особенности эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка ( группа) на тему

Середкина Ксения Алексеевна

Используя данные, полученные в ходе предыдущего исследования, мы сможем выявить некую связь между типами семейного воспитания и эмоционально-личностной сферой детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodich_razrobotka.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнено:

Середкиной Ксенией Алексеевной

Тема: особенности эмоционально-личностной сферы у детей старшего дошкольного возраста с разными типами семейного воспитания.

Цель исследования: изучить эмоционально-личностную сферу дошкольников (выборка 40 детей)

Объект исследования: дети дошкольного возраста

Предмет исследования: эмоционально-личностная сфера детей дошкольного возраста

Задачи исследования:

- изучить литературу, которая касается типов семейного воспитания

- экспериментально выявить различные типы семейного воспитания;

Гипотеза: используя данные, полученные в ходе предыдущего исследования, мы сможем выявить некую связь между типами семейного воспитания и эмоционально-личностной сферой детей дошкольного возраста

Будут использованы следующие методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы

- методика «Рисунок семьи»

- методика социальной теории Гилфорда (Михайлов)

- методика «Семейный системный тест Геринга»

Были взяты: методика социальной теории Гилфорда  субтест 1. Истории с завершением, а так же фактор познания систем поведения (CBS), так как я считаю эти субтесты наиболее подходящими  для детей дошкольного возраста (6-7 лет), но при этом мне удалось сохранить количество исследуемых детей – 40 человек.

Все результаты я зафиксировала в таблицах, распределив их согласно типам семейного воспитания. Результаты и выводы представлены ниже.


Рисунок семьи

Тип семейного воспитания

Результаты исследования

Вывод

Гиперпротекция

Ребенок изображает себя: маленькая, слабая фигурка, изображенная в окружении родителей, в которой ребенок признает себя, может выражать чувство беспомощности и требование заботы и ухода. Такое положение может быть связано с тем, что ребенок привык к атмосфере постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто наблюдается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и постоянно требуя от них помощи и внимания;

Или же иная ситуация: ребенок больше всех выделяет на рисунке свою фигуру, рисует себя более тщательно, прорисовывая все детали, изображая более ярко, так что бросается в глаза, а остальные фигуры составляют просто фон, то тем самым он выражает важность собственной личности. Он считает себя основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье, самым значимым, уникальным. Стремясь воплотить в ребенке все то, чего не смогли добиться сами, дать ему все, чего были лишены, родители признают его приоритет, первостепенность его желаний и интересов и свою вспомогательную, второстепенную роль.

При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.  В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье.

Родители при этом не хотят, или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка и особенно неустойчивого типа.

Гипопротекция

На рисунке наблюдается дистанция между членами семьи – один из основных факторов, отражающих предпочтения ребенка. Расстояния на рисунках детей с данным типом семейного воспитания были наиболее четко заметными;

Так же ребенок идентифицирует  себя с самым невзрачным персонажем на рисунке, который имеет нечеткие очертания, помещается в стороне от всех остальных и т.д. Такой случай говорит о том, что ребенок испытывает большие затруднения и напряженность во взаимоотношениях с семьей и самим собой;

На рисунках  присутствовали и вымышленные персонажи, которые также символизируют неудовлетворенные потребности ребенка. Не получив их удовлетворения в реальной жизни, ребенок удовлетворяет эти потребности в своей фантазии, в воображаемых отношениях.

Ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки», родителю «не до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Такие родители  боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Чрезмерность требований-обязанностей

Изображение  одного из родителей неестественно большого размера, чаще  это касается материнской фигуры. Это говорит о том, что в его глазах этот родитель воспринимается как подавляющая фигура, пресекающая любое проявление самостоятельности и инициативы. Если у ребенка сложился образ одного из родителей как доминирующего, подавляющего, враждебного, пугающего человека, то он склонен придать его фигуре большие размеры по сравнению с фигурами других членов семьи, не учитывая их реальных физических размеров. Такая фигура изображается с большими руками, демонстрируя своей позой властное, диктаторское отношение;

В случае, когда  ребенок рисует себя в отдалении от остальных членов семьи, то, вероятно, он испытывает чувство одиночества и изолированности.

Именно это качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив, представляют риск психотравматизации.

Тест Гилфорда, субтест 1. Истории с завершением,  фактор познания систем поведения (CBS)

Тип семейного воспитания

Результаты исследования

Вывод

Гиперпротекция

3 (среднее)

Можно предположить, что нарушения в сфере семейных отношений, серьёзным образом влияют на  уровень социального интеллекта.   Лица с низкими оценками по субтесту не умеют предвидеть последствия поведения. Они не способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации.  

Гипопротекция

2 (нижесреднего)

Чрезмерность требований-обязанностей

4 (выше среднего)

В данном случае можно говорить  о закономерности влияния некомфортной атмосферы в семье на способности ребенка предугадывать  чувства членов семьи. Иными словами это вынужденный навык, который ребенок осваивает для того, что бы избежать лишних конфликтных ситуаций, что помогает ему снизить давление на него.  Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...

Коррекционные игры и упражнения, направленные на преодоление сложностей в эмоционально-личностной и познавательной сферах у детей старшего дошкольного возраста

Проблема трудновоспитываемости и труднообучаемости очень актуальнв в настоящее время. Большое количество научных публикаций различных специалистов посвящено именно проблеме трудных деталей или, как их...

Особенности развития эмоциональной сферы у ребёнка старшего дошкольного возраста .

Если у ребёнка тревожность или заниженная самооценка необходимо проводить коррекционые мероприятия....

Консультация для родителей Особенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста

Консультация для родителейОсобенности развития сенсорной сферы у детей младшего дошкольного возраста...

Статья "Особенности эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи"

У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере....

Особенности развития эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста

   Эмоциональное развитие у детей среднего дошкольного возраста – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализа...