«Музейная педагогика в ДОУ»
статья ( группа) на тему
«Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.»
Ф. Дзери
Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya_pedagogika_v_dou.docx | 776.86 КБ |
Предварительный просмотр:
«Музейная педагогика в ДОУ»
Воспитатель :
Солодкова Анна Александровна
«Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.»
Ф. Дзери
Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.
Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей. Часто ли наши дети бывают в музеях? Мы провели опрос-анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад находится в маленьком городе, где размещено очень мало музеев. Во- вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, т.к. дети еще «малы», по мнению родителей.
Как же привлечь внимание детей и их родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада. Цель: рассмотрение теоретических вопросов по организации системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через организацию мини-музеев.
Задачи:
∙ Изучить теоретические основы музейной педагогики;
∙ Охарактеризовать особенности организации мини-музеев в ДОУ;
∙ Систематизировать и обобщить опыт работы по созданию мини- музея в дошкольном образовательном учреждении.
В опыте описана работа по созданию мини-музеев в МБДОУ №41 г. Энгельса, разработана модель проектной деятельности, как эффективной формы взаимодействия педагогов и родителей, подготовлено несколько проектов, представлены презентации, консультации для педагогов и родителей, что представляет интерес для педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников.
Организация музейной педагогики в ДОУ
Теоретические основы музейной педагогики. Слово "музей" происходит от греческого слова museion. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.
Идеи музейной педагогики связаны с такими именами, как Г. Кершентейнер, Г. Фройденталь, А. Рейхвейн.
Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей- образование» немецкий ученый Г. Фройденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и образования. Он сформулировал совокупность требований к проведению занятий-экскурсий в музее: - каждое посещение музея должно иметь определенную цель; - необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;
- при отборе экспонатов музея, требуется учитывать возраст и интересы детей;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей – рисунок, сочинение рассказа и пр.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев ДОУ — участие в их создании детей и родителей (законных представителей). Дошкольники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея.
Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших дошкольников, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его семья. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
⎫ Выявление творческих способностей детей;
⎫ Расширение представлений о содержании музейной культуры;
⎫ Развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
⎫ Создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, викторины, дидактические игры, творческие задания. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Особенности организации мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении.
Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини- музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Для разработки технологии использования музейной педагогики как инновационной в процессе воспитания нравственности дошкольников выделены следующие принципы:
⎫ Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
⎫ Кратковременность экскурсий.
⎫ Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
⎫ Доступность.
⎫ Наглядность.
⎫ Содержательность.
⎫ Гуманизм.
⎫ Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
Цель создания мини-музея ДОУ: подготовка юного поколения к взрослой жизни через игру и с помощью музейных средств, приобщение детей и родителей к музейному искусству.
Определили перспективы создания мини-музеев и разработали алгоритм по созданию мини-музеев в группах:
1) выбор темы мини-музея
2) определение места размещения мини-музея
3) планирование экспозиций
4) выбор дизайна оформления мини-музея
5) подбор экспонатов
6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея
7) разработка форм работы с экспозициями мини-музеев
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей
9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини- музея
10) планирование организации поисково-познавательной деятельности в мини-музеях ДОУ.
В нашей группе были организованы мини-музеи различной тематики:
Мини-музей «Что за чудо этот чай»;
Мини музей «Агнии Барто»;
Мини -музей «Планета динозавров».
Мини-музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше.
Повысилась компетентность и творческий потенциал педагогов в связи с обновлением образовательного процесса. Создание мини-музеев в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты музея используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Старшие дошкольники выступают в мини-музее в роли экскурсоводов.
Многие родители начали посещать с детьми настоящие музеи, о чем потом дошкольники с удовольствием рассказывают друг другу и воспитателям. А мини- музеи в группах стали неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашего ДОУ и показали свою значимость в воспитании и развитии детей.
Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки. Были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...