.
Ну – ка тоже наклонились,
До носочка дотянись.
(Наклониться и достать правой рукой левую ступню, потом левой рукой правую ступню.)
Стрекоза
Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик.
(Что это ?)
Утром стрекоза проснулась,(Потерли кулачками глаза.)
Потянулась, улыбнулась.(Руки через стороны вверх, потянулись.)
Раз росой она умылась,
(Потерли ладонями щеки.)
Два – изящно покружилась,(Покружились на месте.)
Три – нагнулась и присела,(Присели.)
На четыре – дружно полетела.(Помахали руками вверх – вниз.)
У реки остановилась,(Легкий бег на месте.)
Над водою закружилась.(Присели.)
Серая лошадка.
Цок, цок, цок! Я лошадка серый бок!
(Поочередное топание одной ногой, затем другой.)
Я копытцем постучу (Ходьба на месте.)
Если хочешь – прокачу! (Легкий бег на месте.)
Посмотри, как я красива, хороши и хвост игрива.
(Руки на поясе, наклоны туловища влево – вправо.)
Цок, цок, цок, цок, я лошадка – серый бок!( Кружимся на месте.)
Вот под елочкой зеленой.
Вот под елочкой зеленой (Встали.)Скачут весело вороны:
Кар, кар, кар! (Громко.)(Хлопки в ладоши.)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево – вправо.)
Спать ребятам не давали( Наклоны туловища влево – вправо.)
Кар, кар, кар! ( Громко.) ( Хлопки над головой в ладоши.)
Только к ночи умолкают (Машут руками как крыльями.0
И все вместе засыпают(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)
Кар, кар. Кар!( Тихо.) (хлопки над головой в ладоши.)
Дидактические игры о птицах
Д/И: «Кукушкино имя»
Цель: Учить детей изображать знакомые голоса птиц.
Ход игры: Вспомнить вместе с детьми, какие звуки издают насекомые и какие голоса птиц. Обратить внимание на то, что говорят о насекомых и птицах, люди используют разные понятия. Так, описывая поведение насекомых, люди говорят, что насекомые издают звуки , а птицы поют. Спросить у детей, различают ли они голоса птиц, что может выразить голос птицы, какое чувство, эмоцию. Если детям трудно ответить на эти вопросы, постарайтесь сами прокомментировать хотя бы один звучащий голос птицы или вместе с детьми сымитируйте голоса тех птиц, которые списаны в дополнительном материале. Пусть дети изобразят знакомые голоса птиц.
Разыграть с детьми стихи: Кукушка
Тихие сумерки, Солнце садится, Слышно, как плачет Какая-то птица
Дети:- Ку-ку,
Это кукушка Кричит на суку, Словно прогнать Она хочет тоску
Дети:- Ку-ку,
Если б кукушка жила не одна, Так бы весь век Не кричала она.
Дети:- Ку-ку
Пела б кукушка Веселые песни, Если б птенцы ее Были с ней вместе
Дети:- Ку-ку
Проследить , чтобы дети слова «ку-ку» в каждом куплете дети произносили с соответствующим настроением.
Подвижные игры
П/И:Вороны
Цель:учить детей подражать движениям и голосам птиц; двигаться не мешая друг другу
Ход игры: Как под елочкой зеленой
Скачут весело вороны.Кар-Кар!(дети бегают по комнате, размахивая ручками, как крыльями).
Целый день они кричали, Спать ребятам не давали. Кар-Кар!(дети ходят по комнате)
Только к ночи умолкают, Спят вороны отдыхают.Кар-Кар.(дети садятся на корточки, ручки под щеку-засыпают).
П/И: Птички , раз! Птички , два!
Цель:упражнять детей в выполнении движений, учить счету.
Ход игры:Восп-«Сколько у птичек лапок? А глазок, крылышек?»
Птички, раз!(выдвигают одну ногу)
Скок-скок-скок!(скачут на обеих ногах)
Птички раз!Птички два!(поднимаем другую руку)
Хлоп!Хлоп!Хлоп!(хлопают в ладоши).
Птички открывают глаза и бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Восп: «Все улетели»
П/И: Воробушки и кот(бег)
Цель:учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Описание: Дети становятся на скамеечки. Это воробушки на крыше. В другой стороне сидит кот, он спит. Воробушки вылетают на дорогу- говорит воспитатель, дети спрыгивают со скамеек, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот и произносит мяу-мяу и бежит ловить воробушек. Пойманный воробушек кот отводит к себе в дом.
П/И:Птички и дождик
Цель:учить действовать по команде взрослого, упражнять в произнесении звуков.
Ход игры: (педагог уточняет какая эмблема птиц у каждого.
«Птички летают»(дети бегут по площадки), клюют зернышки(дети присаживаются, клюют). Опять улетают. Вдруг налетел злой осенний ветер, завыл, зашумел.(Ввв-произносит дети). Закапал частый дождик, застучал по крыше. Тук!Тук!Тук!-повторяют дети. Прячьтесь птички!А то все перышки станут мокрыми. Все птички попрятались: кто под кустик, кто под листик(дети присаживаются). Дождик прошел и опять птички полетели, веселую песенку запели, радуются. (дети имитируют голоса знакомых птиц)
П/И:Собачка и воробьи.
Цель: закр.знания о характерных движениях птиц, учить имитировать их голоса.
Ход игры:Ребенок-собачка с мягкой игрушкой, садиться в уголок).
Скачет, скачет воробей:Скок-поскок!(дети скачут кто как может)
Кличет маленьких детей:Чив-Чив!(дети повторяют)
Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою:Чик-Чирик!
Вдруг собачка прибежала, на воробьев громко залаяла(ребенок-собачка выбигает и громко лает)Ав-ав.
П/И:Веселый воробей
Цель:учить выполнять движения по тексту игры.
Ход игры: Воробей с березы на дорогу прыг! Больше нет мороза чик-чирик!(дети прыгают и чирикают)
Вот журчит в канавке , быстрый ручеек(дети произносят: «Ж-ж-ж-ж!)
И не зябнут лапки-Скок-скок!(дети прыгают)
Высохли овражки- Прыг-Прыг!(дети прыгают)
Вылезут букашки-Чик-чирик!(дети чирикают)
Восп. Продолжает: «Клюй, не робей!Кто это (воробей)
П/И:Гуси
Цель:учить детей диалоговой речи.
Ход игры: Восп с игрушкой волка: «Гуси ходили в поле свежей травки пощипать, потом искупались в реке, собрались домой-а не могут пройти! Под горой сидит волк, хочт гусей схватить».
Восп: Гуси, гуси!(га-га)Есть хотите!(да-да)Хлеба с маслом(нет) А чего-же вам?(конфет) Летите домой.
Восп вместе с детьми произносит: Серый волк под горой Не пускает нас домой. 1,2,3-домой беги!
Дети бегут Взрослый берет в руки волка рычит: «Молодцы гуси! Все долетели, не поймал никого волк?»
Стихи о птицах
Аист
По весне весь наш посёлок
Дружно встретил новосёла.
Всем другим домам на зависть
Свил гнездо на нашем аист.
Беркут
Над степями в небе синем
Хищник гордый и красивый.
Красота и мощь не меркнут
И вблизи прекрасен беркут.
Воробей
Прыг, да скок, ну, что за птица,
Все на месте не сидится,
С виду нет его храбрей,
Шустро скачет воробей.
Ворона
Высоко на кроне клена
Спеть готовилась ворона,
Показала певчий дар,
Прокричала громко: Кар-р-р-р…
Грачи
Птицам этим очень рады,
Прячь, зима, свои наряды!
Даже маленький ручей
Рад приветствовать грачей.
Гусь
На зеленую полянку,
Не спеша идут вразвалку,
Это, знаем наизусть:
Серый гусь и белый гусь.
Дрозд
Примостился на забор
Разудалый птичий хор.
Под душевный шум берёз,
Песнь выводит певчий дрозд.
Дятел
Слышен стук в лесу недаром,
Это голос санитара.
Ствол проверил, все уладил,
Помогает лесу дятел.
Журавли
В небе чистом, как страница
Пролетают плавно птицы.
Над просторами полей
Клин красавцев журавлей.
Индюк
В огороде, как хозяин,
Бродит важно толстый барин.
В пестрый выряжен сюртук,
Расфуфырился индюк.
Канюк
Как ребенок кто-то плачет
В чаще. Что все это значит?
Не купись на этот звук,
Хищник так кричит, канюк.
Клёст
Птичку трудно, я скажу вам,
Не узнать с подобным клювом.
Приглядитесь, клюв не прост,
Им владеет только клёст.
Колибри
Вот такие невелички,
Ростом с муху, эти птички!
Взгляды их к цветку прилипли,
Над цветком висят колибри.
Кукушка
Все понять я не могу,
Там и тут звучит: Ку-ку.
Лес прошел я до опушки,
Где ж ты спряталась, кукушка?
Курица
Утром нам снесла яйцо,
После вышла на крыльцо,
Вправо-влево щурится,
Ищет зёрна курица.
Лебедь
Стая птиц белее мела
Отдохнуть на пруд присела,
Дивно видеть на воде
Грациозных лебедей!
Орёл
Без особого усилья,
Широко расправив крылья,
Славу в небе приобрёл,
Над землей парит орёл.
Павлин
Что за чудо, по полянке
Ходит важно веер яркий!
Красоты той властелин,
Горд хвостом своим павлин!
Пеликан
Посмотрите, рыболов
В клюве прячет свой улов!
Клюв у птицы как карман
На рыбалке пеликан.
Петух
Он встает с утра пораньше,
Голосист, поет без фальши,
Боевой у птицы дух,
Кукарекает петух!
Пингвин
В Антарктиде как на пляже,
Никакой мороз не страшен:
Посреди снегов и льдин
Важно топает пингвин.
Попугай
Повторять всегда готова
Эта птица слово в слово.
Птицу в том не упрекай,
Разговорчив попугай.
Синица
Эта птица с силой воли,
В день раз сто бывает в поле.
Птичке некогда лениться,
Носит корм птенцам синица.
Скворец
Сколотили мы скворечник
Птицам, мы должны беречь их.
Ну когда же наконец,
В нем поселится скворец?
Снегири
На снегу сидит блистая,
Красногрудых птичек стая.
Полюбуйтесь поскорей,
На красавцев снегирей!
Сова
Нелегко, увы, в грозу,
Поохотиться в лесу,
Для ворчания слова
Не найдет никак сова.
Соловей
Под закат багровый солнца
Трелью звонкой песня льется.
А певец среди ветвей — Голосистый соловей.
Сороки
Возле дома на дороге,
Спор затеяли сороки.
Не могли решить подруги,
Кто болтливее в округе.
Страус
Хоть высок в пустыне градус,
От жары не дрогнул страус,
Отыскать спасенье смог,
Спрятал голову в песок.
Удод
Птица в пестром оперенье,
С длинным клювом, загляденье!
Хохолок, взор прикуёт,
На тропе сидит удод.
Утка
Мать ведёт по переулку,
Малых деток на прогулку.
За детьми следить не шутка,
Свое дело знает утка.
Фламинго
Вечер, в полосе прибрежной
Сколько птиц румяно-нежных!
Под закат на вечеринку
Прилетел отряд фламинго.
Цапля
На ходулях бродит кто-то
Очень смело по болоту.
Ну, не страшно здесь ни капли,
Хорошо живется цапле!
Чайка
Всё не можем насладиться
Мы полётом этой птицы.
Моря синего хозяйка,
Над волною реет
Загадки о птицах
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
(Аист)
Рук нет,
А строить умеет.
(Птица)
На дереве в лукошке подрастают крошки.
(Птенцы)
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.
(Стая)
На шесте — веселый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поет отец—
Он и летчик, и певец.
(Скворец)
На шесте -дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его…
(Скворец)
В серой шубке перовой
И в морозы он герой
Скачет, на лету резвится,-
Не орел, — а все же птица!
(Воробей)
Чик-чирик!
За зернышком прыг!
Клюй, не робей! Кто это?…
(Воробей)
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
(Снегири)
Мал конек за морем бывал:
Спереди — шильце,
Сзади — вильце,
Сверху — черное суконце,
Снизу — белое полотенце.
(Ласточка)
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
(Жаворонок)
Ты его узнаешь сразу:
Черноклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
(Грач)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
(Грач)
Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее…
(Сорока)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)
Весь день рыбак
В воде стоял,
Мешок рыбешкой набивал.
Закончив лов, забрал улов,
Поднялся ввысь и был таков.
(Пеликан)
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет,
Я иду, боюсь, Кто это?…
(Гусь)
Ходит тега с теганятами, -
Не ногами, а лопатами.
Все пловцы неплохие,
Выходят из воды сухие.
(Гусь)
Крылатый, горластый,
Красные ласты.
(Гусь)
Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки — беги без оглядки!
(Гусь)
Вводе купался,
Да сух остался!
(Гусь)
Заявляю всем подряд –
Отойдите от цыплят.
У меня хоть внешность птицы,
Но характер, как у львицы.
(Наседка)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клест)
На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)
Плотник острым долотом
Строит дом с одним окном.
«Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу!»
(Дятел)
Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
(Стриж)
Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
Днем спит,
Ночью летает,
Прохожих в лесу пугает.
(Сова)
Пусть я птичка-невиличка,
У меня, друзья, привычка -
Как начнутся холода,
Прилетаю я сюда.
(Снегирь)
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!
(Снегирь)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ….
(Снегири)
Стоит ствол,
На стволе кол,
На колу дворец,
Во дворце певец.
(Скворец)
Эта птица
Зовется ….
(Синица)
Днем молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
Так важно она по болоту шагает!
И живность болотная прочь убегает.
Ведь если лягушка укрыться не сможет,
То этой лягушке никто не поможет!
(Цапля)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
Длинная, носатая,
Целый день стоит, как статуя.
У меня ходули —
Не боюсь болота.
Лягушат найду ли, —
Вот моя забота!
(Цапля)
Об этой пташке лесной
Поется в песне одной:
На базар она отправлялась,
Горькой водки там напивалась.
(Чижик)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться -
Два могучие крыла
У хозяина ….
(Орла)
Знает небо , знают ветер,
Скалы и речной лиман,
Что быстрее всех на свете
Птица гордая …
(Сапсан)
Живет на болоте,
Поет он с душой.
Ноги как спицы,
А сам небольшой.
(Кулик)
В болоте плачет,
А из болота не идет.
(Кулик)
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В амбаре ночует -
коноплю ворует
(Воробей)
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут? -
(Кукушка)
Гнездо под крышей — ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (Ласточкой) звать.
Каждый вечер спать ложусь,
В комнате один я не боюсь.
Засыпаю сладко я,
Под пенье птицы -
(Соловья)
В клетке целый день сидит,
И под нос себе твердит,
Но услышав двери скрип,
Он кричит «Филипп-Филипп»,
Кеше пить быстрее дай,
Кто же это -
(Попугай
Пословицы и поговорки о
Птицах
Брови соболиные, очи соколиные, сам орёл
Будет в голубятне корм, голуби слетятся
Было время, когда и для нее соловьи пели
В одних перьях всю жизнь не проходишь
В осень и у воробья пиво
В осень и у вороны копна, не только у тетерева
В своем гнезде и ворона коршуну глаза выклюет
Видна птица по полету
Видна сорока по полету, а молодец по походке
Видом орёл, а умом тетерев
Воробьи до ста лет прыгают
Ворон ворону глаз не выклюет
Ворона летала, да ястребу в когти попала
Ворона прямо летает, да за море не попадает; касатка крюками виляет, да за морем бывает
Все знает: сорочьи яйца ел
Всяк кулик на своем болоте велик
Всяк кулик свое болото хвалит
Всякая птица свои песни поет
Всякая птица своим голосом (свои песни) поет
Всякая птица своим клювом сыта (кормится)
Всякая птица своим пером красуется
Всякая птица тепло ищет
Всякая птичка сети боится
Всякая сорока от своего языка погибает
Всякий кулик на своем месте велик
Выехал на поле соловей - жаворонков считать
Где ворона не летала, а к ястребу в когти попала
Где курицы - красавицы, там и петухи - молодцы
Где птица не летает, а свое гнездо знает
Гусь слетав за море, становится болтлив, как утка
Далеко кулику до Петрова дня
Дело не сокол, не улетит
Деньги как птицы, улетают и прилетают
Деньги что гальё (галки), все в стаю сбиваются
Для тебя курица кудахчет, для меня - несется
Дружные чайки и ястреба одолеют
Если мир затопит вода, разве утка станет горевать?
Если ты курица, то почему несешь гусиные яйца?
Ждала сова галку, да выждала палку
Ждет, как ворон кости
Жена что лебедь-птица вывела детей вереницу
Журавль высоко летает, а от воды не отбывает
За морем и синица - птица
Знает и ворона, в чем оборона
Знает сорока, где зиму зимовать
И без петуха рассветет
И большому гусю не высидеть теленка
И гусь от гнезда отводит
И гуся на свободу тащат, да в щи
И кулик в своем болоте велик
И кулик чужую сторону знает
И орёл выше солнца не летает
И петух на своём пепелище храбрится
И петух свои часы знает
И птица в одно перо не родится
И птица, выкормив птенца, его летать учит
И птицы весною парочками летают
И сокол выше солнца не летает
И у курицы сердце есть
И черный ворон вещает, да невпопад
Изба без детей, что гнездо без птиц
Кабы нашего сокола вабило не сманило, сто лет бы сидел
Каждая курица свой насест знает
Каждая курица свой насест хвалит
Каждая птица в своем гнезде хозяйка
Каждая птица свое гнездо хвалит
Каждая птица своим носом кормится
Каждый кулик свое болото хвалит
Каждый петух своим голосом поет
Как назначат в лесу воеводой лису, пера будет много, а птицы нет
Как ни зол лебедь - и он своих яиц не бьет
Как одна сорока хвост задерет, то за нею и все
Как птица живет: не сеет, не жнет
Когда бедняк ест курицу, значит или он болен, или курица
Коль есть петухи и куры - будут и цыплята
Коню брод, а курице потоп
Красна птица пением (перьем), а человек - умением
Красна птица пером, а человек умом
Красна птица перьем, а человек учением
Кричит, как выпь
Куковала бы кукушка на свою голову
Где ласточке ни летать, а к весне опять прибывать
Кукушка на радость в бору, ребенок на радость в дому
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку
Кулик на месте соколином на будет птичьим господином
Кулик не велик, а все-таки птица
Курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в Охотный ряд цыплятами торговать
Курица по зернышку клюет да сыта бывает
Курица кудахчет в одном месте, а яйца кладет на другом
Курица по одному яйцу несет
Ласточка день (весну) починает, а соловей кончает
Летает, значит птица
Либо в сук, либо в тетерю
Либо дупель влет, либо стрелка в лоб
Либо утку хлоп, либо парня в лоб
Лучше воробей в руке, чем петух на кровле
Лучше голубь в тарелке, чем глухарь на току
Лучше синица в руках, чем журавль в небе
Мал соловей, да голос велик
Мала ворона, да рот широк
Мала птица, да и та свое гнездо бережет
Мала птичка, да ноготок востер
Мало-помалу птичка гнездо свивает
Мертвым соколом и вороны не затравишь
Мертвым соколом утки не затравить
Метил в ворону, а попал в корову
Метил в тетерю, а угодил в сук
Мокрая курица, а тоже петушится
Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел
Молодость пташкой, старость черепашкой!
Мошнику вся зима за одну ночь
На кукушкиных яйцах не высидишь цыплят
На обглоданную кость сорока не падка
На словах - орёл, на деле - мокрая курица
Народу служить, не ворон ловить
Наряд соколиный, а походка воронья
Не будь петуха, разве утро настанет
Не велика синичка, да та же птичка
Не петь было рано пташечке, не съела б кошечка
Не птицу сватать, а девицу
Не разбив яиц, не сделаешь яичницы
Не растет лопух выше ясеня, не летит петух выше ястреба
Не робей, воробей (дерись с вороной)
Не та земля дорога, где медведь живет, а та, где курица скребет
Нет дерева, на которое бы птица не садилась
Овсянке на радость кукушка яичко снесла
Одна ласточка весны не делает
О том кукушка кукует, что своего гнезда нет
Перелетный соловей: то на сосну, то на ель
Пишет как курица лапой
Понравился сатана лучше ясного сокола
Прощай, матушка Русь: я к теплу потянусь (говорит птица на отлете)
Птица с когтями варится быстрее, чем с перепончатыми ногами
Птицу по перьям знать, сокола по полету
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой
Пуганая ворона куста боится
Разве могут ласточки и воробьи знать думы аиста
Ранняя птица зубки теребит (носок прочищает), поздняя глазки продирает
Рано пташка запела, как бы кошка не съела
Рожею сокол, а умом тетерев
Рыба и утка не наполняют желудки
Рыбка да утка сделают без обутка
Рыбки да рябки - потерять уповодки
Рыбки да рябки - прощай, деньки
Рыбы живут в глубине, птицы - на берегу
Свинья не родит сокола
Сера утица - охота моя, красна девица - зазноба моя
Скажется птица посвистом
Скажешь днем - подслушают птицы, скажешь ночью - подслушают мыши
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь
Сокол - вороньи перья
Сокол мал, да удал
Сокол с места, а ворона на место
Соколу лес не в диво
Соловей берет пением, а человек - умением
Соловья баснями не кормят
Соседская курица всегда выглядит гусем
Старого воробья на мякине не проведешь
Стащив цыпленка, ястреб вернется за вторым
Стрелял в журавля, а попал в воробья
Стрелял в сыча, а попал в усача
Счастье вольная пташка: где захотело, там и село
Счастье как жар-птица - не каждому дается
Тяжбу завел - стал гол, как сокол
У всякой пташки свои замашки
У маленькой птицы и гнездо маленькое
Худа та птица, которой гнездо свое не мило
Цыплят по осени считают
Чай, примечай, куда чайки летят
Яйца курицу не учат
Ястреб ловит - коршун отнимает
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая копилка воспитателя ДОУ при работе с детьми и родителями
Представленные мною разработки заинтересуют воспитателей детского сада, работающих по инновационной технологии « Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Б...
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД в подготовительной логопедической группе по образовательной области коммуникация на тему: "Птицы - наши друзья"
Цель: обобщить, систематизировать, закрепить знания детей о птицах.Задачи:Развивающие:Развивать связную речь: развивать диалогическую речь, учить детей давать полные ответы на вопросы, формировать уме...
Активные формы методической работы в МБДОУ детский сад «Булжамуур». методическая копилка старшего воспитателя
Методическая работа в ДОУ – важное условие повышения качества педагогического процесса....
Методическая разработка на тему: «Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»
laquo;Методическая копилка пособий для развития речевого дыхания»...
Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки.
Методические рекомендации по оформлению мероприятий для методической копилки. Цель вашего мероприятия определяется критериями самоэффективности, для кого, для чего, какой результат. Оформлять мероприя...
Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклорными формами». Тема: «Птицы вокруг нас»
Методическая разработка учителя-логопеда Поповой М.Б. на тему: «Развитие лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного к школе возраста с ОНР в ходе ознакомления с малыми фольклор...